Пояснительная записка по предмету человек.
Рабочая программа по предмету «Человек» 8 год обучения для обучающегося Зайцева Василия.
с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени (интеллектуальными нарушениями) и РАС составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 2 ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;
Учебным планом 8 класса , АООП , вариант 2.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
В учебном плане коррекционные занятия представлены с расчетом по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно - гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков;
формирование навыков культурой еды;
развитие умений ориентироваться в задании;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Нормативная база
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами : «Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание : представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки , связанные с гигиеной тела, части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно - гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: | Электронные учебно-методические материалы |
Представления о своем теле Представление о правилах здорового образа жизни. Представление о полезных и вредных привычках. | Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви. Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды. Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth https://mersibo.ru/ https://kssovushka.ru/ https://тридевятоецарство.рф/olympic/index http://умксипр.рф/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2 |
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
-иллюстративный материал (альбомы, наборы открыток) ;
-предметные и сюжетные картинки;
-настольные развивающие игры, лото, викторины;
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные отношения;
рабочие тетради с изображением контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов.
Учебно - методическое обеспечение
«Программа обучения детей с глубоким нарушением интеллекта»(НИИ дефектологии РАО г. Москвы)
Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя-дефектолога/ Ю. Н. Кислякова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 48с.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Электронные учебно-методические материалы | Мониторинг |
Предметные | Личностные |
1 четверть 8ч. |
1 | «Волшебные слова» | | 1 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. |
2 | Знакомство. Как вести себя в гостях. | | 1 |
3 | Сюжетно-ролевая игра «Мы вежливые» | | 1 | Уметь вести себя в обществе. Сформировать представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм |
4 | Как вести себя в школе. | | 1 | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. Зачет: |
5 | Режим дня школьника. | | 1 |
6 | Прогулка и ее значение | | 1 | Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
7 | Утренний и вечерний туалет. | | 2 | Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет. Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). |
| 2 четверть 6ч. | | | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. |
1 | Называние и различение частей тела: руки, ноги, голова, туловище. | | 1 |
2 | Называние и различение частей тела: волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза. | | 1 |
3 | Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага. | | 1 | Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь: умываться, чистить зубы Формирование умения наливать жидкость в кружку. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. |
4 | Действия связанные с гигиеной тела. | | 1 |
5 | Формирование умения сообщать о желании пить. | | 1 | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. |
6 | Игра-импровизация «Что умеет твое тело» | | 1 | Сформировать представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
| | | | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. Зачет: |
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Электронные учебно-методические материалы | Мониторинг |
Предметные | Личностные |
3 четверть 9ч. |
1 | Формирование умения наливать жидкость в кружку. | | 1 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль |
2 | Формирование умения пить из кружки. | | 1 |
3 | Формирование умения есть руками (фрукты). | | 1 | Уметь вести себя в обществе. Сформировать представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм |
4 | Формирование умения есть ложкой. | | 1 | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль |
5 | Формирование умения пользоваться салфеткой во время приема пищи. | | 1 |
6 | Называние и различение предметов для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце). | | 1 | Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
7 | Закрепление навыка правильно держать ложку, пользоваться ею. | | 1 | Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет. Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец) |
8 | Обобщение по темам за четверть. | | 2 | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. Зачет: |
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Электронные учебно-методические материалы | Мониторинг |
Предметные | Личностные |
4 четверть 6ч III четверть (28ч) |
1 | Формирование умения пить через соломинку. | | 1 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль |
2 | Расчесывание волос расческой. | | 1 |
3 | Чистка зубов щеткой, полоскание рта водой. | | 1 | Уметь вести себя в обществе. Сформировать представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм |
4 | Формирование умения есть вилкой. | | 1 | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль Зачет: |
5 | Закрепление умения правильного использования столовых приборов. | | 1 |
6 | Закрепление навыка мыть руки перед едой. | | 1 | |