Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек – общество – мир» разработана на основе авторской программы О.И. Волошиной (старший преподаватель кафедры отечественной истории Нового времени ФИПП РГГУ, заместитель директора по научно-методической работе НОУ «Школа АЛЕФ»), А.П. Логунова (д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедр культуры мира и демократии, декан факультета истории, политологии, права ФИПП РГГУ), А.Б. Шатилова (канд. полит, наук, доцент, заместитель декана ФИПП РГГУ по учебной работе), А.В. Юдельсона (канд. ист. наук, доцент, заместитель декана ФИПП РГГУ по учебной работе), опубликованной в сборнике «Элек-тивные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обществознание»/ под ред. А.Г. Каспржака. Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96 с— ISBN 5-7755.
Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся, изучающих «Обществознание» на профильном уровне; относится к предметной области «Обществознание».
Критика России за нарушение прав человека — причины разногласий между Россией и Западом. Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. История вопроса: права человека в культурных проектах XX в (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному). Права человека и их природа (социальное или природное явление). Права человека языком юридических документов. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной потребностью человека). Гуманитарное право XX в. (право войны и мира; права человека)
- анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ведущие причинно-следственные связи;
- строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...», «Что может быть, если...» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку зрения;
- ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос, планировать свои исследования;
- сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
- осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в таблицы, графики, диаграммы и наоборот;
- уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины, т. е. распознавать их в различном контексте
и правильно использовать в устной и письменной речи для описания основных социальных явлений и объектов и аргументации теоретических
рассуждений и обобщений;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и характеризовать их, т. е. указывать свойственные им значимые признаки;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты, т. е. выявлять их отличия и сходства;
- приводить собственные примеры, т. е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать) изученные теоретические положения на
соответствующих фактах.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примечания | Дата проведения |
план | факт |
II | РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке. | 33 | | | | | |
1.1. | Введение. | 1 | Краткая характеристика изуча-емого курса. | | | 05.09 | |
1.2. | Происхождение го-сударства и права. | 1 | Теории происхождения госу-дарства. Патриархальная тео-рия, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расо-вая теория, материалистическая теория и их представители. | Знать теории происхож-дения государства и права. | Презентация «Происхождение государства и права» | 12.09. | |
1.3. | Право древнего мира и средневековой Европы. | 1 | Кодекс царя Хаммурапи. Зако-ны Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Евро-пейское и римское право. Осо-бенности средневекового права. Взаимоотношения средневеко-вого права и церкви. Великая хартия вольностей. | Знать основное содер-жание законов древнего мира. | Отрывки текстов | 19.09. | |
1.4. | Становление права Нового времени. | 1 | Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содер-жание Конституции США. | Знать основные положе-ния Конституции США. | Отрывки из Конституции США | 26.09. | |
1.5. | Развитие права в России в IX – начале XIX в. | 1 | Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть времен-ных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Да-ниила Заточника», «Слово о по-гибели Русской земли», «Задон-щина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. | Знать памятники правовой мысли России. | Отрывки из документов | 03.10. | |
1.6. | Советское право в 1917 – 1991 гг. | 1 | Сущность диктатуры пролета-риата В.И.Ленина. Революци-онное правосознание. Наруше-ния законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидент-ское движение. | Знать понятие «дисси-дент», основные положе-ния советских Конститу-ций. | Отрывки текстов советских Конс-титуций | 10.10. | |
1.7. 1.8. | Современное рос-сийское право. | 2 | Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Кон-ституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уго-ловный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. | Знать основные документы. | Презентация «Отрасли российского права» | 17.10. 24.10. | |
1.9. | Международные договоры о правах человека. | 1 | Ценности прав человека: гума-низм, человеческое достоин-ство, свобода, равноправие, со-лидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные уни-версальные, международные региональные, национальные документы. | Знать международный билль о правах; основное содержание Факультатив-ного протокола к Между-народному пакту о граж-данских и политических правах. | | 07.11 | |
1.10. 1.11. 1.12. | Виды прав человека. | 3 | Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по полити-ческому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям. | Знать группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. | Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" Интернет – урок «Права и свободы человека» | 14.11. 21.11. 28.11. | |
1.13. | Всеобщая декларация прав человека. | 1 | История создания. Классифика-ция прав человека, зафиксиро-ванных во Всеобщей деклара-ции прав человека. | Знать значение Всеобщей декларации прав человека. | Текст Всеобщей Декларации прав человека | 05.12 | |
1.14. | Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». | 1 | Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. | Знать Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. | Текст Конституции | 12.12. | |
1.15. 1.16. | Права ребенка. | 2 | Декларация прав ребенка. Исто-рия принятия Конвенции. Ос-новные права ребенка. | Знать основные права ребенка. | Презентация «Права ребенка» | 19.12. 26.12. | |
1.17. | Урок-практикум «Конвенция о пра-вах ребенка». | 1 | Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего об-щества в процессе реализации права детей на свободу ассоци-аций и собраний. | Знать Конвенцию о правах ребенка. | Текст «Конвенции о правах ребенка» | 09.01 | |
1.18. | Нарушения прав человека в совре-менном мире. | 1 | Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экс-тремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов. | Знать понятие «геноцид, апартеид». | Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" | 16.01. | |
1.19. | Соблюдение прав человека. | 1 | Условия и средства обеспече-ния прав человека в современ-ном мире. | Уметь применять полу-ченные знания при ре-шении практических и проблемных задач; выде-лять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" | 23.01. | |
1.20. | Организация защи-ты прав человека. | 1 | Международные организации, осуществляющие защиту прав человека. Внутригосударст-венные правозащитные органы. | | | 30.01. | |
1.21. 1.22. | Дискриминация или защита прав человека. | 2 | Спорные вопросы прав чело-века: смертная казнь, аборт, эвтаназия и др. | Знать понятие «дискри-минация». | | 06.02 13.02. | |
1.23. | Права человека и их природа. | 1 | Смысловые значения права. Ос-новные назначения права в обществе. Мера свободы, спра-ведливости и ответственности. | Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. | Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" | 20.02. | |
1.24 1.25. | Права человека и правовая культура. | 2 | Понятия достойное существо-вание, естественные и неот-чуждаемые права, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека — высшие ценности человечес-кой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. | Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. | Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" | 27.02. 06.03. | |
1.26. 1.27. | Международное гу-манитарное право. | 2 | Задачи, принципы, история во-зникновения, основные доку-менты МГП и механизмы их применения. Определение гражданских объектов. Опре-деление военных объектов. | Знать понятия «междуна-родное гуманитарное пра-во. Комбатанты. Военно-пленные. Военные пресс-тупления. Военные пресс-тупники». | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» Конспект урока "Международное гуманитарное право" | 13.03. 20.03. | |
1.28. | Лица и объекты, пользующиеся осо-бой защитой. | 1. | Категории лиц, нуждающихся в специальных правах и особой заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе беженцев. Медицинский персонал. Духовный персонал. Персонал и объекты, использующие отличительную эмблему. Журналисты. Санитарные, безопасные, нейтрализованные и демилитаризованные зоны. Культурные ценности. | Знать, какие лица поль-зуются особой защитой в МГП. | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» | 03.04. | |
1.29. | Общие принципы использования ору-жия. | 1 | Оружие, способное нанести чрезмерные повреждения или причинить излишние страдания. Оружие неизбирательного действия. Применение запрещённого оружия. | Знать виды оружия, спо-собного нанести чрезмер-ные повреждения или при-чинить излишние страда-ния. | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» | 10.04. | |
1.30. | Защита прав чело-века в мирное и военное время. | 1 | Гуманное обращение. Запрещение убийства. Лишение свободы. Статус военнопленного. Раненные и больные. Лица пропавшие без вести. Лица находящиеся под особой защитой. Роль государственных органов в защите прав человека. | Знать роль ООН в защите прав человека, обществен-ные организации, наблюда-ющие за соблюдением прав человека. | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» | 17.04. | |
1.31. 1.32. | Конституционное право. | 2 | Виды конституций. Роль конс-титуции как правового доку-мента. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная сис-тема. Значение понятия «кон-ституционализм». Основное содержание преамбулы Конс-титуции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции. | Знать главные задачи и основные положения Кон-ституции РФ; основные принципы конституцион-ного строя РФ. Уметь формулировать главные ценности, на ко-торых базируется Консти-туция РФ; характеризовать конституционный строй РФ. | Интернет – урок «Конституционный строй» Презентация «Конституционное устройство РФ» | 24.04. 15.05. | |
1.3. | Итоговое повторение. | 1 | | Знать основные положения раздела. | тест | 22.05. | |