СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Человек – общество - мир» для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов  и является вариантом обязательного курса по выбору уча¬щихся, изучающих «Обществознание» на профильном уровне; относится к предметной области «Обществознание».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Человек – общество - мир» для 11 класса»

Рабочая программа элективного курса

«Человек – общество - мир»

для 11 класса


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек – общество – мир» разработана на основе авторской программы О.И. Волошиной (старший преподаватель кафедры отечественной истории Нового времени ФИПП РГГУ, заместитель директора по научно-методической работе НОУ «Школа АЛЕФ»), А.П. Логунова (д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедр культуры мира и демократии, декан факультета истории, политологии, права ФИПП РГГУ), А.Б. Шатилова (канд. полит, наук, доцент, заместитель декана ФИПП РГГУ по учебной работе), А.В. Юдельсона (канд. ист. наук, доцент, заместитель декана ФИПП РГГУ по учебной работе), опубликованной в сборнике «Элек-тивные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обществознание»/ под ред. А.Г. Каспржака. Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96 с— ISBN 5-7755.

Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов и является вариантом обязательного курса по выбору уча­щихся, изучающих «Обществознание» на профильном уровне; относится к предметной области «Обществознание».

Курс состоит из следующих разделов:

Раздел 1 — «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса» - 10 класс (34 ч.)

Раздел 2 — «Проблема прав человека в XXI веке» - 11 класс (33 ч.)

Учебно-тематический план

Название темы, раздела


Общее количество часов

1

РАЗДЕЛ 1.

Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса.

10 кл


34

2

РАЗДЕЛ 2.

Проблема прав человека в XXI веке.

11 кл

33


содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. (70 часов).

10 класс.

РАЗДЕЛ 1. Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса (36 ч.). Главные тенденции и воз­можные перспективы развития современной цивилизации; глобальные про­блемы человечества и «планетарное сознание»; диалог цивилизаций и кон­фликт цивилизаций как два способа взаимодействия; типы и формы проблем современной цивилизации; попытки выработки цивилизационных универсалий («общечеловеческих ценностей») в современном мире; супердержавы; нарастание цивилизационных кризисов, их типы и виды; кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на них.

11 КЛАСС.

РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке (34 ч.).

Критика России за нарушение прав человека — причины разногла­сий между Россией и Западом. Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. История вопроса: права человека в культурных проектах XX в (по­чему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному). Права человека и их природа (социальное или природное явление). Права человека языком юридических документов. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или яв­ляются насущной потребностью человека). Гуманитарное право XX в. (право войны и мира; права человека)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения элективного курса «Человек-общество-мир» ученик должен:

- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

- определять основания и способы своих и чужих действий;

- определять способ видения мира другими людьми;

- анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ве­дущие причинно-следственные связи;

- самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;

- строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...», «Что может быть, если...» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку зрения;

- ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос, планировать свои исследования;

- выдвигать гипотезы и аргументировать их;

- сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифици­ровать, оценивать;

- осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различ­ной степени сложности;

- формулировать сущностные определения;

- схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д.;

- уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в табли­цы, графики, диаграммы и наоборот;

- уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая при­нятые нормы устной речи;

- объяснять свои действия, решения, выбор;

- определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргумен­тацию;

- ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;

- вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов;

- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины, т. е. распознавать их в различном контексте
и правильно использовать в устной и письменной речи для описания ос­новных социальных явлений и объектов и аргументации теоретических
рассуждений и обобщений;

- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и характеризовать их, т. е. указывать свойственные им значимые признаки;

- сравнивать изученные социальные явления и объекты, т. е. выявлять их отличия и сходства;

- приводить собственные примеры, т. е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать) изученные теоретические положения на
соответствующих фактах.







Календарно-тематическое планирование элективного курса «Человек – общество – мир» 11 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

Дата проведения

план

факт

II

РАЗДЕЛ 2.

Проблема прав человека в XXI веке.

33






1.1.

Введение.

1

Краткая характеристика изуча-емого курса.



05.09


1.2.

Происхожде­ние го-судар­ства и права.

1

Теории происхождения госу-дарства. Патриархальная тео-рия, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расо-вая теория, материалистическая теория и их представители.

Знать теории происхож-дения государства и права.

Презентация «Происхожде­ние государ­ства и права»

12.09.


1.3.

Право древ­него мира и средневековой Европы.

1

Кодекс царя Хаммурапи. Зако-ны Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Евро-пейское и рим­ское право. Осо-бенности средневеково­го права. Взаимоотношения средневеко-вого права и церкви. Великая хартия вольностей.

Знать основное содер-жание законов древнего мира.

Отрывки текстов

19.09.


1.4.

Становление права Нового времени.

1

Основные черты буржуаз­ного права. Всеобщая дек­ларация прав человека. Основное содер-жание Кон­ституции США.

Знать основные положе-ния Конституции США.

Отрывки из Конституции США

26.09.


1.5.

Развитие пра­ва в России в IX – начале XIX в.

1

Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в разви­тии правовой системы. Па­мятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть времен-ных лет», «Поучение» князя" Влади­мира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Да-ниила Заточника», «Сло­во о по-гибели Русской зем­ли», «Задон-щина», «Сказа­ние о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.

Знать памятники правовой мысли России.

Отрывки из документов

03.10.


1.6.

Советское право в 1917 – 1991 гг.

1

Сущность диктатуры проле­та-риата В.И.Ленина. Рево­люци-онное правосознание. Наруше-ния законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Право­защитное, диссидент-ское движение.

Знать понятие «дисси-дент», основные положе-ния советских Конститу-ций.

Отрывки текстов советских Конс-титуций

10.10.


1.7.

1.8.

Современное рос-сийское право.

2

Основные цели экономиче­ских реформ 90-х г.г. в Рос­сии. Кон-ституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский ко­декс РФ. Уго-ловный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ.

Знать основные документы.

Презентация «Отрасли российского права»

17.10.

24.10.


1.9.

Международ­ные договоры о правах че­ловека.

1

Ценности прав человека: гума-низм, человеческое достоин-ство, свобода, равноправие, со-лидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные уни-версальные, междуна­родные региональные, национальные документы.

Знать международный билль о правах; основное содержа­ние Факультатив-ного прото­кола к Между-народному пакту о граж-данских и поли­тических правах.


07.11


1.10.

1.11.

1.12.

Виды прав человека.

3

Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по полити-ческому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям.

Знать группы прав, со­ставляющие содержание Всеобщей декларации.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"

Интернет – урок «Права и свободы человека»

14.11.

21.11.

28.11.


1.13.

Всеобщая декларация прав человека.

1

История создания. Классифика-ция прав человека, зафиксиро-ван­ных во Всеобщей деклара-ции прав человека.

Знать значение Всеобщей декларации прав человека.

Текст Всеобщей Декларации прав человека

05.12


1.14.

Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». 

1

Конституция РФ как основной закон государства. Российская кон­ституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.

Знать Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина.

Текст Конституции

12.12.


1.15.

1.16.

Права ребенка.

2

Декларация прав ребенка. Исто-рия принятия Конвенции. Ос-новные права ребенка.

Знать основные права ребенка.

Презентация «Права ребенка»

19.12.

26.12.


1.17.

Урок-практикум «Конвенция о пра-вах ребенка».

1

Конвенция о правах ребен­ка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего об-щества в процес­се реализации права детей на свободу ассоци-аций и собраний.

Знать Конвенцию о правах ребенка.

Текст «Конвенции о правах ребенка»

09.01


1.18.

Нарушения прав чело­века в совре-менном мире.

1

Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экс-тремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов.

Знать понятие «геноцид, апартеид».

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"


16.01.


1.19.

Соблюдение прав че­ловека.

1

Условия и средства обеспече-ния прав человека в современ-ном мире.

Уметь применять полу-ченные знания при ре-шении практических и проблемных за­дач; выде-лять главное в учебном материа­ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"


23.01.


1.20.

Организация защи-ты прав человека.

1

Международные организации, осуществляющие защиту прав чело­века. Внутригосударст-венные правозащитные органы.



30.01.


1.21.

1.22.

Дискриминация или защита прав человека.

2

Спорные вопросы прав чело-века: смертная казнь, аборт, эвтана­зия и др.

Знать понятие «дискри-минация».


06.02

13.02.


1.23.

Права человека и их природа.

1

Смыс­ловые значения права. Ос-новные назначения права в обществе. Мера свободы, спра-ведливости и ответ­ственности.

Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с тек­стом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"


20.02.


1.24

1.25.

Права человека и правовая культура.

2

Понятия достойное существо-вание, естественные и неот-чуждаемые пра­ва, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека — высшие ценности человечес-кой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие право­вые документы.

Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с тек­стом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"


27.02.

06.03.


1.26.

1.27.

Международное гу-манитарное право.

2

Задачи, принципы, история во-зникновения, основные доку-менты МГП и механизмы их применения. Определение гражданских объектов. Опре-деление военных объектов.

Знать понятия «междуна-родное гуманитар­ное пра-во. Комбатанты. Военно-пленные. Воен­ные пресс-тупления. Военные пресс-тупники».

Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов»

Конспект урока "Международное гуманитарное право"

13.03.

20.03.


1.28.

Лица и объекты, пользующиеся осо-бой защитой.

1.

Категории лиц, нуждающихся в специальных правах и особой за­боте государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о ста­тусе беженцев. Медицинский персонал. Духовный персонал. Персонал и объекты, использующие отличительную эмблему. Журналисты. Санитарные, безопасные, нейтрализованные и демилитаризованные зоны. Культурные ценности.

Знать, какие лица поль-зуются особой защитой в МГП.

Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов»


03.04.


1.29.

Общие принципы использования ору-жия.

1

Оружие, способное нанести чрезмерные повреждения или причинить излишние страдания. Оружие неизбирательного действия. Применение запрещённого оружия.

Знать виды оружия, спо-собного нанести чрезмер-ные повреждения или при-чинить излишние страда-ния.

Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов»


10.04.


1.30.

Защита прав чело-века в мирное и военное время.

1

Гуманное обращение. Запрещение убийства. Лишение свободы. Статус военнопленного. Раненные и больные. Лица пропавшие без вести. Лица находящиеся под особой защитой. Роль государственных органов в защите прав че­ловека.

Знать роль ООН в защите прав человека, обществен-ные организации, наблюда-ющие за соблюдением прав чело­века.

Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов»


17.04.


1.31.

1.32.

Конституционное право.

2

Виды конституций. Роль конс-титуции как пра­вового доку-мента. Консти­туционное право. Источники конституционного права. Конституционная сис-тема. Значение понятия «кон-сти­туционализм».  Основное содержание преамбулы Конс-титуции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.

Знать главные задачи и основные положения Кон-ституции РФ; основные принципы конституцион-ного строя РФ. Уметь формулировать главные ценности, на ко-торых базируется Консти-туция РФ; характеризовать конституционный строй РФ.

Интернет – урок «Конституционный строй»

Презентация «Конституционное устройство РФ»

24.04.

15.05.


1.3.

Итоговое повторение.

1


Знать основные положения раздела.

тест

22.05.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!