ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для V-IX классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами основного общего образования. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Причиной составления рабочей программы 2-го вида стали климатические условия нашего региона и наличие соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся.
Раздел «Лыжная подготовка» заменен на раздел «Кроссовая подготовка» и в него добавлены часы из вариативной части государственной программы.
Исходя из материальной базы школы и условий для занятий раздел «Гимнастика» составляет 7 часов и включает в себя акробатические упражнения и опорный прыжок. Строевые упражнения и комплексы общеразвивающих упражнений даются в процессе уроков в течение всего учебного года.
Упражнения из раздела «Элементы единоборств» изучаются отдельными частями при прохождении материала других разделов.
Учитывая большую доступность и естественность упражнений, часы из вариативной части государственной программы распределены между «Спортивными играми» и «Легкой атлетикой».
Для контроля за развитием физических качеств занимающихся введен раздел «Контрольные нормативы», благодаря которому можно наблюдать динамику роста результатов учащихся в течение года.
Программа по физической культуре для 5-9 классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
-закона «Об образовании»;
-примерной программы по физической культуре основного общего образования(М.: Просвещение, 2010г.);
- с рабочей программой «Физическая культура» В.И.Ляха 5-9 классы . - М.: Просвещение, 2012 год);
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012);
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе, начиная с 5-го класса, данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в 5-9-х классах ориентируется на решение следующих задач:
-содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
-обучение основам базовых видов двигательных действий;
-дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
-формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
-выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
-углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
-воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве капитана команды, судьи;
-формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
-содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, настоящая рабочая программа в своём предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности. Особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчета 3 ч в неделю: в 5 классе – 102 часа, в 6 классе – 102 часа: в 7 классе – 102 часа: в 8 классе – 102 часа: в 9 классе – 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889. В приказе было указанно: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 510 часов на пять лет обучения (по 3 часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, предметных и мета предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры:
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности.
Владение знаниями об особенностях индивидуального развития и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи.
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями во время игр, соревнований.
Способность принимать активное участие в организации и проведении спортивных мероприятий.
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня.
Умение проводить туристские пешие походы.
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование.
В области эстетической культуры:
Формирование потребности иметь хорошее телосложение.
Формирование культуры движений. Умения передвигаться легко, красиво, непринуждено.
В области коммуникативной культуры:
Владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом.
В области физической культуры:
Владение умениями:
- С максимальной скоростью пробегать 60 м.; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину;
-в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150г с места и с разбега (10-12м) с соблюдением ритма четырехшажного варианта бросковых шагов, метать малый мяч и мяч 150г с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15м.;
- в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять прыжки через козла в длину (мальчики) и ширину (девочки); выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
- в спортивных играх играть в одну из спортивных игр 9по упрощенным правилам);
- демонстрировать результаты не ниже. Чем средний уровень основных физических способностей;
- самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости;
- участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью, в соревнованиях по видам спорта;
- владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями.
Мета предметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты па основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Мета предметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
-понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
-понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
-бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
-уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
-ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
-добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
-рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
-поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
-понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
-восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
-владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
-владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
-владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
-владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
-владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в -самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
-владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:
-понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
-овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
-приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; -освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
-расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
-формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
-знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
-знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
-знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
-способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
-умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
-способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
-способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
-способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
-способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
-способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
-способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
-способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
-способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
-способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
-способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
-способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
-способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
-способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и коррегирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы
Акробатические упражнения: кувырок вперёд в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках; перекат вперёд в упор присев; зачётные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учётом технической и физической подготовленности занимающихся).
Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием; опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь и согнув ноги
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; высокий старт; низкий старт; ускорения с высокого старта; спринтерский бег; гладкий равномерный бег на учебные дистанции; эстафетный бег.
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную и горизонтальную неподвижную мишень; метание малого мяча на дальность с разбега (трёх шагов).
Спортивные игры. Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; ловля и передача мяча двумя руками от груди; передача мяча одной рукой от плеча; передача мяча при встречном движении; передача мяча двумя руками с отскока от пола; бросок мяча двумя руками от груди с места; штрафной бросок; повороты с мячом на месте; элементы тактических действий. Игра по упрощенным правилам.
Волейбол: стойка игрока, перемещения, передачи мяча, подача, прием подачи. Игра по упрощенным правилам.
Футбол: Игра в мини-футбол по упрощенным правилам.
Гандбол: Игра по упрощенным правилам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
V-VII классы (306 ч) |
Раздел 1. Основы знаний |
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Физическая культура в современном обществе. | Страницы истории Зарождение Олимпийских игр древности, виды состязаний. Правила их проведения. Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности. Физические упражнения и игры в Киевской Руси, Московском государстве. Наши соотечественники – олимпийские чемпионы. Физкультура и спорт в Российской Федерации на современном этапе. | Раскрывают историю возникновения и формирования физической культуры. Характеризуют Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывают содержание и правила соревнований. Определяют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Сравнивают современные физические упражнения и упражнения, которые были популярны у русского народа в древности. Объясняют, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России. Анализируют положения Федерального закона «О физической культуре и спорте». |
Физическая культура человека. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. | Правильная и неправильная осанка. Упражнения для сохранения правильной осанки. Зрение. Гимнастика для глаз. Влияние физических упражнений на основные системы организма. | Регулярно измеряют массу своего тела. Укрепляют мыщцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений. Осмысливают, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие. |
|
Режим дня и его основное содержание. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. | Здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Режим дня. Основные правила для проведения самостоятельных занятий. Адаптивная физическая культура. Личная гигиена. Рациональное питание. Режим труда и отдыха. Вредные привычки. Допинг. | Раскрывают понятие здорового образа жизни. Выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики. Разучивают и выполняют комплексы упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях. Соблюдают основные гигиенические правила. Выполняют основные правила организации распорядка дня. Объясняют роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. |
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. | Самоконтроль. Субъективные и объективные показатели самочувствия. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб. | Выполняют тесты на приседания и пробу с задержкой дыхания. Измеряют пульс до, во время и после занятий физическими упражнениями. Заполняют дневник самоконтроля. |
Первая помощь и самопомощь во время занятий физической культурой и спортом. | Первая помощь при травмах Соблюдение правил безопасности, страховки и разминки. Причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом. Простейшие приемы и правила оказания самопомощи и первой помощи при травмах. | В парах с одноклассниками тренируются в наложении повязок и жгутов, переноске пострадавших |
Раздел 2. Двигательные умения и навыки |
Легкая атлетика |
Беговые упражнения | Овладение техникой бега на короткие дистанции 5 класс История легкой атлетики. Высокий старт от 10 до 15 м. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Скоростной бег до 40м. Бег на результат 60м. 6 класс. Высокий старт от 15 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 50 м. Скоростной бег до 50м. Бег на результат 60м. 7 класс | Изучают историю легкой атлетики. Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно. Применяют беговые упражнения для развития физических качеств. Контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе |
| Высокий старт от 30 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 60 м. Скоростной бег до 60м. Бег на результат 60м. | совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Овладение техникой длительного бега 5 класс Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м. 6 класс Бег в равномерном темпе до 15 мин. Бег на 1200 м. 7 класс Бег в равномерном темпе: мальчики до 20 мин., девочки до 15 мин Бег на 1500 м. | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно. Применяют беговые упражнения для развития физических качеств. Контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Прыжковые упражнения | Овладение техникой прыжка в длину 5 класс Техника разбега и отталкивания в прыжках в длину Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» с 7-9 шагов разбега | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений. Осваивают ее самостоятельно. |
| 6 класс Техника разбега и отталкивания в прыжках в длину Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» » с 7-9 шагов разбега 7 класс Техника разбега и отталкивания в прыжках в длину Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» » с 9-11 шагов разбега | Применяют прыжковые упражнения для развития физических качеств. Контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Метание малого мяча | Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность 5 класс Метание малого мяча на точность в горизонтальную цель 1x1 с 6-8 м. Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега 6 класс Метание малого мяча на точность в горизонтальную цель 1x1 с 8-10 м. Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега 7 класс Метание малого мяча на точность в горизонтальную цель 1x1 с 10-12 м. Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега | Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают ее самостоятельно. Применяют метательные упражнения для развития физических качеств. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Кроссовая подготовка |
Развитие выносливости | Овладение техникой кроссового бега 5 класс Чередование бега и ходьбы Бег в гору и под гору Кросс 1500м. 6 класс Чередование бега и ходьбы Бег в гору и под гору Кросс 1500м. 7 класс Чередование бега и ходьбы Передвижение по мягкому и твердому грунту, песку и травянистому покрову. Кросс 2000м. | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно. Применяют беговые упражнения для развития физических качеств. Контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Спортивные игры |
Волейбол |
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности. | История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приемы игры в волейбол. Правила техники безопасности | Изучают историю волейбола. Овладевают основными приемами игры в волейбол. |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | 5-7 классы Стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение техники приёма и передач мяча | 5-7 классы Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Прием мяча двумя руками снизу на месте и после перемещения вперед. То же через сетку. | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение техники нижней прямой подачи | 5-6 класс Нижняя прямая подача мяча в стенку с 3-6 м в стенку. Нижняя прямая подача мяча на партнера с 3-6 м Подача мяча через сетку 7 класс Нижняя прямая подача мяча в стенку с 6-8м в стенку. Нижняя прямая подача мяча на партнера с 8-9м Подача мяча через сетку | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение техники прямого нападающего удара | 5-7 классы Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности |
Овладение игрой | 5-7 класс Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
Баскетбол |
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности. | История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приемы игры. Правила техники безопасности | Изучают историю баскетбола. Овладевают основными приемами игры в баскетбол. |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | 5-7 классы Стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение ловли и передач мяча | 5-6 классы Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча с пассивным сопротивлением защитника. | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение техники ведения мяча | 5-6 классы Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение с пассивным сопротивлением защитника | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Овладение техникой бросков мяча | 5-6 классы Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника Максимальное расстояние до корзины – 3,60м. 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины – 4,80м. | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
Футбол |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | Организуют совместные занятия футболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
Гандбол |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | Организуют совместные занятия гандболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
Гимнастика |
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности\. | История гимнастики. Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений. | Изучают историю гимнастики. Различают предназначение каждого из видов гимнастики. Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. |
Организующие команды и приёмы. | Освоение строевых упражнений 5 класс Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием. 6 класс Строевой шаг. Размыкание и смыкание на месте. 7 класс Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «Полшага!», «Полный шаг!» | Различают строевые команды, четко выполняют строевые приёмы. |
Упражнения общеразвивающей направленности (без предметов). | Освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении 5-7 классы Сочетание различных положений рук, ног, туловища Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие упражнения в парах. | Описывают технику общеразвивающих упражнений. Составляют комбинации из числа разученных упражнений. |
Опорные прыжки | Освоение опорных прыжков 5 класс Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину, высота 80-100см). 6 класс Прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 100-110 см). 7 класс Мальчики: прыжок согнув ноги (козёл в ширину, высота 100-115 см). Девочки: прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 105-115 см) | Описывают технику данных упражнений и составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. |
Акробатические упражнения и комбинации | Освоение акробатических упражнений 5 класс Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках. 6 класс Два кувырка вперед слитно; «мост» из положения стоя с помощью. 7 класс Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами. Девочки: кувырок назад в полушпагат. | Описывают технику данных упражнений и составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. |
Основы туризма |
Основы туризма | Освоение туристкой подготовкой 5-6 классы Правила поведения в походе, Преодоление препятствий Ориентирование на местности 7 класс Правила поведения в походе, санитарии, гигиены и безопасности. Личное и групповое снаряжение. Ориентирование на местности Практические занятия со снаряжением | Формируют на практике туристские навыки. Объясняют важность бережного отношения к природе. В парах с одноклассниками тренируются в наложении повязок и жгутов, переноске пострадавших. |
Контрольные нормативы |
Контрольные нормативы | Развитие двигательных способностей Контроль и самоконтроль развития двигательных способностей | Выполняют специально подобранные контрольные упражнения |
Раздел 3. Развитие двигательных способностей |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен) | Основные двигательные способности Пять основных двигательных способностей: гибкость, сила, быстрота, выносливость и ловкость | Выполняют специально подобранные самостоятельные контрольные упражнения |
Гибкость Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища. Упражнения для ног и тазобедренных суставов | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития гибкости. Оценивают свою гибкость по приведённым показателям |
| Сила Упражнения для развития силы рук. Упражнения для развития силы ног. Упражнения для развития силы мышц туловища. | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития силы. Оценивают свою силу по приведённым показателям |
Быстрота Упражнения для развития быстроты движений (скоростных способностей). Упражнения, одновременно развивающие силу и быстроту. | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития быстроты. Оценивают свою быстроту по приведённым показателям |
Выносливость Упражнения для развития выносливости. | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития выносливости. Оценивают свою выносливость по приведённым показателям |
Ловкость Упражнения для развития двигательной ловкости. Упражнения для развития локомоторной ловкости. | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития ловкости. Оценивают свою ловкость по приведённым показателям |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
VIII-IX классы (204 ч) |
Раздел 1. Основы знаний |
Физическое развитие человека | Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность 8-9 классы Характеристика возрастных и половых особенностей организма и их связь с показателями физического развития | Используют знания о своих возрастно-половых и индивидуальных особенностях, своего физического развития при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности |
| Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений 8-9 классы Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Правильная осанка как один из основных показателей физического развития человека. Основные средства формирования и профилактики нарушений осанки и коррекции телосложения | Руководствуются правилами профилактики нарушений осанки, подбирают и выполняют упражнения по профилактике её нарушения и коррекции |
| Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем организма 8-9 классы Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения | Раскрывают значение нервной системы в управлении движениями и в регуляции основных систем организма |
Самонаблюдение и самоконтроль | Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями 8-9 классы Регулярное наблюдение физкультурником за состоянием своего здоровья, физического развития и самочувствия при занятиях физической культурой и спортом, Учет данных самоконтроля в дневнике самоконтроля. | Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время занятий. Начинают вести дневник самоконтроля учащегося, куда заносят показатели своей физической подготовленности. |
Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями | 8-9 классы Общие гигиенические правила, режим дня, утренняя зарядка. Физкультминутки (физкультпаузы). Их значение для профилактики утомления в условиях учебной деятельности. Закаливание организма. | Продолжают усваивать основные гигиенические правила. Определяют назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль в режиме дня. Определяют дозировку температурных режимов для закаливающих процедур, руководствуются правилами безопасности при их проведении. |
Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах. | 8-9 классы Причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом. Характеристика типовых травм, простейшие приёмы и правила оказания первой помощи при травмах. | Раскрывают причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом, характеризуют типовые травмы и используют простейшие приёмы и правила оказания первой помощи при травмах. |
Возрождение олимпийских игр и олимпийского движения Физическая культура и олимпийское движение в России (СССР) | Олимпиады: странички истории 8-9 классы Летние и зимние олимпийские игры современности. Двукратные и трехкратные отечественные и зарубежные победители олимпийских игр. Допинг, Концепция честного спорта. Олимпийское движение в дореволюционной России. Первые успехи российских спортсменов на олимпийских играх. Сведения о московской Олимпиаде 1980 г. и о предстоящей зимней Олимпиаде в Сочи в 2014г. | Готовят рефераты на темы «Знаменитый отечественный (иностранный) победитель олимпиады», «Удачное выступление отечественных спортсменов на одной из олимпиад», «Олимпийский вид спорта, его рекорды на Олимпиадах». Раскрывают причины возникновения олимпийского движения в дореволюционной России. Объясняют, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России |
Раздел 2. Базовые виды спорта школьной программы |
Легкая атлетика |
Овладение техникой бега на короткие дистанции | 8-9классы Техника старта в беге на короткие дистанции, бег 30м. Стартовый разгон в беге на короткие дистанции. Развитие скоростных способностей, бег 60м. | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно. Применяют беговые упражнения для развития физических качеств. Контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Овладение техникой длительного бега | 8-9 классы Бег в равномерном темпе: мальчики до 20 мин., девочки до 15 мин Бег на 2000 м. | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно. Применяют беговые упражнения для развития физических качеств. Контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Овладение техникой прыжка в длину | 8-9 классы Техника разбега и отталкивания в прыжках в длину Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» » с 11-13 шагов разбега | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений. Осваивают ее самостоятельно. Применяют прыжковые упражнения для развития физических качеств. Контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность | 8 класс Метание малого мяча на точность в горизонтальную цель 1x1 с расстояния 12-16 м. Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. 9 класс Метание малого мяча на точность в горизонтальную цель 1x1 с расстояния 12-18 м. Метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. | Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают ее самостоятельно. Применяют метательные упражнения для развития физических качеств. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Кроссовая подготовка |
Овладение техникой кроссового бега | 8 класс Т/б при беге. Чередование бега и ходьбы Передвижение по мягкому и твердому грунту, песку и травянистому покрову. Развитие выносливости. Кросс 2000 м. 9 класс Т/б при беге. Попеременный бег Бег по пересеченной местности с преодолением препятствий Развитие выносливости. Кросс: 2000 м.(девушки) 3000 м.(юноши) | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно. Применяют беговые упражнения для развития физических качеств. Контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Спортивные игры |
Волейбол |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | 8-9 классы Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение техники приёма и передач мяча | 8 класс Передача мяча сверху двумя руками над собой на месте и после перемещения вперед. Передача мяча сверху двумя руками в парах. Передача мяча во встречных колоннах. 9 класс Передача мяча сверху двумя руками над собой на месте и после перемещения вперед. Сочетание передач мяча сверху и приемом снизу Передача мяча у сетки Передача мяча в прыжке через сетку. Передача мяча стоя спиной к цели Передачи мяча стоя спиной к цели через сетку | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение техники подач и приема мяча | 8 класс Нижняя прямая подача мяча на партнера с 8-10м. Нижняя прямая подача мяча из-за лицевой линии через сетку. Подача мяча в правую и левую часть площадки. Прием подачи Прием подачи с передачей мяча через сетку. Отбивание мяча кулаком через сетку 9 класс Нижняя прямая подача мяча из-за лицевой линии через сетку. Подача мяча в правую и левую часть площадки. Верхняя прямая подача Прием мяча, отраженного сеткой | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение техники прямого нападающего удара | 8-9 классы Прямой нападающий удар при встречных передачах | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности |
Овладение игрой | 8-9 класс Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
Баскетбол |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | 8-9 классы Дальнейшее закрепление техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение ловли и передач мяча | 8-9 класс Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, квадрате, круге) с пассивным сопротивлением защитника | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Освоение техники ведения мяча | 8 класс Ведение мяча шагом и бегом с изменением направления и скорости без сопротивления защитника. Ведение мяча шагом и бегом с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением защитника | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Овладение техникой бросков мяча | 8 класс Броски мяча в кольцо одной и двумя руками с места. Броски мяча в кольцо после ловли Броски мяча в кольцо после ведения мяча 9 класс Броски мяча в кольцо одной и двумя руками с места. Броски мяча в кольцо после ловли Броски мяча в кольцо после ведения мяча без сопротивления защитника Броски мяча в кольцо после ведения с пассивным сопротивлением защитника. | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
Футбол |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | Организуют совместные занятия футболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
Гандбол |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | Организуют совместные занятия гандболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями . |
Гимнастика |
Освоение строевых упражнений | 8 класс Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево. 9 класс Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении | Различают строевые команды, четко выполняют строевые приёмы. |
Освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении | 8-9 классы Совершенствование двигательных способностей | Описывают технику общеразвивающих упражнений. Составляют комбинации из числа разученных упражнений. |
Освоение опорных прыжков | 8 класс Мальчики: прыжок согнув ноги (козёл в длину, высота 110-115 см). Девочки: прыжок боком с поворотом на 90 градусов (конь в ширину, высота 110 см). 9 класс Мальчики: прыжок согнув ноги 9козел в длину, высота 115 см). Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см). | Описывают технику данных упражнений и составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. |
Освоение акробатических упражнений | 8 класс Мальчики: кувырок вперёд и назад в упор стоя ноги врозь; стойка на голове и руках; Девочки: кувырок вперёд и назад; мост и поворот в упор стоя на одном колене 9 класс Мальчики: кувырок вперед (длинный) и назад; из упора присев силой стойка на голове и руках; Девочки: равновесие на одной, выпад вперед, кувырок вперед | Описывают технику данных упражнений и составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. |
Основы туризма |
Освоение туристкой подготовкой | 8-9 классы Доврачебная помощь, транспортировка пострадавшего. Страховка и самостраховка. Практические занятия со снаряжением на местности. Определение азимута на открытой и закрытой местности. | Формируют на практике туристские навыки. Объясняют важность бережного отношения к природе. В парах с одноклассниками тренируются в наложении повязок и жгутов, переноске пострадавших. |
Контрольные нормативы |
Развитие двигательных способностей | Контроль и самоконтроль развития двигательных способностей | Выполняют специально подобранные контрольные упражнения |
Раздел 3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями |
Утренняя гимнастика | Комплексы упражнений утренней гимнастики без предметов и с предметами | Используют разученные комплексы упражнений в самостоятельных занятиях. Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время этих занятий |
Повышение физической подготовленности | Упражнения для развития силы. Упражнения для развития быстроты и скоростно-силовых возможностей. Упражнения для развития выносливости. Координационные упражнения подвижных и спортивных игр. Легкоатлетические координационные упражнения. Упражнения на гибкость. | Используют разученные упражнения в самостоятельных занятиях. Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время этих занятий. |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
по физической культуре.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев) К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Основная школа |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) | Д |
1.3 | Авторские рабочие программы по физической культуре | Д |
1.4 | Учебник по физической культуре | Г | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2 | Демонстрационные печатные пособия |
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия |
3.1 | Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» | Д | |
4 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
4.1 | Щит баскетбольный игровой | Д | |
4.2 | Щит баскетбольный тренировочный | Г | |
4.3 | Стенка гимнастическая | Г | |
4.5 | Скамейки гимнастические | Г | |
4.6 | Стойки волейбольные | Д | |
4.7 | Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола | Д | |
4.8 | Бревно гимнастическое напольное | Д | |
4.11 | Обручи гимнастические | Г | |
4.12 | Комплект матов гимнастических | Г | |
4.13 | Перекладина навесная универсальная | Д | |
4.15 | Аптечка медицинская | Д | |
4.16 | Спортивный туризм (палатки, рюкзаки, спальные мешки и др.) | Г | |
4.17 | Стол для настольного тенниса | Д | |
4.18 | Комплект для настольного тенниса | Г | |
4.19 | Мячи футбольные | Г | |
4.20 | Мячи баскетбольные | Г | |
4.21 | Мячи волейбольные | Г | |
4.22 | Сетка волейбольная | Д | |
5 | Спортивные залы (кабинеты) |
5.1 | Спортивный зал игровой (гимнастический) | | С раздевалками для мальчиков и девочек |
5.2 | Кабинет учителя | | Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
5.3 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | | Включает в себя стеллажи, контейнеры |
6 | Пришкольный стадион (площадка) |
6.1 | Легкоатлетическая дорожка | | |
6.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
6.3 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д | |
6.4 | Гимнастический городок | | |
6.5 | Полоса препятствий | | |
Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура» в основной школе
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, физической подготовленностью, профилактикой вредных привычек;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, рационально планировать режим дня;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма. Правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
Учащиеся должны обладать компетенциями по практическому применению полученных знаний и умений:
– для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
– для оказания первой помощи пострадавшим;
– для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного и здорового образа жизни.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга. Укрепления собственного здоровья;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности. Оказывать помощь в организации и проведении занятий.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности. Включать в него данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, туристских походов.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма;
- выполнять общеразвивающие упражнения, воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, гандбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей
от 28 августа 2015 г. № 1 ____________ Л.В.Луценко
_________ ____________ «____» ____________ 2015 г.
Подпись Расшифровка подписи