Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №3 г. Феодосии Республики Крым»
Рассмотрено заседание ШМО Руководитель ______________________ Протокол №__ от «___» __________ 2017 г. | Согласовано зам. директора по УВР ______ В.А.Шумилова «___» ________ 2017 г. | Утверждаю Директор школы ________О.А. Сукач «___» ________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
5-А, 5-Б , 5 –К классы основное общее образование
Срок реализации 2017/2018уч.год.
учитель Пономарёва Татьяна Юрьевна, Высшая категория
г. Феодосия
2017 г.
Предмет: География.
Класс: 5 класс.
Курс ориентирован на усвоение учащимися:
- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;
-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.
Количество часов: за год: 34 часа, в неделю: 1 час (1 час резерв)
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.
Учебно-тематическоее планирование.
Класс-5
Количество часов в год – 34ч.
В неделю – 1 час.
Плановых практических работ - 9, контрольных работ – 3.
Планирование составлено на основе программы География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Типы уроков:
1 – Урок ознакомления с новым материалом.
2 – Комбинирванный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания).
3 – Комбинирванный урок: обобщение полученных знаний, ознакомление с новым материалом.
4. - Комбинирванный урок: повторение и обобщение полученных знаний.
5. - Комбинирванный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.
6. – Контроль знаний.
Перечень практических работ
1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».
2. Анализ схемы ”Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца”.
3. Определение различных способов ориентирования на местности.
4. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.
5. Составление описания маршрута по плану местности.
6. Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности.
7. Определение географических координат по географической карте.
8. Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.
9. Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.
1 Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные:
Выпускник 5 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. строить простые планы местности;
5. создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Метапредметные результаты
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формы и темы контроля контрольные работы
№1 Развитие географических знаний. Планета Земля
№2 План и карта
№ 3 Литосфера
2. Содержание тем учебного курса по географии 5 класс.
Введение. Что такое география и как мы будем ее изучать. Представление учебника |
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле. Географические методы изучения окружающей среды. |
Развитие географических знаний о Земле. |
Открытие и исследование материков |
Современный этап научных географических исследований. Пр. работа №1. Составление таблицы «Этапы географических познаний Земли». |
Обобщающий урок по теме «На какой Земле мы живем.» Великие географы. |
Раздел 2. Планета Земля Земля – планета Солнечной системы. |
Движение Земли. Пр. работа №2. Составление схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» |
Солнечный свет на Земле. Влияние смены времен года на жизнь человека в Сибири |
Раздел 3. План и карта. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. Народные приметы погоды жителей. Пр. работа № 3. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. |
Изображение земной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб. Пр.р. №4 Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба. |
Способы изображения земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота. Практическая работа № 5 Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности. |
Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. Топографический диктант. |
Пр. работа. № 6 Составление описания маршрута по плану местности |
Географическая карта – особый источник информации |
Градусная сетка |
Географические координаты. Географическая широта Географическая долгота. Часовые пояса. Решение практических задач по плану и карте. Пр.р. №7 Определение географических координат по географической карте Раздел 4. Человек на Земле. Заселение человеком Земли. | Расы и народы | Многообразие стран мира. Пр. работа № 8. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц. | Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли. Земная кора и литосфера. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы, минералы и полезные ископаемые Крыма | Движения земной коры Вулканизм | Рельеф Земли. Равнины. Пр.р. №9 . Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. | Рельеф Земли. Горы. Практикум. Описание по карте гор и равнин по плану. | Решение практических задач по карте. | Человек и литосфера | Охрана земных недр | Обобщающий урок «Литосфера» | Повторение. Решение задач по карте. | | |
3. Тематическое планирование
№ | Название разделов и тем | Количество часов: | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Развитие географических знаний о Земле | 4 | | 1 |
3 | Планета Земля | 4 | 1 | 1 |
4 | План и карта | 10 | 1 | 5 |
5 | Человек на Земле | 3 | | 1 |
6 | Литосфера – верхняя оболочка земли. | 11 | 1 | 1 |
7 | Повторение. Решение задач по карте. | 1 | | |
| Итого: | 34 | 3 | 9 |