Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1» |
| Рассмотрено: руководитель МО учителей математики и физики ___________ / В.И.Бойко подпись ФИО Протокол № _1_ от «29_»_августа_2016_г. | Согласовано: заместитель директора по УВР ________ / И.А. Середина подпись ФИО «____» ___________20__г. | Утверждаю: директор МКОУ«Богучарская СОШ №1» ___________ /Е.П. Богданова подпись ФИО Приказ от «_» _______2016г. №____ | |
| Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Увлекательная математика» на 2016 – 2017 учебный год | |
| | Класс 7а, 7б Учитель Новоселова Н.Н. | |
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ________________________________стр 3
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности _____________________________________________________________________стр 7
3. Тематическое планирование_______________________________________________________стр 9
Календарно-тематическое планирование _____________________________________________стр 10
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
Межпредметные понятия
• овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
• овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
• принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности
• получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные
В результате изучения курса ученик научиться
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание курса | Общее кол-во часов | Формы организации занятий, основных видов деятельности |
1 | Числовые множества. Вычисления без карандаша и бумаги. Числовые головоломки. Делимость и остатки. Алгоритм Евклида. Задачи на переливание. Системы счисления. | 8 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория |
2 | Логика в математике. Парадоксы и софизмы. Принцип Дирихле. Задачи на разрезание и четность чисел. Графы. Неравенство треугольника. Элементы теории игр. | 8 часов | Познавательная деятельность Проблемно – ценностное общение Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
3 | Основные понятия комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания. Занимательные задачи комбинаторного вида. | 9часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
4 | Симметрия. Элементы теории игр. Неравенство треугольника. Геометрические преобразования. Дополнительные построения. Симметрия. Симметрия в теории игр. Метод выигрышной позиции. | | 5 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
5 | Биография великих математиков. Женщины- математики. Пифагорейское учение о числе. Красота в живописи, музыке, пропорциях | 5 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Проблемно – ценностное общение Теория Практика Беседа Дискуссия |
Тематическое планирование
№ | Название модуля, темы | Общее кол-во часов |
1 | Числовые множества. | 8 |
1.1 | Вычисления без карандаша и бумаги. Числовые головоломки. | 1 |
1.2 | Четность. Решение задач на использование четности. | 2 |
1.3 | Делимость и остатки. Алгоритм Евклида. | 3 |
1.4 | Задачи на переливание. | 1 |
1.5 | В мире чисел. Системы счисления. | 1 |
2 | Логика в математике. | 8 |
2.1 | Учитесь правильно рассуждать. | 1 |
2.2 | Математические парадоксы и софизмы. | 1 |
2.3 | Принцип Дирихле. | 3 |
2.4 | Графы. Задачи на разрезание. | 3 |
3 | Основные понятия комбинаторики. | 9 |
3.1 | Перестановки из n элементов. | 3 |
3.2 | Размещения, сочетания. | 3 |
3.3 | Занимательные задачи комбинаторного вида. | 3 |
4 | Симметрия. Элементы теории игр. | 5 |
4.1 | Неравенство треугольника. Геометрические преобразования. | 1 |
4.2 | Дополнительные построения. Симметрия. | 2 |
4.3 | Симметрия в теории игр. Метод выигрышной позиции. | 2 |
5 | Биография великих математиков. | 5 |
5.1 | Франсуа Виет и Рене Декарт. | 1 |
5.2 | Женщины – математики. | 1 |
5.3 | Пифагор и его учение о числе. | 1 |
5.4 | Красота в музыке, живописи и пропорциях. | 2 |
Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий
в 7а, 7б классе (2016 – 2017 учебный год)
№ п/п | Дата | Тема занятия |
план | факт |
7а | 7б | 7а | 7б | |
| | | | | 1. Числовые множества. |
1 | 6.09 | 1.09 | | | Вычисления без карандаша и бумаги. Числовые головоломки. |
2-3 | 13.09 20.09 | 8.09 15.09 | | | Четность. Решение задач на использование четности. |
4-6 | 27.09 4.10 11.10 | 22.09 29.09 6.10 | | | Делимость и остатки. Алгоритм Евклида. |
7 | 18.10 | 13.10 | | | Задачи на переливание. |
8 | 25.10 | 20.10 | | | В мире чисел. Системы счисления. |
| | | | | 2. Логика в математике. |
9 | 8.11 | 27.10 | | | Учитесь правильно рассуждать. |
10 | 15.11 | 10.11 | | | Математические парадоксы и софизмы. |
11-13 | 22.11 29.11 6.12 | 17.11 24.11 1.12 | | | Принцип Дирихле. |
14-16 | 13.12 20.12 27.12 | 8.12 15.12 22.12 | | | Графы. Задачи на разрезание. |
| | | | | 3. Основные понятия комбинаторики. |
17-19 | 17.01 24.01 31.01 | 29.12 12.01 19.01 | | | Перестановки из n элементов. |
20-22 | 7.02 14.02 21.02 | 26.01 2.02 9.02 | | | Размещения, сочетания. |
23-25 | 28.02 7.03 14.03 | 16.02 2.03 9.03 | | | Занимательные задачи комбинаторного вида. |
| | | | | 4. Симметрия. Элементы теории игр. |
26 | 21.03 | 16.03 | | | Неравенство треугольника. Геометрические преобразования. |
27-28 | 4.04 11.04 | 23.03 6.04 | | | Дополнительные построения. Симметрия. |
29-30 | 18.04 25.04 | 13.04 20.04 | | | Симметрия в теории игр. Метод выигрышной позиции. |
| | | | | 5. Биография великих математиков. |
31 | 2.05 | 27.04 | | | Франсуа Виет и Рене Декарт. |
32 | 16.05 | 4.05 | | | Женщины – математики. |
33 | 23.05 | 11.05 | | | Пифагор и его учение о числе. |
34-35 | 30.05 | 18.05 25.05 | | | Красота в музыке, живописи и пропорциях. |
10