СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Кружка «Кукольный мастер» 11 – 15 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня куклы встречаются нам довольно часто в театрах, магазинах, мы видим их на экранах телевизоров, они становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке не забыт такой загадочный жанр искусства как художественная авторская кукла.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Кружка «Кукольный мастер» 11 – 15 лет»


Муниципальный орган управления образованием

управление образованием городского округа Красноуфимск


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9»




Принято на педагогическом совете,

протокол №1 от 30 сентября 2016 года




Утверждаю:

директор МБОУ СШ 9

приказ № 243 - ОД от 30.09.2016 г.

____________­­­______________/ С.З. Шандыбин

(подпись руководителя образовательной организации)




Рабочая программа

Кружка «Кукольный мастер»

11 – 15 лет

(срок реализации 1 год)







Составитель:

Неверовская М.А., учитель технологии














ГО Красноуфимск

Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Кукольный мастер» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закона 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2013г.;

  • Федерального закона «О дополнительном образовании» 2001 г.;

  • Примерных программ по дополнительному образованию.


Программа необходима для детей наших дней, чтобы мы приобщали их к искусству, дали осознанное понятие культура родной страны и других стран, чтобы приобретали практические навыки изобразительного и скульптурного творчества. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Программа имеет культурологическую направленность, является составной частью духовного и нравственного воспитания.

Сегодня куклы встречаются нам довольно часто в театрах, магазинах, мы видим их на экранах телевизоров, они становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке не забыт такой загадочный жанр искусства как художественная авторская кукла.

В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей «неигрушечной глубиной». К настоящему времени этот вид искусства сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих «классиков» и «авангардистов». Современные авторы создают работы, которые трудно назвать куклами в привычном понимании этого слова, несмотря на использование всем известных технологий. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Это подробные, отточенные, практически ювелирные объекты — результат экспериментов художника, поиска новых приемов, сочетаний фактур и стилей.

Каждый автор, прежде чем начать работу, «вынашивает» свою идею в душе.

В кружке авторской куклы «Кукольный мастер» воспитанникам предлагаются воплотить свои идеи в образе куклы. В данном случае кружек выступает как средство развития творческой активности при формировании образа задуманного персонажа. В то же время, это верный инструмент воспитания духовных качеств личности ребёнка.

Цель программы - реализация творческой активности ребёнка через воплощение выбранного образа путём создания авторской куклы.

Задачи программы:

1. Образовательные:

Сформирование у учащихся знания об истории авторской куклы; приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности; формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы.

2. Развивающие:

Развитие творческой активности ребёнка путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа); активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы.

3. Воспитывающие:

Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей через общение в коллективе, художественно-эстетического вкуса, аккуратности, а также способствовать приобретению инструкторского опыта, формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение.

Программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте от 11-15 лет Группы формируются из детей, имеющих примерно одинаковые базовые знания и умения, полученные в школе на уроках труда и изобразительного искусства.

Содержание тематического плана из года в год может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие новые достижения в области декоративно-прикладного искусства, социальные запросы детей, а также методические рекомендации, базирующиеся на изучении и обобщении передового педагогического опыта.

В программе приведены основные критерии оценки, определен конкретный объём знаний, умений и навыков, которые дети должны освоить в конце года обучения.

Формы обучения: объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений; лекция; эвристическая беседа, выставки детских работ, анализ работ, просмотр фильмов.

Перечень знаний и умений обучаемых.

К концу 1-го года обучения

Обучаемые должны знать:

1. Понимать значения терминов: кукла, каркас и др.

2. Знать приемы работы с полимерной глиной, технологию обработки материала.

3. Знать историю авторской куклы, ее применение.

4. Знать особенности декоративно-прикладного искусства по изготовлению авторской куклы из полимерной самозатвердевающей глины.

5. Знать современное направление своего мастерства.

Обучаемые должны уметь:

1. Уметь различать понятия народная кукла и авторская кукла.

2. Уметь пользоваться инструментами (иглами, стеками, ножницами и

т.д).

3. Уметь работать с пластикой, самостоятельно выполнять по образцу.

4. Уметь передавать в кукле единство образа.

5. Уметь выполнять куклу в соответствии с выполненным ранее эскизом.

Лучшие работы воспитанников коллектива участвуют в выставке, что позволяет создать для каждого ученика «ситуацию успеха», способствующую наиболее полному развитию творческой активности ребенка. Участие в различных конкурсах позволит увидеть работы других авторов, сравнить со своими работами – это даёт импульс к творческому росту, развивает фантазию.

Качественно выполненные и оригинально оформленные куклы по желанию детей могут быть распроданы на ярмарках.

Творческий процесс создания куклы является настолько непредсказуем и не совмещаем с временными рамками учебного процесса, что нет необходимости с точностью до одного часа планировать работу по изготовлению куклы.


Содержание программы кружка «Кукольный мастер»


  1. История авторской куклы.

Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения авторской куклы. Авторская кукла и её значение в современном мире.


  1. Введение в практическую деятельность – лепка простой куклы из пластилина по технологии куклы из пластики


  1. Создание образа с помощью выразительных средств пластики.

  2. Анатомическое решение куклы.

  3. Бережное использование и экономное расходование материалов.


3.Выбор темы.


Создание эскиза в натуральную величину будущей куклы. Моделирование куклы и логическое нарушение анатомии образа в соответствии с замыслом.


4.Знакомство с видами пластиков и технологией работы с ними. Знакомство со вспомогательными инструментами и технологией работы с ними.


Понять и проанализировать свойства различных пластиков, выявить более подходящий для работы материал. Лепить отдельные части лица (нос, губы, глаза, уши) в соответствии с анатомией человека или с ее логической деформацией.


5.Начало работы, образ будущей куклы. Пластика головы.

Лепка головы по готовому эскизу. Выявлять ошибки и исправлять их. Соблюдать технологию лепки головы и ее запекания. Знать технику безопасности с пластикой «запекаемой».

6.Работа над пластикой рук.

На основе различных методов лепки рук человека выявить для себя осуществляемый метод. Соблюдение последовательности лепки и осознанное исправление ошибок в процессе леки. Воспитывать в себе терпение и дотошность. Знать технику безопасности с пластикой «запекаемой».

7.Работа над пластикой ног.

По существующему эскизу слепить ноги куклы. Знать технику безопасности с пластикой «запекаемой».

8.Каркас тела куклы.

По существующему методу создания каркаса куклы сделать для своей куклы с в соответствии с эскизом в натуральную величину. Знакомство с различными материалами для набивки. Создание фигуры куклы.



  1. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.

  2. Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Различные способы окрашивания.

  3. Инструменты и приспособления.

  4. Сборка куклы. Одежда для кукол-тильд.

  5. Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички.

  6. Оформление глаза и носа куклы.

  7. Знакомство с различными способами изготовления. Способы прикрепления (приклеивание, нитяной прикреп). Рисование глаз куклы. Правила расположения глаз относительно носа. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми для росписи кукол.


Занятие №4.Неделя 4. (1, 30 ч.)

Декоративные элементы куклы (создание образа персонажа сказки посредством изготовления костюма и аксессуаров).

«Слова из книжки ожили от прикосновения нити»

  1. Декоративное оформление куклы.

  2. Разные способы украшения игрушек.

  3. Кукольная одежда и аксессуары.

  4. Выкройки кукольной одежды.

  5. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, колпачка, беретика.

  6. Создание образа куклы при помощи аксессуаров.

  7. Разные способы украшения игрушек. Кукольная одежда и аксессуары.

  8. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров.

  9. Кукольная фурнитура.



Раздел 5.Зашита своей деятельности(1, 30 ч.)

«Я тебя создал мой герой!»

  1. Защита детьми проекта по своей деятельности.

  2. Рассказ о чудесном создании своего героя сказки (плюсы/минусы, сложности/ положительные моменты и т.д.).

  3. Организация выставки детских работ .

  4. Совместное чаепитие.









Учебно-тематический план.

п/п



Название учебных тем и занятий

Количество часов


Теория

Практика

Общее

1

История авторской куклы.


1


1

2

Введение в практическую деятельность – лепка простой куклы из пластилина по технологии куклы из пластики

1

2

3

3

Выбор темы.

1

1

2

4

Знакомство с видами пластиков и технологией работы с ними. Знакомство со вспомогательными инструментами и технологией работы с ними

1

1

2

5

Начало работы, образ будущей куклы. Пластика головы

2

3

5

6

Работа над пластикой рук

1

3

4

7

Работа над пластикой ног

1

3

4

8

Каркас тела куклы

1

1

2

9

Сборка деталей куклы (соединение вылепленных частей с каркасом, придание задуманной позы)

1

1

2

10

Подставка для куклы.

1

1

2

11

Формирование туловища из ваты или других материалов.

1

1

2

12

Изготовление одежды для куклы

1

3

4

13

Изготовление обуви для куклы

1

3

4

14

Роспись лица

1

3

4

15

Создание причёски

1

3

4

Итого

34



























Информационно-методическое обеспечение

  1. «Большая иллюстрированная энциклопедия древностей», АРТИЯ, Прага, 1986г.

  2. «Весёлые куклы», Марион Давидский, ВНЕШСИГМА, 1998год.

  3. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», В.С. Мухина, АСАДЕМА 2000г.

  4. «Государственная Оружейная палата», Москва, «Советский художник», 1990 г.

  5. «Декоративно-прикладное искусство казанских татар», Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Р.Г. Шагеева, Москва, «Советский художник», 1990г.

  6. «Домашний кукольный театр», Москва, «РОСМЕН», 1999 год.

  7. «Иллюстрированная энциклопедия моды», Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова, АРТИЯ, Прага, 1986г.

  8. «История костюма», Н.М. Каминская, Москва, «Лёгкая индустрия», 1977г.

  9. «История одной куклы», Надежда Генсицкая, Издательский дом «Страницы», 2004 год.

  10. «Как рисовать голову и фигуру человека», Джек Хамм, Минск, ПОПУРРИ, 2006 год. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», Просвещение, 1978 г.

  11. «Как рисовать животных», Джек Хамм, Минск, ПОПУРРИ, 2001г

  12. «Русский народный костюм», Государственный Исторический музей, Москва «Советская Россия» 1989г.

  13. «Энциклопедия куклы», Борис Голдовский, Москва, 2004 год.

  14. «Энциклопедия куклы», Любовь Юкина, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2006 г.

  15. Альбом Дайн Г.Л. «Русская игрушка». - М.: Советская Россия, 1987. - 198 с.

  16. Андронова Л. 1А. Лоскутная мозаика. М. «Школа-Пресс», 1993 г.

  17. Антиквариат: энциклопедия мирового искусства. – М.: Белый город, 2001. – 640 с..

  18. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990. 2. Скаткин М.

  19. Боголюбов Н.С. Поделки из природного материала, Москва, Просвещение, 1998 г.

  20. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. - С.57-67.

  21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

  22. Г.К.Селевко, А.В.Басов Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование, Ярославль 1991.

  23. Голдовский Б.П. Куклы: Энциклопедия. – М.: Время, 2004. – 494 с..

  24. Гуревич М. М., Цвет и его измерение, М. — Л., 1950;

  25. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду с разными материалами, Москва, Просвещение, 2001 г.

  26. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

  27. Журнал «Кукольный мастер», 2003-2006 гг., № 2-9.

  28. Земьковский В.В. Психология детства. Екатеринбург. «Деловая книга», 1995 г.

  29. Игнатова В.В. Уроки творчества, Красноярск, Сибирский технологический институт, 1994 г.

  30. Игрушка. Ея исторія и значеніе. Сборник статей подъ редакцией Н. Д. Бартрам. — М.: Типография И. Д. Сытина, 1912—С.85-139;

  31. Иллюстрированное издание: Музей театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им С.В. Образцова / автор проекта Б.П. Голдовский. - М., 2005. - 216 с.: ил .- (Музеи России),

  32. Календарь знаменательных и памятных дат 2008г., Челябинск, 2007г.

Данные о разработчике


Ф.И.О. Неверовская М.А.

Квалификационная категория: I

Общий стаж работы: молодой специалист

Педагогический стаж работы: молодой специалист

Образование: среднее специальное «Учитель ИЗО и черчения»


Аннотация


Программа по дополнительному образованию кружка «Кукольный мастер» предназначена для воспитанников школы возраста 11-15 лет. В ходе реализации программы дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного и скульптурного творчества. Куклы занимают особое место в развитии и воспитании детей, особенно девочек. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, это способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.





























Приложения



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!