СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа организации внеурочной деятельности «Интеллектуальный калейдоскоп»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп» разработана с учётом запросов учащихся и родителей (законных представителей) для создания условий развития у детей познавательных интересов и исследовательских способностей. Во время занятий формируются навыки самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, и приобретенные умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа организации внеурочной деятельности «Интеллектуальный калейдоскоп»»

28







Рабочая программа

организации внеурочной деятельности старших подростков

по общеинтеллектуальному направлению


Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп»


5 – 9 классы


1 час в неделю






Составитель: Клокова Е.Ф.


2016/2017

учебный год






Содержание





I. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . 3
II. Место курса внеурочной деятельности в плане учебной деятельности ОУ . . . . . 8
III. Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности . . . . . 9
IV. Содержание курса внеурочной деятельности . . . . . . . . . 12
V. Тематический план курса внеурочной деятельности . . . . . . . . 13
VI. Литература . . . . . . . . . . . . . . . 25

VII. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . 27











  1. Пояснительная записка


    1. Введение.

Одним из ключевых вопросов современного образования в соответствии с ФГОС ООО второго поколения становится организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, общекультурное. В МОУ «ООШ», в силу её специфики (это школа выпускников), не сложился опыт внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Но по общеинтеллектуальному направлению на протяжение многих лет проводилась разнообразная дополнительная работа с учениками среднего и старшего звена. Она принимала формы кружка любителей книги, пресс-центра, литературной гостиной, научно-исследовательского общества «Академические штудии юного словесника». Именно «штудии», штудирование, упражнения по элементарным исследовательским траекториям помогали ребятам усвоить программный материал и выйти за его рамки. Многие воспитанники этих «штудий» участвовали со своими проектами в конференциях и конкурсах различных уровней, защищали их на выпускных экзаменах в 9-м, 11-м и 12-м классах. Опробованные и зарекомендовавшие себя наиболее результативными, методы и приемы этой работы учтены при составлении настоящей программы.

Актуальность общеинтеллектуального направления очевидна в связи с ведущей ролью умственной деятельности учащихся основной школы. Решение неотложных задач повседневной жизни требует от школьников глубокого познания мира, понимания причинно-следственных связей сложных процессов взаимодействия человека и человека, человека и общества, человека и природы. Интеллектуальное развитие – важнейшая составляющая процесса социализации. Формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся - одна из основных общеобразовательных задач. Развитый интеллект школьника гарантирует его активное отношение к окружающему миру; усиливает его наблюдательность, самостоятельность, заинтересованность.

Интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, который наиболее интенсивно реализуется в ходе осмысленного усвоения и творческого применения знаний. Следовательно, приоритетными являются те формы занятий, заданий и упражнений, которые содержат особые операции, способствующие развитию интеллекта. Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления является логическим продолжением предметных занятий и способствует успешному решению общей проблемы развития интеллекта обучающихся.

Нормативно-правовой базой для программы внеурочной деятельности Исследовательской лаборатории «Интеллектуальный калейдоскоп» по общеинтеллектуального направления в МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» являются следующие документы:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

  • Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (редакция 13.07.2015);

  • ФГОС ООО, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010;

  • Приказ Минобрнауки России № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28.12.2010;

  • Приказ Минобрнауки России № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и учебных помещений» от 04.10.2010;

  • Распоряжение Правительства РФ № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года», Раздел 3. Образование, от 17.11.2008 (редакция 08.08.2009);

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ № 271 от 4.02.2010;

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённая Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012;

  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»;

  • Положение об организации внеурочной деятельности учащихся на ступени основного общего образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»

  • Положение о программе внеурочной деятельности учащихся на ступени основного общего образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»;

  • План внеурочной деятельности для учащихся 8 класса МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» на 2016/2017 учебный год.

Программа внеурочной деятельности Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп» разработана с учётом запросов учащихся и родителей (законных представителей) для создания условий развития у детей познавательных интересов и исследовательских способностей. Во время занятий формируются навыки самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, и приобретенные умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности.

УМК:

  • Никольская И.Л., Семенов Е.Е.. Учимся рассуждать и доказывать: Книга для учащихся 6-10 классов. - М.: Просвещение, 2009.

  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е., Самедова А.И. Учусь быть читателем. – М.: Ассоциация «ХХI век», 2010;

  • Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Пособие для учащихся. – М.: Рост, 2007.

В данной программе отражены основные принципы развития интеллекта школьников:

  • Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания исследовательской деятельности и всех сторон учебно-воспитательного процесса школы с учетом возрастных особенностей через доступность, познавательность и наглядность в сочетании теоретических и практических форм деятельности;

  • Принцип преемственности определяет последовательность постижения методологии исследовательской деятельности по этапам многолетней подготовки в годичных циклах: обеспечивается преемственность задач, средств и методов исследований, усиление прикладной направленности применения умений и навыков, рост показателей интеллектуальной подготовленности;

  • Принцип вариативности предусматривает развитие индивидуальных способностей каждого школьника, вариативность материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием средств, направленных на решение определенных исследовательских задач при обеспечении психологической комфортности.


    1. Цель и задачи программы.

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп» интегративна: она объединяет знания всех предметных областей гуманитарного цикла: «филология», «история и обществознание», «искусство». Разнообразие форм организации занятий и расширение познавательной сферы каждого школьника, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, гарантируют рост познавательных мотивов и творческого потенциала.

Цель программы: создание условия для формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.

Задачи программы:

  • выявлять возможности, интересы, способности учащихся к различным видам деятельности;

  • формировать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления;

  • приучать учащихся к мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, приемам доказательства;

  • знакомить школьников со способами самостоятельной организации учебной деятельности: мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ;

  • прививать навык интеграции содержания смежных дисциплин и систему метапредметных умений при решении проблемных задач;

  • обучать работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы;

  • развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия;

  • создавать условия для самореализации школьников: свободы в высказывании собственного мнения и умения достигать свои индивидуальные цели;

  • воспитывать культуру интеллектуального труда и рефлексивную культуры школьников.


  1. Отличительные особенности программы.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности по лингвистике, литературоведению, обществознанию, искусствоведению: от элементарных навыков наблюдения до осмысления сути исследовательской деятельности; от истоков научной мысли и теории до творческой деятельности выдающихся ученых; от частных выводов до уникальной самостоятельной работы по изучению выбранных объектов. Занятия курса призваны побуждать к активной мыслительной деятельности, учить замечать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, вырабатывать собственное отношение к явлениям действительности.

На теоретическом и практическом уровнях ученики приобретают и укрепляют коммуникативную и речевую компетенции, что способствует развитию навыков публичной речи и умения вести любой диалог на заданную тему, презентовать собранный материал, участвовать в различных обсуждениях, дискуссиях и конференциях.

  1. Новизна программы.

Органичное соединение опыта образовательного учреждения и социальных партнеров (городское литературное объединение, редакции СМИ, библиотеки, музеи) по интеллектуальному развитию обучающихся составляет новизну данной программы. Кроме того, межпредметный подход позволит обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. Реализация интегративного подхода способствует выработке у школьников УУД. Вся система занятий курса ориентирует на расширение практической деятельности обучающихся, совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности, возможность творческой самореализации личности.

Отличительной особенностью данной программы в том, что что она учит учиться - формирует у школьников умения самостоятельно добывать знания и систематизировать их. В этом качестве программа реализует принципы непрерывности внеурочной деятельности; развития индивидуальности каждого учащегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; развития способностей и поддержки одаренных детей.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью продолжения и укрепления традиций, сложившихся в МОУ «ООШ» и расширением педагогического пространства для формирования интеллектуальных способностей обучающихся основной школы вне уроков.

  1. Возможность распространения и использования программы в других образовательных организациях.

Размещение данной программы на сайте МОУ «ООШ» и сайте педагогического сообщества «Nsportal.ru/linett» обеспечивает возможность распространить программу. Участие в конкурсе программ позиционирует ее на муниципальном уровне. Она построена на основе имеющегося опыта ОУ в развитии интеллектуальных способностей обучающихся. Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций: ситуация-проблема (прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения); ситуация-иллюстрация (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ); ситуация-оценка (реальная ситуация с готовым предполагаемым решением); ситуация-тренинг (описание ситуации или её решение). Для развития УУД в основной школе также используются задачи на личностное самоопределение; на смыслообразование; на мотивацию; на учёт позиции партнёра; на организацию сотрудничества; на проведение эмпирического исследования; на смысловое чтение; на ориентировку в ситуации; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию.

Программа позволяет любому педагогу использовать их вариативно.



  1. Место курса внеурочной деятельности в плане учебной деятельности ОУ


Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп» предназначена для обучающихся 5-9 классов. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Она рассчитана на проведение 1 часа в неделю в каждом классе - 35 часов в год. Всего в 5-9 классах 175 часов.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН и составляет 40 минут. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.

Занятия, по мере необходимости, проводятся в разных местах:

  • в предметных кабинетах;

  • в школьной библиотеке;

  • в Центральной районной библиотеке;

  • в Городской детской библиотеке;

  • в литературном объединении «Надым»;

  • в редакции газеты «Рабочий Надыма»;

  • в Краеведческом музее;

  • в Музее природы (этнографии);

  • в Центре детского творчества;

  • в ДК «Прометей»;

  • в парке под открытым небом.

Это лабораторные и практические занятия, встречи с людьми творческих профессий, экскурсии (в том числе виртуальные), посещение концертов и спектаклей, наблюдения за явлениями природы, организация и проведение открытых уроков, классных часов, тематических вечеров, КТД, диспутов и конференций.



III. Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп». Они необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты в течение занятий внеурочной деятельностью совмещаются и взаимообогащаются, преобразовываясь в личностные достижения, поэтому целесообразно выделить личностные, межпредметные и воспитательные предполагаемые результаты.

  1. Личностные результаты.

Осмысленная работа над собой в процессе внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп» должна привить юным исследователям следующие умения и навыки:

  • осознавать свои личные качества, черты характера, способности, цели саморазвития;

  • оценивать и объяснять свои поступки с нравственных, гражданских, личностных позиций;

  • планировать и строить положительный образ своего Я, включая самооценку;

  • решать неожиданно возникающие проблемы, искать и применять нестандартные решения;

  • работать в группе, обсуждать возникающие проблемы с товарищами, принимать на себя ответственность, возглавлять команду;

  • оберегать своё физическое и психологическое здоровье, планировать создание благополучной семьи в будущем, осознавать себя гражданином России и представителем человечества Земли;

  • научиться составлять сообщения в устной и письменной форме и делать публичные выступления;

  • учиться мыслить критически, осваивать форму познавательной и личностной рефлексии;

  • самостоятельно оценивать результат своего труда, сверяя его с поставленными целями и задачами, осознавать причины своего успеха или неуспеха.

  1. Метапредметные результаты.

Во время прохождения курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп» у школьников формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:

  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

  • умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, понимать термины, давать определения понятиям;

  • умение, пользуясь разнообразными печатными и виртуальными источниками, находить необходимую информацию;

  • навык овладения методикой сбора и оформления найденного материала;

  • навык использования таких приемов, как наблюдение, анкетирование, эксперимент, моделирование;

  • навык овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;

  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • умение оформлять доклад, исследовательскую работу (в том числе с помощью ИКТ);

  • умение применять на практике полученные знания.

  1. Воспитательные результаты.

Воспитательные  результаты  внеурочной деятельности по уровням сформированности УУД

Начало занятий

1 уровень

(социальные знания)

2 уровень (ценностное отношение к реальности)

3 уровень (самостоятельное общественное действие)

4 уровень (самоосознание и перспективное целеполагание)

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки.

Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.

Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает  деятельность литературных персонажей, пытается обосновывать свои мысли.

Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ.

Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности, способен работать на результат с отсрочкой его достижения.

Открыто относится к внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах.

Относится открыто к внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

Относится открыто к внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям.

Относится открыто к внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности.

Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали.

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх.  В  игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции.

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности, умеет договариваться о совместных действиях и планах.

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми (даже не в совместной деятельности), добиваясь какой-либо личной цели.


Ориентируется в социальных ролях, умеет выстраивать межличностные взаимоотношения.

В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему.

Обсуждает проблемы, возникающие в учебной игровой деятельности, может поддержать разговор на интересующую его тему.

Обсуждает проблемы, возникающие в интересующей его сфере, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых.

Обсуждает проблемы, избегает конфликтов, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том, что для него важно.

Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве.


Положительно относится к себе и окружающим. Сочувствует переживаниям другого человека.

Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам.

Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам сверстников.

Доброжелательно реагирует на замечания, способен исправиться в ответ на  замечание взрослого.

Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки.

В конце каждого учебного года проводится публичная защита исследовательских работ. Это показатель уровней психологической готовности учащихся и освоения ими опыта начального научного учебного исследования.





IV. Содержание курса внеурочной деятельности.

5 класс. «Клуб любителей сказки» поможет ребенку глубже войти в мир книги, расширить представление о закономерностях создания художественного текста, логике развития мысли, этапах аргументации. Школьники будут создавать свои авторские интерпретации «вечных» сюжетов, графические модели системы образов. В процессе освоения закономерностей и особенностей речевых форм общения расширяется возможность в развитии познавательных и коммуникативных компетенций школьников.

6 класс. Кружок «Учимся быть читателями» ставит своей целью помочь детям войти в мир книг. Дети будут читать, слушать чтение, рассматривать обложки книг, выявлять их элементы, учиться соотносить тексты с иллюстрациями, по различным признакам определять книгу, из которой взято произведение – словом, будут приобретать читательский опыт. Назначение кружка – способствовать воспитанию у детей интереса и внимания к слову, развитию их лингвистического мышления, языковой интуиции, творческих способностей и практических умений.

7 класс. Филологическая секция «Литературный практикум», работа которого направлена на расширение практики вербального общения, развитие способности по интонации воспринимать состояние человека, выработке навыков действовать совместно с учителем и сверстниками, приобретение опыта публичных выступлений. Задача работы филологической секции – воспитание внимания к слову – важнейшему фактору коммуникации; развитие аналитико-образного мышления, творческих способностей и исследовательских умений.

8 класс. Интеллектуальный марафон «Ученье – свет!» предполагает организацию практико-ориентированной деятельности учащихся с использованием современных технических средств (компьютеры, различные гаджеты). Занятия с помощью электронных средств обучения предоставляют учащимся возможность эффективного развития образного и ассоциативного мышления, знакомства с учебно-игровой техникой. Изучение элементов построения художественного произведения будет способствовать развитию умения анализировать текстовый материал, создавать простейшие аннотации и рецензии.

9 класс. Школьное научное общество «Исследовательское творчество» предоставляет учащимся возможность глубже познакомиться с культурой своего народа и других народов мира в процессе изучения, комментирования и анализа художественных произведений различных видов искусства старшими школьниками. Это поможет учащимся составить свое представления о познавательных, нравственных и этических ценностях мировой науки и культуры.


V. Тематический план курса внеурочной деятельности.

Наименование программы

Форма организации

Класс

Количество часов в неделю

«Клуб любителей сказки»

Клуб по интересам

5

1

«Учимся быть читателями»

Кружок

6

1

«Литературный практикум»

Филологическая секция

7

1

«Ученье – свет!»

Интеллектуальный марафон

8

1

«Исследовательское творчество»

Школьное научное общество

9

1


В программе внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Исследовательская лаборатория «Интеллектуальный калейдоскоп» при конструировании исследовательской задачи используется изучаемый программный материал. Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности.

1) Погружения надпредметного характера. Историческая реконструкция научного открытия. Выделение исторической проблематики, описание конфликтующих научных картин мира, оценка произошедших изменений в научной картине мира, оценка открывшихся перспектив в изучении окружающего мира. Воспроизведение под руководством педагога реальных исследовательских процедур (опытов, экспериментов).

2) Интеллектуальный практикум. Переизобретение экспериментальной процедуры в той или иной области той или иной науки. Постановка исследовательских вопросов, в том числе вопросов проблемного характера; планирование способов их решения по схеме: «Как бы я исследовал данное физическое явление (историческое событие)?»

3) Исследовательская лаборатория. «Полевые исследования», в том числе мониторинговые исследования, связанные с текущей динамической оценкой состояния наблюдаемой системы. Самостоятельное выполнение исследовательских заданий, предложенных педагогом (исследование неизвестного объекта по собственной исследовательской «программе» в рамках известной теории с предварительным составлением и обсуждением плана исследования; исследование – идентификация - нескольких неизвестных объектов в рамках известной теории).

4) Публичные презентации. 8 класс - «Критический анализ статьи». 9 класс - «История научного открытия».

5) Интеллектуальный чемпионат «Ученье – свет!».

6) Встречи с исследователями из разных областей знания.

7) Самостоятельное «исследование-воспроизведение» свойств известного объекта; исследование объекта по алгоритму, совместно спланированному с научным руководителем. Исследование объекта по собственной исследовательской программе. Реферат (описание логики исследования, включая проблематику, перечень гипотез, процедуры проверки).

Учебно-тематический план


Содержание занятий

Количество

часов

5 класс. «Клуб любителей сказки»

1-2

Что можно исследовать? Формулирование темы. 

2

3-4

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

5-6

Тема, предмет, объект исследования.

2

7-8

Цели и задачи исследования.

2

9-10

Учимся выдвигать гипотезы.

2

11-14

Организация исследования (практическое занятие).

4

15-18

Наблюдение как способ выявления проблем.

4

19-20

Коллекционирование.

2

21-22

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди».

2

23-24

Сообщение о своих коллекциях.

2

25-26

Что такое эксперимент.

2

27

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1

28-30

Сбор материала для исследования.

3

31-32

Обобщение полученных данных.

2

33

Как подготовить сообщение о результатах исследования.

1

34-35

Защита проектов.

2


Итого:

35

6 класс. Кружок «Учимся быть читателями»

1

Умею ли я читать?

1

2

Что такое исследование?

1

3-4

Как задавать вопросы?

2

5-6

Как выбрать тему исследования?

2

7-10

Учимся выбирать дополнительную литературу.

4

11-12

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

13-14

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

2

15-16

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

17-18

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения, гипотезы.

2

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.

1

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания.

2

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге.

2

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное.

2

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований.

2

28-29

Коллективная игра-исследование.

2

30-31

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

2

32-33

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

34-35

Анализ исследовательской деятельности.

2


Итого:

35

7 класс. Филологическая секция «Литературный практикум»

1-4

Научные исследования и наша жизнь

4

5-6

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2

7-8

Как выбрать друга по общему интересу?

2

9-10

Какими могут быть проекты?

2

11-12

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

13-14

Планирование работы.

2

15-18

Знакомство с методами и предметами исследования.

4

19-22

Анкетирование, социальный опрос, интервью.

4

23-24

Список литературы.

2

25-26

Анализ прочитанной литературы.

2

27-28

Исследование объектов.

2

29-30

Основные логические операции.

2

31-32

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

33-34

Как сделать сообщение о результатах исследования.

2

35

Защита проектов.

1


Итого:

35

8 класс. Интеллектуальный марафон «Ученье – свет!»

1-2

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

2

3-6

Культура мышления.

4

7-8

Умение выявлять проблемы.

2

9-10

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

11-12

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

13-14

Предмет и объект исследования.

2

15-16

Отбор литературы по теме исследования.

2

17-18

Анализ материала.

2

19-22

Наблюдение и экспериментирование.

4

23-26

Логика правильного мышления.

4

27-30

Обработка и анализ всех полученных данных.

4

31-32

Оформление презентации.

2

33-34

Подготовка публичного выступления.

2

35

Защита исследования.

1


Итого:

35

9 класс. Школьное научное общество «Исследовательское творчество»

1-4

Введение в исследовательскую де­ятельность.

4

5-6

Выдвижение гипотезы исследования.

2

7-14

Проработка индивидуальных исследовательских тем.

8

15-22

Конференция научного общества учащихся.

8

23-24

Введение в интеллектуальную игру.

2

25-26

Нестандартное мышление.

2

27-30

Техника мозгового штурма.

4

31-34

Составление вопросов к играм.

4

35

Участие в конкурсе Всероссийского уровня.

1


Итого:

35


Всего:

175


Содержание занятий для 5 – 9 классов (175 часов)


5 класс. «Клуб любителей сказки» (35 часов)

Что можно исследовать? Формулирование темы (2 часа). Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Как задавать вопросы? Банк идей (2 часа). Игра «Задай вопрос герою сказки». Составление «Банка идей».

Тема, предмет, объект исследования (2 часа). Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Цели и задачи исследования (2 часа). Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Учимся выдвигать гипотезы (2 часа). Понятия: гипотеза, провокационная идея. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: «может быть…», «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если...» Практические задания: «Давайте вместе подумаем»; «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»; «Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей».

Знать: как создаются гипотезы.

Уметь: создавать и строить гипотезы, отличать провокационную идею от гипотезы.

Организация исследования: практическое занятие (4 часа). Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди).

Знать: методы исследования.

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Наблюдение как способ выявления проблем (4 часа). Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Практические задания: «Назови все особенности волшебного предмета»; «Нарисуй в точности предмет»; «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди ошибки художника».

Знать: метод исследования – наблюдение.

Уметь: проводить наблюдения над объектом.

Коллекционирование (2 часа). Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция.

Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» (2 часа). Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Оформление устного отчета.

Сообщение о своих коллекциях (2 часа). Выступления учащихся о своих коллекциях.

Что такое эксперимент (2 часа). Понятия: эксперимент, экспериментирование. Эксперимент как самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа.

Знать: понятия «эксперимент» и «экспериментирование».

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях (1 час). Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Сбор материала для исследования (3 часа). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы).

Знать: правила и способы сбора материала.

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться разными способами фиксации материала.

Обобщение полученных данных (2 часа). Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: «Учимся анализировать»; «Учимся выделять главное»; «Расположи материал в определенной последовательности».

Знать: способы обобщения материала.

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Как подготовить сообщение о результатах исследования (1 час). Составление планов защиты подготовленных к защите проектов.

Защита проектов (2 часа). Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Вопросы для рассмотрения: «Что такое защита»; «Как правильно делать доклад»; «Как отвечать на вопросы».

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу: «Что сначала, что потом»; «Составление рассказа по заданному алгоритму».


6 класс. Кружок «Учимся быть читателями» (35 часов)

Умею ли я читать? (1 час). Внимательное чтение. Медленное чтение. Комментированное чтение. Чтение в лицах. Чтение по ролям. Вдумчивое чтение. Художественное чтение.

Что такое исследование? (1 час). Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать: исследовательские способности, пути их развития.

Уметь: находить значимые личностные качества исследователя.

Как задавать вопросы? (2 часа). Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Учимся выбирать дополнительную литературу (2 часа). Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками».

Наблюдение как способ выявления проблем (2 часа). Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, основным признакам.

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания (2 часа). Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы (2 часа). Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения, гипотезы (2 часа). Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей (1 час). Заочная экскурсия в прошлое.

Обоснованный выбор способа выполнения задания (2 часа). Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Составление аннотации к прочитанной книге (2 часа). Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Учимся выделять главное и второстепенное (2 часа). Как составлять схемы? Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Методика проведения самостоятельных исследований (2 часа). Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Коллективная игра-исследование (2 часа). Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике (2 часа). Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей (2 часа). Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Анализ исследовательской деятельности (1 час). Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы


7 класс. Филологическая секция «Литературный практикум» (35 часов)

Научные исследования и наша жизнь (4 часа). Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Обзор полученных наблюдений. Рейтинг тем по интересам.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования (2 часа). Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Как выбрать друга по общему интересу? (2часа). Задания на выявление общих интересов. Создание групп по интересам. Групповая работа.

Какими могут быть проекты? (2 часа). Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез (2часа). Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Планирование работы (2 часа). Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Знакомство с методами и предметами исследования (4 часа). Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Анкетирование, социальный опрос, интервью (4 часа). Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Список литературы (2 часа). Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Анализ прочитанной литературы (2 часа). Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Исследование объектов (2 часа). Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Основные логические операции (2 часа). Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мысленный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы (2 часа). Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Как сделать сообщение о результатах исследования (2 часа). Составление плана выступления. Требования к сообщению. Работа на компьютере – создание презентации.

Защита проектов (1 час). Мини-конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.


8 класс. Интеллектуальный марафон «Ученье – свет!» (35 часов)

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе (2 часа). Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Умение выявлять проблемы (2 часа). Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы (2часа). Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез (2 часа). Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Предмет и объект исследования (2часа). Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Отбор литературы по теме исследования (2часа). Работа в библиотеке с каталогами. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Анализ материала (2 часа). Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Наблюдение и экспериментирование (4 часа). Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Вдумчивое чтение. Задание «Рассказываем, фантазируем». Совершенствование техники экспериментирования.

Логика правильного мышления (4 часа). Задания на развитие мышления и логики. Что такое парадоксы? Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Обработка и анализ всех полученных данных (4 часа). Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Оформление презентации (2 часа). Работа в компьютерном классе. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций.

Подготовка публичного выступления (2 часа). Как подготовиться к защите. Составление плана выступления.

Защита исследования (1 час). Выступление с проектами перед одноклассниками. Презентация проекта на школьной НПК.


9 класс. Школьное научное общество «Исследовательское творчество» (35 часов)

Что можно исследовать? Формулирование темы (4 часа). Задания для развития исследовательских способностей.

Введение в исследовательскую де­ятельность (2 часа). Явление и понятие научного исследова­ния. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Форму­лировка темы, определение объекта и предмета исследования.

Выдвижение гипотезы исследования (8 часа). Постановка задач иссле­дования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

Проработка индивидуальных исследовательских тем (8 часов). Гуманитарная секция: акту­альные темы гуманитарных исследований, выбор тем для са­мостоятельного изучения, обсуждение плана работы, дискус­сии по актуальным гуманитарным проблемам современности, консультации по индивидуальным темам. Естественно-науч­ная секция: актуальные направления естественно-научных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, об­суждение плана работы, посещение лектория районной библиотеки, консультации по индивидуальным исследова­тельским темам.

Конференция научного общества учащихся (2 часов). Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с пригла­шением учащихся старших классов.

Введение в интеллектуальную игру (2 часа). Особенности игры «Что? Где? Когда?». Поведение в команде. Роль и действия капи­тана.

Нестандартное мышление (4 часа). Внимание к деталям, уме­ние слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.

Техника мозгового штурма (4 часа). Правила мозгово­го штурма. Проведение и анализ мозгового штурма — прак­тические занятия.

Участие в конкурсе Всероссийского уровня (1 час). Оформление участия в конференции или конкурсе. Соблюдение правил оформления научного аппарата.



VI. Литература.


  1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Айзенк Г. Природа интеллекта: Битва за разум. – М.: ЭКСМО, 2002.

  3. Акопов Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника. – М.: АРКТИ, 2007.

  4. Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М.: Просвещение, 1986.

  5. Бернштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. – М., 1966. - № 6. - С. 131-142.

  6. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 1982.

  7. Воронин А.В. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. - М.: РАН, 2004.

  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Дереклеева Н.И. Научно - исследовательская работа в школе. - М.: Вербатум - М, 2001.

  10. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: РПА, 1998.

  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

  12. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл. - М.: Просвещение, 2012.

  13. Логинова А.А., Данилюк А.Я.  Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 2012.

  14. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – М.: АРКТИ, 2006.

  15. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. - Волгоград. 2004.

  16. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. – М.: Экзамен, 2009.

  17. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Ось-89, 2006.

  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

  19. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

  20. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Методическое пособие. – М.: Роскнига, 2007.

  21. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. – Ярославль, 2008.

  22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010.

  23. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2000.

  24. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. - Волгоград: Корифей, 2007.

  25. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.





Приложение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!