СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рабочая программа по биологии 6 класс 2016-2017 учебный год»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса»

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования


Согласовано

Зам. директора по УВР:

______________/Шарипова Л.У./

« »____________2016 г.

Утверждаю

Директор:

__________/Шарипова О.Г./

« »____________2016 г.








Рабочая программа

по биологии

6 класс

2016-2017 учебный год







Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 1 год












Составил учитель биологии:

Маннанова Рева Габидулловна



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по биологии для 5-9 классов (авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под редакцией И.Н.Пономаревой. М.: Вентана-Граф 2009) и образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кулужбаевская ООШ»

Преподавание предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:

Положение о рабочей программе по МКОУ «Кулужбаевская ООШ» на 2016 -2017

учебный год (Приказ № 46 от 1.09.2016)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень). Количество учебных часов: 35 часов

Планируемые результаты изучения курса биологии

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

По окончанию 6 класса обучающийся научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Содержание курса биологии в 6 класса

Наука о растениях – ботаника (5 ч)

Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Органы растений (8 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений

Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Лабораторная работа №1 Изучение строения семени фасоли

Лабораторная работа №2 Строение корня проростка

Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторная работа №5 Черенкование комнатных растений

Многообразие и развитие растительного мира (12 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения моховидных растений

Природные сообщества (4 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей

Для реализации НРЭО в календарно-тематическом планировании предусмотрено 10% от учебного времени, с целью расширения и углубления основных базовых компонентов биологического образования.

В темах НРЭО рассматривается содержания курса «Биология» с использованием исторического, национального, природно-экологического своеобразия Уральского региона

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема/раздел

Элементы содержания

НРЭО

Лабораторные и практические работы

Примечание

план

факт

1



Введение. Наука о растениях-ботаника.

Наука о растениях-ботаника. Начало изучения растений.




2



Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Общие сведения о многообразии растений на Земле

№1 Культурные растения нашего края



3



Многообразие жизненных форм растений

Представление о жизненных формах растений. Примеры жизненных форм растений




4



Клеточное строение растений

Растение-клеточный организм. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки. Клетка-живая система

№ 2 Влияние человека на условия жизни растений



5



Ткани растений

Понятие о ткани растений. Виды тканей растений. Появление тканей у растений.




6



Подведем итоги. Наука о растениях-ботаника.





7



Органы растений. Семя. Его строение и значение

Значение семян в жизни растений. Строение семян. Прорастание семян. Значение растений в природе и в жизни человека


Л. р. №1 Изучение строения семени фасоли


8



Условия прорастания семян

Значение воды и воздуха для прорастания семян. Значение запасных питательных веществ семени. Температурные условия. Значение света. Сроки посева семян




9



Корень, его строение и значение

Корневые системы растений. Строение корня. Рост корня. Видоизменения корней. Значение корней в природе


Л. р. №2 Строение корня у проростка


10



Побег, его строение и развитие

Экскурсия

Строение побега. Строение почек. Развитие и рост побегов из почек


Л. р. №3 Строение вегетативных и генеративных почек


11



Лист его строение и значение

Внешнее строение листа. Внутреннее (клеточное) строение листа. Листопад. Видоизменения листьев




12



Стебель, его строение и значение

Внешнее строение стебля. Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных побегов. Видоизменения стебля у подземных побегов


Л. р. №4 Внешнее строение корневища, клубня и луковицы


13



Цветок, его строение и значение

Цветок. Строение цветка. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия. Цветение и опыление растений




14



Плод. Разнообразие и значение плодов

Строение плода. Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян. Значение плодов




15



Основные процессы жизнедеятельности растений. Минеральное питание растений и значение воды

Как осуществляется минеральное питание растений. Значение минерального питания для растения. Роль удобрений в жизни растений. Вода как условие почвенного питания растений. Экологические группы растений

№ 3 Водные растения Челябинской области



16



Воздушное питание растений-фотосинтез

Фотосинтез-создание органических веществ. Зеленые растения-автотрофы. Значение фотосинтеза в природе

№ 4 Питание растений Челябинской области



17



Дыхание и обмен веществ у растений

Дыхание растений. Обмен веществ у растений




18



Размножение и оплодотворение у растений

Размножение. Оплодотворение у цветковых растений




19



Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Вегетативное размножение. Значение вегетативного размножения для растений. Использование вегетативного размножения человеком. Типы прививок


Л. р. №5 Черенкование комнатных растений


20



Рост и развитие растений

Рост растения. Развитие растения. Зависимость роста и развития растений от условий среды обитания. Влияние экологических факторов на растения




21



Многообразие и развитие растительного мира. Систематика растений, ее значение для ботаники

Названия растений. Классификация растений. Название вида. Группы царства растений




22



Водоросли, их разнообразие и значение в природе

Общая характеристика. Строение водорослей. Одноклеточные водоросли. Размножение. Многообразие водорослей




23



Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Моховидные. Размножение моховидных. Значение мхов


Л. р. №6 Изучение внешнего строения моховидных растений


24



Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

Общая характеристика. Размножение. Отделы: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные




25



Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Общая характеристика. Хвойные растения и их значение. Голосеменные на территории России

№ 5 Виды на Южном Урале



26



Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

Общая характеристика. Двудольные и однодольные растения.

№ 6 Виды покрытосеменных растений района



27



Семейства класса Двудольные

Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые.




28



Семейства класса Однодольные

Экскурсия

Общая характеристика. Семейство Лилейные. Семейство Луковые. Семейство Злаки




29



Историческое развитие растительного мира

Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели нашей планеты. История развития растительного мира.




30



Разнообразие и происхождение культурных растений

Происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Сорные растения




31



Дары Нового и Старого света

Дары Нового Света. Дары Старого Света. Значение растений для человека




32



Природные сообщества. Понятие о природном сообществе-биогеоценозе и экосистеме

Понятие о природном сообществе. Структура природного сообщества. Условия среды в природном сообществе

№ 7 Грибы Южного Урала и их роль в природе



33



Совместная жизнь организмов в природном сообществе

Строение природного сообщества. Условия обитания в природном сообществе




34



Смена природных сообществ и ее причины

Понятие о смене природного сообщества. Причины смены природных сообществ. Разнообразие природных сообществ




35



Обобщающий урок








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!