Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Согласовано Зам. директора по УВР: ______________/Шарипова Л.У./ « »____________2016 г. | Утверждаю Директор: __________/Шарипова О.Г./ « »____________2016 г. |
Рабочая программа
по биологии
6 класс
2016-2017 учебный год
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Составил учитель биологии:
Маннанова Рева Габидулловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по биологии для 5-9 классов (авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под редакцией И.Н.Пономаревой. М.: Вентана-Граф 2009) и образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кулужбаевская ООШ»
Преподавание предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:
Положение о рабочей программе по МКОУ «Кулужбаевская ООШ» на 2016 -2017
учебный год (Приказ № 46 от 1.09.2016)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень). Количество учебных часов: 35 часов
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание курса биологии в 6 класса
Наука о растениях – ботаника (5 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Органы растений (8 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторная работа №1 Изучение строения семени фасоли
Лабораторная работа №2 Строение корня проростка
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Лабораторная работа №5 Черенкование комнатных растений
Многообразие и развитие растительного мира (12 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения моховидных растений
Природные сообщества (4 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей
Для реализации НРЭО в календарно-тематическом планировании предусмотрено 10% от учебного времени, с целью расширения и углубления основных базовых компонентов биологического образования.
В темах НРЭО рассматривается содержания курса «Биология» с использованием исторического, национального, природно-экологического своеобразия Уральского региона
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема/раздел | Элементы содержания | НРЭО | Лабораторные и практические работы | Примечание |
план | факт |
1 | | | Введение. Наука о растениях-ботаника. | Наука о растениях-ботаника. Начало изучения растений. | | | |
2 | | | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | Общие сведения о многообразии растений на Земле | №1 Культурные растения нашего края | | |
3 | | | Многообразие жизненных форм растений | Представление о жизненных формах растений. Примеры жизненных форм растений | | | |
4 | | | Клеточное строение растений | Растение-клеточный организм. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки. Клетка-живая система | № 2 Влияние человека на условия жизни растений | | |
5 | | | Ткани растений | Понятие о ткани растений. Виды тканей растений. Появление тканей у растений. | | | |
6 | | | Подведем итоги. Наука о растениях-ботаника. | | | | |
7 | | | Органы растений. Семя. Его строение и значение | Значение семян в жизни растений. Строение семян. Прорастание семян. Значение растений в природе и в жизни человека | | Л. р. №1 Изучение строения семени фасоли | |
8 | | | Условия прорастания семян | Значение воды и воздуха для прорастания семян. Значение запасных питательных веществ семени. Температурные условия. Значение света. Сроки посева семян | | | |
9 | | | Корень, его строение и значение | Корневые системы растений. Строение корня. Рост корня. Видоизменения корней. Значение корней в природе | | Л. р. №2 Строение корня у проростка | |
10 | | | Побег, его строение и развитие Экскурсия | Строение побега. Строение почек. Развитие и рост побегов из почек | | Л. р. №3 Строение вегетативных и генеративных почек | |
11 | | | Лист его строение и значение | Внешнее строение листа. Внутреннее (клеточное) строение листа. Листопад. Видоизменения листьев | | | |
12 | | | Стебель, его строение и значение | Внешнее строение стебля. Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных побегов. Видоизменения стебля у подземных побегов | | Л. р. №4 Внешнее строение корневища, клубня и луковицы | |
13 | | | Цветок, его строение и значение | Цветок. Строение цветка. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия. Цветение и опыление растений | | | |
14 | | | Плод. Разнообразие и значение плодов | Строение плода. Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян. Значение плодов | | | |
15 | | | Основные процессы жизнедеятельности растений. Минеральное питание растений и значение воды | Как осуществляется минеральное питание растений. Значение минерального питания для растения. Роль удобрений в жизни растений. Вода как условие почвенного питания растений. Экологические группы растений | № 3 Водные растения Челябинской области | | |
16 | | | Воздушное питание растений-фотосинтез | Фотосинтез-создание органических веществ. Зеленые растения-автотрофы. Значение фотосинтеза в природе | № 4 Питание растений Челябинской области | | |
17 | | | Дыхание и обмен веществ у растений | Дыхание растений. Обмен веществ у растений | | | |
18 | | | Размножение и оплодотворение у растений | Размножение. Оплодотворение у цветковых растений | | | |
19 | | | Вегетативное размножение растений и его использование человеком | Вегетативное размножение. Значение вегетативного размножения для растений. Использование вегетативного размножения человеком. Типы прививок | | Л. р. №5 Черенкование комнатных растений | |
20 | | | Рост и развитие растений | Рост растения. Развитие растения. Зависимость роста и развития растений от условий среды обитания. Влияние экологических факторов на растения | | | |
21 | | | Многообразие и развитие растительного мира. Систематика растений, ее значение для ботаники | Названия растений. Классификация растений. Название вида. Группы царства растений | | | |
22 | | | Водоросли, их разнообразие и значение в природе | Общая характеристика. Строение водорослей. Одноклеточные водоросли. Размножение. Многообразие водорослей | | | |
23 | | | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение | Моховидные. Размножение моховидных. Значение мхов | | Л. р. №6 Изучение внешнего строения моховидных растений | |
24 | | | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | Общая характеристика. Размножение. Отделы: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные | | | |
25 | | | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | Общая характеристика. Хвойные растения и их значение. Голосеменные на территории России | № 5 Виды на Южном Урале | | |
26 | | | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | Общая характеристика. Двудольные и однодольные растения. | № 6 Виды покрытосеменных растений района | | |
27 | | | Семейства класса Двудольные | Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые. | | | |
28 | | | Семейства класса Однодольные Экскурсия | Общая характеристика. Семейство Лилейные. Семейство Луковые. Семейство Злаки | | | |
29 | | | Историческое развитие растительного мира | Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели нашей планеты. История развития растительного мира. | | | |
30 | | | Разнообразие и происхождение культурных растений | Происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Сорные растения | | | |
31 | | | Дары Нового и Старого света | Дары Нового Света. Дары Старого Света. Значение растений для человека | | | |
32 | | | Природные сообщества. Понятие о природном сообществе-биогеоценозе и экосистеме | Понятие о природном сообществе. Структура природного сообщества. Условия среды в природном сообществе | № 7 Грибы Южного Урала и их роль в природе | | |
33 | | | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | Строение природного сообщества. Условия обитания в природном сообществе | | | |
34 | | | Смена природных сообществ и ее причины | Понятие о смене природного сообщества. Причины смены природных сообществ. Разнообразие природных сообществ | | | |
35 | | | Обобщающий урок | | | | |