СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 кл

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную рабочую программу готовил к аккредитации, котрая проходила в феврале 2015 года. Смотрите и оценивайте Для аккредитации было разработано положение о рабочей программе и естественно подгоняли разделы рабочей программы по критериям. Насколько полно были отражены основные разделы программы оценивать Вам коллеги, а от членов аккредитационной комиссии замечаний не было.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по физике 7 кл»

х. Николовка



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николо- Березовская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Николо- Березовской СОШ

Приказ от « ___ 20 г. № ___

___________/Г.Н. Чернова/

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _____________физике_________________________

(учебный предмет (курс)

Уровень общего образования (класс)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 7 КЛАСС

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 70

Учитель Колбасин Виктор Павлович

(ФИО)

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень). Применительно к учебной программе   для общеобразовательных школ: Физика 7-9 кл. Естествознание 5 кл.- 2 издание – М.: Просвещение, 2010г. 80 с, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)

2015 год

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа полностью соответствует требованиям всех компонентов образовательного стандарта (требования к уровню подготовки выпускников основной школы, обязательный минимум, базисный учебный план, ст.7. п.1 Закона РФ «Об образовании»), Примерной программы среднего общего образования по физике 7-9 класс– М.: Просвещение, 2010г и имеет своей целью обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии с учебным стандартом по физике, с учётом учебного плана и основной образовательной программы МБОУ Николо- Березовской СОШ.

Изучение курса физики 7 класса направлено на достижение следующих целей:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах научной физики; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлении и законов;

- формирование познавательного процесса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Очень важной задачей при обучении физики является развитие универсальных учебных действий:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи;

  • формирование умений работы с физическими величинами;

  • целеполагание, планирование пути достижения цели;

  • формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной лабораторной работе;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов;

  • самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать ее;

  • формирование приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Программа дает представление:

  1. по содержанию образования:

Перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников полностью соответствует.

  1. по организации общеобразовательного процесса:

Учебный материал представлен в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела.

  1. по уровню сформированности у школьников умений и навыков:

В тематическом планировании по разделам и темам в соответствии с программой отражены требования к уровню подготовки обучающихся и включают три направления:

  • освоение экспериментального метода научного познания;

  • владение основными понятиями и законами физики;

  • умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.

  1. по содержанию и количеству лабораторных работ;

В календарно-тематическом планировании отражено необходимое количество контрольных и лабораторных работ.

Особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, а также перечня допускаемых ошибок.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Место учебного предмета в учебном плане МБОУ Николо- Березовская СОШ:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 208 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, с учётом учебного плана МБОУ Николо- Березовской СОШ на 2015-2016 год, в соответствии с которым на изучение предмета в том числе в 7, 8 — по 70 учебных часов, 9 класс – 68, из расчета 2 учебных часа в неделю. Курс физики рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов в год.


Содержание учебного курса

I. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.



III. Взаимодействие тел (23 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объёма тела.

  3. Измерение плотности твёрдого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20 ч)

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.


V. Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Демонстрации.

  1. Равномерное движение.

  2. Прямолинейное и криволинейное движение.

  3. Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.

  4. Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.

  5. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  6. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

  7. Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  8. Обнаружение атмосферного давления.

  9. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  10. Передача давления жидкостями и газами.

  11. Устройство и действие гидравлического пресса.

  12. Сжимаемость газов.

  13. Диффузия газов, жидкостей.

  14. Модель хаотического движения молекул.

  15. Объём и форма твёрдого тела, жидкости.

  16. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.

  17. Способы измерения плотности вещества.

  18. Сцепление свинцовых цилиндров.

VI. Повторение (5 ч)

Экскурсия по теме: «Движение и силы». Экскурсия по теме: «Работа и мощность».

Тематическое планирование

( 2 часа в неделю, всего 70 часов)



Чет-верть

Сроки

тема

Количество часов

лабор.

работы

Кол-во контр.

работ

1

01.09-

02.11

Введение

Первоначальные сведения о строении вещества

Взаимодействие тел

4

6



8

1

2










1

2

10.11-28.12

Взаимодействие тел


15


3,4,5,6


1


3

12.01-

20.03

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20

7,8

1,1

4

30.04-

31.05

Работа и мощность

Повторение. Экскурсии.

12

5

9,10

1

1

итого:

01.09-

31.05


70

10

6




















Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 7-го класса обучающиеся должны:

по теме «Введение» (4 час.)

  • иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.

  • уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 час.)

  • иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

  • уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вёщества.

по теме «Взаимодействие тел» (22 час.)

  • знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);

  • знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).

  • уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки; опредёлять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (22 часа)

  • знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).

  • уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

по теме «Работа и мощность» (14 час.)

  • знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

  • знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);

  • уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

Результаты и система их оценки

Оценка устных ответов

Оценка «5»

- обнаруживает верное понимание физической сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теории, умеет подтверждать их конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практических заданий;

- дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении смежных предметов.

Оценка «4»

ставится, если ответ удовлетворяет требованиям, указанным выше, но учащийся допускает одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3»

ставится, если учащийся:- правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы в усвоении курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- затрудняется применить знания при решении задач различных типов, при объяснении физических явлений, примеров практического применения теории;

- отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, обнаруживая недостаточное понимание отдельных положений.

Оценка «2»

ставится в том случае, если не выполнены требования к оценке «3».

Оценка письменных (тестовых) работ

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

Оценка лабораторных работ

Оценка «5»

ставится в том случае, если

- учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая требования безопасности труда;

- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно провел анализ погрешностей.

Оценка «4»

ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений, или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3»

ставится, если работа выполнена не полностью, но объем работы таков, что позволяет получить практические результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2»

ставится, если работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет создать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.

Оценка снижается во всех случаях, если ученик не соблюдает требования техники безопасности труда.

Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс

п.п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Демонстрации

Доп.

литература

Д.З.

Требования к результату

Формы

и методы обучения

Дата


Введение -4 часа

1.1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.

Примеры природных явлений: механическ-ие, тепловые, световые, магнитные

Примеры физ.явлений: механические (маятник), электрические (разряд,), тепловые (нагревание проводника током), магнитные

(действие магнита на железные кнопки), световые

А.Л. Камин. Физика. Развиваю-щее обучение. Книга для учителя. 7 класс. Ростов –на- Дону. «Феникс». 2003 г.

§ 1-3,

про-

делать

опыт

Знать: что изучает физика, виды физических явлений, главную задачу физики;

Уметь: наблюдать, моделировать и выдвигать обоснованные гипотезы, различать понятия «тело», «вещество», «материя»

беседа

01.09

Урок изучения нового учебного материала.

2.2

Физические величины и их измерение

Физические приборы, единицы измерения, правила обращения с приборами

Линейка, мензурка, термометр, секундомер


§ 4-5,

Л-13

Знать: что называется физической величиной, ценой деления прибора, СИ;

Уметь: наблюдать, измерять, определять цену деления прибора, рассчитывать погрешности измерения, приводить примеры физических величин

Индивидуальный опрос

05.09

Комбинированный урок

3.3

Л/Р №1 «Определение цены деления измерительного прибора»


выполнить задания, согласно инструкции учебника

Измерительн-ый цилиндр (мензурка)


Повторить

§ 1-5, под-готовить сообщение

по

§ 6

Выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции



Лабораторная работа

08.09

Формирование практических умений

4.4

Роль науки в познании природы

Опыт и экспери-мент основа получения знаний о природе. Вклад русских физиков в развитии науки.

Мультимедийные слайды достижений современной техники: скоростной поезд; реактивный самолёт, ракета; первый космонавт.

А.Л. Камин. Физика. Развиваю-щее обучение. Книга для учителя. 7 класс. Ростов –на- Дону. «Феникс». 2003 г.

Повторить

§1-6,

В учебных текстах научиться выделять названия явлений и веществ;

Уметь: пользоваться системой СИ и её применять

Фронтальный опрос

12.09

Систематизация и обобщение изученного материала


Первоначальные сведения о строении вещества -6 часов

5.1

Строение вещества. Молекулы.







Поведение веществ при нагревании и охлаждении объяснение наблюдаемо- го.

Шар с кольцом, штатив, колба с трубкой,

спиртовка, три химических стакана


§ 7-8,

дом. опыт

Знать: какие явления, опыты показывают, что тела состоят из мельчайших частиц, что между ними есть промежутки; что называется молекулой, атомом;

Уметь: строить гипотезу, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы

Индивидуальный опрос

15.09

Урок изучения нового учебного материала.

6.2

Л/Р №2 «Измерение размеров малых тел»

выполнить задания, согласно инструкции учебника


Измерение размера тела методом рядов


§ 7-8,

повторить

Выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции

Лабораторная работа

19.09

Формирование практических умений

7.3

Диффузия

Движение молекул, распростран-ение запахов, растворение красок.

Химический стакан, раствор медного купороса, пахучее вещество


§ 9-ОК,

домашний

опыт

Знать: что такое диффузия (явление), причины и механизм явления; что скорость диффузии в различных телах различна;

Уметь: наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы

Индивидуальный опрос

22.09

Комбинированный урок

8.4

Взаимодействие молекул

Существова-ние притяжения и отталкиван-ия между молекулами

Свинцовые цилиндры, стеклянные пластинки, стакан с водой, пластилин, мел, капилляры, вата, пружина


§ 7-8, доп.

чтение-

стр.173

упраж. 2

№ 1,2

Знать: о существовании сил притяжения и отталкивания

между молекулами, условия их проявления;

Уметь: приводить примеры из учебника, подтверждающие существование сил взаимодействия между молекулами; объяснять явления смачивания и несмачивания, капиллярности, приводить примеры проявления этих явлений по тексту учебника

Индивидуальный опрос

26.09

Комбинированный урок

9.5

Три состояния вещества

Свойства твёрдых, жидких и газообраз-ных тел.

Упругость воздуха, газ имеет объем, жидкость принимает форму сосуда, твердые тела разных форм

А.Л. Камин. Физика. Развиваю-щее обучение. Книга для учителя. 7 класс. Ростов –на- Дону. «Феникс». 2003 г.

§ 11,12,

задание 3

Знать: три агрегатных состояния вещества, основные положения МКТ

Уметь: приводить примеры из учебника, объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения, моделировать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы

Фронтальный опрос

29.09

Комбинированный урок

10.6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Основные положения М.К.Т.



§ 7-12

Уметь: обобщать изученный материал, решать качественные задачи

Индивидуальный опрос

03.10

Систематизация и обобщение изученного материала



Взаимодействие тел -23 часа

11.1

Механическое движение

Основные характерист-ики механи-ческого движения: траектория; пройденный путь.

Относительно- сть

движения (с использов-анием заводного автомобиля, указателей и «пассажира»), измерение пути, пройденного куском мела по доске


§ 13, 14

упраж.

3 № 1-3

Знать: что такое мех. движение, какое тело называется телом отсчета, при каких условиях можно рассматривать тела как материальные точки.

Уметь: определять траектории, пути и указывать их отличительные признаки. Приводить примеры относительности покоя и движения


Физический диктант.


06.10

Урок изучения нового учебного материала.

12.2

Равномерное и неравномерное движение. Единицы скорости.

Различные виды прямолиней- ного движения, быстрота движения тела.

Равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой, определение его скорости движения


§ 14-15,

упраж.

4 № 1,4

Знать: какое движение называется равномерным, неравномерным, какие величины называются векторными, единицы скорости (СИ).

Уметь: определять скорость при равномерном движении по приведенной в учебнике формуле, среднюю скорость, переводить единицы измерения скорости в СИ.

Фронтальный опрос

10.10

Комбинированный урок

13.3

Расчет пути и времени движения

нахождение

пройденного пути и времени.



§ 16,

упраж.

4 № 2,3

Знать: формулы расчета скорости, пути и времени.

Уметь: решать задачи, делать расчеты

Индивидуальный опрос

13.10


Формирование практических умений

14.4

Решение задач по теме: «Механическое движение»

Алгоритм решения расчетных задач



Лукашик

№ 114, 117

С помощью свободного выбора вида учебной работы организовать активное применение полученных знаний в игровых ситуациях

Решение задач.


17.10

Формирование практических умений

15.5

Графики движения

Алгоритм решения графических задач

Мультимедийный слайд график пути


Упраж.

5 № 5

Знать: приемы построения графика движения.

Уметь: строить и читать графики


беседа

20.10

Комбинированный урок

16.6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическое движение»

применение

знаний при решении задач



§ 14-15


Собеседование по изученной теме. программированные задания. Индивидуальные собеседования с учителем

Решение задач.


24.10

17.7

К/Р №1 по теме «Механическое движение тел»


применение

знаний при решении задач



повторять

§ 14 -16

Уметь решать задачи по алгоритму

Контрольная работа.

27.10

Контроль знаний

18.8

Инерция.

Явление инерции в природе и технике.

Тележка, наклонная плоскость, песок, стакан, монетка, открытка


§ 17

Знать: какое движение называется движением по инерции.

Уметь: приводить примеры движения по инерции

беседа

31.10

Урок изучения нового учебного материала.

19.9

Взаимодействие тел. Масса. Повторный инструктаж по технике безопасности.

Примеры взаимо-действия тел в природе.

Две тележки, пружина, соединительная нить, спички, гиря, весы, разновесы


§ 18-19

упраж. 6

№ 1,3

Знать: что называется взаимодействием, что тело обладает свойством сохранять свое состояние неизменным, называть его, что свойство инертности характеризует физическая величина – масса тела.

Уметь: рассказывать об эталоне массы, о способах измерения массы тела; использовать кратные и дольные единицы массы.

Индивидуальный опрос

10.11

Урок изучения нового учебного материала.

20.10

Л/Р № 3 «Взвешивание тел на рычажных весах»

выполнить задания, согласно инструкции учебника

Рычажные весы, правила взвешивания.


§ 20

Уметь: выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции

Лабораторная работа

14.11

Формирование практических умений

21.11

Плотность вещества

Объяснение разнообразия тел в природе.

Сравнение масс тел, имеющие одинаковые объемы или одинаковые массы


§ 21

упраж.7

№ 1, 2

Знать: что называется плотностью вещества, единицы плотности.

Уметь: вычислять плотность вещества, пользоваться таблицей плотностей веществ, находить плотность конкретного вещества, сравнивать плотности различных веществ по таблице, по значению плотности конкретного вещества; различать понятия «плотность вещества» и «плотность тела»

Фронтальный опрос

17.11

Комбинированный урок

22.12

Л/Р № 4 «Измерение объема тела»

выполнить задания, согласно инструкции учебника

Измерение объёма тела при помощи линейки или мензурки


упраж.7

№ 3

Уметь: выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции

Лабораторная работа

21.11

Формирование практических умений

23.13

Л/Р № 5 «Определение плотности вещества»

выполнить задания, согласно инструкции учебника



упраж.7

№ 4

Уметь: выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции

Лабораторная работа

24.11

Формирование практических умений

24.14

Расчет массы и объема тела по его плотности

Выработка алгоритма решения нестандартных задач.

Мульти-медийный слайд определение плотности слона


§ 22,

упраж. 7

№ 5

С помощью свободного выбора вида учебной работы организовать активное применение полученных знаний в игровых ситуациях

Решение задач.


28.11

Формирование практических умений

25.15

Сила

Понятие силы. Силы в природе.

Деревянный брусок от трибометра, динамометр, тележка, мяч, гибкая линейка, приборы по деформации


§ 23,

Лукашик

№ 359

Знать: причину изменения скорости тел; сила- мера взаимодействия тел, единицы силы, понятие и причину деформации.

Уметь: показывать на примерах, что сила- величина векторная

беседа

01.12

Урок изучения нового учебного материала.

26.16

Явление тяготения. Сила тяжести.

Притяжение тел к Земле и к другим планетам

Мяч, деревянный брусок от трибометра, динамометр


§ 24, доп.

чтение

стр. 175,

Лукашик

№ 348

Знать: определения (всемирного тяготения, силы тяжести), обозначение силы тяжести, точку приложения

Уметь: вычислять силу тяжести, изображать ее графически

Индивидуальный опрос

05.12

Урок изучения нового учебного материала.

27.17

Сила упругости. Закон Гука

Проявление сил упругости при деформации тел.

Различные виды деформации, груз на подвесе, резиновый жгут, линейка


§ 25,

Лукашик

№ 350

Знать: о существовании сил упругости, об условиях их возникновения, силе реакции опоры; закон Гука (определение, формула); удлинение.

Уметь: находить жесткость по графику зависимости Fупр(х)

Фронтальный опрос

08.12

Урок изучения нового учебного материала.

28.18

Вес тела

Вес тела. Невесомость.

Два бруска, линейка, цилиндр, штатив, пружина с крючком, набор грузов


§ 26,27, доп.

чтение-

стр. 174,

упраж. 9

№ 2, 3, 5

Знать: что называется весом тела, формулу нахождения веса покоящегося тела.

Уметь: отличать вес тела от его силы тяжести и массы,

Индивидуальный опрос

12.12

Комбинированный урок

29.19

Л/Р №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

выполнить задания, согласно инструкции учебника

Динамометр и измерение им сил.


§ 28

Уметь: выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции

Лабораторная работа

15.12

Формирование практических умений

30.20

Равнодействующая сила

Примеры сложения сил в природе

Демонстрационные динамометры, наборы грузов


§ 29,

упраж.11

№ 2

Знать: правила нахождения равнодействующей двух сил.

Уметь: работать с приборами, наблюдать, сравнивать результаты опытов, делать выводы

беседа

19.12

Комбинированный урок

31.21

Сила трения. Трение в природе и технике

Проявление сил трения в природе.

Измерение силы трения при движении бруска по столу, сравнение силы трения скольжения с силой трения качения


§ 30-32

Знать: что такое трение (как явление), какие виды трения существуют, формулу расчета силы трения.

Уметь: приводить примеры полезного и вредного трения, способы увеличения и уменьшения

Физический диктант.


22.12

Урок изучения нового учебного материала

32.22

Повторительно-обобщающий урок «Взаимодействие тел»

Разнообразие проявлений сил в природе


Sensor Lab датчик силы

повтор. §§23-32

Тест с выбором ответа (по образовательному стандарту)- программированные задания. Индивидуальные собеседования с учителем

Тест.


26.12

Отработка практических умений

33.23

К/Р №2 по теме

«Взаимодействие тел»

применение

знаний при решении задач



повтор. §§29-32

Уметь решать задачи по алгоритму

Контрольная работа.

12.01

Контроль знаний


Давление твердых тел, жидкостей и газов -20 часов

34.1

Давление. Единицы давления Повторный инструктаж по технике безопасности.

Объяснение возникнове-ния давления и его действие в природе и технике

Ящик с песком, столик на ножках, стальной и алюминиевый цилиндры, деревянный брусок и динамометр, стакан с водой, кнопки, гвозди

А.Л. Камин. Физика. Развиваю-щее обучение. Книга для учителя. 7 класс. Ростов –на- Дону. «Феникс». 2003 г.

§ 33,

упраж. 12

№ 1,2

Знать: что называется давлением, единицы давления, способы измерения давления, чем отличается давление от силы давления.

Уметь: находить силу давления, зная давление и площадь нормальной поверхности

Индивидуальный опрос

16.01

Урок изучения нового учебного материала.

35.2

Способы увеличения и уменьшения давления.

Примеры увеличения и уменьше-ния давления

Ножницы, плоскогубцы, демонстрационные плакаты


§ 34,

упраж. 13

№ 1, зад. 6

Знать: основные способы изменения давления.

Уметь: приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе, применять формулу веса тела для нахождения давления

Фронтальный опрос

19.01

Отработка практических умений

36.3

Решение задач по теме «Давление твердых тел»

Алгоритм решения задач



Повторить

§ 33-34

С помощью свободного выбора вида учебной работы организовать активное применение полученных знаний


Решение задач.


23.01

Отработка практических умений

37.4

Давление газа

Определе-ние механизмов возникновения давления газа

Насос Камовского с тарелкой и колоколом, воздушный шарик, стеклянный цилиндр с дном, затянутым пленкой, стакан с водой.


§ 35 – ОК

Знать: как изменяется давление газа при его сжатии и расширении, нагревании.

Уметь: объяснять давление газа с позиций МКТ; приводить примеры технических устройств, работающих на сжатом газе (отбойный молоток, пневматический тормоз)

Физический диктант.


26.01

Комбинированный урок

38.5

Закон Паскаля

Формулиро-вка закона Паскаля и его применение на практике

Пластиковая бутылка с отверстиями, наполненная водой


§ 36,37, доп. чтение-

стр. 177,

задание № 7

Знать: формулировку закона Паскаля

Уметь: описывать опыты, в которых проявляется действие закона Паскаля

Индивидуальный опрос

30.01

Урок изучения нового учебного материала.

39.6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Вывод формулы давления

Стеклянный цилиндр с дном, затянутым пленкой.


§ 38,

упраж. 15 № 1-3, доп. чтение-

стр. 179,

Знать: формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; что такое акваланг, чем батискаф отличается от батисферы.

Уметь: решать задачи на нахождение давления жидкости на дно и стенки сосуда; объяснять отличительные признаки обитателей морских глубин

Фронтальный опрос

02.02

Формирование практических умений

40.7

Сообщающиеся сосуды

Примеры сообщающихся сосудов в природе и технике

Сообщающиеся сосуды, штатив с лапкой, воронка, химический стакан с подкрашен-ной водой


§ 39, упраж. 16

№ 1,2

Знать: закон сообщающихся сосудов (формулировка, формула), их существенные признаки.

Уметь: приводить примеры устройств, работающих по принципу сообщающихся сосудов; объяснять работу шлюзов; решать задачи.


Индивидуальный опрос

06.02

Комбинированный урок

41.8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Воздушная оболочка Земли и

давление воздуха

Стеклянный шар для взвешивания воздуха,

весы, разновес.


§ 40,41,

упраж. 17

№1,

задание 10

Знать: что представляет собой атмосфера Земли, из каких газов она состоит, как изменяется

плотность атмосферы с увеличением высоты, чем создается атмосферное давление.

Уметь: объяснять действие приборов, принцип действия которых основан на явлении атмосферного явления (пипетка, ливер, шприц)

Фронтальный опрос

09.02

Урок изучения нового учебного материала.

42.9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Способы определе-ния давления воздуха

Магдебург-ские тарелки, насос Камовского, стакан с водой, лист бумаги.

Sensor Lab датчик абсолютного давления

§ 42,43,44


Знать: какое давление называется

нормальным, как изменяется атмосферное давление при увеличении высоты над Землей, как называется прибор для измерения атмосферного давления, его устройство и принцип действия.

Уметь: объяснять опыт Торричелли и опыт с магдебургскими тарелками

Индивидуальный опрос

13.02

Комбинированный урок

43.10

Манометры. Водопровод. Поршневой жидкостный насос.

Примеры использования закона Паскаля на практике.

Открытый жидкостный манометр, металличе-ский манометр, насос, модель поршневого насоса


§ 45,46,47

Знать: что такое манометр, виды манометров , их устройство и назначение; о системе водоснабжения и работе гидравлических устройств; что такое гидравлический пресс, чем определяется выигрыш в силе, формулу гидропресса.

Уметь: работать с учебником, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы, решать задачи на определения выигрыша в силе в гидравлическом прессе

Фронтальный опрос

16.02

Самостоятельная работа с учебником

44.11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление»

применение

знаний при решении задач


О.Ф. Кабардин. Физика. Тесты. 7-9 классы. – М. Дрофа.

1997 г.

Повтор.

§ 45,

46, 47

Собеседование по изученной теме. Тест с выбором ответа (по образовательному стандарту) – программированные задания. Индивидуальная беседа с учителем

Решение задач.


20.02

Систематизация и обобщение изученного материала

45.12

К/Р № 3 по теме «Давление»

применение

знаний при решении задач



Повтор.

§ 42- 47

Уметь решать задачи по алгоритму

Контрольная работа.

27.02

Контроль знаний

46.13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.

Действие выталкивающей силы

Набор тел, плавающих в воде; ведерко Архимеда, аквариум с водой, отливной стакан, штатив


§ 48,49,

упраж. 24

№2

Знать: закон Архимеда (формулировку и формулу).

Уметь: приводить примеры ситуаций, иллюстрирующих существование выталкивающей силы;

Индивидуальный опрос

01/03

Урок изучения нового учебного материала.

47.14

Л/Р №7 «Определение Архимедовой силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

выполнить задания, согласно инструкции учебника



повтор.

§ 48,49

Выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции

Лабораторная работа

05.03

Формирование практических умений

48.15

Плавание тел

Выяснение условий плавания тел

Плавание тел в жидкостях различной плотности


§ 50,

упраж. 25

№4

Знать: три случая того, что может произойти с телом при его погружении в жидкость.

Уметь: решать задачи на расчет выталкивающей силы

Индивидуальный опрос

12.03

Комбинированный урок

49.16

Л/Р №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

выполнить задания, согласно инструкции учебника



повтор.

§ 50

Выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции

Лабораторная работа

15.03

Формирование практических умений

50.17

Решение задач по теме «Плавание тел»

Формирование навыка решения задач



Лукашик

№ 626,640

С помощью свободного выбора вида учебной работы организовать активное применение полученных знаний




Решение задач.


19.03

Комбинированный урок

51.18

Плавание судов. Воздухоплавание.

Освоение человеком воздушной и морской среды

Презентация «Плавание судов»


§ 51,52

доп..

чтение-

стр.

184

Знать: значения слов - осадка судна, его водоизмещение, ватерлиния, аэростат.

Уметь: объяснять причины погружения и всплытия подводной лодки, причины возникновения подъемной силы, работать с дополнительной литературой.

Фронтальный опрос

02/04

Комбинированный урок

52.19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Плавание тел»

Проверка усвоения материала по теме


О.Ф. Кабардин. Физика. Тесты. 7-9 классы. – М. Дрофа.

1997 г.

повтор.

§ 50-52

Собеседование по изученной теме. Работа по карточкам. Индивидуальная беседа с учителем

Решение задач.


05/04

Систематизация и обобщение изученного материала

53.20

К/Р №4 по теме «Плавание тел»

применение

знаний при решении задач



повтор.

§ 48-52

Уметь решать задачи по алгоритму

Тест.

09.04

Контроль знаний


Работа и мощность -12 часов

54.1

Механическая работа

Определе-ние работы и единиц измерения.

Определение работы при подъеме бруска на высоту 1 м., и при перемещении бруска по горизонтальной поверхности на 1 м .


§ 53,

упраж. 28

№ 1-3

Знать: что работа физическая величина,

что она может быть положительная,

отрицательная, равна нулю; формулу

для нахождения работы, ее единицы.

Уметь: приводить соответствующие примеры


Индивидуальный опрос

12.04

Урок изучения нового учебного материала.

55.2

Мощность

Определе-ние мощности, связь мощности и работы.

Деревянный брусок, динамометр, линейка, два металличе-ских бруска, цилиндр


§ 54,

упраж. 29

№ 1,3;

зад. 18

№ 1

Знать: что характеризует мощность, формулу для нахождения мощности, единицы измерения.

Уметь: рассчитывать работу по заданной мощности и времени ее совершения




беседа

16.04

Урок изучения нового учебного материала.

56.3

Рычаг. Правило моментов

Простые механизмы и использование рычага.

Рычаг на штативе, линейка, набор грузов, ворот, наклонная плоскость, лебедка, клин, винт.


§ 55,56,57,


Знать: что рычаг- простой механизм, правило рычага, кто

первым изучил рычаг. Знать о рычаге первого и второго рода, их сходство и различие, определение момента силы, правило моментов, что характеризует момент силы, единицы момента силы.

Уметь: применять правило момента сил

Фронтальный опрос

19.04

Урок изучения нового учебного материала.

57.4

Л/Р №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

выполнить задания, согласно инструкции учебника



повтор.

§ 56, 57

по описанию в учебнике

Лабораторная работа

23.04

Формирование практических умений

58.5

Блок. Другие механизмы

Блок и его использование человеком

Изменения направления действия силы с помощью неподвижного блока


§ 58,

59,60

Знать: что такое блок (механизм), назначение как преобразователя силы (применение). Знать устройство и назначение полиспаста, определение простых механизмов, их виды и назначение

Уметь: изображать подвижный и неподвижный блоки и применять в решении задач

Индивидуальный опрос

26.04

Урок изучения нового учебного материала.

59.6

Решение задач по теме «Работа. Мощность»






Формирование навыка решения задач



Лукашик

№ 715,730

С помощью свободного выбора вида учебной работы

организовать активное применение полученных знаний








Тест.

30.04

Формирование практических умений

60.7

КПД

Коэффи-циент полезного действия различных механизмов

Совершение работы с помощью простых механизмов с измерением сил и расстояния


§ 61,

Лукашик

№ 793, 800

Знать: что полезная работа всегда меньше затраченной, что КПД- число, показывающее долю полезной работы от всей затраченной; золотое правило механики.

Уметь: определять полезную и затраченную работу, КПД механизма, приводить примеры проявления золотого правила

Фронтальный опрос

26.04

Урок изучения нового учебного материала.

61.8

Л/Р№10 «Определение КПД наклонной плоскости»

выполнить задания, согласно инструкции учебника



повтор.

§ 61

По описанию в учебнике

Лабораторная работа

30.04

Формирование практических умений

62.9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Работа и мощность»

Проверка усвоения материала по теме



Самост

работа над ошибками усвоения

Собеседование по изученной теме. Работа по карточкам. Индивидуальная беседа с учителем


Индивидуальный опрос

03.05

Систематизация и обобщение изученного материала

63.10

К/Р № 5 по теме

«Работа и мощность»

применение

знаний при решении задач



повтор.

§ 53-61

Уметь решать задачи по алгоритму

Контрольная работа.

07.05

Контроль знаний




64.11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Энергия и её связь с работой

Пружина, нить, деревянный брусок, коробка с песком подъемный столик, ластик, линейки разной жесткости, наклонная плоскость,


§ 62,63,

Лукашик

№ 814,832

Знать: виды механической энергии (потенциальная и кинетическая), величины, влияющие на их значение.

Уметь: приводить примеры физических тел, обладающих кинетической или

потенциальной энергией, вычислять кине-тическую и потенциальную энергию по формулам: Ek=mט2/2; Еp=mgh.


беседа

10.05

Урок изучения нового учебного материала.

65.12

Превращение одного вида механической энергии в другой

Виды механической энергии.

Металличе-ский брусок, линейка, ластик, металличе-ский цилиндр, шарик, «мертвая петля», пластмассо-вый цилиндр,


§ 64, упраж.

33 №1-3

Знать: что явления природы обычно сопровождаются превращением одного вида энергии в другой или передачей энергии от одного тела к другому.

Уметь: указывать превращение одного вила энергии в другой в различных ситуациях.

Фронтальный опрос

14.05

Урок изучения нового учебного материала


Повторение. Экскурсии. – 5 часов

66.1

Итоговое повторение курса физики

Проверка усвоения материала курса физики


О.Ф. Кабардин. Физика. Тесты. 7-9 классы. – М. Дрофа.

1997 г.

Задачи

в тетради

Тест с выбором ответа (по образовательному стандарту) – программированные задания. Индивидуальная беседа с учителем

Тест.

17.05

Систематизация и обоб-щение изученного

67.2

Итоговая контрольная работа

применение

знаний при решении задач



Задачи

в тетради

Тест с выбором ответа (по образовательному стандарту) – программированные задания.

Контро-льная работа.

21.05

Контроль знаний

68.3

Итоговое повторение

Проверка усвоения материала курса физики


О.Ф. Кабардин. Физика. Тесты. 7-9 классы. – М. Дрофа.

1997 г.

Решить тесты

Тест с выбором ответа (по образовательному стандарту) – программированные задания. Индивидуальная беседа с учителем

Тест.

24.05

Повторительно - обобщающий

69.4

Экскурсия по теме: «Взаимодействие тел»

Наблюде-ние и объяснение природных явлений



Записать наблюдаем-ые явления

Знать: явления природы – один из источников знаний по физике.

беседа

28.05

Повторительно - обобщающий

70.5

Экскурсия по теме: «Работа и мощность»

Наблюде-ние и объяснение природных явлений



Записать наблюдаем-ые явления

Знать: явления природы – один из источников знаний по физике.

беседа

31/05

Повторительно - обобщающий










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!