на заседании педагогического совета приказом №1-309 от 27.08.2015 г.
Протокол № 8 от 17.06.2015 г. Директор школы___________В.Н. Бобина
2015 г.
Программа отражает содержание предмета физики основной школы (7-9 классы), соответствует федеральному компоненту стандарта физического образования (первая ступень обучения) и базисному учебному плану МБОУ «РООШ №2» (по 2 часа в неделю 7, 8, 9 классы).
Физика входит в образовательную область «Естествознание», но с учётом базисного учебного плана образовательного учреждения она изучается как самостоятельный предмет.
Место предмета физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни общества, в её решающем влиянии на темпы развития научно-технического прогресса. Предмет физики основной школы обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся.
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.
Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Свободное падение
Закон Всемирного тяготения.
Движение по окружности.
Искусственные спутники Земли. Ракеты.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Движение тела брошенного вертикально вверх.
Движение тела брошенного под углом к горизонту.
Движение тела брошенного горизонтально.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Фронтальная лабораторная работа.
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.
Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/
Распространение звука.
Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Фронтальная лабораторная работа.
Взаимодействие магнитов.
Магнитное поле.
Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.
Направление тока и направление его магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.
Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
Электродвигатель.
Свет – электромагнитная волна.
Фронтальная лабораторная работа.
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.
Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.
Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.
Заряд ядра. Массовое число ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.
Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.
Энергия связи частиц в ядре.
Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Использование ядерной энергии. Дозиметрия.
Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика. Термоядерные реакции.
Биологическое действие радиации.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
10.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
План | Факт |
Законы взаимодействия и движения тел 29 часов |
1/1. | Вводный инструктаж по ТБ Материальная точка | Правила техники безопасности в кабинете физики. Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение | Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения | 02.09 | |
2/2 | Перемещение и путь | Понятия: вектор, перемещение | Определять перемещение тела | 04.09 | |
3/3 | Определение координаты движущегося тела | Понятия проекция вектора Формулы координаты тела | Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела | 09.09 | |
4/4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости | Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении | 11.09 | |
5/5 | Прямолинейное равнопеременное движение Ускорение | Формула, единицы ускорения Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение | Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении | 16.09 | |
6/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения График скорости | Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении | Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении | 18.09 | |
7/7 | Перемещение при прямолинейном равнопеременном движении | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | 23.09 | |
8/8 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Правила ТБ при выполнении лабораторных работ Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении | 25.09 | |
9/9 | Перемещение тела при прямолинейном равнопеременном движении без начальной скорости | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | 30.09 | |
10/10 | Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения | 02.10 | |
11/11 | Решение задач по теме «Основы кинематики» | 07.10 | |
12/12 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении Понятия: перемещение тела, материальная точка | Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений. Читать графики скорости | 09.10 | |
13/13 | Относительность движения | Сущность относительности движения | Решать задачи на расчет относительной скорости | 14.10 | |
14/14 | Инерциальные системы отсчета Первый закон Ньютона | Понятия: ИСО Первый закон Ньютона | Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений | 16.10 | |
15/15 | Второй закон Ньютона | Второй закон Ньютона Формула второго закона Ньютона, Факты: физический смысл 1 Н | Решать задачи на применение второго закона Ньютона | 21.10 | |
16/16 | Третий закон Ньютона | Третий закон Ньютона | Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений | 23.10 | |
17/17 | Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. | Понятие6 свободное падение тел Факты: особенности свободного падения тел Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел | Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел | 28.10 | |
18/18 | Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» | Понятие свободное падение Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел | Экспериментально рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении | 30.10 | |
19/19 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх | 11.11 | |
20/20 | Закон всемирного тяготения | Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила Закон всемирного тяготения Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной | Решать задачи на применение закона всемирного тяготения | 13.11 | |
21/21 | Ускорение свободного падения на Земле . | Формула ускорения свободного падения Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли | Решать задачи на расчет ускорения свободного падения | 18.11 | |
22/22 | Криволинейное движение. Движение тела по окружности . | Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения, Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении. Формула центростремительного ускорения | Решать задачи на расчет центростремительного ускорения Решать задачи на расчет ускорения свободного падения | 20.11 | |
23/23 | Решение задач | 25.11 | |
24/24 | Решение задач | 27.11 | |
25/25 | Искусственные спутники Земли | Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость Формулы первой космической скорости | Решать задачи на расчет скорости ИСЗ | 02.12 | |
26/26 | Импульс тела. | Понятия: импульс тела Формула и единицы импульса тела Закон сохранения импульса | Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела | 04.12 | |
27/27 | Закон сохранения импульса | 09.12 | |
28/28 | Реактивное движение. Ракеты | Понятия: реактивное движение Факты: устройство, принцип движения ракет | Знание: реактивное движение, устройство, принцип движения ракет | 11. 12 | |
29/29 | Административное контрольное тестирование за 1 полугодие | 1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремительного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении | Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса Читать графики скорости тел | 16.12 | |
Механические колебания и волны. Звук. 10 часов |
30/1 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний Факты: особенности колебательного движения | Определять, является ли система колебательной | 18.12 | |
31/2 | Величины, характеризующие колебательное движение | Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний Формулы периода и частоты колебаний | Рассчитывать период и частоту колебаний | 23.12 | |
32/3 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | Правила ТБ при выполнении лабораторных работ Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний | Экспериментально определять период и частоту колебаний | 25.12 | |
33/4 | Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях | Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении | 13.01 | |
34/5 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн | Знать: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн | 15.01 | |
35/6 | Длина волны. Скорость распространения волны. | Понятия: длина волны, Формула связи периода и длины волны | Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны | 20.01 | |
36/7 | Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач. | Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон Связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона | Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | 22.01 | |
37/8 | Характеристики звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | Особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе | Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | 27.01 | |
38/9 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | Понятия: эхо | | 29.01 | |
39/10 | Контрольная работа по теме «Колебания и волны» | Формулы связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны; периода колебаний, частоты колебаний Факты: причина затухания колебаний, условие возникновения колебаний | Решать задачи на расчет характеристик колебаний, волн Читать графики колебательного движения | 03.02 | |
Электромагнитные явления 17 часов |
40/1 | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера | Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле | 05.02 | |
41/2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | Правила правой руки, буравчика | Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки | 10.02 | |
42/3 | Сила Ампера. Правило левой руки. Сила Лоренца. | Правила левой руки | Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле | 12.02 | |
43/4 | Индукция магнитного поля | Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, Формула и единицы магнитной индукции | Решать задачи на применение формулы магнитной индукции | 17.02 | |
44/5 | Магнитный поток | Понятие магнитный поток, зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура | Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке | 19.02 | |
45/6 | Явление электромагнитной индукции Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция | Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции | 24.02 | |
46/7 | Явление самоиндукции | 26.02 | |
47/8 | Получение переменного электрического тока. Трансформатор. | Понятия: генератор переменного тока, переменный ток, устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока | Читать графики переменного тока | 02.03 | |
48/9 | Электромагнитное поле | Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле. отличия электростатического поля и вихревого поля | Приводить примеры практического использования электромагнитных волн Осуществлять самостоятельный поиск информации об электромагнитном поле с использованием различных источников. Объяснять принцип радиосвязи на основе свойств радиоволн. Приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных и квантовых представлениях. | 04.03 | |
49/10 | Электромагнитные волны | Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля, скорость, условие излучения электромагнитных волн Формула связи дины волны и скорости | 09.03 | |
50/11 | Конденсатор. | Принципы действия микрофона и громкоговорителя. | 11.03 | |
51/12 | Колебательный контур. Получение ЭМК. Принципы радиосвязи и телевидения. | Опыт Герца | 16.03 | |
52/13 | Электромагнитная природа света | Природа света | 18.03 | |
53/14 | Преломление света. Показатель преломления. | Преломление света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света | Знать законы преломления света | 23.03 | |
54/15 | Дисперсия света. Цвета тел. | Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов. Наблюдение явления дисперсии света. Линейчатые и сплошные спектры | Знать историческое развитие взглядов на природу света. Уметь объяснять линейчатые спектры | 25.03 | |
55/16 | Типы оптических спектров.. | 06.04 | |
56/17 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | Формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны Правила буравчика, левой руки, правой руки | Рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн Читать графики переменного тока Рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле | 08.04 | |
Строение атома и атомного ядра 12 часов |
57/1 | Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения ядер | Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы , сущность планетарной модели атома . Законы сохранения заряда и массового числа. Правила смещения | Описывать состав атома, схематически изображать строение атома. Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов. | 13.04 | |
58/2 | Экспериментальные методы исследования частиц | Устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона | Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц | 15.04 | |
59/3 | Лабораторная работа №5: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | | 20.04 | |
60/4 | Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. | Понятия: массовое число, зарядовое число, Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне | Описывать состав ядра атома | 22.04 | |
61/5 | Энергия связи, дефект масс. | Понятия: дефект масс, энергия связи Формулы дефекта масс, энергии связи Факты: общие сведения о ядерных силах | Рассчитывать дефект масс, энергию связи | 27.04 | |
62/6 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | Деление ядер урана. Цепная реакция. | Понимать механизм деления ядер урана | 29.04 | |
63/7 | Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | Изучение деления ядра урана по фотографии треков | | 04.05 | |
64/8 | Ядерный реактор Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | Ядерный реактор Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию | Знать устройство и принцип действия ядерного реактора | 06.05 | |
65/9 | Суд над Атомной энергетикой. Биологическое действие радиации | Атомная энергетика. Биологическое действие радиации | Осуществлять самостоятельный поиск информации. Знать преимущества и недостатки атомных электростанций, знать правила защиты от радиоактивных излучений | 11.05 | |
66/10 | Административное контрольное тестирование за 2 полугодие | Строение атома и атомного ядра | Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра» | 13.05 | |
67/11 | Термоядерная реакция Элементарные частицы. Античастицы | Термоядерная реакция Элементарные частицы. Античастицы | Знать условия протекания , применения термоядерной реакции Ознакомиться с видами элементарных частиц и античастиц | 18.05 | |
68/12 | Итоговый урок | Подведение итогов | Обобщение и систематизация полученных знаний | 20.05 | |
1. www/class-fizika.narod.ru