Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МБОУ Российская гимназия № 59
Рассмотрена на заседании НМС Протокол № ___ от «___» ________ 20__г. Руководитель НМС ___________ | «Утверждаю»: директор МБОУ Российская гимназия № 59 _____________/ ___________- ФИО «___» _________20__ г. |
Рабочая программа
по ГЕОГРАФИИ
Количество часов: 70 часов (2 час в неделю).
Класс: 10 класс
Учитель: Цырендылыкова З.П.
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-х классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Образовательная программа МБОУ Российская гимназия № 59;
Учебный план МБОУ Российская гимназия № 59 на 2016-2017 учебный год.
Программа обеспечивается УМК: В. П. Максаковский. География. 10 класс. Москва «Просвещение», 2015. Географический атлас. Москва:- Дрофа, 2015. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии для 10 -11 классов. М.: Просвещение, 2015.
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют цели обучения:
Цель: содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Включает два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательностью изучения тематических блоков в течение года.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ РГ № 59 на изучение учебного предмета «География» в 10 классе отводится 70 часов (2 час в неделю).
ΙΙ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ
В результате изучения географии учащиеся должны
знать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Критерии и нормы оценки ЗУН
Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).
Нормы оценки знаний и умений по географии
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.
Примерные нормы оценок
«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности
«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении
основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя
«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает
ошибки в использовании карт при ответе
«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой
Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы
«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов
«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов
«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов
Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии
«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении
«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию
«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении
«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления
ΙΙΙ. Учебно-тематический план
В учебном плане МБОУ РГ № 59 на изучение учебного предмета «география» в 10 классе отводится 70 часов (2 час в неделю). Количество часов распределено следующим образом:
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Практическая работа |
1 | Введение | 1 | |
2 | Современная политическая карта мира | 5 | 3 |
3 | Мировые природные ресурсы | 6 | 2 |
4 | Населения мира | 8 | 1 |
5 | НТР | 5 | 1 |
6 | География мирового хозяйства | 14 | 3 |
7 | Зарубежная Европа | 7 | 1 |
8 | Зарубежная Азия | 7 | 1 |
9 | Африка | 3 | 1 |
10 | Северная Америка | 3 | 1 |
11 | Латинская Америка | 3 | 1 |
12 | Австралия и Океания | 2 | 1 |
13 | Россия в современном мире | 1 | |
14 | Глобальные проблемы человечества | 2 | |
15 | Мир и Россия в 21 веке | 1 | |
16 | Резерв | 2 | |
| ИТОГО: | 70 | 16 |
ΙV. Содержание тем учебного курса
Введение (1 час).
Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной экономической и социальной географии зарубежных стран.
Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
Раздел 1. Современная политическая карта мира (5 часов)
Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.
Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития.
Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира. Россия на политической карте мира.
Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света. Сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет».
Раздел 2. География мировых природных ресурсов (6 часов).
Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира. Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.
Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.
Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.
География важнейших видов неминеральных ресурсов.
Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.
Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.
Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.
Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.
Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.
Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.
Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.
Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды. Природные ресурсы России.
Раздел 3. Население мира (8 часов)
Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.
Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.
Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.
Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.
Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.
Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.
Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.
Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов и в Росии.
Население и окружающая среда. География и культура.
Раздел 4. НТР и мировое хозяйство (5 часов).
НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.
Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР, АСЕАН, СНГ, ШОС, АТЭС, АС, ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.
Раздел 5. География мирового хозяйства (14 часов).
География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.
Структура и география мирового сельского хозяйства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда.
География международного туризма.
Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств
Раздел 6. Регионы и страны мира (25 часов).
Экономическое районирование мира. Главные экономические районы мира ( СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания ) и принципы их выделения.
Зарубежная Европа. Географические особенности стран и народов Северной, Западной, Восточной и Южной Европы. Европейская экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран. Сравнительная характеристика РФ со странами ЕС.
Зарубежная Азия. Характерные черты географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Экономико-географическая характеристика Японии, Китая и Индии. Сравнительная характеристика РФ со странами Азии.
Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны — члены ОПЕК, АТЭС и АСЕАН.
Африка. Особенности формирования политической карты Африки. Характерные черты современной политической карты Африки. Экономико-географическая специфика Африки. Главные горнодобывающие и сельскохозяйственные регионы Африки. Монокультура. Субрегионы Африки. Экономико-географическая характеристика Северной Африки, Тропической Африки и ЮАР.
Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки. ОАЕ.
Северная Америка. Характерные черты экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и развития хозяйства стран Северной Америки.
Соединённые Штаты Америки. Особенности политико-- и экономико-географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства США. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Особая роль непроизводственной сферы. Место США в мировом хозяйстве. Проблемы развития США. Главные экономические районы США: характерные черты Севера (Северо-Востока и Среднего Запада ), Юга и Запада. Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона. НАФТА.
Экономико-географическая характеристика Канады.
Латинская Америка. Особенности формирования современной политической карты Латинской Америки.Экономико-географическая специфика региона. Экономическое районирование Латинской Америки. Характерные черты латиноамериканских субрегионов: Мексики, Центральной Америки, Вест-Индии, Андских стран, ”Гвианского треугольника” и стран бассейна Ла-Платы. ЛАИ. Экономико-географическая характеристика Бразилии.
Австралия и Океания. Характерные особенности политической карты, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран Океании.
Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.
Раздел 7. Россия в современном мире (1 час).
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользования. Население России. Количественные и качественные характеристики населения. ИРЧП и его значение для оценки качества жизни населения.
Место России в мировом хозяйстве, проблемы, связанные с ее врастанием в мировую экономику. Географические аспекты основных социально-экономических проблем России. Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, их изменение в условиях становления рыночных отношений.
Раздел 8. Глобальные проблемы человечества (2 часа).
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Заключение. Мир и Россия в XXI веке (1 час).
V. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П.Максаковский. Москва «Просвещение» 2015.
Рабочая тетрадь: География: рабочая тетрадь по курсу география 10-11 классы к учебнику В.П.Максаковского. Составитель В.П.Максаковский. Москва «Просвещение» 2015-08-01
Атлас: Атлас география 10 класс. М: «Издательство ДИК» Дрофа, 2015 Контурные карты: Контурные карты география 10 класс. М: «Издательство ДИК» Дрофа, 2015 Атлас: Атлас география 11 класс. М: «Издательство ДИК» Дрофа, 2015 Контурные карты: Контурные карты география 11 класс. М: «Издательство ДИК» Дрофа, 2015
Компьютер с проекционным оборудованием, интерактивная доска; DVD, Мультимедиа-проектор
Медиатека
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс
Страны и города мира. Электронное пособие
Мультимедийное пособие. География в школе. Австралия, Океания, Арктика и Антарктида.
Мультимедийное пособие. География в школе. Африка.
Мультимедийное пособие. География в школе. Северная и Южная Америка.
Мультимедийное пособие. География в школе. Азия.
Мультимедийное пособие. География в школе. Европа.
Мультимедийное пособие. География в школе. Уроки, КиМ по географии11 класс- подготовка к ЕГЭ.
3.Комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии мира
4. Цифровые образовательные ресурсы
http://www.heraldry.hobby.ru/index.html - Гербы городов Российской Федерации Сайт представляет собой информационный справочник по гербам России, данные о гербах систематизированы в соответствии с существующим делением Российской Федерации на области, края, округа и республики.
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - ГОРОДА И ВЕСИ РОССИИ Сайт дает всеобъемлющую информацию по российским городам. Вы сможете прочесть на странице об истории, географическом положении, культурных памятниках, музеях, гостиницах, ресторанах и всех интересующих вас местах любого выбранного вами города страны.
http://sibmama.info/index.php?p=presentations_geogr - Презентации для детей по географии
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=68 - Универсальная энциклопедия. Раздел "География"
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=6&mapX=1200000&mapY=6800000&size=2 - Карты на "Яндекс"
http://geo.1september.ru/ - Всё для учителя географии. .
Виртуальная школа(http:vschool.km.ru)
Компьютерные модели изучении географии (http: nwcit.ru/chirtsov/txtl.html)
http://ege.edu.ru. − Портал ЕГЭ.
www.fipi.ru. − Федеральный институт педагогических измерений.
http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.
http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал.
http://geotest.nm.ru. – Сборник тестов по географии.
http://rgo.ru. – География сети.
Дополнительная методическая литература по предмету:
Для учителя:
1.Амбарцумова Э.М., Пятунин В.Б. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по географии. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013. – 112с.
2.Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных заданий // ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – 144с.
3.Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе: Методическое пособие. – М.: Владос, 2013. – 303с.
4. Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. ЕГЭ 2013. География: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов // ФИПИ. – М.: Эксмо, 2013
5. Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. Единый государственный экзамен 2010. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся // ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2014
6. Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Амбарцумова Э.М. ЕГЭ-2012. География. 10 типовых вариантов экзаменационных работ // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2014.
7. Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Амбарцумова Э.М. ЕГЭ-2012. География. 30 типовых вариантов экзаменационных работ // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2015.
8. Бибекова О.А., Ласикова Л.А., Приходько Н.В. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2013. – 127с.
9. Горбатова О.Н. География. 6-11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2013. – 165с.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2014. – 80с.
Для учащихся:
Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов // ФИПИ. – М.: Эксмо, 2011-2014.
Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. Единый государственный экзамен 2012 География. Универсальные материалы для подготовки учащихся // ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2013
Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Амбарцумова Э.М. ЕГЭ-2012. География. 10 типовых вариантов экзаменационных работ // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2013.
Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Амбарцумова Э.М. ЕГЭ-2012. География. 30 типовых вариантов экзаменационных работ // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2013.
Олейник А.П. География. Подготовка к ЕГЭ 2011. – М., 201. – 189с
Петрова Н.Н. ЕГЭ 2011-2014. Репетитор. – М.: Эксмо,.
Сиротин В.И., Симагин Ю.А. Экономическая и социальная география России и мира. – М.: Дрофа, 2012. – 200 [8]с.
Соловьева Ю.А. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2013. География // ФИПИ. – М.: Астрель, 2013.
Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы. − Волгоград: Учитель, 2014. – 165с.
VΙΙ. Список литературы
Для обучающихся
1. География. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В.П.Максаковский. – 24-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015. – 416с.: ил., карт.
2. Атлас. География 10 класс. «Издательство ДИК» Дрофа, 2016
3. Контурные карты. География 10 класс. «Издательство ДИК» Дрофа, 2016
Для учителя:
1. Поурочные планы по учебнику В.П.Максаковского. Автор-составитель О.И.Ануфриева.
2. География. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В.П.Максаковский. – 24-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015. – 416с.: ил., карт.
3. Атлас. География 10 класс. «Издательство ДИК» Дрофа, 2014 3. Контурные карты. География 10 класс. «Издательство ДИК» Дрофа, 2014
4. География. Рабочая тетрадь 10-11 классы, базовый уровень/ В.П.Максаковский/ М.: Просвещение, 2015
5. Авторская программа «География. 10-11 классы. Базовый уровень» /Максаковский/ М.: Просвещение, 2014
6. Методические рекомендации к учебнику География 10-11 классы / В.П.Максаковский/ М.: Просвещение 2014
7. Жижина Е.А., Никитина Н.А. поурочные разработки по географии. 10-11 классы. М.:ВАКО, 2014
8. Контрольно-измерительные материалы. География. 10-11 класс / сост. Е.А.Житжина. – М.:ВАКО, 2014
Календарно-тематическое планирование
Ι полугодие
Дата | № ур | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки обучающихся
| Формы контроля | Практическая работа | Дом. задание |
| Введение (1 час) |
5.09 | 1 | 1 | География в современном мире | Вводный урок (лекция) | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственнокоординированных географических данных | Знают и понимают основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Умеют определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | | С.5-7 |
| Раздел 1. Современная политическая карта мира (5 час.) |
08.09 | 2 | 1 | Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные группы | Лекция с элементами беседы | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира по размерам территории, особенностям географического положения, особенностям населения | Знают и понимают основные географические понятия и термины. Показывают на карте страны мира , называют их столицы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт | 1. * Обозначение на к/к стран различных типов | С.9-10 |
12.09 | 3 | 1 | Международные отношения и политическая карта мира | Лекция с элементами беседы | Геополитика и политическая география. Международные организации. | Знают и понимают основные географические понятия и термины. Анализируют политическую и экономическую карты мира с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. Характеризуют влияние международных отношений на политическую карту мира. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | | С. 14-17 |
3.10 | 4 | 1 | Государственный строй, формы правления и административно- территориального устройства стран мира. | Лекция с элементами беседы | Формы государственного строя и правления (монархии, республики парламентские и президентские, федеративные и унитарные), конфедерации, государственный суверенитет, распад и объединение государств | Знают и понимают основные географические понятия и термины. Умеют отбирать необходимую информацию из текста учебника, в смежных науках (в учебниках и атласах по истории и обществознанию). Применяют разнообразные источники информации для составления классификационной таблицы | Групповая работа, исследование по картам, работа по составлению таблицы, основанной на результатах сравнения карт и отбора необходимой географической информации | 2.*Составление таблицы ”Государственный строй и АТУ стран мира” | С.17-19 |
10.10 | 5 | 1 | Политико-географическое положение стран и регионов | Практикум | Политико-географическое положение страны | Знают и понимают основные географические понятия и термины. Характеризуют политикогеографическое положение страны, его изменение во времени | Практическая работа | 3. *Характеристика политико-географического положения страны | С.9-20 повт. |
17.10 | 6 | 1 | Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира» | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | |
|
Раздел 2. География мировых природных ресурсов (6 час.) |
15.09 | 7 | 1 | Взаимодействие общества и природы. Классификация мировых природных ресурсов | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Географическая среда. Окружающая среда. Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. ПРП территории | Знают и понимают основные географические понятия и термины. Дают оценку природным ресурсам мира Умеют определять и сравнивать степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа | | С.25-28 |
19.09
22.09.. | 8
9 | 1
1 | Загрязнение и охрана окружающей среды. Природные ресурсы Земли, их виды | Урок-практикум. Слайд-лекция | Минеральные ресурсы (топливные, рудные, нерудные). Добыча полезных ископаемых «вглубь» и «вширь». Земельные, лесные, водные, гидроэнергетические, геотермальные, агроклиматические, рекреационные ресурсы, Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. | Знают особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Умеют определять и сравнивать по разным источникам информации закономерность размещения минеральных ресурсов мира | Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование. | | С.28-41 |
26.09 | 10 | 1 | Мировые природыне ресурсы. Оценка обеспеченности разных стран и регионов мира основными видами природных ресурсов | Урок-практикум. | Обеспеченность природными ресурсами. Отдельных стран и регионов мира | Оценивают и объясняют ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира по таблицам и картам | Практическая работа | 4.* Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира | С.28-41 |
29.09. | 11 | 1 | Ресурсы Мирового океана. Основные типы природопользования. Источники загрязнения. | Урок-практикум. Слайд-лекция | Особенности использования разных видов природных ресурсов.. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология | Знают и понимают основные географические понятия и термины. Характеризуют различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов периодической печати | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. | | С. 41-47 |
03.10 | 12 | 1 | Обобщающий урок по теме «География мировых природных ресурсов» | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Зачёт. Решение творческих задач | | |
| Раздел 3. География населения мира (8ч) |
06.10. | 13 | 1 | Численность и воспроизводство населения мира | Вводная лекция | Численность и качество населения. Демографические показатели (относительные и абсолютные: рождаемость, смертность, естественный прирост, механический прирост, коэффициенты роста и прироста населения, темпы роста и прироста населения, воспроизводство населения). Демографические пирамиды. Демографический взрыв, депопуляция. Демографическая политика. | Знают численность населения мира, отдельных регионов и стран, демографические показатели. Определяют и сравнивают демографическую ситуацию и особенности демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценивают и объясняют динамику демографической ситуации отдельных стран и регионов мира. Анализируют и сопоставляют картографические материалы. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа Решение задач на определение демографических показателей. Чтение демографических пирамид. | | С.57-66 |
10.10 | 14 | 1 | Структура населения | Лекция с элементами беседы | Половой, возрастной и этнический состав населения. Этносы, расы, народы. Метисы, мулаты, самбо. Крупные народы и языковые семьи. Государственный язык, рабочие языки ООН. География мировых религий (христианство, ислам, буддизм). Местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм). Атеизм. Этнополитические и религиозные конфликты. | Знают этногеографическую специфику населения мира, отдельных регионов и стран. Определяют и сравнивают особенности полового и возрастного, этнического и лингвистического состава населения в разных регионах мира. Анализируют и сопоставляют картографические материалы. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы и схемы Тестирование | | С.66-71 |
13.10 | 15 | 1 | Страны с различным национальным и религиозным составом | Урок-практикум | Национальный и религиозный состав населения мира | Анализируют карты «Народы мира», «Религии мира». Умеют находить информацию, используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу, делать выводы. | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, | 5.*Составление классификационных таблиц стран с различным национальным и религиозным составом | С.66-71 |
17.10. | 16 | 1 | Размещение и миграции населения | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Закономерности размещения населения. Плотность населения. Ареалы с экстремальной и наименьшей плотностью населения. Миграции населения (экономические, политические, экологические), эмиграция, иммиграция. География международных миграций. Расселение населения. | Знают закономерности размещения населения мира, главные направления межконтинентальных и международных миграций, их причины и следствия; Определяют и сравнивают районы с высокой и низкой плотностью населения, степень обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Оценивают и объясняют территориальную концентрацию населения | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа Тестирование | | С.71-74 |
20.10. | 17 | 1 | Городское и сельское население | Урок-практикум. Слайд-лекция | Городское и сельское население. Урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация. Темпы и уровни урбанизации. Агломерация, мегаполис. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира | Знают различия в уровне и качестве жизни населения, проблемы современной урбанизации. Определяют и сравнивают особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира Оценивают и объясняют уровни урбанизации и территориальной концентрации населения в экономически развитых и развивающихся странах | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. | | С.74-81 |
24.10. | 18 | 1 | Современные пути миграций населения и крупнейшие агломерации мира | Урок-практикум | Миграции населения. Урбанизация. | Анализируют карты «Миграции населения», «Крупнейшие агломерации мира». Умеют находить информацию, используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу, делать выводы. Составляют на основе полученной информации картосхему. | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт | 6.*Составление картосхемы современных путей миграций населения и крупнейших агломераций мира | С.57-81 повт. |
27.10.
31.10 | 19
20 | 1
1 | Обобщающий урок по теме «География населения Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | - |
| Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5ч) |
10.11 | 21 | 1 | НТР. Характерные черты и составные части | Вводная лекция | Научно-техническая революция. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления производства в эпоху НТР: электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергохозяйства, производство новых материалов, космизация, ускоренное развитие биотехнологии. Кибернетика, Интернет, ГИС. | Знают и понимают основные понятия и термины. Характеризуют основные черты и части НТР, приводят примеры | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. | | С.91-97 |
14.11. | 22 | 1 | Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда | Лекция с элементами беседы | Мировое хозяйство. Этапы развития мирового хозяйства. Главные центры Мирового хозяйства. Географическое (территориальное) разделение труда. Отрасли международной специализации как результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция. Интеграционные группировки: региональные, отраслевые, международные монополии. ТНК. | Знают и понимают географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; Объясняют причину специализации стран мира, роль ТНК в экономике разных стран.
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа, работа по заполнению контурных карт | 7.*Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира | С.98-100 |
14.11 | 23 | 1 | Отраслевая структура мирового хозяйства | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала Слайд-лекция | Особенности отраслевой структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством | Знают три типа структуры мирового хозяйства, его основные модели. Объясняют воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. | Учебное исследование по картам, составление схемы моделей Мирового хозяйства | | С.100-107 |
17.11
21.11. | 24
25 | 1
1 | Основные факторы размещения производительных сил Обобщающий урок НТР и Мировое хозяйство | Семинар | Факторы размещения. Старые факторы: фактор территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы: наукоемкости, экологический. Технопарк, технополис. | Знают основные факторы размещения производительных сил и объясняют их воздействие на размещение производства Дают сравнительную характеристику ведущих факторов размещения производительных сил | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | | С. 110-115 |
|
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (10ч) |
28.11 | 26 | 1 | География промышлен- ности | Вводная лекция | Промышленность, место промышленности в экономике развитых и развивающихся стран. Группировка отраслей промышленности по времени возникновения: старые, новые, новейшие отрасли; по видам продукции: добывающая, обрабатывающая; по степени внедрения достижений НТР: традиционные, наукоемкие. Сдвиги в размещении промышленности под влиянием НТР. Лидеры промышленного производства. Промышленный пояс мира. Влияние промышленности на окружающую среду, «грязные» производства. | Знают место промышленности в экономике мира, географию мировой индустрии. Объясняют структурные сдвиги промышленности под влиянием НТР. Анализируют проблему «грязных» производств. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. | | С.123-124 |
01.12
05.12. | 27
28
| 1
1
| Топливно-энергетический комплекс
География электроэнергетики | Лекция с элементами беседы | ТЭК, особенности, этапы развития. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные регионы и страны-лидеры в добыче угля. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Районы добычи газа. Страны-лидеры по добыче природного газа. Основные грузопотоки газа. География электроэнергетики: ТЭС, ГЭС, АЭС, альтернативные ЭС | Знают структуру ТЭК, основные типы электростанций описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют основные угольные регионы, районы добычи, транспортировки и переработки нефти, районы добычи газа, страны-лидеры в добыче угля, нефти, природного газа, характеризуют угольную, нефтяную и газовую промышленность по картам и статистическим материалам, их размещение по территории земного шара; развитие электроэнергетики как одной из отраслей авангардной тройки.
| Учебное исследование по картам, составление схемы по результатам сравнения карт | | С.125-131 |
08.12
12.12
15.12. | 29
30
31 | 1
1
1 | Горнодобыва-ющая промышлен-ность.
Металлургия мира.
Основные черты географии черной и цветной металлургии | Лекция с элементами беседы | Горнодобывающая промышленность, ведущие горнодобывающие державы мира. Металлургическая промышленность- «нижний этаж» обрабатывающей промышленности. Черная металлургия, «миграция» в развивающиеся страны. Ориентация мировой черной металлургии на каменноугольные бассейны, железорудные бассейны, грузопотоки коксующегося угля и железной руды. Современная география мировой черной металлургии. Цветная металлургия в развитых и развивающихся странах.. факторы размещения. Современная география цветной металлургии тяжелых и легких металлов | Знают факторы размещения и ее, особенности. Называют и показывают основные страны-лидеры черной и цветной металлургии. Умеют давать характеристику отрасли, используя типовой план. Составляют картосхему основных направлений международных грузопотоков угля, нефти, природного газа и железной руды и стран- лидеров производства электроэнергии на электростанциях разного типа | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | 8.*Составление картосхемы «ТЭК и металлургия мира» | С.131-134 |
19.12 | 32 | 1 | Машиностроение мира | Семинар | Машиностроение, факторы, влияющие на размещение отрасли. Структура машиностроения, четыре машиностроительных региона, страны- лидеры в различных отраслях машиностроения. Группировка стран мира по уровню развития машиностроения. | Называют отраслевой состав машиностроения. Называют и показывают машиностроительные регионы и страны-лидеры в различных отраслях машиностроения. Объясняют изменение пропорции между экономически развитыми и развивающимися странами в обрабатывающей промышленности верхних этажей | Учебное исследование по картам, составление схемы по результатам сравнения карт | | С.134-137 |
22.12.
26.12. | 33
34 | 1
1 | Химическая промышленность мира.
Лесная и деревообрабаты-вающая, легкая промышлен-ность мира | Семинар | Структура химической промышленности: четыре главных региона. Химия «верхних этажей». Химическая промышленность развивающихся стран. Северный и Южный лесной пояса. Страны-экспортеры лесной и лесобумажной промышленности. Географические сдвиги в легкой промышленности. География легкой промышленности: пять главных регионов текстильной промышленности, их особенности. Структура текстильной промышленности. | Называют отраслевой состав химической промышленности, специфику размещения лесной и деревообрабатывающей промышленности, структуру легкой промышленности. Характеризуют особенности развития химической, лесной и легкой промышленности. Умеют давать характеристику химической промышленности, используя географический атлас. Приводят примеры воздействия промышленности на окружающую среду и на население крупных городов. | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | | С.138-140 |
12.01
16.01. | 35
36 | 1
1 | География сельского хозяйство:
РастениеводствоЗерновые культуры-основа мирового сельского хозяйства | Семинар | Сельское хозяйство: товарное, традиционное потребительское, высокотоварное. Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР. «Зеленая революция»: основные компоненты, последствия. Растениеводство. Зерновые культуры: страны- лидеры по производству, страны-экспортеры. Продовольственные культуры: масличные, сахарные, тонизирующие, овощи и фрукты, - страны- лидеры по производству, страны-экспортеры. Непродовольственные культуры: страны- лидеры по производству, страны-экспортеры. | Знают отрасли и географию растениеводства. Приводят примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий. Умеют показать диалектику развития сельского хозяйства – второй ведущей отрасли материального производства. | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | | С.140-142 |
19.01. | 37 | 1 | ЖивотноводствоМировое морское рыболовство | Практикум | Животноводство. Ведущие отрасли: скотоводство, свиноводство, овцеводство. Распространение главных отраслей животноводства. Основные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции животноводства. Изменения в географии морского рыболовства. Крупнейшие рыболовецкие державы. | Знают отрасли и географию животноводства и мирового рыболовства. Объясняют зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт. Составляют картосхему стран-лидеров по производству продукции растениеводства и животноводства. | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | 9.*Обозначение на контурной карте стран-лидеров по основным отраслям сельского хозяйства | С.148-150 |
23.01. | 38 | 1 | География транспорта. Мировая транспортная система | Практикум | Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. География различия в мировой транспортной системе: две группы стран, регионы. Мировая транспортная система. Грузооборот, пассажирооборот. Сухопутный транспорт: три главных вида. Водный транспорт: особая роль морского транспорта. Воздушный транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта. | Знают виды транспорта, показатели перевозочной работы мирового транспорта. Сравнивают различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Объясняют роль и значение транспорта в современной экономике как ведущей третьей отрасли производства. Дают характеристику мировой транспортной системы, ее проблемам и перспективам развития. | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | 10.*Составление маршрута кругосветного путешествия | С.150-159 |
26.01. | 39 | 1 | Основные формы всемирных экономических отношений | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала Слайд-лекция | Основные формы международных экономических связей. Система всемирных экономических отношений. Мировая торговля: оборот, структура, распределение. Международные финансово-кредитные отношения: сдвиги в структуре и географии. Иностранные инвестиции. Классификация видов международного туризма (рекреационный, деловой, спортивный, религиозный и пр.). География международного туризма. | Знают основные особенности современной внешней торговли и особой роли международной финансовой деятельности. Объясняют специфические особенности международного туризма и его место в международных экономических отношениях. | Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами | | С.159-165 |
ÌΙ полугодие 2016-2017 учебного года
№ урока | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Требования к уровню подготовки | Оборудование | Практическая работа | Домашнее задание | Дата |
40 | Зарубежная Европа. Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал | Урок изучения нового материала | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать/понимать: страны Европы, Особенности географического положения, при- родно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Уметь: показывать на карте страны Европы, давать характеристику населения и хозяйства по типовому плану, Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | анализ карт атласа, | | Стр.179 | 30.01 |
41 | Население. Политическая карта Зарубежной Европы. | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, | | Стр.181 | 02.02. |
42 | Общая характеристика хозяйства | Урок исследование | анализ карт атласа, составление таблицы по результатам сравнения карт | | Стр.183 | 06.02. |
43 | Географический рисунок расселения и хозяйства. География сельского хозяйства, транспорта и нематериальной сферы | Урок исследование | Учебное исследование по картам, составление схемы по результатам сравнения карт | Обозначение на карте границ Западной Европы, Восточной Европы и стран СНГ. | Стр.197 | 09.02. |
44 | Субрегионы и страны Зарубежной Европы | Урок актуализации знаний и умений | Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. | | Подготовить дополнительный материал | 13.02. |
45 | Государства-малютки | Урок-фестиваль | Викторина | №1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семёрки» | Повторить материал | 20.02. |
46 | Обобщение по разделу. | Урок обобщающего повторения | тестирование | | Повторить материал | 02.02. |
47 | Общая хар-ка Зарубежной Азии | Урок изучения нового материала | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стр. мира. Внутренние географические различия стр. | Знать/понимать: карту региона, особенности природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
| Уметь: Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Учебное исследование по картам, | | Стр.223 | 06.03. |
48
| Субрегионы Зарубежной Азии. | Урок актуализации знаний и умений | Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. | Выделение на контурной карте ресурсов мирового ранга | Стр.235 | 09.03. |
49 | Япония | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, | №2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. | Стр.241 | 13.03 |
50 51 | Китай. Индия | практикум | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | Отбор картографического материала, анализ его для объяснения особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии. | Стр.250 | 16.03. 16.03 |
52 | Зарубежная Азия. Путешествие по региону | Урок-фестиваль | Работа с картами | Объяснение внутренних различий стран на основе использования учебника, графических и картографических материалов | Повторить материал | 18.03 |
53 | Обобщение по разделу. | Урок обобщающего повторения | тестирование | | Стр.223-257 | 23.03. |
54 | Общая характеристика Африки. «Визитная карточка» региона | Урок изучения нового материала | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать/понимать:карту региона, особенности природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Уметь: Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Учебное исследование по картам, | | Стр.273 | 23.03. |
55
56
| Субрегионы Африки.
ЮАР
| Урок-практикум Комб.
Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности региона мирового значения | Стр.281 | 03.04.
06.04.
|
57 | Общая характеристика Северной Америки. «Визитная карточка» региона | Урок изучения нового материала | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки . Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать/понимать: карту региона, особенности природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Уметь: Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, | Учебное исследование по картам, | | Подобрать дополнительный материал | 10.04. |
58 | США. Хозяйство, макрорегионы | Урок исследование | Учебное исследование по картам, | №4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем | Стр.295 | 13.04. |
59
| Канада
| Урок исследование
| Учебное исследование по картам, | №5. Составление характеристики Канады | Стр.316 | 17.04.
|
60 | Латинская Америка. «Визитная карточка» региона | Урок изучения нового материала | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать/понимать: карту региона, особенности природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Уметь: Составлять комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Учебное исследование по картам, | Сравнение ЭГП и ПГП стран (регионов) Латинской Америки.
Анализ статистических и графических материалов с целью выявления изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве. | Стр.331 | 20.04. |
61
62
| Страны Латинской Америки Бразилия | Урок исследование | Учебное исследование по картам, | Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства отдельной страны | Стр.340 | 24.04.
27.04.
|
63 64 | Комплексная характеристика Австралии и Океании | Урок исследование | Комплексная географич. характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, | Знать/понимать: карту региона, особенности природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития региона
| Уметь: Оценивать и объяснять ресурсообеспечен-ность региона, демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран региона; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов. | Учебное исследование по картам, | № 3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата | Стр. 257, составить характеристику Океании | 04.05 04.05. |
65 | Россия в современном мире | Урок-диалог | Россия на карте мира и в системе международных отношений. | Геополитическое положение России. | Место России в мировом хозяйстве, проблемы, связанные с ее врастанием в мировую экономику. Географические аспекты основных социально-экономических проблем России. | | | | 11.05. |
66 | Понятие о глобальных проблемах | Урок изучения нового материала | | Количественн ые и качественные характеристики населения. ИРЧП и его значение для оценки качества жизни населения.Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользования | Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, их изменение в условиях становления рыночных отношений. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей глобальных проблем современности | | Стр.351 | 15.05. |
67 | Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты Стратегия устойчивого развития | Практикум | | | Стр.364 | 18.05. |
68 | Мир и Россия в XXI веке. | Семинар |
Современные политические, экономические, стратегические изменения в мире. |
Знать/понимать: Особенности стран и регионов различного типа, факторы, влияющие на вектор развития. | Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; | | | Оформить газету с информацией о междуна-родной ситуации | 22.05. |
Резерв – 2 ч.
Контрольно-измерительные материалы
Тема: Политическая география
Задание 1
Верно ли следующее утверждение?
Политическая география - это особая ветвь социально-экономической географии.
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) нет 2) да
Задание 2
Что из нижеперечисленного не входит в область изучения политической географии?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) политическая карта мира
2) динамика природно-территориальных комплексов
3) изменение государственных границ стран мира
4) географическое положение стран мира
5) особенности государственного строя стран мира
Задание 3
Вопрос: Положение страны на политической карте мира относительно политических союзников и противников, и та к называемых «горячих точек» называют...
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) экономико-политическое положение
2) экономико-географическое положение
3) географическое положение
4) политико-географическое положение
Задание 4
Вопрос: Основоположником геополитики считают...
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Анна Робера Жака Тюрго
2) Николая Баранского
3) Фридриха Ратцеля
4) Хелфорда Маккиндера
Задание 5
Вопрос: Что такое "электоральная география"?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) наука, изучающая пространственную организацию политической жизни общества
2) наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения сфер влияния.
3) наука, которая изучает политические предпочтения населения той или иной страны мира.
4) наука, изучающая территориальные аспекты массовых избирательных кампаний.
Задание 6
Вопрос: Напишите, какой термин в переводе с древнегреческого означает "γη - земля + πολιτική - государственные или общественные дела"? Ответ укажите одним словом в именительном падеже.
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 7
Вопрос: Верно ли следующее утверждение?
В 20-м, в начале 21-го века изменения на политической карте мира не наблюдались.
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) да 2) нет
Задание 8
Вопрос: Определите, какие утверждения являются верными, а какие - неверными?
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ Автором термина «политическая география» считают французского экономиста и государственного деятеля Анна Робера Жака Тюрго.
__ Области изучения политической географии могут рассматриваться этой наукой на глобальном, региональном, страновом и локальном уровнях.
__ После распада СССР экономико-географическое положение России улучшилось.
__ Как самостоятельное научное направление политическая география оформилась в конце 20 века.
Задание 9
Вопрос: На рисунке изображена одна из самых знаменитых геополитических концепций. Как автор этой концепции называл центральную область, помеченную на рисунке окружностью? Ответ укажите одним словом в именительном падеже без кавычек.
Изображение:
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 10
Вопрос: Что находится на стыке социально-экономической географии и политологии?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) политическая география
2) социум
3) политика
4) экономика
Контрольная работа по географии за первое полугодие 2016-2017учебного года
1.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
В Восточной Европе стремительно сокращается численность населения. По состоянию на 2015 год в Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90-х годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу, вдохновлённые возможностью заработать больше и жить лучше. То есть одной из причин сокращения численности населения стала _________(А) из Восточной Европы. К примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию; румыны – в Италию и Испанию. В последнее время популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая причина сокращения населения – это уменьшение _________(В). Экономическая и политическая неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла на естественный прирост в совокупности с отсутствием адекватной системы социального обеспечения.
Выберите из предлагаемого списка: 1) эмиграция 2) урбанизация 3) рождаемость 4) иммиграция 5) смертность 6) экономическая интеграция
2.На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице, в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Великобритании и России в период с 2012 по 2014 г. Илья указал, что в Великобритании, в отличие от России, ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.
Динамика объёмов промышленного производства (в % к предыдущему году)
Страна 2012г 2013г 2014г
1) Великобритания 97,3 99,3 101,5
2) Россия 103,4 101,7 100,4
Правильный ли вывод сделал Илья? Свой ответ обоснуйте
3.Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие более сложных систем городов, агломераций. Урбанизация – это не только исторический процесс повышения роста городов и городского населения, но и широкое распространение городского образа жизни. Урбанизация – одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Напишите 3 характерные черты современного процесса урбанизации.
4. В энергобалансе какого государства, вырабатывается больше всего электроэнергии на АЭС: 1) Италия; 2) Германия; 3) Франция; 4) Россия.
5. Выплавка стали, с использованием собственных запасов железных руд и каменного угля производится в: 1) Японии и Южной Корее; 2) США и Китае; 3) Бельгии и Италии; 4) Чехии и Швеции.
6. Выплавка стали с использованием преимущественного привозного сырья и топлива производится в : 1) Японии и Италии; 2) Китае и России; 3) Германии и Бразилии; 4) Украине и США.
7. В какой из перечисленных стран в структуре производства электроэнергии преобладают ТЭС ?
1) Саудовская Аравия; 2) Бразилия ; 3) Швейцария ; 4) Норвегия.
8. Выберите из предложенного списка три страны, в структуре электроэнергетики которых преобладают ГЭС.
А) Канада; Б) Польша; В) Норвегия ; Г) ЮАР; Д) Бразилия; Е)Великобритания.
Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания .
9. Укажите вид основной продукции и национальную принадлежность перечисленных машиностроительных корпораций.
Корпорации Вид продукции Страна
Боинг
Сименс
Мицубиси
Шкода
Дженерал Моторс
Вольво
Хёндэй
14