СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса  «География: население и хозяйство России»   составлена на основании нормативных документов: действующего  Закона  об образовании,  Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 кл.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сухинская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано»

Руководитель МО

_____/______________

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________

20___г.



«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____/______________

ФИО

«___» _________

20___г.


«Утверждаю» Директор школы

_____ /______________

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________

20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Бабушкиной Татьяны Анатольевны


по курсу «География»

9 класс


















2015 – 2016 учебный год


Пояснительная записка


Программа курса «География: население и хозяйство России» составлена на основании нормативных документов: действующего Закона об образовании, Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089), ООП ООО МАОУ «Сухинская СОШ».


Актуальность программы:

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География – единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Главная задача современной географии – не землеописание, а изучение на разных территориальных уровнях пространственно-временных связей и взаимозависимостей, возникающих в системе «человек-природа-хозяйство». Овладение учащимися современными достижениями географической науки, методами ее исследования позволит им быстрее и эффективнее адаптироваться к среде обитания, воспринимая ее не в виде набора отдельных природных и хозяйственных компонентов, а виде четкой иерархии целостных территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Иными словами география – единственная наука, изучение которой в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

Кроме того, география единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Цель программы: формирование целостного представления о социальной и экономической географии России.

Задачи:

  • образовательные:

- освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

- формирование знаний географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;

- изучение географии своего края, области, района, региона (национально-региональный компонент);

- овладение умениями ориентироваться на местности;

- использование одного из «языков» международного общения – географической карты, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;

- применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории.

  • воспитательные:

- воспитывать у учащихся средствами географии толерантное отношение друг к другу;

- воспитать чувство патриотизма;

- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде;

- воспитание экологической культуры, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами.

  • развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических знаний, наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

- развитие ключевых и надпредметных компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

- дальнейшее развитие умений работы с картами, статистическим материалом, дополнительной литературой и интернет ресурсами;

- развитие критического мышления.

  • валеологические:

- создание комфортного климата в классе (обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать СанПиНу);

- формирование здорового образа жизни в процессе учебно-воспитательной работы по предмету;

- использование в учебном процессе эмоциональных разрядок;

- содействие благоприятной психологической обстановке в классе;

- применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Курс «География России. Население и хозяйство» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважение к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Учет возрастных и психологических особенностей детей: развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психологического и социального развития. Учет возрастных и психологических особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. По психологическим особенностям данная программа рассчитана на обучение географии детей юношеского периода (15-20 лет), по возрастным – детей старшего школьного возраста (15-18 лет). Старший школьный возраст (15-18 лет) – в этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Заканчивается первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.

Условия реализации программы: данная программа базируется на учебно-методическом комплексе "География России. Население и хозяйство" издательства "Дрофа", в который входят:

- учебник В.П. Дронова, В.Я. Рома " География России. Население и хозяйство. 9класс". 2010 год

- рабочая тетрадь для учащихся (Сиротин В. И.)

- методическое пособие для учителя,

атласы и контурные карты.

Методы обучения

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

Организация образовательного процесса (методики и педтехнологии): в работе по данной программе мы используем педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, а именно педагогики сотрудничества. В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Важнейшее место в системе отношений сотрудничества занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заме6няется представлением об ученике как о субъекте всей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

А также используется технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, в частности проблемное обучение, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и (В.Ф.Шаталов).

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Шаталов Виктор Федорович разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения. Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся. Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) – наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождаются целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат: программа курса рассчитана на один учебный год. Изучение содержания курса «География России. Население и хозяйство» рассчитано на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами: наиболее тесно методика преподавания географии связана с методикой преподавания других смежных с ней наук, основы которых составляют основную часть содержания школьной географии. Связь с географическими науками прослеживается по нескольким направлениям. Деление географии на физическую и экономическую и социальную долгое время сохранялось в школьной географии, в структуре ее курсов, и только в последние годы намечается и в ряде курсов (География России, например) реализуется идея интеграции двух ветвей географии. География все больше представляет перед школьником как целостная наука, тесно связанная с другими естественными, техническими и гуманитарными областями знания. Частью школьной географии являются модульные курсы, факультативы, программы для углубленного изучения географии, содержание которых тесно связано с различными областями географических знаний и смежных с ней наук (физико-географическое и комплексное страноведение, топография и картография, геология, экология, экономика, региональная география и др.).

Например, исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «Исторические особенности заселения и освоения территории России».

Связь с комплексным страноведением проявляется при изучении одной из стран СНГ, связь с геологией – «Проблемы природно – ресурсной основы России», региональной географией – в региональной части курса, где изучаются экономические районы России.

Формы текущего и итогового контроля:

Формы текущего контроля:

Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения.

Основным видом проверки остаётся индивидуальный устный опрос, когда ученик имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.

В процессе фронтального устного опроса работает большинство учащихся на первый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала.

Формы промежуточного контроля (в конце каждой темы )

- тесты, зачеты, терминологические диктанты и проверка номенклатуры – 9 к/р по изученным темам и 1 к/р – административная.


При фронтальной письменной работе (К/р) достигается максимальный охват учащихся проверкой.

Индивидуальная письменная работа предполагает самостоятельную работу учащегося с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.

Мониторинг качества образования предусматривает использование контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся):

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

  1. ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

  2. общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

  3. предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

  1. Ценностно-смысловые компетенции.

  2. Общекультурные компетенции.

  3. Учебно-познавательные компетенции

  4. Информационные компетенции

  5. Социально-трудовые компетенции

  6. Компетенции личностного самосовершенствования (приложение)

В результате изучения географии ученик должен:

Уметь

1.Называть (показывать):

- размеры территории России, границы, соседей

- месторождения полезных ископаемых и их расположение

- численность населения , соотношение городского и сельского населения

- национальный состав

- основные отрасли хозяйства, крупнейшие промышленные центры,

- основные транспортные магистрали и транспортные узлы

- административные районы

- экономические районы, субъекты федерации и их центры

2. Определять:

- отрасль специализации экономического района

- плотность населения

3. Описывать:

- географические объекты

- природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей, природные ресурсы

- антропогенные изменения в природе

- периоды формирования хозяйства России

- особенности промышленности, межотраслевые комплексы

- экономические связи

- основные грузо- и пассажиропатоки

4. Объяснять:

- демографическую ситуацию в России

- состояние трудовых ресурсов

- миграции населения

- различия в освоении территории

- различия в обеспечении районов в природных ресурсах

- размещение главных центров производства

- с/х специализацию экономических районов

- структуру вывоза и ввоза

- современные социально – экономические и экологические проблемы

5. Прогнозировать:

- изменение природы

- изменение численности населения

- возможные пути развития территории под влиянием определенных факторов


Календарно – тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Количество часов

Домашнее

задание


Сроки

Всего

час.

В том числе на:

Практ.

работы

Контр.

работы

1

Введение. Что изучает география населения и хозяйства России

1



Ср. 3


Раздел I. Общая часть курса (38 ч.)

Тема №1 Место России в мире (4 ч.)

2

Политико - государственное устройство РФ

1

1


§1, к/к номенклатура


3

Географическое положение и границы России.

1

1


§2 к/к номенклатура


4

Экономико–, транспортно - географическое положение, геополитическое и эколого – географическое положение России

1



§3, к/к термины и понятия


5

Государственная территория России

1



§4 к/к, понятия и термины, проблема стр. 19-20


Тема №2 Население РФ (7 ч.)

6

Исторические особенности заселения и освоения территории

1



§5, конспект


7

Численность и естественный прирост населения.

1



§6 термины и понятия


8

Национальный состав населения России.

1



§7, таблицы7-8, воп. На стр. 32


9.

Урок – практикум «Малые народы России»

1

1


§7, конспект


10

Миграции населения.

1



§8 термины и понятия


11

Городское и сельское население. Расселение населения.

1

1


§9 термины и понятия, табл. 10-11


12

Итоговый урок по теме «Население РФ»

1


1

карточки


Тема № 3 Экономика РФ (3 ч.)

13

География основных типов экономики на территории России

1

1


§10, конспект


14

Проблемы природно – ресурсной основы экономики России

1



§11,таб. 13, проблема стр. 54



15

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития

1



§12, воп. На стр. 56


Тема № 4 Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (24 ч.)

16

Научный комплекс.

1



§13, таб. 14, конспект, термины и понятия


Машиностроительный комплекс(3ч.)

17

Роль, значение и проблемы развития машиностроения, Факторы размещения машиностроения

1



§14-15


18

География машиностроения

1



§16, таб. 17-18


19

ВПК

1



§17, конспект


Топливно – энергетический комплекс (ТЭК -5 ч.)

20

ТЭК. Роль, значение и проблемы

1



§18 термины и понятия


21

Топливная промышленность Нефтяная и газовая промышленность

1

1


§19, к/к


22

Угольная промышленность

1

1


§19, к/к


23

Электроэнергетика

1



§20 к/к


24

Итоговый урок по теме

« География МСК и ТЭК»

1


1

Номенклатура, проблема на стр. 89


ККМ (8 ч.)

25

Состав и значение комплексов

1



§21 проблема на стр. 96


26

Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса

1



§22-23 проблема на стр. 99, 105


27

Черная металлургия

1



§23, к/к


28

Цветная металлургия

1



§24, к/к


29

ХЛК. Химическая промышленность

1



§25


30

География и факторы размещения химической промышленности

1



§26, таб. 26, конспект


31

Лесная промышленность

1



§27 Тв. З. «схема ЛП»,


32

Итоговый урок по теме «Комплекс конструкционных материалов»

1


1

проблема на стр. 117


АПК (3ч.)

33

Состав и значение АПК

1



§28 проблема на стр. 121


34

Земледелие и животноводство

1

1


§29, таб.


35

Пищевая и легкая промышленность

1



§30 проблема на стр. 130


Инфраструктурный комплекс(4 ч.)

36

Состав комплекса. Роль транспорта

1



§31, понятия и термины


37

Железнодорожный и автомобильный транспорт

1



§32 проблема на стр. 141,


38

Водный и другие виды транспорта

1



§33 конспект


39

Связь. Сфера обслуживания

1



§34проб. На стр. 154


Раздел II. Региональная часть курса (27 ч.)

Тема № 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов(2 ч.)

40

Районирование территории России

1



§35, конспект


41

Экономическое районирование

1

1


§35, п/ р


Тема № 6 Западный макрорегион - Европейская Россия (19 ч.)

Центральная Россия (6 ч.)

42

Состав, историческое изменение географического положения . Общие проблемы

1



§37, к/к


43

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

1



§39, проблеме на стр. 182,


44

Географические особенности областей Центральной России

1



§40 проблеме на стр. 187



45

Центральная Россия: ЭГП и ПРП

1



§37


46

Население и хозяйство Центральной России (ЦЭР)

1



§38 сообщения о промыслах


47

Волго – Вятский и Центрально – Черноземный ЭР

1



§41 карточки


Северо - Западная Россия (1 ч.)

48

Северо - Западная Россия. Калининградская область

1



§42 проблеме на стр. 200


Европейский Север (3 ч.)

49

Европейский Север. ЭГП и ПРП

1



§43, к/к


50

Население Европейского Севера

1



§44 сообщения о промыслах


51

Хозяйство Европейского Севера

1



§45, карточки


Европейский Юг(3 ч.)

52

ЭГП и ПРП

1



§46


53

Население Европейского Юга

1



§47


54

Хозяйство Европейского Юга

1



§48 проблеме на стр. 215


Поволжье(3 ч.)

55

ЭГП и ПРП

1



§49


56

Население

1



§50


57

Хозяйство Поволжья

1



§51, карточки


Урал (3 ч.)

58

ЭГП и ПРП

1



§52, проблема на стр. 229


59

Население Урала

1



§53 проблема на стр.233


60

Хозяйство

1



§54, карточки, проблема, вопр. на стр. 237


Тема № 7 Восточный макрорегион (5 ч.)

61

Общая характеристика

1



§55


62

Этапы и проблемы развития экономики макрорегиона

1



§56


63

Западная Сибирь

1



§57 карточки, про. на стр. 254


64

Восточная Сибирь

1



§58 карточки, сообщение о промыслах


65

Дальний Восток

1



§59 карточки


66

Итоговый урок по теме «Районирование России»

1


1

Проблема на стр. 265, сообщения


Тема № 8 Россия и страны нового зарубежья

67

Россия и страны СНГ (изучение одной группы государств СНГ)

1



§60


68

Обобщающее повторение по курсу «География населения и хозяйства России»

1


1




Итого

68

9

5



ЭГП – экономико – географическое положение

ПРП – природно – ресурсный потенциал

МСК – машиностроительный комплекс

ВПК – военно – промышленный комплекс

ТЭК – топливно- энергетический комплекс

ККМ – комплекс конструкционных материалов

СНГ – содружество независимых государств


Содержание

Введение. Что изучает экономическая и социальная география России. Значимость географии на данном этапе развития

Раздел I. Общая часть курса (38 ч.).

Россия на карте мира (4 ч.). ГП России. ЭГП. ТГП. ПГП РФ. Политико- государственное устройство РФ. Государственная территория России

Практические работы:

- Работа в к/к «Границы и соседи РФ»

- Работа в к/к «Субъекты РФ и их центры»

Население России (7 ч.). Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Направления и типы миграции на территории страны. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Особенности расселения населения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Практические работы:

- Анализ карт населения России.

- Составление таблицы «Малые народы РФ»(работа с картой)

Хозяйство России (27 ч.). Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. География основных типов экономики на территории России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России.

- Составление схемы (таблицы) «Структура экономики РФ»

- Составление характеристики одной из нефтяных баз по картам и статистическим материалам.

- Составление характеристики одного из угольного бассейна по картам и статистическим материалам

- Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

- Определение по картам основных районов животноводства в РФ

Раздел II. Региональная часть курса (27 ч.)

Районирование России. Западный и Восточный макрорегионы. Общая характеристика. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Проблемы и перспективы развития районов

Основная литература для учащихся:

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и хозяйство» - М.: Дрофа, 2002;

  2. В.П. Дронов. География России. Население и хозяйство. 9 кл. / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2008. – 95 с.- (Рабочая тетрадь для учащихся);

  3. Школьные географические карты. 9 класс. М.: Дрофа, 1999г.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Сергеева К.П. За страницами учебника географии. 8 -9 кл. М.: Просвещение, 1997;

  2. Ром В.Я. Новое в России: цифры, факты. Дополнительные главы к учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова «География России. Население и хозяйство». 9 кл. М.: Дрофа, 1999.


Литература, использованная для составления рабочей программы:

  1. // География в школе.

  2. В.П. Дронов. География России. Население и хозяйство. 9 кл. / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2012. – 144 с.- (Рабочая тетрадь для учителя);

  3. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Редакция «Народное образование», 2012г.;

  4. И.П. Подласый. Педагогика: Новый курс. Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: - 576 с;

  5. Программно-методические материалы. География. 6-9 кл. / Сост. В.И. Сиротин. – 4-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

  6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии и методика их выполнения. 6 -10 кл. М.: АРКТИ, 1997; 1998.























Критерии и нормы оценочной деятельности.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “1”:

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

6. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.



Ведущие принципы: выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. В качестве основополагающих, общепризнанных выделяют следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности и последовательности; 4) прочности; 5) научности; 6) доступности; 7) связи теории с практикой.

В основе принципа сознательности и активности лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубок и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

В основе принципа наглядности лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

Принцип систематичности и последовательности опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В принципе прочности закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения. Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения.

Принцип доступности: доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип связи теории с практикой опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.



Контрольные работы

Контрольная работа № 1 по теме «Население РФ»


1.В конце XIX века (1897) численность населения в границах современной России составляла:

  1. 20-40 млн.чел.. б) 50-70 млн.чел. с) 100-120 млн. чел. д) 130-150 млн. чел.

2. Современная численность населения России составляет примерно:

  1. 120-130 млн.чел б)140-150 млн.чел с) 210-230 млн.чел д) 280-295 млн.чел.

3. Какое место в мире занимает современная Россия по численности населения?

  1. Пятое б) третье. с) восьмое д) девятое

4. Демографический кризис — это резкое ______________________численности населения.

5. Укажите, в каком году проводилась последняя перепись населения в России?

6. Укажите страну, опережающую в настоящее время Россию по численности населения:

  1. Япония б)Мексика, с) Бразилия, д) Германия

7. Вставьте пропущенные слова ( промилле, процент, абсолютный, относительный). Чтобы получилось правильное выражение:

«____________________показатель рождаемости населения измеряется в млн. человек, а ___________________________показатель рождаемости населения измеряется в___________, т. е. в расчете на 1 тыс. чел населения.»

8. Естественная убыль населения в России началась:

  1. с 1989 года б) с 1992 года с) с 1995 года д)с 1999 года

9. Выделите регион России, в котором и в настоящее время наблюдается естественный прирост населения6

  1. республика Карелия б) Псковская область с) Республика Дагестан, д) Московская область

10. Проставьте в промилле основные демографические показатели современной России:

рождаемость____________________________

смертность______________________________

естественный прирост_____________________

11. Период массовой эмиграции из России приходился:

  1. на 1812-1861 годы б) на 1913-1925 годы с) на 1929-1940 годы д) на 1953-1957 годы

12. Из перечисленных народов полной депортации ( насильственному переселению) в 1930-1940 — е годы подверглись:

  1. ингуши б) черкесы с ) удмурты д) тувинцы

13. Определите направление миграционных потоков, которое было характерно для России до начала 1990-х годов:

  1. из центральной Росии в северные и восточные районы России

  2. с Дальнего Востока в Центральную Россию

  3. из Украины в Центральную Россию

  4. с севера Сибири на юг Сибири

14. Каким словом можно определить сезонные, маятниковые и нерегулярные миграции ________________________________

15. Как меняется демографическая ситуация в районах миграционного оттока населения?

  1. Рождаемость увеличивается

  2. происходит «омоложение» возрастной структуры населения

  3. смертность увеличивается

  4. естественный прирост увеличивается

16. Средняя плотность населения в России составляет _____________________

17. Выберите регион с самой низкой плотностью населения

  1. Белгородская область б) Московская область с) республика Северная Осетия д) республика Саха

18. определите субъект РФ с самой высокой плотностью населения:

  1. Белгородская область б) Мурманская область с) Чеченская республика д) республика Бурятия

19. Укажите примерную долю азиатской части в общей численности населения России:

  1. 10% б)20% в)33% г) 45%

20 Укажите правильное утверждение:

  1. численность и плотность населения в Ханты-Мансийском автономном округе больше, чем в Орловской области

  2. численнность в Ханты-Мансийском автономном округе больше, а плотность меньше, чем в Орловской области

  3. численнность в Ханты-Мансийском автономном округе меньше, а плотность больше, чем в Орловской области

  4. численнность и плотность населения в Ханты-Мансийском автономном округе меньше, чем в Орловской области



Контрольная работа № 2 по теме «География машиностроительного и топливно-энергетического комплексов »

ВАРИАНТ № 1.


  1. Какой фактор имеет решающее значение для размещения точного машиностроения ?

    1. Сырьевой и топливный;

    2. трудовой и научный;

    3. природных условий и потребительский;

    4. водный и транспортный.

2. Какие отрасли машиностроения размещаются в районах потребления их продукции ?

1) Автомобилестроение;

2) приборостроение;

3) сельскохозяйственное машиностроение;

4) электронное машиностроение.

3. По картам атласа определите, в каком из городов находится производство тракторов :

1) во Владивостоке;

2) в Липецке;

3) в Волгограде;

4) во всех названных городах.

4. Какое утверждение является верным ?

1) Специализация производства – это подготовка специалистов для работы на предприятии.

2) Кооперация производства – это объединение специализированных предприятий для выпуска

готовой продукции.

  1. Какое утверждение является верным ?

    1. Нефтяная промышленность входит в состав топливно-энергетического комплекса.

    2. Транспортировка электроэнергии не входит в состав топливно-энергетического комплекса.

  2. Решающее значение для размещение газовой промышленности имеет фактор :

1) сырьевой; 3) транспортный;

2) водный; 4) трудовой.

7. Какое из следующих утверждений верное ?

1) На размещение предприятий нефтяной промышленности в основном влияет фактор трудовых

ресурсов.

2) На размещение предприятий нефтяной промышленности в основном влияет сырьевой фактор.

8. Какой фактор имеет решающее значение для размещения гидроэлектроэнергетики ?

1) Водный ; 3) транспортный;

2) топливный; 4) трудовой .

9. Какое утверждение является верным ?

1) На размещение теплоэлектроэнергетики влияет энергетический фактор.

2) На размещение теплоэлектроэнергетики влияет топливный фактор.

10. Где находятся крупные месторождения нефти в России ?

1) В Западной Сибири ; 3) в Карелии;

2) в Кузбассе; 4) в Центральной России.

11. Где находятся крупные месторождения газа в России ?

1) В Тюменской области; 3) в Оренбургской области;

2) в Астраханской области; 4) во всех названных районах.

12. Где расположены месторождения угля ?

1) В Кузбассе и около Воркуты;

2) В Поволжье и Тюменской области ;

3) на Северном Кавказе и Курской области ;

4) в Северо-Западном и Центрально- Чернозёмном районах.

13. Какой угольный бассейн занимает 1-е место по объёму добычи ?

1) Донецкий; 3) Канско-Ачинский;

2) Кузнецкий; 4) Подмосковный.

14. На электростанциях какого типа производится основная часть электроэнергии в России ?

1) ГЭС; 2) ТЭС; 3) АЭС; 4) приливные и геотермальные.

15. Какое утверждение верно ?

1) Россия занимает 1-е место в мире по добыче нефти.

2) Россия занимает 1-е место в мире по добыче газа.

16. Какой буроугольный бассейн является самым старым бассейном с очень высокой себестоимостью добычи угля

1) Печёрский; 3) Канско- Ачинский;

2) Подмосковный; 4) Южно-Якутский.

ВАРИАНТ № 2.


  1. Какое уз утверждений является верным ?

1) На размещение предприятий точного машиностроения в основном влияет фактор трудовых

ресурсов.

2) На размещение предприятий тяжёлого машиностроения в основном влияет топливный

фактор.

2. Какая отрасль машиностроения размещена в районах с развитой металлургией ?

1) Приборостроение; 3) электронное машиностроение;

2) тяжёлое машиностроение; 4) все названные отрасли.

3. По картам атласа определите, в каком из городов находится производство тракторов :

1) в Магадане; 3) в Волгограде;

2) в Астрахани ; 4) во всех названных городах.

4. Какое утверждение верно ?

1) Специализация производства – это производство на предприятии какого - либо одного продукта

и его деталей.

2) Кооперация производства – это объединение специализированных предприятий для выпуска

готовой продукции.

  1. Оба верны.

5. Какое из утверждений верное ?

1) Угольная промышленность не входит в состав топливно – энергетического комплекса.

2) Транспортировка электроэнергии входит в состав топливно – энергетического комплекса.

6. Какое утверждение верное ?

1) На размещение газовой промышленности влияет фактор трудовых ресурсов.

2) На размещение предприятий газовой промышленности влияет сырьевой фактор.

7. Какой фактор имеет решающее значение для размещения предприятий нефтедобывающей промышленности ?

1) Сырьевой; 3) транспортный;

2) водный; 4) трудовой.

8. Какое из следующих утверждений верное ?

1) На размещение гидроэлектроэнергетики влияет энергетический фактор.

2) На размещение гидроэлектроэнергетики влияет водный фактор.

9. Какой фактор имеет решающее значение для размещения теплоэлектроэнергетики ?

1) Водный; 3) транспортный;

2) топливный; 4) трудовой.

10. Где находятся крупные месторождения нефти в России ?

1) В Западной Сибири; 3) на шельфе Баренцева моря;

2) в Поволжье; 4) во всех названных районах.

11. Где находятся крупные месторождения газа в России ?

1) В западной Сибири; 3) в Курской области;

2) в Кузбассе; 4) в Центральной России.

12. Определите центры добычи угля в России ?

1) Кемерово, Прокопьевск (Кузбасс );

2) Воркута, Инта ( Печора );

3) Канск, Ачинск ( Красноярский край );

4) все указанные центры.

13. Какой угольный бассейн занимает 1-е место по объёму добычи ?

1) Кузнецкий; 3) Канско-Ачинский;

2) Печорский; 4) Сахалинский.

14. Какое из следующих утверждений верное ?

1) Россия занимает 1-е место в мире по производству электроэнергии.

2) Россия занимает 1-е место в мире по добыче газа.

15.Какое из следующих утверждений верное ?

1) В России основная часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС

2) В России основная часть электроэнергии вырабатывается на АЭС.

16. В каком угольном бассейне добывают бурый уголь низкого качества, но по низкой себестоимости,

так как добыча ведётся открытым способом ?

  1. Печёрский;

  2. Подмосковный ;

  3. Канско – Ачинский;

  4. Южно – Якутский.




Тест «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС и ВПК»


Географический диктант

  1. Машиностроительный комплекс

А) материалы, предназначенные для изготовления каких – либо готовых изделий

  1. Конструкционные материалы

Б) Объекты специально созданные для разработки и производства атомного и других видов оружия, отличавшиеся высоким уровнем благоустройства и особой секретностью

  1. ВПК

В)Производство на предприятиях какого – либо продукта, отдельных частей и деталей, услуг

  1. Кооперирование

Г) Отрасли, определяющие научно – технический прогресс (НТП) в машиностроении

  1. Закрытые города

Д) Комплекс отраслей промышленности, производящих военную продукцию, сосредоточивший высокие технологии, лучшие кадры и научно – техническую базу

  1. Специализация

Е) Тесные производственные связи между отдельными предприятиями или отраслями промышленности, совместно участвующими в изготовлении определенного продукта

  1. Тяжелое машиностроение

Ж) Отрасли, производящие оборудование для горной и металлургической промышленности, энергетические блоки, подъемно – транспортное оборудование

  1. Среднее машиностроение

З)Комплекс отраслей промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, предметы потребления и оборонную продукцию

  1. Почему развитие ВПК явилось одной из причин экономического кризиса?

А) Количество производимого вооружения превышало разумные потребности страны

Б) развитие отраслей ВПК привело к истощению природных ресурсов России

В) нехватка квалифицированных специалистов для работы на предприятиях отрасли

  1. Что нужно учитывать в первую очередь при размещении предприятий ВПК?

А) безопасность размещения Б) наличие сырьевой базы

В) комфортность условий Г) наличие топливной базы

  1. Центр управления пилотируемыми космическими полетами находится в:

А) Краснознаменске Б) Королеве В) Байконуре Г) Плесецке

  1. В изобретении какой машины первенство принадлежит России?

А) самолет Б) прядильная машина В) искусственный спутник Земли Г) трактор

  1. Машиностроительные заводы обычно размещают там, где:

А) налажены связи с потребителями продукции Б) хорошая экология

В) есть водные ресурсы Г) добывают минеральные ресурсы

  1. Какова главная роль машиностроения?

А) обеспечить население страны собственными автомобилями

Б) облегчить быт населения при помощи электроприборов

В) обеспечить все серы хозяйства качественным оборудованием

Г) обеспечить обороноспособность страны

  1. Налаживание производственных связей между машиностроительными предприятиями - это:

А) специализация Б) кооперирование В) комбинирование

  1. Какой фактор наиболее важен при размещении предприятий по выпуску с/х техники?

А) Потребительский Б) ресурсный В) транспортный Г) военно - стратегический

  1. Самая металлоемкая отрасль машиностроения- А) радиоэлектроника Б) автомобилестроение В) энергетическое машиностроение






Контрольная работа № 3

по теме „Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ“

1 вариант


Являются ли следующие утверждения верными?

А. Добыча руд входит в состав металлургии.

Б. Транспортировка готового металла входит в состав металлургии.


а)

А – неверно, Б – верно


б)

А – верно, Б – неверно


в)

оба верны


г)

оба неверны

Являются ли следующие утверждения верными?

А. Крупные запасы леса расположены в Сибири.

Б. Крупные запасы леса России расположены на севере европейской части страны.


а)

А – верно, Б – неверно


б)

А – неверно, Б – верно


в)

оба верны


г)

оба неверны

Где находятся крупные месторождения медно-никелевых руд?


а)

на юге Дальнего Востока


б)

на севере Восточной Сибири


в)

в Центрально-Чернозёмном районе


г)

во всех названных районах

Какой(ие) фактор(ы) имеет(ют) большое значение для размещения предприятий чёрной металлургии полного цикла?


а)

сырьевой


б)

топливный


в)

транспортный


г)

все названные факторы

Какой(ие) фактор(ы) имеет(ют) большое значение для размещения предприятий, производящих тяжёлые цветные металлы?


а)

сырьевой


б)

трудовой


в)

транспортный


г)

все названные факторы


2 вариант


Являются ли следующие утверждения верными?

А. Производство труб входит в состав металлургии.

Б. Добыча руд входит в состав металлургии.


а)

А – неверно, Б – верно


б)

А – верно, Б – неверно


в)

оба верны


г)

оба неверны

Являются ли следующие утверждения верными?

А. Крупные запасы леса России расположены на Дальнем Востоке.

Б. Крупные запасы леса России расположены на Южном Урале.


а)

А – верно, Б – неверно


б)

А – неверно, Б – верно


в)

оба верны


г)

оба неверны

Где находятся крупные месторождения медно-никелевых руд?


а)

на Кольском полуострове


б)

на севере Сибири


в)

на Урале


г)

во всех названных районах

Какой фактор наиболее важен для размещения предприятий чёрной металлургии полного цикла?


а)

потребительский


б)

сырьевой


в)

научный


г)

все названные факторы

Какой(ие) фактор(ы) имеет(ют) большое значение для размещения предприятий, производящих лёгкие цветные металлы?


а)

потребительский


б)

трудовой


в)

электроэнергетический


г)

все названные факторы



Контрольная работа № 4 по теме «Районирование России»


Характеристика № 1

1) В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнерге­тика, машиностроение, нефтехимия.

2) Развит речной транспорт.

3) Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов).

Ответ: Поволжье.

Характеристика № 2

1) Это самый маленький по площади район.

2) Важнейшая отрасль специализации - машиностроение.

3) Крупнейший город района - морской порт, т: Северо-Западный район называет 5-6 черт, характерных для данного района. Таким образом, повторяются все экономические районы России.

2) Письменный диктант.

Учитель дает краткую характеристику района, не называя его, учащиеся опреде­ляют район и записывают название в тетрадь. Например:

Характеристика Л« 3

1) На территории этого района находится несколько крупных морских портов.

2) Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.

3) Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа». Ответ: Дальний Восток.

Характеристика М 4

1) В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

2) В районе нет ни одного города-миллионника.

3) Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (или АПК).

Ответ: Центрально-Черноземный район.

Характеристика № 5

1) На западе района ведется добыча руд, а на востоке - топлива (угля, нефти, газа).

2) Коренное население района относится к финно-угорской группе.

3) Здесь недавно начата добыча алмазов, г: Северный район.

Характеристика № 6

1. Это один из самых крупных по площади районов России:

2. Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная метал­лургия?

3. На территории района нет городов-миллионников. Ответ: Восточная Сибирь.

Характеристика Л* 7

1. В районе очень благоприятные природные условия.

2. Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.

3. Важная проблема района - водная. Ответ: Северный Кавказ.

Характеристика № 8

1. В состав района входят только области.

2. Это индустриальное ядро России.

3. Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, хи­мическая и текстильная промышленности. Ответ: Центральный район.

Характеристика № 9

  1. Это район нефти, газа и угля

2. Значительная часть района заболочена.

3. Распространен «вахтовый» метод работы. Ответ: Западная Сибирь.

Характеристика М 10

1. На территории района находится старая металлургическая база.

2. Это сухопутный район.

3. Одна из отраслей специализации - тяжелое машиностроение. Ответ: Урал.

Характеристика № 11

1. Это самый многонациональный район России.

2. На юге района распложены горы.

3. Большая часть населения живет в станицах и аулах. Ответ: Северный Кавказ.


Контрольная работа № 5 «География населения и хозяйства России»

1 вариант

1. Какова площадь территории России?

1. 9 млн. кв. км 2. 14 млн. кв. км 3. 17 млн. кв. км 4. 20 млн. кв. км

2. С какой из перечисленных стран граничит Россия?

1. Молдавия. 2. Туркмения. 3. Литва. 4. Армения.

3. Какое утверждение о географической положении является верным?

1. Россия граничит с Эстонией, Латвией, Литвой.

2. Крайняя восточная точка России имеет восточную долготу.

3. Моря России относятся к бассейнам всех четырех океанов.

4. Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Монголией.

4. По численности населения Россия наиболее близка к:

1. Индии; 2. Бразилии; 3. США; 4. Великобритании.

5. Выбери правильный ответ.

«В России в последние годы естественный прирост …………»:

1. увеличивается; 2. не изменяется; 3. уменьшается.

6. Выберите группу, в которую включены народы Европейской части России.

1. Карелы, башкиры, тувинцы.

2. Коми, чуваши, марийцы.

3. Ханты, татары, калмыки.

4. Башкиры, мордва, коряки.

7. Буддизм – религия большинства верующего населения республики:

1. Татарстан; 2. Башкортостан; 3. Бурятия; 4. Адыгея.

8. Какая отрасль хозяйства относится к непроизводственной сфере экономики?

1. Строительство. 2. Транспорт. 3. Здравоохранение. 4. Связь.

9. Установите соответствие между названием месторождения и полезным ископаемым:

Месторождение Полезное ископаемое

1.Мегион а) Золото

2. Бодайбо б) Нефть

3. Уренгой в) Природный газ

10. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции –это:

1. кооперирование; 3. комбинирование;

2. специализация; 4. функциональная структура промышленности.

11. Две атомные электростанции построены за полярным кругом.

1. Сургутская и Братская.

2. Кольская и Билибинская.

3. Нововоронежская и Курская.

4. Смоленская и Белоярская.

12. Самый мощный металлургический комбинат полного цикла:

1. Новолипецкий; 2. Череповецкий; 3. Магнитогорский; 4. Новокузнецкий.

13. Сырьем для химической промышленности служит:

1. минеральное сырье – фосфориты, апатиты, сера, соли;

2. древесина и другое сырье растительного происхождения;

3. отходы ряда производств;

4. все выше перечисленное.

14. Что, кроме наличия электроэнергии (Архангельская ТЭС),повлияло на размещение целлюлозно-бумажного комбината в городе Новодвинске? (см.рис.)Укажите не менее двух причин.



15. Центр по производству серы:

1. Владимир;

2. Соликамск;

3. Самара;

4. Красноярск.


16. Центры целлюлозно-бумажной промышленности:

1. Москва, Екатеринбург, Братск;

2. Сыктывкар, Балахна, Сегежа;

3. Архангельск, Самара, Волгоград;

4. Пермь, Астрахань, Владивосток.

17. Зерновая культура, имеющая в стране наибольшую площадь посевов:

1. ячмень; 2. овес; 3. рожь; 4. пшеница.

18. Зеленые пастбища, с разнотравьем и сочные корма в стойловый период в большей степени использует:

1. скотоводство; 3. птицеводство;

2. овцеводство; 4. свиноводство.

19. Отрасли пищевой промышленности, тяготеющие к сырью:

1. хлебопекарная; 2. чайная; 3. кондитерская; 4. макаронная.

20. Путешествуя по Транссибирской магистрали, можно увидеть(найдите только одну ошибку в описании):

1. Красноярск – крупнейший центр машиностроения, алюминиевой и лесоперерабатывающей промышленности;

2. горы Забайкалья со степными участками в межгорных котловинах;

3. район производства зерновых и сои в Амурской области;

4. Вилюйскую ГЭС в Якутии.

21. Центры автомобилестроения Центральной России:

1. Тверь, Мытищи, Химки;

2. Москва, Ликино, Н.Новгород;

3. Подольск, Тула, Серпухов;

4. Рязань, Вязьма, Голицыно.

22. Среди черт, характерных для населения и трудовых ресурсов Европейского Севера, исключите ошибку.

1. Высокая квалификация трудовых ресурсов.

2. Дефицит трудовых ресурсов.

3. Преобладание доли молодых возрастов.

4. Неравномерное распределение населения.

23. На символическом гербе условно изображена специализация хозяйства:

1. Европейского Севера;

2. Западной Сибири;

3. Северо-Запада;

4. Восточной Сибири.

24. Выберите отрасль специализации Волго-Вятского района.

1. Машиностроение. 3. Электроэнергетика.

2. Сельское хозяйство. 4. Текстильная промышленность.

25. Определите экономический район по характеристике: крупнейшее газоконденсатное месторождение республиканского значения, развитая химическая и нефтехимическая промышленность, речное судостроение, важнейший район бахчевах культур, пестронациональный состав населения.

1. Центральный. 2. Северный. 3. Поволжский. 4. Волго-Вятский.

26. Определите, что общего у Поволжского и Центрально-Черноземного районов.

1. Выход к Волге.

2. Значительные почвенные ресурсы.

3. Наличие городов миллионеров.

4. Наличие крупных авиастроительных заводов.

5. Месторождения железных руд и нефти в обоих районах.

6. Специализация на отраслях АПК.

27. Отраслью специализации Северо-Кавказского района является:

1. пищевая промышленность;

2. производство кожи;

3. топливно-энергетическая промышленность;

4. производство стали.

28. Наиболее крупным по числу жителей городом Уральского района является:

1. Оренбург;

2. Ижевск;

3. Екатеринбург;

4. Пермь.

29. Центрами цветной металлургии Урала являются:

1. Екатеринбург, Магнитогорск, Каменск- Уральский;

2. Челябинск, Нижний Тагил, Карабаш;

3. Краснотурьинск, Медногорск, Орск;

4. Верхняя Пышма, Пермь, Ревда.

30. Природный фактор, затрудняющий прокладку дорог и освоение нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири:

1. равнинный рельеф;

2. континентальный климат;

3. сильная заболоченность местности;

4. наличие рек.

31. Установите соответствие между промышленным центром Восточно-Сибирского экономического района и отраслью его специализации.

Промышленный центр Отрасль специализации

1. Саяногорск а) Производство азотных удобрений

2. Норильск б) Целлюлозно-бумажная промышленность

3. Усть-Илимск в) Выплавка алюминия

г.)Производство меди, никеля

32. Какое утверждение о географическом положении Нижегородской области является неверным?

1. Удалена от государственных границ.

2. Находится в умеренном климатическом поясе.

3. Расположена в центре Восточно-Европейской равнины, на пересечении

важнейших транспортных путей.

4. Близко расположена к топливным базам страны.



33. Какое утверждение ошибочно характеризует Нижегородскую область?

1. Имеет лесные ресурсы.

2. Обеспечена железными рудами.

3. Имеет почвенные, агроклиматические ресурсы

4. Обеспечена строительными материалами.

34. Какой из народных промыслов особенно развит в Нижегородской области в наши дни?

1. Резьба по кости.

2. Роспись и резьба по дереву.

3. Чеканка по цветному металлу.

4. Ковроткаческий.

35. Укажите правильное соответствие в связке географических объектов России: населенный пункт – отрасль специализации промышленности.

1. Кстово – лесохимия.

2. Арзамас – металлургия.

3. Бор – химическая промышленность.

4. Павлово – автомобилестроение.



30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!