СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по географии 9-го класса составлена на основе авторской  программы Бариновой И.И. и Дронова В.П. по географии России для 8-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс.»

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение Павловская основная общеобразовательная школа





Принята: Утверждаю:

на педагогическом совете Директор школы_____ Салова Н .А.

Протокол №1 от 26. 08. 2016г. Приказ №41 от 26.08.2016г

Рабочая программа

по географии

9 класс

Учитель: Епанчина В.Н.



2016 / 2017 учебный год







Пояснительная записка.





Статус документа


Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. Рабочая программа по географии 9-го класса составлена на основе авторской программы Бариновой И.И. и Дронова В.П. по географии России для 8-9 классов. Сборник программ по географии для общеобразовательных учреждений. (Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы.

Рабочая программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 9 классе.


Общая характеристика предмета

Курс «География России. Население и хозяйство» 9 класс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России. Население ихозяйство» завершает блок основного общего образования в средней школе. Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии. Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

«География хозяйства России» изучается в 9 классе, и на изучение курса отводится 2 часа в неделю.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.)



Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

Цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях хозяйства  нашей Родины, о месте  России в современном мире, воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения  к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления

Основные задачи:

Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности  на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;

Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира

Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов

Количество часов

Всего 69 часов в неделю 2 часа

практических работ – 20

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


Используемые технологии:

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.


 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающий.


Структура тематического плана 9 класса





Название темы




Количество часов

Часть I Общая часть курса


41


Тема 1 Введение

Тема 2 Место России в мире

Тема 3 Население Российской Федерации

Тема 4 Географические особенности экономики России

Тема 5 Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

1

5

6

3

26

Часть II Региональная

29

Тема 1 Регионы России

26

Тема 2 Россия в современном мире

2

Итого

69





Содержание программы учебного предмета «География России.


Часть I Общая часть курса 41ч


Тема 1Введение (1 час)

Географическое положение России.Виды географического положения России: физи­ко-географическое, математико-географическое, эко­номико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-геогра-фическое. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и других государств.


Тема 2 Место России в мире (5 часов)

Административно – территориальное устройство

Государственная территория России. Формирова­ние и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огром­ные российские пространства: плюсы и минусы. Эко­номически эффективная территория.Государственные границы России, их типы и ви­ды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, его роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа. Практические работа «Субъекты России».


Тема 3 Население Российской Федерации (5часов)

Численность населения

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населе­ния. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения стра­ны. Прогнозы изменения численности населения Рос­сии.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Практическая работа

«Определение по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения России»

Национальный состав

Россия—многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Городское и сельское население России

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географиче­ские особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы сел.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Практическая работа «Сравнение структуры занятости городского и сельского населения в России.

Миграции населения

Внешние и внутренние миграции: причины, по­рождающие их. Основные направления миграцион­ных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны — важнейшая социально-экономическая проблема


Тема 4 Географические особенности экономики России (3часа)


Тема 5 Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (26)


Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.



Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его со­став, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные про­блемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие место­рождения, проблемы их освоения. География основ­ных нефтепроводов и переработки нефти. Современ­ные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастаю­щая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче га­за. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологиче­ские проблемы угледобывающих регионов.

Практическая работа «Сравнительная характеристика районов добычи угля Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов».

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве элек­троэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.


Отрасли производящие конструкционные материалы


Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей. Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металли­ческих руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы ме­таллургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургиче­ские базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны. Практическая работа «Металлургические базы страны».


Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения пред­приятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особен­ности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы раз­вития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.


Практическая работа «Межотраслевые связи химической промышленности».


Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышлен­ности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.


Машиностроение, его значение и отраслевой со­став, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-про­мышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машино­строения по картам.


Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.


Агропромышленный комплекс

Растениеводство. Животноводство.

Практическая работа «Составление типовой схемы агропромышленного комплекса».


Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, круп­нейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инф­раструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

Практическая работа «Характеристика транспортных магистралей страны по типовому плану».

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды.


Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.



Часть II Региональная (29 часов)


Тема 1 Регионы России (26 часов)


Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: фи­зико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.


Европейская Россия (Западный макрорегион)

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия


Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера


Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.

. Ресурсы шельфовой зоны. Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, соиальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Практическая работа 13 «Особенности хозяйства Европейского Севера».

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.

Природная. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».


Практическая работа «Сравнение ЭГП г. Москвы и Санкт-Петербурга».

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Централь­ной России, их благоприятность для жизни и «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практическая работа «Характеристика городов Центральной России».



Практические работы. 1. Сравнение географического по­ложения и планировки двух столиц — Москвы и Санкт-Пе­тербурга.* 2. Составление картосхемы размещения народ­ных промыслов Центральной России. 3. Объяснение вза­имодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.


Хозяйство Северного Кавказа Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черномор­ских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.


Практические работы. «Изучение геополитического положения, природных условий и ресурсов Северного Кавказа».

Практическая работа «Хозяйство Северного Кавказа и его проблемы».


Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние темпе­ратуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах регона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территори­альной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Практическая работа «Характеристика Самарского промышленного узла».


Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение про­мышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой пред­ставлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообраз­ное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона

. Практическая работа «Проблемы Урала».


Азиатская Россия (Восточный макрорегион) Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна крупнейших низменных равнин земного шара.Сильная заболоченность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и кологических проблем Западной Сибири.

Практическая работа «Характеристика отраслевого состава Западносибирского ТПК».


Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота.. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Друие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Практические работы. «Характеристика ТПК Восточной Сибири».


Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроход­цы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу.

. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практическая работа «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».




Тема 2 Россия в современном мире. (2 часа)


Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира

Взаимосвязи России с другими странами мира.




Календарно- тематическое планирование по географии 9 класс


п/п

Дата

Тема курса, урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Практические, лабораторные работы

Д/з



.

Введение 1час


1





1.

02.09.

1. Что мы будем изучать? Россия на карте мира Площадь территории России .

1



Стр. 3-5 §1




Тема 1 «Место России в мире»


5





2.

. 03.09.

1.Политико-государственное устройство РФ» .

1

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и пред­ставления географической инфор мации. Географическое положение. Виды и уровни географичес -кого положения. Политико-административное устройство России.

Практическая работа 1 «Субъекты России».

Изучить п. 1, отметить на к/карте автономные республики и округа


3.

09.09.

2. Географическое положение и границы России.

1


Изучить п2 ответить на вопросы.


4

10.09

3.Экономико и транспортно-геогра фическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

1



§3,вопросы1-4


5

16.09.



4.Государственная территория России.

1



§4вопросы 1-3

Внимание! Проблема!


6

17.09

5.Обобщение и повторение по теме «Место России в мире»




П 1-4




.

Тема 2 «Население Российской Федерации»

6





7.

23.09

1.Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически актив­ное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безрабо­тицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов.
Народы и основные религии. Россия многонацональное государство. Многонацио-
нальность как специфический фактор формирования и развития
России. Межнациональные-проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.



Изучить §5подготовить сообщения о известных географах.вопрос 1-4.


8.

24.09.

2. Численность и естественный прирост населения.

1

Практическая работа №2

«Определение по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения России»

Изучить п. 6 ответить на вопросы 1-3


9.


30.09.

3.Национальный состав населения России

1


Изучить п. 7, на к/карте обозначить многонациональные районы страны.

вопросы 1-7


10.

01.10.

4. Миграции населения.

1


Изучить п. 8, вопросы 1-5 послепарагра-фа.Внимание!Проблема!


11.

07.10.

5.Городское и сельское население (урбанизация)

1

Практическая работа 3 «Сравнение структуры занятости городского и сельского населения в России.

Изучить п. 9, на к/карте обозначить основную ось расселения России».


12.

08.10.

6.Повторительно-обобщающий урок по теме «Население России».

1


п.1-9




Тема 3 «Географические особенности экономики России»

3





13.

14.10.

1.География основных типов экономики на территории России»


1

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства.
Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размеще­ния предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства



п10 вопросы1-3,


14.

15.10.

2. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1




Изучить п,11,ответить на вопросы послепараграфа.Внимание! Проблема!



15.

21.10.

3.Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

1


Изучить п. 12.

Вопрос 1,2




Тема 4»Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география».

26


,


16.

22.10.

1. Научный комплекс.

1

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения ма­шиностроения по территории России, основные районы и крупные центры





Изучить п. 13 вопросы после параграфа


17.

28.10.

2. Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса.

1


Изучить п. 14, составить схему межотраслевых связей машиностроения.


18.

29.10.

3. Факторы размещения машиностроения.


1


Изучить п. 15, зад 1-2


19.

11.11.

4. География машиностроения.

Практическая работа 4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

1

Практическая работа 4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Изучить п. 16, закончить практическую работу.


20.

12.11.

5. Военно-промышленный комплекс

1


П.17вопросы1-5


21.

18.11.

6. Топливно-энергетический комплекс, его роль в экономике страны.

1

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Составлять характеристику месторождений топливных ресур­сов по картам и статистическим материалам.





Изучить п. 18, вопросы после параграфа


22.

19.11.

7. Топливная промышленность (нефтяная, газовая).

1


Изучить п. 19


23.

25.11.

8. Угольная промышленность.

1

Практическая работа 5 «Сравнительная характеристика районов добычи угля Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов».

Изучить п. 19 до конца, на к/карте отметить угольные бассейны.Внимание!Проблема!


24.

26.11.

9. Электроэнергетика

1


Изучить п. 20, вопросы и задания после параграфа, подготовиться к итоговому уроку п. 18-23


25.

02.12.

10. Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.

1

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.






Изучить п. 21


26.

03.12.

11. Металлургический комплекс.


1

Практическая работа 6 «Металлургические базы страны».

Изучить п. 22, вопросы 1-3 Внимание! Проблема!


27.

09.12.

12.Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.Черная металлургия.



П23, вопросы 1-2.


28.

10.12.

13. Цветная металлургия.

1



Изучить п. 24, вопросы 1,2Внимание! Проблема!


29.

16.12.

14.Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность



П.25 Вопрос 1,2


30.

17.12.

15. Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа 7 «Межотраслевые связи химической промышлен- ности».

1

Практическая работа 7 «Межотраслевые связи химической промышлен- ности».

п. 26,подгото- вить сообще –ние о промыш леных лесах России.


31.

23.12.

16. Лесная промышленность.

1


Изучить п. 27, вопрос 1,2.

Внимание! Проблема!


32.

24.12.

17. Повторительно-обобщающий урок по теме «.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география».

1


п.13 -27


33.

30.12.

18. Агропромышленный комплекс.

1

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения произ­водств пищевой и легкой промышленности



Изучить п.28, вопросы после параграфа

Внимание! Проблема!


34.

13.01.

19. Земледелие и животноводство. Практическая работа 8 «Составление типовой схемы агропромышленного комплекса».

1

Практическая работа 8 «Составление типовой схемы агропромышленного комплекса».

Изучить п. 29


35.

14.01.

20. Пищевая и легкая промышленность

1


Изучить п. 30 , вопросы после параграфа


36.

20.01.

21. Проблемы АПК и пути их решения

1


Стр.130. Внимание! Проблема!


37.

21.01.

Практическая работа 9 «Характеристика транспортных магистралей страны по типовому плану».

1

Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Практическая работа 9 «Характеристика транспортных магистралей страны по типовому плану».

Изучить п. 31 Вопросы1-3

Внимание! Проблема!


38.

27.01.

23.Железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания.


1


Изучить п.32

Внимание! Проблема!


39.

28.01.

24Водный и другие виды транспорта

1


п.33 вопросы 1-3.


40.

03.02.

25.Связь.Сфера обслуживания.

1


П.34 Внимание! Проблема!


41.

04.02.

26. Повторительно-обобщающий урок по общей части курса.

1


П.28-34




Тема 5 «Региональная часть курса»

26





42.

10.02.

1. Экономическое районирование.

1

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического рай­онирования


Изучить п. 35-, отметить на к/карте границы экономических районов


43


11.02.

2. Западный макрорегион – европейская Россия. Общая характеристика.

1

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения, зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.





Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий районов и городов. Достопримечательности.


Изучить п. 36 составить конспект «ЭГП, природные ресурсы Центральной России».


44.

17.02.

3. Центральной России. Состав, историческое изменение географического положения.

1






Изучить п. 37

вопрос 1,2


45.

18.02.

4.Население и главные черты хозяйства

1


П.38 вопрос 1,2


46.

24.03.

5.Районы Центральной России. Москва и московский столичный регион.

1


Изучить п. 39, подготовить сообщения о Москве.


47.

25.03.

6. Географические особенности областей центрального района.

1





Изучить п. 40 Вопрос 1-4,Внимание! Проблема!


48.

03.03.

7.Волого-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.

Практическая работа 10 «Характеристика городов Центральной России».





1



Практическая работа 10 «Характеристика городов Центральной России».



Изучить п. 41, подготовить сообщение о Санкт-Петербурге


49.

04.03.

8. Северо-Западная Россия. Практическая работа 11

«Сравнение ЭГП г. Москвы и Санкт-Петербурга».

1

Практическая работа 11 «Сравнение ЭГП г. Москвы и Санкт-Петербурга».

Изучить п. 42, вопросы 1-3

Внимание! Проблема!


50.

10.03.

9. Европейский Север. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Практическая работа 12 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».


1

Практическая работа 12 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».

Изучить п. 43

Вопросы 2-4


51.

11.03.

10.Население Европейского Севера.

1


п.44



52.

17.03.

Практическая работа 13 «Особенности хозяйства Европейского Севера».

1

Практическая работа 13 «Особенности хозяйства Европейского Севера».

Изучить п. 45, вопрос 1,2


53.

18.03.

12.Европейский Юг. Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

КРЫМ.


1

Практическая работа 14 «Изучение геополитического положения, природных условий и ресурсов Северного Кавказа».

Изучить п.46, подготовить сообщения о рекреационном хозяйстве Северного Кавказа.


54.

31.03.

13.Население.

1


п.47,вопросы 1-3


55.

01.04.

14. Хозяйство Северного Кавказа.


Практическая работа 15 «Хозяйство Северного Кавказа и его проблемы».

1

Практическая работа 15 «Хозяйство Северного Кавказа и его проблемы».

Изучить п.48, вопросы 1-3 Внимание! Проблема!


56.

07.04.

15. Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.


1


Изучить п. 49 подготовить сообщения


57.

08.04.

16.Население Поволжья

1


П.50 вопрос 1,2


58.

14.04.

17. Хозяйство Поволжья. Практическая работа 16 «Характеристика промышленного узла».

1

Практическая работа 16 «Характеристика промышленного узла».

Изучить п. 51, вопросы 1-3

«Проблемы Поволжья»


59.

15.04

18. Урал. ЭГП, природные ресурсы.

1




Изучить п. 52 подготовить сообщение об экологической обстановке Урала.стр229


60.

21.04.

19.Население Урала..

1


п.53,стр 223 Проблема!


61.

22.04.

20. Хозяйство и проблемы Урала.

1

Практическая работа 17 «Проблемы Урала».

Изучить п. 54, подготовиться к итоговому уроку


62.

28.05.

21. Повторительно-обобщающий урок по теме «Западный макрорегион».

1


п. 36-54


63.

29.05.


22. Восточный макрорегион. Общая характеристика

1

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения:зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий районов и городов. Достопримечательности.


Изучить п. 55

вопросы1-3.


64.

05.05.

23.Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

1


Изучить п. 56


65.

06.05.

24. Западная Сибирь. Население и хозяйство.

1

Практическая работа 18 «Характеристика отраслевого состава Западносибирского ТПК».


Изучить п. 57 вопросы после параграфа Внимание! Проблема!


66.

12.05

25. Восточная Сибирь. Население и хозяйство.

1

Практическая работа 19 Характеристика ТПК Восточной Сибири».


Изучить п. 58, вопросы после параграфа 1-4


67.

13.05.

26. Дальний Восток.

1

Практическая работа 20

«Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».

Изучить п. 59,

Вопросы 1-3.


68.

19.05

Тема 4 «Россия в современном мире»

1.Страны нового зарубежья СНГ. Европейские государства

1

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России



П.66,67.


69

20.05.

Обобщающий урок за курс экономической географии











У М К


1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008

2. Атлас ”География России. 8 – 9 классы”, 20012

3. Контурные карты ”География России. 8-9 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС”, 2012

4. ГИА 2009. экзамен в новой форме по географии 9 класс. Москва «Астрель», 2009 г.

5Г. Н.Элькин. Поурочное планирование. 9 класс Санкт – Петербург

« Паритет»2001

6Т. Н. Воробцева Поурочные планы для 9 класса.2003

7. Е. А. Жижина Поурочные разработки по географии 9 класс. М. « Вако «2006


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)


В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.




Критерии оценки знаний и умений выпускников основной школы:


Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют- неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.

Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.


За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники

географической информации для решения практических задач:


Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результата.


Литература.



1Энциклопедический словарь географических терминов. М. Советская энциклопедия 1968.

2. И, М, Кутприн. Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения. М. « Наука». 1980.


3. А. И. Алексеев. География: население и хозяйство России. М. Просвещение. 2008.


4. Интернет - ресурсы



Практические работы

№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.

№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.

№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.

№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.

№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.

№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.

№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.

№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.


Творческие работы

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных помыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.

  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.


34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!