СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 10 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10 класс»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Семейкинская средняя общеобразовательная школа-детский сад №31»



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

__________/Е. М. Осипенко /

«___» августа 2017 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

(базовый уровень)

10 класс





Составитель рабочей программы:

Чижов Роман Геннадиевич















2017

Раздел

Страница

Пояснительная записка


Основное содержание программы


Календарно-тематическое планирование


Учебно-методическое обеспечение


Содержание





































Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).

  2. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».

  3. Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

  5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

  6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

  7. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».

  8. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15 июня 2017 г. №77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».

  9. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

  10. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19.07.2017 № 87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».

  11. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.07.2017 № 481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».

  12. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».

  13. ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса».

  14. Устав Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».

  15. Учебный план Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».



Настоящая программа разработана на основании Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по информатике (X-XI классы, базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на учебник: И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.


Согласно учебному плану на изучение информатики в 10 классе отводится 68 часов по 2 часа в неделю.

Цели рабочей программы по информатике


  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; изучение одного из языков программирования;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • укрепление познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации, к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Задачи рабочей программы по информатике


  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • сформировать интерес к изучению информации и информационных процессов в различных сферах – природе, науке и технике; развить умения выделять и проектировать пути работы с информацией и информационными процессами региона;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения


Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонентов. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т. е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.




Планируемые предметные результаты


В результате изучения курса информатики в 10 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  • три философские концепции информации

  • понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

  • что такое язык представления информации; какие бывают языки

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации

  • примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

  • понятия «шифрование», «дешифрование».

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

  • определение бита с алфавитной т.з.

  • связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

  • связь между единицами измерения информации;

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

  • определение бита с позиции содержания сообщения

  • основные типы задач обработки информации

  • понятие исполнителя обработки информации

  • понятие алгоритма обработки информации

  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

  • определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

  • устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

  • что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

  • что такое «структура данных»; какие бывают структуры

  • алгоритм последовательного поиска

  • алгоритм поиска половинным делением

  • что такое блочный поиск

  • как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

  • понятие алгоритмической модели

  • способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

  • что такое трассировка алгоритма

  • - основные принципы представления данных в памяти компьютера

  • - представление целых чисел

  • - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

  • - принципы представления вещественных чисел

  • - представление текста

  • - представление изображения; цветовые модели

  • - в чем различие растровой и векторной графики

  • - дискретное (цифровое) представление звука


уметь:


  • раскрывать роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  • различать способы представления данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и для восприятия человеком;

  • формулировать понятия кодирование информации, дискретизация, декодирование;

  • определять информационный объем данных разного типа при заданных условиях дискретизации;

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них.

  • понимать принципы кодирования и декодирования текстовой, графической и звуковой информации с помощью двоичного кода;

  • переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; познакомиться с двоичной системой счисления;

  • строить логические выражение по заданной таблице истинности;

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе при составлении поисковых запросов.

  • создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

  • использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

  • использовать электронные таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм.

  • применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;

  • планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров;

  • использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;

  • создавать презентации со звуковым сопровождением в выбранной среде разработки, использовать мультимедийные онлайн-сервисы для разработки презентаций проектных работ.

  • различать основные понятия и законы математической логики;

  • использовать знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера;

  • строить таблицы истинности и логические схемы; – строить и преобразовывать логические выражения.

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

  • использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

  • понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных.

  • определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

  • выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

  • создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

  • понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).

  • понимать важность дискретизации данных; их роли при решении задач анализа данных;

  • использовать знания о постановках задач поиска и сортировки;

  • использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;

  • использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.



















































Основное содержание программы

Информатика 10-11 классы

Учебно-тематический план


п/п.

Содержание программного

материала

Количество часов


Всего

10 класс

11 класс

1

Информация и информационные процессы

6

6


2

Математические основы информатики

10

10


3

Информационные технологии

50

20

30

4

Алгоритмизация и программирование

32

32


5

Математическое моделирование

18


18

6

Коммуникационные технологии

16


16


Социальная информатика

4


4


Итого

136

68

68

























Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класс

(всего - 68 ч; в неделю - 2 ч)

урока

урока в теме

Тема урока

Дата

Приме-чание

по плану

По факту

Информация и информационные процессы (6 ч)

1

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Способы представления данных.




2

2

Измерение информации. Алфавитный подход




3

3

Содержательный подход.




4

4

Информация и вероятность.




5

5

Измерение информации. ТБ. Практическая работа № 1




6

6

Измерение информации. Контрольная работа №1




Математические основы информатики (10 ч)

7

1

Позиционные системы счисления. Основные понятия




8

2

Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием




9

3

Правила перевода из 10 в другую систему счисления. Перевод дробных чисел




10

4

Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе счисления.




11

5

Автоматизация перевода. ТБ. Практическая работа № 2




12

6

Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах счисления. Алгоритмы перевода




13

7

Арифметика в различных системах счисления




14

8

Арифметика в различных системах счисления




15

9

Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера




16

10

Системы счисления.

Контрольная работа №2




Информационные технологии (20 ч)

17

1

Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных.




18

2

Автозаполнение. Форматирование ячеек.




19

3

Стандартные функции: математические




20

4

Стандартные функции: текстовые




21

5

Стандартные функции: логические




22

6

Виды ссылок в формулах.




23

7

Организация графической информации в Excel.




24

8

Реализация условных конструкций, условное форматирование




25

9

Решение задач экономического, физического и математического характера




26

10

Использование электронных таблиц для решения и визуализации учебных задач. ТБ. Практическая работа №3




27

11

Работа с базами данных (списками) в Excel. Создание списка, сортировка списков;




28

12

Отбор данных средствами автофильтра; использование расширенного фильтра.




29

13

Консолидации данных, мастера сводных таблиц при обработке баз данных.




30

14

Средства оптимизации в Excel. Подбор параметра.




31

15

Средства оптимизации в Excel. Поиск решения




32

16

Решение задач оптимизации




33

17

Статистические функции.




34

18

Формы, создание и обработка пользовательских форм.




35

19

Макросы.




36

20

Обработка числовой информации. Контрольная работа №3




Алгоритмизация и программирование (32 ч)

37

1

Эволюция языков программирования. Различные парадигмы программирования




38

2

Интегрированная среда разработки программы. Простейшие программы




39

3

Разработка линейных алгоритмов. Использование стандартных функций




40

4

Логические переменные. Алгоритмы с ветвлением. Условный оператор




41

5

Сложные условия и вложенное ветвление




42

6

Множественный выбор




43

7

Разработка программ с использованием ветвлений. ТБ. Практическая работа №4




44

8

Начала программирования. Контрольная работа №4




45

9

Цикл с пост и предусловием




46

10

Цикл с переменной




47

11

Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел. Реализация алгоритмов




48

12

Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих определенному условию. Реализация алгоритмов




49

13

Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Реализация алгоритмов




50

14

Вложенные циклы




51

15

Разработка программ с использованием циклов. ТБ. Практическая работа №5




52

16

Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх».




53

17

Процедуры с параметрами




54

18

Формальные и фактические параметры.




55

19

Локальные и глобальные переменные




56

20

Функции.




57

21

Функции.




58

22

Логические функции. Стек.




59

23

Разработка программ с подпрограммами. ТБ. Практическая работа №6




60

24

Начала программирования. Контрольная работа №5




61

25

Массивы. Ввод и вывод массива




62

26

Линейный поиск в массиве




63

27

Поиск максимального элемента в массиве




64

28

Элементы обработки массивов (реверс, сдвиг)




65

29

Отбор элементов массива по условию




66

30

Сортировка массивов. Метод пузырька, метод выбора, быстрая сортировка




67

31

Алгоритмизация и программирование. Контрольная работа №6




68

32

Обобщающий урок по теме «Алгоритмизация и программирования»







Учебно-методическое обеспечение


Учебно-методическое обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Программы

  1. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по информатике для 10-11 классов (утверждено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №483 от 27.12.2016) (базовый уровень).


Учебная литература

И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.


Дополнительная литература

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.

  4. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.







РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественно-

математического цикла

от 31.08.2017 №____.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________ Огиенко Я.В.

31.08.2017




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!