СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7-9 классы 2017-18 учебный год

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 7-9 классы 2017-18 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7-9 классы 2017-18 учебный год»

ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия им.н.трублаини»




утверждаю:

Директор ГБОУ ЛНР «Ровеньковская

гимназии им.Н.Трублаини»

__________________Иваненко А.В.

(подпись)

31.08. 2017 г.








рАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО информатике

базовый Уровень

7, 8, 9 классы








Составители рабочей программы:

Козинская Елена Геннадиевна

Друппов Юрий Сергеевич.



















2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно - правовые документы:
  1. Временный основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 №22-1, от 03.12.2014 №1-II, от03.03.2015 №11-II)

  2. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 г. №128-II»Об образовании»

  3. Примерная программа для образовательных учреждений по информатике, утвержденная Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (Приказ МОН ЛНР № 483 от 27.12.2016)

  4. Методические рекомендации по проведению учебных предметов в 2017-2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях Луганской Народной Республики (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28. Июля 2017 года №505).



Цели и задачи изучаемого предмета.

Цель: Формирование компетентной личности живущей в новых информационных условиях посредством предметной области информатика.

Цель изучения информатики и информационных технологий в основной школе реализуется через следующие задачи:

- освоение системы знаний отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, раскрывающих роль информационных процессов в биологических, социальных и технических системах, а также методы и средства их автоматизации;

- формирование представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, необходимости строить свою жизнь в соответствии с требованиями и возможностями информационной цивилизации, критически оценивать ее позитивные и негативные стороны; осознание своего места в этой цивилизации;

- осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности, в частности, при выполнении учебных проектов;

- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.

Основное предназначение предмета.

Методологической основой федеральных Государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Место предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане конкретизируется в зависимости от типа и вида образовательного учреждения. Рекомендуется изучение по 1 часу в 7, по 1,5 часа в 8 и по 1,5 часа в 9 классах.


Универсальные учебные действия.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером 20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно от­четливо проявляется при организации компьютерного практи­кума, который все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подго­товки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень слож­ности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологиче­ских приемов по созданию информационного объекта. Для каж­дого такого задания предлагается подробная технология его вы­полнения, во многих случаях приводится образец того, что дол­жно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уров­ня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подго­товки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассмат­ривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологи­ческую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся бу­дут самостоятельно искать необходимую для работы информа­цию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имею­щихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих зада­ний строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель дей­ствия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложно­сти носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулиру­ются в более обобщенном виде, многие из них представляют со­бой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения зада­ния. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся


В 7-9 классах используется несколько различных форм кон­троля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия за­даний и предусматривает места для их выполнения. В зависи­мости от временных ресурсов и подготовленности учеников учи­тель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.



Требования уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

• для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состоя­ния;

• называть отношения, связывающие данный объект с дру­гими объектами;

• осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

• понимать смысл терминов «система», «системный под­ход», «системный эффект»;

• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

• понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

• иметь представление о назначении и области применения моделей;

• различать натурные и информационные модели, приво­дить их примеры;

• приводить примеры образных, знаковых и смешанных ин­формационных моделей;

• уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграм­мы и т. д.;

• знать правила построения табличных моделей, схем, гра­фов, деревьев;

• знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее созда­ния;

• осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

• приводить примеры формальных и неформальных испол­нителей;

• давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, сис­тему отказов, режимы работы;

• осуществлять управление имеющимся формальным ис­полнителем;

• выполнять операции с основными объектами операцион­ной системы;

• выполнять основные операции с объектами файловой сис­темы;

• уметь применять текстовый процессор для создания сло­весных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных ин­формационных моделей;

• выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

• создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столб­чатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

• для поддержки своих выступлений создавать мультиме­дийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Выпускник научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;

  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

  • узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

  • узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.


Выпускник получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.


Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

  • записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).


Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);

  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.


Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.


Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.


Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;

  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.


Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;

  • познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.


Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


7 класс

Общее число часов: 34 ч.

(1 час в неделю)

Учебно-методический план


Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

1

Информация и информационные процессы

2

2

Компьютер - универсальное устройство для обработки данных

10

3

Обработка графической информации

8

4

Обработка мультимедийных данных

8

5

Основы алгоритмизации

6

Всего

34


8 класс

Общее число часов: 68 ч.

(2 часа в неделю)

Учебно-методический план


Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

1

Информационные технологии. Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

2

Математические основы информатики

24

3

Основы алгоритмизации

10

4

Начала программирования

16

5

Информационные технологии. Обработка текстовой информации

12

Всего

68


9 класс

Общее число часов: 68 ч.

(2 часа в неделю)

Учебно-методический план


Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

Начала программирования

26

Информация и информационные процессы

6

Моделирование и формализация

6

Обработка числовой информации в электронных таблицах

11

Система управления базами данных

9

Компьютерные сети

4

Создание сайта. Информационная безопасность

6

Всего

68



1. Введение. Информация и информационные процессы


Информация и ее свойства. Информация и сигнал: непрерывный, дискретный. Виды информации: визуальная, аудиовизуальная, обонятельная, вкусовая, тактильная. Свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность).

Информационные процессы. Понятия информационного процесса. Сбор, обработка, хранение, передача информации. Информационные процессы в живой природе и технике. Понятия об информационных системах.

Всемирная паутина. Понятие всемирной паутины. Поисковые системы и запросы. Полезные адреса всемирной паутины.

Представление информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система. Естественные и формальные языки. Формы представления информации.

Двоичное кодирование. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды. Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации.


Практическая работа. Измерение количества информации.


2. Компьютер – универсальное устройство обработки данных

2.1. Аппаратное и программное обеспечение

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Основные компоненты компьютера и их функции. Компьютер.

Устройства компьютера и их функции.

Персональный компьютер. Системный блок. Внешние устройства. Архитектура компьютера: процессор, внутренняя и внешняя память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютерные сети: понятия локальных и глобальных сетей.

Программное обеспечение компьютера. Понятие программа, программного и аппаратного обеспечения. Системное программное обеспечение, операционная система, сервисные программы (архиваторы, антивирусные программы). Системы программирования. Прикладное программное обеспечение, программы специального назначения. Правовые нормы использования программного обеспечения.

2.2. Файлы и файловые структуры

Логические имена устройств внешней памяти. Файл и файловая система.

Каталоги. Файловая структура диска. Полное имя файла. Работа с файлами.


2.3. Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс и его разновидности. Основные элементы графического интерфейса. Организация индивидуального информационного пространства.

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей.

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.

Практическая работа. Работа с пользовательским интерфейсом и объектами файловой системы.


3. Информационные технологии

3.1. Обработка графической информации

Компьютерная графика. Сферы применения компьютерной графики. Способы создания цифровых графических объектов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

Создание графических изображений. Интерфейс графических редакторов. Приёмы работы в растровом графическом редакторе. Особенности создания изображений в векторных графических редакторах.

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).


Практическая работа. Создание и обработка растровых изображений.


3.2. Обработка текстовой информации

Текстовые документы и технологии их создания. Текстовый документ и его структура. Технологии подготовки текстовых документов. Компьютерные инструменты создания текстовых документов.

Создание текстовых документов на компьютере. Набор (ввод) текста. Клавиатурный тренажер. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.

Форматирование текста. Общие сведения о форматировании. Форматирование символов, абзацев. Стилевое форматирование. Форматирование страниц документа. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Визуализация информации в текстовых документах. Списки. Таблицы. Графические изображения (организационные диаграммы).

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Программы оптического распознавания документов. Компьютерные словари и программы-переводчики.

Оценка количественных параметров текстовых документов. Представление текстовой информации в памяти компьютера. Информационный объём фрагмента текста.

Проверка правописания, словари.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи.


Практическая работа. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.


3.3. Обработка мультимедийных данных

Понятие мультимедийных данных. Технология мультимедиа, понятие технологии мультимедиа. Области использования мультимедиа. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Форматы аудио - и видеофайлов. Мультимедийные проигрыватели.

Компьютерная презентация, понятие, ее объекты. Среда редактора презентаций. Открытие презентации и просмотр. Режимы работы в среде редактора презентаций. Текстовые и графические объекты слайдов. Вставка изображений. Изменение значений их свойств. Ввод и редактирование текста. Форматирования текстовых объектов. Сохранение презентаций.

Понятие шаблона презентации. Создание презентаций на основе шаблона.

Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.


Практическая работа. Создание компьютерной презентации.


3.4. Обработка числовой информации в электронных таблицах

Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы электронных таблиц.

Организация вычислений в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные и логические функции.

Преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов.

Средства анализа и визуализации данных. Сортировка и поиск данных. Построение графиков и диаграмм.



Практические работы:

– Использование формул и функций в электронных таблицах.

– Построение диаграмм средствами электронных таблиц.


3.5. Система управления базами данных

База данных как модель предметной области. Информационные системы и базы данных. Реляционные базы данных.

Система управления базами данных (СУБД). Понятие и интерфейс СУБД. Создание базы данных. Таблица как представление отношения. Запросы на выборку данных. Поиск данных в готовой базе.


Практическая работа. Создание однотабличной базы данных и создание запроса на выборку данных.


4. Математические основы информатики

4.1. Системы счисления

Общие сведения о системах счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Системы счисления: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика. «Компьютерные» системы счисления.

Представление чисел в компьютере. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел.


Практические работы:

– Системы счисления.

– Двоичная арифметика.


4.2. Элементы математической логики

Элементы алгебры логики. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Логические выражения. Правила записи логических выражений.

Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний.


Практическая работа. Решение логических задач с использованием таблиц истинности.

5. Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Модели и моделирование. Этапы построения информационной модели, формализация. Классификация информационных моделей.

Знаковые модели. Словесные и математические модели. Компьютерные математические модели.

Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей. Графы. Использование графов при решении задач.

Табличные информационные модели. Представление данных в табличнойформе. Использование таблиц при решении задач.


Практическая работа. Построение информационных моделей.




6. Алгоритмизация и программирование

6.1. Основы алгоритмизации

Алгоритмы и исполнители. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

Способы записи алгоритмов. Словесные способы записи алгоритма. Блок-схемы. Алгоритмические языки.

Объекты алгоритмов. Величины. Выражения. Команда присваивания. Табличные величины.

Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.


Практические работы:

– Основные алгоритмические конструкции «следование».

– Основные алгоритмические конструкции «ветвление».

– Основные алгоритмические конструкции «повторение».


6.2. Начала программирования

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания.

Организация ввода и вывода данных. Вывод данных. Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры.

Программирование линейных алгоритмов. Типы данных: числовой, целочисленный, символьный, строковый, логический.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Операторы: условный, составной. Многообразие способов записи ветвлений.

Программирование циклических алгоритмов. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма.

Решение задач на компьютере. Этапы решения задачи на компьютере. Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение и вывод массива. Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива.

Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма. Разработка алгоритма методом последовательного уточнения. Вспомогательные алгоритмы.

Алгоритмы управления. Управление. Обратная связь. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры. Функции.


Практические работы:

– Реализация линейных алгоритмов в среде программирования.

– Реализация алгоритмов ветвления в среде программирования.

– Реализация циклических алгоритмов в среде программирования.

– Решение задач на обработку массива.

– Решение задач на поиск элементов массива.


7. Коммуникационные технологии

7.1. Компьютерные сети

Локальные и глобальные компьютерные сети. Передача информации. Понятие локальной компьютерной сети. Что такое глобальная компьютерная сеть.

Всемирная компьютерная сеть Интернет. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

Информационные ресурсы и сервисы Интернета. Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.


7.2. Создание сайта

Создание web-сайта. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.


7.3. Информационная безопасность

Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.

Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ.


Практические работы:

– Регистрация почтового ящика. Просмотр и отправка писем.

– Поиск информации по адресу. Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение.

– Создание простейшей веб-страницы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии и нормы оценки.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично

75-90%

хорошо

60-75%

удовлетворительно

менее 60%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких

погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не

владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


Средства контроля


Кроме самостоятельных, контрольных работ для проверки знаний, текущего и итогового контроля применяется компьютерная среда для создания компьютерных тестов. Кроме того, в работе используется ряд компьютерных тренажёров, обучающих игр.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Практические и контрольные работы


Практические работы Дата Контрольные работы Дата

Практическая работа № 1 Работа с пользовательским интерфейсом и объектами файловой системы.

Контрольная работа № 1 «Компьютер - универсальное устройство для обработки данных»

Практическая работа № 2 Создание и обработка растровых изображений.

Контрольная работа № 2 «Создание и обработка растровых изображений»

Практическая работа № 3 Создание компьютерной презентации.

Контрольная работа № 3 «Создание презентации на основе шаблона и по приведённому плану»

Практическая работа № 4 Основные алгоритмические конструкции «следование».

Контрольная работа № 4 «Технология мультимедиа»


Контрольная работа № 5 «Основы алгоритмизации»





урока

урока в теме

Тема

Дата

Примечание

по плану

по факту

1. Информация и информационные процессы

1

1

Техника безопасности и организация рабочего места

 

 

 




2

2

Информация и её свойства.

 

 





2. Компьютер - универсальное устройство для обработки данных

3

1

Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер.

 

 





4

2

Устройство персонального компьютера.

 

 





5

3

Программное обеспечение компьютера

 

 





6

4

Программное обеспечение компьютера

 

 





7

5

Основные компоненты компьютера и их функции. Информация и информационные процессы.

 

 





8

6

Файлы и файловые структуры.

Работа с объектами файловой системы.

 

 


 

 


9

7

Контрольная работа № 1 «Компьютер - универсальное устройство для обработки данных»







Тема

10

8

Пользовательский интерфейс

 

 





11

9

Работа с пользовательским интерфейсом и объектами файловой системы. Практическая работа № 1

 

 





12

10

Файлы и файловые системы.

 

 





3. Информационные технологии

3.1. Обработка графической информации

13

1

Формирование изображений на экране монитора.

 

 





14

2

Понятие графического редактора. Инструменты для рисования и обработки изображений

 

 





15

3

Создание и обработка растровых изображений. Практическая работа № 2







16

4

Контрольная работа № 2 «Создание и обработка растровых изображений»

 

 





Тема

1 семестр

Коррекционная


17

5

Особенности создания изображений в векторном редакторе

 

 





18

6

Создание изображений в векторном графическом редакторе.

 

 





19

7

Создание изображений в векторном графическом редакторе.

 

 





20

8

Обработка графической информации.

 

 





3.2. Обработка мультимедийных данных


21

9

Технология мультимедиа. Компьютерная презентация и её объекты.

 

 

 




22

10

Вставка и обработка графических объектов

 

 





23

11

Создание и обработка текстовых объектов

 

 





24

12

Контрольная работа № 3 «Создание презентации на основе шаблона и по приведённому плану»

 

 





Тема

25

13

Использование гиперссылок в компьютерных презентациях

 

 





26

14

Использование анимации в компьютерных презентациях

 

 

 




27

15

Создание компьютерной презентации. Практическая работа № 3

 

 

 




28

16

Контрольная работа № 4 «Технология мультимедиа»

 

 

 




Тема

4. Основы алгоритмизации

29

1

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов

 

 

 




30

2

Способы записи алгоритмов. Блок схемы.

 

 

 




31

3

Следование

 

 

 




32

4

Основные алгоритмические конструкции «следование». Практическая работа № 4

 

 

 




33

5

Контрольная работа № 5 «Основы алгоритмизации»

 

 





34

6

Обобщение и систематизация основных понятий за 7 класс

 

 

 




Тема

2 семестр

Коррекционная

Год


8 класс

Практические и контрольные работы


Практические работы Дата Контрольные работы Дата
Практическая работа № 1

Системы счисления.

Контрольная работа № 1

«Решение задач в среде табличного процессора»

Практическая работа № 2

Двоичная арифметика.

Контрольная работа № 2

«Решение задач»

Практическая работа № 3

Решение логических задач с использованием таблиц истинности.

Контрольная работа № 3

«Свойства логических операций»

Практическая работа № 4

Основные алгоритмические конструкции «ветвление».

Контрольная работа № 4

«Решение логических задач»

Практическая работа № 5 Основные алгоритмические конструкции «повторение». Контрольная работа № 5 «Основы алгоритмизации»

Практическая работа № 6

Реализация линейных алгоритмов в среде программирования.

Контрольная работа № 6 «Программирование линейных алгоритмов»

Практическая работа № 7

Реализация алгоритмов ветвления в среде программирования.

Контрольная работа № 7 «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Практическая работа № 8 Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.

Контрольная работа № 8 «Обработка текстовой информации»




урока

урока в теме

Тема

Дата

Примеча-

ние

по плану

по факту

1. Информационные технологии.

Обработка числовой информации в электронных таблицах

1

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Интерфейс электронных таблиц. Режимы работы электронной таблицы.

 

 

 




2

2

Форматирование таблиц. Форматы данных. Мастер автозаполнения

 

 

 




3

3

Организация вычислений в электронных таблицах.

 

 

 




4

4

Встроенные функции.


 

 

 




5

5

Виды ссылок в электронной таблице.


 

 

 




6

6

Контрольная работа № 1 «Решение задач в среде табличного процессора»

 

 

 




Тема

2. Математические основы информатики

7

1

Общие сведения о системе счисления


 

 

 

8

2

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

 

 

 




9

3

Правила перевода из любой системы счисления в 10-ю

 

 

 




10

4

Правила перевода из 10-й системы счисления в любую другую

 

 

 




11

5

Правила перевода дробной части числа.


 

 

 

12

6

Автоматизация перевода в табличном процессоре.

 

 

 




13

7

Системы счисления.

Практическая работа № 1

 

 

 




14

8

Арифметические действия в различных системах счисления.

 

 

 




15

9

Контрольная работа №2

«Решение задач»

 

 

 




Тема

16

10

Двоичная арифметика.

Практическая работа №2

 

 

 




17

11

Представление целых чисел в памяти компьютера

 

 

 




18

12

Представление вещественных чисел в памяти компьютера

 

 

 




19

13

Системы счисления.


 

 

 




20

14

Высказывание.

Логические операции.

 

 





21

15

Построение таблиц истинности для логических выражений

 

 

 




22

16

Исследование логических операций в табличном процессоре

 

 

 




23

17

Контрольная работа № 3 «Свойства логических операций»

 

 

 




Тема

24

18

Упрощение логических выражений


 

 

 

25

19

Решение логических задач


 

 

 




26

20

Решение логических задач с использованием таблиц истинности.

Практическая работа № 3

 

 

 




27

21

Логические элементы


 

 

 




28

22

Составление логических схем


 

 

 




29

23

Исследование работы логических схем в среде табличного процессора

 

 

 




30-31

24-25

Алгебра логики.

 

 

 




32

26

Контрольная работа № 4

«Решение логических задач»







Тема

1 семестр

Коррекционная

3. Алгоритмизация и программирование

3.1. Основы алгоритмизации

33

1

Алгоритмическая конструкция следование. Повторение. Ветвление

 

 

 




34

2

Составление разветвлённых алгоритмов


 

 

 




35

3

Основные алгоритмические конструкции «ветвление». Практическая работа № 4

 

 

 




36

4

Алгоритмическая конструкция повторение.








37

5

Составление циклических алгоритмов с предусловием

 

 

 




38

6

Составление циклических алгоритмов с постусловием. Цикл с параметром. Составление алгоритмов.

 

 

 




39

7

Составление циклических алгоритмов.


 

 





40

8

Основные алгоритмические конструкции «повторение». Практическая работа № 5

 

 

 




41

9

Контрольная работа № 5

«Основы алгоритмизации»







Тема

3.2. Начала программирования


42

1

Языки. Системы и среды программирования. Основные понятия языка Паскаль. Типы данных.

 

 

 




43

2

Организация ввода вывода


 

 

 




44

3

Форматы ввода вывода


 

 

 




45

4

Составление диалоговых программ


 

 

 




46

5

Реализация линейных алгоритмов в среде программирования.

 

 

 




47

6

Реализация линейных алгоритмов в среде программирования. Практическая работа № 6

 

 

 




48

7

Контрольная работа № 6

«Программирование линейных алгоритмов»

 

 

 




Тема

49

8

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

 

 

 




50

9

Программирование ветвлений


 

 


51

10

Логические операции и составные логические выражения

 

 





52

11

Логические операции и составные логические выражения

 

 





53

12

Конструкция «Выбор»


 

 





54

13

Реализация алгоритмов ветвления в среде программирования.

 

 





55

14

Реализация алгоритмов ветвления в среде программирования. Практическая работа № 7

 

 





56

15

Контрольная работа № 7

«Программирование разветвляющихся алгоритмов»

 

 

 




Тема

4. Информационные технологии. Обработка текстовой информации

57

1

Текстовые документы и технологии их создания


 

 





58

2

Создание и редактирование текста


 

 





59

3

Форматирование текста


 

 





60

4

Таблицы в текстовых документах.


 

 





61

5

Таблицы в текстовых документах.


 

 





62

6

Создание списков


 

 





63

7

Создание списков


 

 





64

8

Вставка изображений в документ


 

 





65

9

Вставка изображений в документ


 

 





66

10

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.

Практическая работа № 8

 

 

 




67

11

Контрольная работа № 8

«Обработка текстовой информации»

 

 

 




68

12

Обобщение и систематизация основных понятий за 8 класс

 

 

 




Тема

2 семестр

Коррекционная

Год


9 касс

Практические и контрольные работы


Практические работы Дата Контрольные работы Дата

Практическая работа № 1

Реализация циклических алгоритмов в среде программирования.

Контрольная работа № 1

«Решение задач»

Практическая работа № 2

Решение задач на обработку массива.

Контрольная работа № 2

«Программирование циклических алгоритмов».

Практическая работа № 3

Решение задач на поиск элементов массива.

Контрольная работа 3

«Одномерные массивы».

Практическая работа № 4

Измерение информации. Решение задач

Контрольная работа № 4

«Измерение количества информации».

Практическая работа № 5

Построение информационных моделей.

Контрольная работа № 5

«Построение информационных моделей».

Практическая работа № 6

Использование формул и функций в электронных таблицах.

Контрольная работа № 6

«Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Практическая работа № 7

Построение диаграмм средствами электронных таблиц.

Контрольная работа № 7

«СУБД».

Практическая работа № 8

Создание однотабличной базы данных и создание запроса на выборку данных.

Контрольная работа № 8

«Информационная безопасность»

Практическая работа № 9

Регистрация почтового ящика. Просмотр и отправка писем.


Практическая работа № 10

Поиск информации по адресу. Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение.


Практическая работа № 11

Создание простейшей веб-страницы.


Примерное поурочное планирование

по информатике для 9 классов

Базовый уровень

(2 часа в неделю; всего – 68 часов)

урока

урока в теме

Тема

Дата

Примечание

по плану

по факту

1. Начала программирования

1

1

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

 

 

 

2

2

Составление линейных и разветвлённых программ. Повторение.

 

 

 

3

3

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

 

 


4

4

Составление программ с использованием оператора WHILE.

 

 


5

5

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

 

 


6

6

Составление программ с использованием оператора REPEAT

 

 


7

7

Программирование циклов с параметром.

Составление программ с использованием оператора FOR

 

 


8

8

Контрольная работа № 1 «Решение задач»

 

 


Тема

9

9

Накопительные алгоритмы

 

 

 

10

10

Обработка последовательностей без использования дополнительной памяти

 

 

 

11

11

Поиск элементов последовательности, удовлетворяющих условию.

 

 

 

12

12

Решение задач на обработку последовательностей

 

 

 

13

13

Реализация циклических алгоритмов в среде программирования.

Практическая работа № 1

 

 

 

14

14

Контрольная работа № 2 «Программирование циклических алгоритмов».

 

 

 

Тема

15

15

Одномерные массивы целых чисел. Описание. Заполнение и вывод массива.

 

 

 

16

16

Заполнение и вывод массива.

 

 


17

17

Заполнение массива по формуле

 

 


18

18

Линейная обработка одномерных массивов: сумма, среднее, произведение

 

 


19

19

Реверс, сдвиг

 

 


20

20

Решение задач на обработку массива. Практическая работа № 2

 

 


21

21

Упорядочение и поиск данных в массиве

 

 


22

22

Упорядочение и поиск данных в массиве. Решение задач

 

 


23

23

Сортировка массива.

 

 


24

24

Сортировка массива. Решение задач.

 

 


25

25

Решение задач на поиск элементов массива. Практическая работа № 3

 

 


26

26

Контрольная работа № 3 «Одномерные массивы».

 

 

 

Тема

2. Информация и информационные процессы

27

1

Информационные процессы.

 

 


28

2

Представление информации.

 

 


29

3

Двоичное кодирование.

 

 


30

4

Измерение информации.

 

 


31

5

Измерение информации. Решение задач

Практическая работа № 4

 

 


32

6

Контрольная работа № 4

«Измерение количества информации».

 

 


Тема

1 семестр

Коррекционная

3. Моделирование и формализация

33

1

Моделирование как метод познания.

 

 

 

34

2

Знаковые модели.

 

 

 

35

3

Графические информационные модели.

 

 

 

36

4

Табличные информационные модели

 

 

 

37

5

Построение информационных моделей.

Практическая работа № 5

 

 


38

6

Контрольная работа № 5 «Построение информационных моделей».

 

 

 

Тема

4. Информационные технологии

4.1. Обработка числовой информации в электронных таблицах

39

1

Организация вычислений в электронных таблицах. Повторение.

 

 

 

40

2

Средства анализа и визуализации данных. Сортировка и поиск данных.

 

 


41

3

Фильтрация данных и вычисление итоговых характеристик.

 

 


42

4

Использование простых формул и функций.

 

 


43

5

Встроенные функции. Логические функции.

 

 


44

6

Встроенные функции. Логические функции

 

 


45

7

Использование формул и функций в электронных таблицах.

Практическая работа № 6

 

 


46

8

Графический анализ рядов данных

 

 


47

9

Построение диаграмм.

 

 

 

48

10

Построение диаграмм средствами электронных таблиц.

Практическая работа № 7

 

 

 

49

11

Контрольная работа № 6 «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

 

 

 

Тема

4.2. Система управления базами данных

50

12

База данных как модель предметной области. Система управления базами данных (СУБД)

 

 

 

51

13

Проектирование базы данных.

 

 

 

52

14

Создание базы данных.

 

 


53

15

Типы связей в таблицах. Ключевые поля. Создание связей.

 

 

 

54

16

Запросы. Назначение.

 

 

 

55

17

Создание запросов.

 

 


56

18

Создание запросов.

 

 


57

19

Создание однотабличной базы данных и создание запроса на выборку данных. Практическая работа № 8

 

 

 

58

20

Контрольная работа № 7 «СУБД».

 

 

 

Тема

5. Коммуникационные технологии

    1. Компьютерные сети

59

1

Всемирная паутина. Локальные и глобальные компьютерные сети

 

 


60

2

Регистрация почтового ящика. Просмотр и отправка писем. Практическая работа № 9

 

 

 

61

3

Информационные ресурсы и сервисы интернета

 

 

 

62

4

Поиск информации по адресу. Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение. Практическая работа № 10

 

 

 

5.2. Создание сайта. Информационная безопасность

63

5

Технологии создания сайта

 

 

 

64

6

Содержание и структура сайта

 

 

 

65

7

Оформление сайта и размещение в Интернете.

 

 

 

66

8

Создание простейшей веб-страницы. Практическая работа № 11

 

 

 

67

9

Контрольная работа № 8

«Информационная безопасность»

 

 

 

68

10

Обобщение и систематизация основных понятий за 9 класс

 

 

 

Тема

2 семестр

Коррекционная

Год



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Учебники:

1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

2.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

3.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.



Электронное приложение к учебнику:

4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс» (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php)

5.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс» (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor8.php)

6.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс» (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor9.php)

7.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ )












































РАСМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

учителей ____________________________________

от 29.08.2017 г. № _____




СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора по УВР

______________ Мариняк Г.Н.

(подпись)

30.08.2017 г.

32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!