СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Искусству (музыки и изо) 9 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по мировой художественной культуры предназначена для 9 классов основной школы. Она составлена на основе обязательного минимума содержания образования в соответствии с объёмом времени, отведенного на изучение данных предметов по Базисному учебному плану. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Искусству (музыки и изо) 9 класс»

Рабочая программа по Искусству (музыки и изо) 9 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по Искусству (музыки и изо) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений по МХК под редакцией Г. И. Даниловой.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Данилова Г.И. Мировая художественная культура для 7-9 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля и является частью учебно-метадического комплекса по МХК, в которые входят «Тематическое и поурочное планирование. Методические рекомендации к учебнику «МХК» 9 класс» (автор: Г.И. Данилова).

Программа по мировой художественной культуры предназначена для 9 классов основной школы. Она составлена на основе обязательного минимума содержания образования в соответствии с объёмом времени, отведенного на изучение данных предметов по Базисному учебному плану.

Базовый курс делиться на три этапа, с учетом возрастных периодов восприятия школьниками искусства. V-VI классы – «Введение в курс «Мировая художественная культура». Центральная проблема этого этапа – осознание особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества в целом, установление различий и связей искусства и действительности, условности искусства. VII- VIII классы – выявление нравственной проблематики искусства эстетическая характеристика его видов. В IX- XI классах дается картина исторического движения искусства и мотивируется выдвижения одного из видов на первый план в определенную историческую эпоху.

Наивный реализм, который характерен для учеников V-VI классы, ведет к слиянию искусства и действительности в сознании школьников. Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения. Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения. Но у них отсутствует внимание к форме произведения, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений. Свое отношение, как к жизни, так и к искусству детям этого возраста легче передать в образе, нежели в силлогизме. Поэтому так красочны детские рисунки, так празднично отношение детей к слову, музыке и живописной картинке, так велико тяготение к сказочной архитектуре. В этот период в центре художественных интересов ученика – изобразительное искусство и кино, так как предметность и динамика изображения более всего увлекают их.

В VII- VIII классах наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личным и субъективным. Интерес подростка к собственному внутреннему миру часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется субъективными переживаниями, первоочередными личными проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к произвольному истолкованию произведения искусства. Самое интересное в истории и литературе для школьников этого возраста – человеческое поведение, мотивы поступка. С живым интересом этого возраста относятся к любым видам искусства, особенно к театру, музыке – искусствам, ориентированным на внутренний мир человека.

В IX- XI классах заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. «Я и мир» - центральная проблема возраста. Эпоха познания связей, осознавая причин и следствий. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие, за фактом видеть закономерность. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей текста, живописной картины, музыкальной пьесы, фильма и т. д. Именно этот период ученик становится способным проследить, как взаимодействуют.)

Цели курса Искусства (музыки и изо):

  • Воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи курса Искусства (музыки и изо):

  • интерпретация видов искусств с учетом их художественного языка;

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.

В результате усвоения курса учащиеся должны получить базовые знания по Искусству (музыки и изо). Курс позволяет сопоставлять разные способы видения мира и мотивировать рассвет каждого из искусств в определенный исторический период, следить за взаимовлияниями искусств в общем русле их развития. Курс МХК развивает способность к интерпретации художественных произведений. Интеграция разных видов искусств, способствует обогащению эстетического воспитания ученика. Например, чуткость эмоциональной реакции и подвижность чувств более всего развивает музыка, но они нужны и при восприятии живописи и литературы. Способность к образной конкретизации, необходимая для чтения и необычайно важная в освоении языка, более всего развивается благодаря изобразительному искусству. Литература помогает следить за происхождением чувств и мыслей, история – социально мотивировать их, язык – воплощать. Тематическое планирование опирается на Стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по МХК.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, используемым в соответствии с образовательной программой учреждения и утвержденным приказом министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 № 253: Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

В учебно-методический комплект «Мировая художественная культура» для VIII классов средней школы (базовый уровень) входят:

  • Учебник для VII- IХ классов по «Мировой художественной культуре».

  • Программа с методическими рекомендациями и тематическим планированием для 9 классов.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (34 учебные недели, 1 час в неделю).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, творческая работа, тестирование, комплексный анализ текста, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал).

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка "3" ставится, если ученик: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;

2) неумение выделить в ответе главное;

3) неумение делать выводы и обобщения;

4) неумение читать и строить схемы;

5) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

3) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой

Недочетами являются:

  • небрежное выполнение записей, схем;

  • ) орфографические и пунктуационные ошибки.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • стили и направления в мировой художественной культуре, их характерные особенности, о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • шедевры мировой художественной;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль языка знака, символа, мифа в художественной культуре.

уметь:

  • анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • пользоваться искусствоведческими терминами;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты)

  • отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • овладение умением анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  1. Календарно-тематическое планирование искусство (музыка и изо) в 9 классах на 2016 – 2017 учебный год.

№ урока

п/п

Наименование раздела (главы и т.п.) и темы урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Примечание

1

I. Символ культуры.

Введение. Язык культуры.

4

1


05.09-10.09




2

Орнамент

1

12.09- 17.09



3-4

Что такое гербы и эмблемы.

2

19.09-24.09



5-6

II. Художественные промыслы России.

Народное искусство. Вышивка.

9

2


26.09-08.10




7

Поиграем в куклы всерьез. (Народное кукольное искусство).


1

10.10-15.10



8

Игрушка. Возникновение промысла. Особенности производства.

1

17.10-22.10



9

Благородный металл и народные промыслы.

1

24.10-29.10



10

Декоративное искусство Кубачи.

1

07.11-12.11



11

Праздник о народных промыслах России «Добрым людям на загляденье».

1

14.11-19.11



12

Ярмарка народных промыслов России.

1

21.11-26.11



13

Ярмарка народных промыслов России.

Самостоятельная работа. Тестирование.

1

28.11-03.12



14

III. Своеобразие архитектурных традиций народов мира.

Особенности храмового зодчества.

2

1



05.12-10.12



15

Дом – жилище человека.

1

12.12-17.12



16

IV. Изобразительное искусство народов мира.

Искусство византийской мозаики.

4

1


19.12-24.12




17

Древнерусская иконопись. О чем рассказывает религиозная живопись.

1

09.01-14.01



18

Искусство книжной миниатюры Востока.

2

16.01- 28.01



19

Скульптура Тропической и Южной Африки.

1

30.01-04.02



20

V. Своеобразие музыкальной культуры.

Музыка в храме.

3

1


06.02-11.02




21

В песне – душа народа.

1

13.02-18.02




22-23

Модная «тусовка». История и культура хип-хопа, рэпа, ритм энд-блюза, рок-н-ролла.)

2

20.02-04.03



24-25

VI. Театр народов мира.

В театрах народа мира.

2

06.03-18.03



26

Искусство кукольного театра.

1

20.03-25.03



27

VII. Самобытность танцевальной культуры.

Страстные ритмы фламенко.

1

03.04-08.04



28-29

Радуга русского танца.

2

10.04-22.04




30-31

Искусства индийского танца.

2

02.05-13.05



32

Под звуки тамтамов. (танцы народов Африки)

1

15.05-20.05



33-34

Мировая художественная культура. Итоговое повторение.

2

22.05-25.05




  1. Содержание Рабочей программы

Искусство (музыка и изо). (34 часов)

I. Символ культуры. (4 часа)

Введение. Язык культуры. (1час)

Мировая художественная культура, как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.

Литература, как вид искусства и форма общественного самосознания.

Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Проблема условности в культуре. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды изобразительного искусства. Их роль и место в жизни человека. Специфика художественных средств (линия, пятно, силуэт, ритм, цвет, пропорции, светотень). Виды изобразительного искусства. Их роль и место в жизни человека.

Скульптура, как один из древнейших видов изобразительного искусства. Скульптура в архитектуре, её основные виды. Архитектура – «каменная летопись мира»

Роль композитора в создании музыкального произведения. Выбор формы музыкального произведения, как творческий процесс, с определенным замыслом композитора. Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Музыкальная форма и её протяженность во времени.

Орнамент. (1 час)

Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, ромб, волнистые линии (меандр, спираль).

Орнаментальный ритм, как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов.

Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Символическое значение знаков-иероглифов в орнаментальных композициях (крылатый жук-скарабей, пучки цветов лотоса и папируса, солнечные диски, ладья).

Орнаментальное искусство Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись.

Художественные символы народов мира. Сакура – художественный символ Японии, его отношение в произведениях живописи и поэтическом творчестве.

Русский народный орнамент – наследие наших предков.

Прялка, отражение сложнейшей космогонической системы мира. Система изображения солярных знаков. Характерные орнаменты резных и расписных прялок. Ромашка и береза - художественные символы России, его отражение в произведениях устного народного творчества.

Что такое гербы и эмблемы. (2 часа)

Отличительные знаки в современном обществе (таблички-эмблемы школьных кабинетов; эмблемы магазинов; гербы городов России). История и истоки развития искусства геральдики. Наука о геральдики. Сущность герба, отличительного знака человека, города или государства и декоративно-орнаментальную, условно-систематическую суть (каждая фигура и цвет на гербе наделены особым смыслом). Рыцарские гербы и их формы, с почетными геральдическими фигурами разнообразных видов.

Негеральдические фигуры в украшении гербов, имеющих условно-изобразительный характер: естественных, искусственных, созданных самим человеком, а также фантастических. Гербы средневековых ремесленников, символические образы, которых выражают характер трудовой деятельности пекарей, портных, кузнецов и т.д.

Старинные гербы русских городов, своего города и края, гербы своих республик. Греб столицы России – города Москвы с изображением всадника, поражающего змея. Герб РФ. Гербы зарубежных государств и городов. Элементы герба: шлем, нашлемник, корона, намет, мантия, щит, щитодержатели, девиз.

Основная цель: Дать определение культуры, как явлению художественного творчества и самобытности народов мира, а также рассмотреть историю возникновения первобытного искусства, углубить знание учащихся об искусстве, как о духовном опыте поколений, о способе познания мира и проявления существенных сил человека. А также сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба, как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдике, о символах и эмблемах в современном обществе.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • Осознавать народный праздник, как синтез искусств, вовлекающий в своё эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии;

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины: Символы культуры, язык культуры, традиции древних цивилизаций, мировая художественная культура, развитие человеческой цивилизации. Художественные символы народов мира. Сакура – художественный символ Японии. Ромашка и береза – символ России. Прялка, как отражение сложнейшей космогонической системы мира. Литература, как вид искусства. Живопись, скульптура, графика. Скульптура и её виды. Архитектура. Роль композитора в музыке. Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Орнамент. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм. Единство мотивов и ритмов. Символическое значение знаков-иероглифов в орнаментальных композициях. Орнаментальное искусство в Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись. Греб и эмблема. Отличительные знаки в современном обществе. Виды и формы гербов. Греб Москвы. Герб РФ. Элементы герба: шлем, нашлемник, корона, намет, мантия, щит, щитодержатель, девиз.

II. Художественные промыслы России. (9 часов)

Народное искусство. Вышивка. (2 часа)

Природный характер вышивки. Вариативное богатство художественных решений традиционных образов и мотивов, их необыкновенно артистическую геометрическую трактовку (реальные образы, как раскладываются на орнаментально-геометрические элементы), а также на цветовой силуэтный узор изящество линий. Кубачи – ювелирный центр Дагестана. Узоры Златоустовской гравюры на стали (образы холодного оружия).

Праздник о народных промыслах России. «Добрым людям на загляденье». (1 час)

Ярмарка народных промыслов России. (1 час)

Ярмарка народных промыслов России. Самостоятельная работа (тестирование). (1 час)

Календарный народный праздник, как некое событие в жизни людей, связанных с земледелием, как способ участия человека в событиях природы, будь-то приход весны, начало полевых работ или созревание злаков.

В сознании наших предков время было цикличным. Образ праздника – коллективное ощущение целостного мира, единение человеческого и природного. Хоровод (круг) – символ солнца, единства, бесконечными, законченности, высшего совершенства; волнистый рисунок в танце – символ воды, жизненного начала; две параллельные линии – «на две стороны» - символ горизонта, где сходятся небо и земная; квадрат – «на четыре стороны» - устойчивая фигура (четыре стороны света, четыре главных направления, четыре времени года) спираль – символ развития и т. д.

Обрядовые действия в праздниках: Масленица, Иванов день, народные гуляния на реке Печоре, получившее название «Горки». Народные песни, шутки-прибаутки, пляски, хороводы, игры и т. п. Народный праздник, как синтез искусств, вовлекающий в своем эмоциональное пространстве все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии

Основная цель: Освоение орнамента на материале русской народной вышивки. Дать представление учащимся о своеобразии, уникальности и образного строя народного прикладного искусства, о гармонии человека с природой – его колыбелью

В результате изучения темы ученик должен уметь:

Основные понятия и термины:

  • Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • Осознание народного праздника, как синтез искусств, вовлекающий в свое эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии;

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия;

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

Художественные промыслы России. Народное искусство. Вышивка.

Природный характер вышивки. Кубачи – ювелирный центр Дагестана. Узоры Златоустовской гравюры на стали (образы холодного оружия).

Праздник о народных промыслах России. «Добрым людям на загляденье».

Ярмарка народных промыслов России. Календарный народный праздник. Цикличность. Хоровод (круг). «На две стороны». квадрат – «на четыре стороны».

Обрядовые действия в праздниках: Масленица, Иванов день. «Горки». Народные песни, шутки-прибаутки, пляски, хороводы, игры и т. п.

III. Своеобразие архитектурных традиций. (2 часа)

Архитектура народов мира. Храмовая архитектура (1 час)

Своеобразные архитектурных традиций храмового зодчества. Храм, как универсальная модель мира. Базилика – основа католического христианского храма, её структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства.

Распространение на Руси крестово-купольного типа храма, символа христианского православия. Выразительная символика православного храма. Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением – уникальные сооружения русского культового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Интерьер православного храма, его символическое звучание.

Традиции буддийской храмовой архитектуры. Борободур (остров Ява, Индонезия) – крупнейший памятник мирового храмового зодчества. Кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием, их структура и связь с буддийским учением о священном пути к просветлению. Символическая роль скульптуры и рельефов, признанных воплощать буддийское «постижение истины».

Культовые постройки ислама. Мечеть – основное сооружение мусульман. Тип колонной арабской мечети-крепости, окруженной глухими стенами. Соборные мечети и их общественное назначение. Башни-минареты и их особая культовая роль. Минарет Кутб-Минар (Индия) – прославленный шедевр мусульманской архитектуры. Медресе – культовые учебные заведения. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) – жемчужины архитектуры Средней Азии.

Дом – жилище человека. (1 час)

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы – первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего мира. Раскопки в древнейшем итальянском городе Помпеи.

Изба – традиционный рубленый дом русского народа. Многообразие внешнего вида, планировка и назначение избы. Искусство возведения избы, её декоративное убранство (резные наличники на окнах, конек над крышей, сказочные крылечки).

Иглу – жилищные постройки народов Гренландии, Аляски и Арктики.

Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера – яранги. Современное устройство яранги – жилища для оленеводов. Конический шестовой чум – жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты – основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии, удобные дома без внутренних перегородок, рациональность и простата их конструкции.

Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шара, цилиндра, усеченного конуса).

Традиционные конструкции японского дома (крыша, опирающаяся на деревянный каркас). Раздвижные створки, служащие наружными стенами, отсутствие окон, дверей. Особенности внутреннего убранства, сад – естественное продолжение японского дома.

Основная цель: обобщить, синтезировать знания учащихся по теме: «Архитектурные традиции народов мира». Воспитывать положительное отношение у учащихся к традициям и обычаям народов мира.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • Осознавать народный праздник, как синтез искусств, вовлекающий в своё эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии;

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

Храмовая архитектура. Традиции храмового зодчества. Храм. Базилика. Шатровые храмы. Русское культовое зодчество. Аскетизм внешнего облика. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Интерьер православного храма. Буддийский храм. Борободур (остров Ява, Индонезия). Кубические сооружения. Мечеть. Соборные мечети. Башни-минареты. Минарет Кутб-Минар (Индия). Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан). Дом – жилище человека. Древнейшие дома человека. Инсулы-виллы. Виды жилищ. Изба. Декоративное убранство (резные наличники на окнах, конек над крышей, сказочные крылечки, причелины, пилястры). Иглу, яранги, чум, юрты.

IV. Изобразительное искусство народов мира. (4 часа)

Искусство византийской мозаики. (1час)

Использование античной технологии и разработка собственных оригинальных способов её создания. Основные темы и сюжеты, их глубокий символический смысл. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали. Мозаики с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Особенности композиции, символика цвета, принцип зеркальной симметрии. Мозаики церкви Успения в Нике. «Дюнамис» - совершенный пример «одухотворенной чувственности», величия и благородства.

Мозаики Киевской Руси. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Спокойный, торжественный лик, покровительственный жест рук, как олицетворение заступничества и защиты.

Древнерусская иконопись. (1 час)

История происхождения икон, период иконоборчества. Роль Иоанна Дамаскина в утверждении искусства иконописи. Фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральным образам, символика цвета. Каноническое изображение Христа и Богоматери. «Владимирская Богоматерь» - прославленный шедевр мирового искусства, «несравненная, чудесная, извечная песнь материнства». История создания и последующая «жизнь» иконы.

Творчество Феофана Грека. Отличительные черты художественного стиля: энергичная и стремительная манера письма, мастерство колорита, использование светотени, объёмность изображения. Неудержимый порыв страстей, суровый, грозный аскетизм образом столпников и отшельников. Изображение старца Макария Египетского. Печать страдания, сомнения и отчаяния, мольба, скорбь и надежда, запечатлённые в его облике.

Творчество Андрея Рублёва и Дионисия. Жизненные этапы и творческие вехи Андрея Рублёва. Создания первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире (образ трубящего ангела, иконы деисусного чина). Глубина и возвышенное благородство образа «Спаса в Силах». Росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. «Звенигородский Спас» - одно из проникновенных произведений художника. «Троица», как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Особенности композиции и символа цвета.

Мир высокой духовности, торжество добра и идеала в творчестве Дионисия. Художественное значение фресковых росписей Киролло-Белозерского монастыря в Ферапонтове. Праздничность и нарядность композиции «О Тебе радуется», восторженное прославление Богоматери.

Искусство книжной миниатюры Востока. (1 час)

Книжная миниатюра – замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге, как к святыне и драгоценности.

Создание книжной миниатюры – сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приёмов и пиров, портреты правителей.

Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий звучный колорит его произведений, виртуальное мастерство композиций, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Портрет основателя узбекского государства Шейбани-хана.

Скульптура Тропической и Южной Африки (1 час)

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура, как воплощение народных представлений о жизни в её настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность, использование природных материалов.

Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающие религиозные представления о мире. Использование масок во время традиционных обрядов и празднеств. Маски, связанные с культом животных покровителей рода или племени. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия). Особенности изображения человека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных индивидуальных черт.

Основная цель: приобщить к искусству, воспитание чувства прекрасного, знакомства с росписями.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

Искуство византийской мозаики. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали. Мозаики с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Особенности композиции, символика цвета, принцип зеркальной симметрии. Мозаики церкви Успения в Нике. «Дюнамис». Мозаики Киевской Руси. Византийский канон. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Лик. Древнерусская иконопись, иконоборство. Искусство иконописи. Каноническое изображение Христа и Богоматери. «Владимирская Богоматерь». Живописцы древней Руси. Творчество Феофана Грека. Отличительные черты художественного стиля. Аскетизм образов столпников и отшельников. Изображения старца Макария Египетского. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Первый русский иконостас в Благовещенском соборе Московского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире (образ трубящего ангела, иконы деисусного чина). «Спаса в Силах». «Звенигородский Спас». «Троица», как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Фресковые росписи Кирилло-Белозерского монастыря в Ферапонтове. Композиция «О Тебе радуется». Книжная миниатюра Востока. Шедевры художника К. Бехзада. Деревянная скульптура. Экспрессивность силуэта. Маска народов Африки. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия).

V. Своеобразие музыкальной культуры. (4 часа)

Музыка в храме. (1 час)

Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка, как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны – основа музыкальной традиции православия. Церковное пение, как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменитый распев – основа древнерусского певческого искусства. Партесное (многоголосное) пение. Выдающие композиторы русской церковной музыки Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, С. Рахманинов.

Русская колокольная музыка, как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Искусство колокольного звона в Новгороде, Москве и Ростове Великом. История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей. Колокольный звон в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчание на царство), в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке.

Культовая музыка ислама, её строгий регламентированный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина – служителя ислама, призванный донести смысловое значение призыва к молитве (азана). Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана – особый вид культовой музыки.

Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Молитвы-заклинания, сопровождающие обряды богослужения, их символический смысл и значение. Музыкальные инструменты буддийского богослужения.

В песне – душа народа. (1 час)

Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство. Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые имструменты. Музыкальные инструменты Арабского Востока, Японии, Китая, стран Южной и Юго-восточной, Африке.

Русские народные музыкальные инструменты и их история возникновения. Сопель, гусли, бубен, волынка – наиболее популярные инструменты, сопровождающие народные игрища и празднества. Использование ударных и духовых инструментов (барабан, бубен, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов. Прослушивание музыки народных инструментов ведущих музыкальных оркестров России.

Модная «тусовка». История и культура хип-хопа, рэпа, ритм энд-блюза, роок-н-ролла. (2 часа)

Музыкальный мир XX века. Стили и направления. Фольклорные традиции в музыке. Неофольклоризм Б. Бартока (сборник «Двенадцать венгерских песен»), «Бразильские бахианы» Э. Вила-Лобоса. Кантри и её истоки.

Музыка «вестерн», её главные темы и герои. Фолк-рок Б.Дилана.

Искусства джаза и его истоки. Спиричуэлс, блюзы рейгтайм – основа джазовой композиции. Джазовые исполнители: Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Б. Гудмен, Г. Миллер, Э Фицджералд, Д. Гершвин – «король дзажа» (2Рапсодия в блюзовых тонах», опера «Порги и Бесс»). Мюзикл «Вертсайдская история Л.Бернстайна.

Рок-музыка – уникальное явление музыкальной культуры XX века.

Танцевальная музыка рок-н-рола и её популярный исполнитель Э.Пресли. Рок-музыка «Биттлз» (The Beatles). «Роллинг Стоунз) (The Rolling Stones). «Пинг Флойд»(Ping Floyd). Куин»(Queen) – арт-рока. Рок-опера «Иисус Христос Супер звезда» Э.Л. Уэббера. Хард-рок «Лед Зеппелин» (Lead Zeppelin). «Дип Пёпл» (Deep Purple) и Блэк Сэббат» (Black Sabbath).

Основная цель:

Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме Своеобразие музыкальной культур». Воспитать положительное отношение у учащихся к традициям и обычаям народов мира, приобщение к искусству, воспитания чувства прекрасного, знакомство с музыкальными произведениями.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

Своеобразие музыкальной культуры. Музыка в храме. Музыка, как своеобразный синтез искусств. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны. Церковное пение. Знаменитый распев. Партесное (многоголосное) пение. Выдающие композиторы русской церковной музыки Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, С. Рахманинов.

Русская колокольная музыка. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Современное искусство колокольных звонарей. Колокольный звон в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчание на царство), в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке.

Культовая музыка ислама. Выразительный и динамичный голос муэдзина. Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана.

Характерные особенности буддийской музыки. Молитвы-заклинания. Музыкальные инструменты буддийского богослужения.

В песне – душа народа. Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые имструменты. Музыкальные инструменты Арабского Востока, Японии, Китая, стран Южной и Юго-восточной, Африке.

Русские народные музыкальные инструменты. Сопель, гусли, бубен, волынка. Использование ударных и духовых инструментов (барабан, бубен, накр, набатов, труб) во время военных походов.

Модная «тусовка». История и культура хип-хопа, рэпа, ритм энд-блюза, роок-н-ролла. Музыкальный мир XX века. Стили и направления. Фольклорные традиции в музыке. Неофольклоризм Б. Бартока (сборник «Двенадцать венгерских песен»), «Бразильские бахианы» Э. Вила-Лобоса. Кантри и её истоки.

Музыка «вестерн». Фолк-рок Б.Дилана. Искусства джаза и его истоки. Спиричуэлс, блюзы рейгтайм. Джазовые исполнители: Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Б. Гудмен, Г. Миллер, Э Фицджералд, Д. Гершвин – «король дзажа» («Рапсодия в блюзовых тонах», опера «Порги и Бесс»). Мюзикл «Вертсайдская история Л.Бернстайна.

Рок-музыка XX века. Танцевальная музыка рок-н-рола и её исполнитель Э.Пресли. Рок-музыка «Биттлз» (The Beatles). «Роллинг Стоунз) (The Rolling Stones). «Пинг Флойд»(Ping Floyd). Куин»(Queen) – арт-рока. Рок-опера «Иисус Христос Супер звезда» Э.Л. Уэббера. Хард-рок «Лед Зеппелин» (Lead Zeppelin). «Дип Пёпл» (Deep Purple) и Блэк Сэббат» (Black Sabbath).

VI . Театр народов мира. (3 часа)

В театрах народа мира. (2 часа)

Народное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов. Первое упоминания о скоморохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти.

Актерское мастерство скоморохов, народных потешников, сочетающих в импровизационных представлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, празднествах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов – пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра.

Тема скоморошества в различных видах искусства. Оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляски скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петрушка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища». Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи…» и поэма А. Горелова «Скоморохи».

Пекинская музыкальная драма – уникальное явление мировой художественной культуры, воплотившее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития.

Народные легенды и популярные романсы с историческими и вымышленными персонажами – основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое мастерство актеров, их основные сценические амплуа.

Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Символика традиционных костюмов и театрального грима. Синтетический характер Пекинской музыкальной драмы.

Искусство кукольного театра (1 час)

История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древней Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного тетра в средние века и эпоху Возрождения.

Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез). Петрушка – наиболее популярный герой кукольного театра в России. Традиции представления русского кукольного бродячего театра.

Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание. Произведения классической литературы – основа сюжета театрального действа. Особая роль ведущего (даланга) – искусного импровизатора и актера. Символическое назначение кукол. Роль музыкального оркестра в организации спектакля.

Основная цель:

Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме Своеобразие музыкальной культур». Воспитать положительное отношение у учащихся к традициям и обычаям народов мира, приобщение к искусству, воспитания чувства прекрасного, знакомство с музыкальными произведениями.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • Осознание народного праздника, как синтез искусств, вовлекающий в свое эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии.

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

Театр народов мира.

Народное искусство скоморохов. Первое упоминания о скоморохах в «Повести временных лет». Устное народное творчество. Былины, исторические песни. Историческая судьба скоморошества на Руси. Актерское мастерство скоморохов. Шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях. Искусство цирка, эстрады и кукольного театра.

Оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Снегурочка», музыка к балету Г. Свиридова «Петрушка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища. Пекинская музыкальная драма. Музыкальная драма. Сценические амплуа. Театральная декорация и реквизит. Символическое звучание. Символика традиционных костюмов и театрального грима. Пекинская музыкальная драма. Искусство кукольного театра. Театры в Древней Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного тетра в средние века и эпоху Возрождения.

Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез). Петрушка – герой кукольного театра в России. Русский кукольный бродячий театр.

Кукольный театр теней Индонезии (ваянг). Произведения классической литературы. Особая роль ведущего (даланга) – искусного импровизатора и актера. Символическое назначение кукол. Роль музыкального оркестра в организации спектакля.

VII. Самобытность танцевальной культуры. (9 часов)

Страстные ритмы фламенко. (1 час)

Фламенко – художественный своеобразный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности мужского и женского исполнения. Фламенко – танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций.

Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре. Ласкающие ритмы кастаньет старинного деревянного ударного инструмента.

Болеро, сегидилья и хота – наиболее популярные испанские танцы.

Радуга русского танца. (2 часа)

Русский танец – один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства – характерные черты русского народного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов – основы развития искусства русского танца.

Хоровод – простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Девичьи хороводы и их характерные особенности. Сеяние и обработка льна, прядение и ткачество – традиционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье», «змейка», «витье веревки», «крест» и «полукруг»). Пляски-кадрили и переплясы вольные импровизированные танцы. Трепак – популярная мужская пляска и её характерные особенности.

Искусство индийского танца. (2 часа)

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар – небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе.

Система индийского классического танца, её основные положения, изложенные в древнем трактате «Натьяшастра». Мудра – танцевальный язык жестов танца, его богатая мимика.

Систематический характер индийского танца. Использование музыки, поэзии, драматического искусства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой архитектурой.

Танец, как составная часть храмовых обрядов, постепенная утрата ритуального значения. Светский придворный характер современного индийского танца. Особое значение эффектных и красочных костюмов.

Под звуки тамтамов (танцы народов Африки). (2 часа)

Традиционные танцы народов Африки – неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики – главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка.

Африканский танец – синтез многих искусств. Коллективный характер африканского танца, особенности его исполнения. Имитация трудовых процессов, обрядовые эпизоды, различные виды национальной борьбы – основные сюжеты африканских танцев.

Разнообразие видов и форм танцев («танцы отдыха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы заклинания от злых духов). Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения животных.

Мировая художественная культура. Итоговое повторение. (1 час)

Основная цель:

Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Самобытность танцевальной культуры». Воспитывать положительное отношение у учащихся к традициям и обычаям народов мира, приобщение к искусству, воспитание чувства прекрасного, знакомство с танцевальным искусством.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • Осознание народного праздника, как синтез искусств, вовлекающий в свое эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии.

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

VII. Самобытность танцевальной культуры. (9 часов)

Страстные ритмы фламенко. (1 час)

Фламенко – художественный своеобразный символ Испании. Характерные особенности мужского и женского исполнения. Фламенко – танец. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре. Ласкающие ритмы кастаньет старинного деревянного ударного инструмента. Болеро, сегидилья и хота – наиболее популярные испанские танцы. Русский танец. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов.Хоровод. Девичьи хороводы. Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье», «змейка», «витье веревки», «крест» и «полукруг»). Пляски-кадрили и переплясы вольные импровизированные танцы. Трепак – популярная мужская пляска.

Искусство индийского танца. Древнейшее происхождение индийского танца. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар – небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Система индийского классического танца. Древний трактат «Натьяшастра». Мудра – танцевальный язык жестов танца. Систематический характер индийского танца. Танец, как составная часть храмовых обрядов. Под звуки тамтамов (танцы народов Африки). Традиционные танцы народов Африки. Особенность африканского танца. Африканский танец. Разнообразие видов и форм танцев («танцы отдыха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы. Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения животных.

5. Формы и средства контроля.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм контроля.

стные формы контроля: беседы, обсуждения, работа с учебником, работы в группах,. Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания, составление ребусов, кроссвордов.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний приводится с помощью зачетов, тестов, докладов, проектов, исследований.

  1. Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература:

Основная литература:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Учебник для 7- 9 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Дрофа, 2014

  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7- 8 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2014.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!