СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Искусству (музыки и изо)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Искусству (музыки и изо) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений по МХК под редакцией Г. И. Даниловой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Искусству (музыки и изо)»


Рабочая программа по Искусству (музыки и изо)

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по Искусству (музыки и изо) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений по МХК под редакцией Г. И. Даниловой.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Данилова Г.И. Мировая художественная культура для 7- 9 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля и является частью учебно-метадического комплекса по МХК, в которые входят «Тематическое и поурочное планирование. Методические рекомендации к учебнику «МХК» 8 класс» (автор: Г.И. Данилова).

Программа по мировой художественной культуры предназначена для 8 классов основной школы. Она составлена на основе обязательного минимума содержания образования в соответствии с объёмом времени, отведенного на изучение данных предметов по Базисному учебному плану.

Базовый курс делиться на три этапа, с учетом возрастных периодов восприятия школьниками искусства. V-VI классы – «Введение в курс «Мировая художественная культура». Центральная проблема этого этапа – осознание особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества в целом, установление различий и связей искусства и действительности, условности искусства. VII- VIII классы – выявление нравственной проблематики искусства эстетическая характеристика его видов. В IX- XI классах дается картина исторического движения искусства и мотивируется выдвижения одного из видов на первый план в определенную историческую эпоху.

Наивный реализм, который характерен для учеников V-VI классы, ведет к слиянию искусства и действительности в сознании школьников. Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения. Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения. Но у них отсутствует внимание к форме произведения, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений. Свое отношение как к жизни, так и к искусству детям этого возраста легче передать в образе, нежели в силлогизме. Поэтому так красочны детские рисунки, так празднично отношение детей к слову, музыке и живописной картинке, так велико тяготение к сказочной архитектуре. В этот период в центре художественных интересов ученика – изобразительное искусство и кино, так как предметность и динамика изображения более всего увлекают их.

В VII- VIII классах наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личным и субъективным. Интерес подростка к собственному внутреннему миру часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется субъективными переживаниями, первоочередными личными проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к произвольному истолкованию произведения искусства. Самое интересное в истории и литературе для школьников этого возраста – человеческое поведение, мотивы поступка. С живым интересом этого возраста относятся к любым видам искусства, особенно к театру, музыке – искусствам, ориентированным на внутренний мир человека.

В IX- XI классах заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. «Я и мир» - центральная проблема возраста. Эпоха познания связей, осознавая причин и следствий. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие, за фактом видеть закономерность. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей текста, живописной картины, музыкальной пьесы, фильма и т. д. Именно этот период ученик становится способным проследить, как взаимодействуют.)

Цели курса Искусства (музыки и изо):

  • Воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи курса Искусства (музыки и изо):

  • интерпретация видов искусств с учетом их художественного языка;

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и

художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.

В результате усвоения курса учащиеся должны получить базовые знания по Искусству (музыки и изо). Курс позволяет сопоставлять разные способы видения мира и мотивировать рассвет каждого из искусств в определенный исторический период, следить за взаимовлияниями искусств в общем русле их развития. Курс МХК развивает способность к интерпретации художественных произведений. Интеграция разных видов искусств способствует обогащению эстетического воспитания ученика. например, чуткость эмоциональной реакции и подвижность чувств более всего развивает музыка, но они нужны и при восприятии живописи и литературы. Способность к образной конкретизации, необходимая для чтения и необычайно важная в освоении языка, более всего развивается благодаря изобразительному искусству. Литература помогает следить за происхождением чувств и мыслей, история – социально мотивировать их, язык – воплощать. Тематическое планирование опирается на Стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по МХК.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, используемым в соответствии с образовательной программой учреждения и утвержденным приказом министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 № 253:

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

В учебно-методический комплект «Мировая художественная культура» для  VIII классов средней школы (базовый уровень) входят:

  • Учебник для VII- IХ классов по «Мировой художественной культуре».

  • Программа с  методическими рекомендациями и тематическим

планированием для 8 классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (35 учебные недели, 1 час в неделю)

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, творческая работа, тестирование, комплексный анализ текста, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал).

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка "3" ставится, если ученик:

усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки: 1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;

2) неумение выделить в ответе главное;

3) неумение делать выводы и обобщения;

4) неумение читать и строить схемы;

5) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

3) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

Недочетами являются:

1) небрежное выполнение записей, схем;

2) орфографические и пунктуационные ошибки.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • стили и направления в мировой художественной культуре, их характерные особенности, о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • шедевры мировой художественной;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль языка знака, символа, мифа в художественной культуре.

уметь:

  • анализировать художественные произведения и вырабатать собственную эстетическую оценку;

  • отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • пользоваться искусствоведческими терминами;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты)

  • отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • овладение умением анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  1. Календарно-тематическое планирование МХК в 8 классах

на 2016– 2017 учебный год

№ урока

п/п

Наименование раздела (главы и т.п.) и темы урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Примечание

1

I Героический эпос народов мира.

Введение. Понятие о героическом эпосе.

3

1


05.09-10.09




2-3

Герои и темы народов эпоса.

2

12.09- 24.09



4-5

II Праздники и обряды народов мира.

Славянские боги и праздники.

10

2

19.09-24.09




6-7

Широкая Масленица.


2

26.09-08.10



8-9

Религиозные праздники и обряды народов мира.

2

10.10-22.10



10-11

Ах, карнавал! Удивительный мир.

2

24.10-29.10

07.11-12.11



12-13

Урок проект:« Всякая душа празднику рада».

2

14.11-26.11



14-15

III Архитектурные традиции народов мира.

Архитектура народов мира. Храмовая архитектура.

8

2



28.11-10.12



16-17

Дом - жилище человека.

2

12.12-24.12



18-19

Виды жилищ разных народов мира.

2

09.01-21.01




20-21

Праздники народные гуляния (новоселье)


2

23.01-04.02





22-23

IV Изобразительное искусство народов мира.

Искусство византийской мозаики.

9

2


06.02-18.02




24-25

Древнерусская иконопись. О чем рассказывает религиозная живопись.

2

20.02- 04.03




26-27

Живописцы древней Руси.

2

06.03-18.03



28-29

Искусство книжной миниатюры Востока.

2

20.03-24.03

03.04-08.04



30

Скульптура Тропической и Южной Африки.

1

10.04-15.04



31

V. Образ женщины-матери сквозь века. Священный лик Богоматери.

3

1



17.04-22.04



32

Образы Мадонн


1

24.04-29.04



33

Женщина-мать в искусстве XX столетия.

1

02.05-06.05



34-35

Человек и Время.

Художественные традиции народов мира. Итоговое повторение.

2

08.05 -27.05





4. Содержание Рабочей программы

Мировая Художественная Культура. (35 часов)

I Героический эпос народов мира. (3 часа)

Введение. Понятие о героическом эпосе. (1 час)

Понятие о героическом эпосе. Сказания о значимых исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.

Героический эпос – результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Шедевры народного эпоса: «Сказание о Гильгамеше» (шумерский эпос), «Махабхарата» (Индия), «Беовульф» (Англия), песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Старшая Эдда» (Исландия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Калевала») (карело-финский эпос).

Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо – сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблесном племени богатырей, живших в древние времена боровшихся с чудовищами, великанами и драконами. Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас».

Литературная интерпретация народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре. Эпическая песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка».

Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьёв)

Герои и темы народов эпоса. (2 часа)

Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторимость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжет сотворение мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эллада». Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя. Описание битвы.

Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Илья Муромец – идеал русского богатыря, наделенный сверхъестественной силой, отвагой и находчивостью. Верность дружбе, великодушие и честь – главные качества героев народного эпоса. Верная и преданная дружба Гильгамеша и Энкиду («Эпос о Гильгамеше»)

Основная цель: сформировать понятие об эпосе, его истоках и характерных особенностях и познакомиться с эпическими произведениями разных народов.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • В связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать факты, события, личности, высказывая при этом собственные суждения;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты).

Основные понятия и термины: Понятие о героическом эпосе. «

Мифические представления человека о природе и окружающем мире. Шедевры народного эпоса: Сказание о Гильгамеше» (шумерский эпос), «Махабхарата» (Индия), «Беовульф» (Англия), песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Старшая Эдда» (Исландия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Калевала») (карело-финский эпос). Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо – сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблесном племени богатырей, живших в древние времена боровшихся с чудовищами, великанами и драконами. Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Поэма грузинского поэта Шота руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.Эпическая песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка».

Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьёв). Герои и темы народов эпоса. Исландский эпос «Старшая Эллада». Русские былинные богатыри. Илья Муромец. Дружба Гильгамеша и Энкиду («Эпос о Гильгамеше»).

II Праздники и обряды народов мира. (10 часов)

Славянские боги и праздники. (2 часа)

Широкая Масленица. (2 часа)

Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния (тетушка Маланьица) Град, Дождь, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца – Ильин день.

Летопись Нестора о Перуне в «Повести временных лет». Сходство между языческим богом Перуном, Ильёй Пророком и народным богатырём Ильёй Муромцем.

Велес – покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Чтение фрагментов «Велесовой книги». Знакомство с иконой новгородской школы «Святой Власий и Спиридоний».

Даждьбог – один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Народные легенды о Даждьбоге. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Фрагмент из книги Афанасьева А. Н. «Древо жизни». Образ Даждьбога в русских пословицах, в загадках и народных приметах. Отражение культа Даждьбога в народных обрядах и праздниках.

Световид – верховный бог западных славян, хранитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Четыре лица Световида и его главные атрибуты, запечатленные в Збручском идоле.

Световид – прорицатель народной судьбы. Святки – символические игры в честь Световида. Смысл поношение в виде огромных пирогов, скота и военных трофеев.

Макошь – богиня хорошего урожая, судьбы и удачи, Рог изобилия – атрибут её изображения. Покровительница брака и семейного счастья.

Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Легенда о Матери Сырой Земли в изображении Мельникова-Печерского П.И. «В лесах» и её поучительный смысл.

Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, покровительницу хозяйства и торговли.

Лада (Ладо) – богиня любви, красоты и очарования. Особенный культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Поэма Хераскова М. «Владимириада».

Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества. Русская народная песня «А мы просо сеяли, сеяли …». Сходство героини народной сказки о Марье Моревне с Ладой. Лада и её дочь Лель воспламеняющая любовь. Поэтическое воплощение образа в стихотворении Толстого А.Н. «Лель». Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Римского-Корсакова Н. А. и в художественном фильме «Снегурочка» режиссера Кадочникова П.

Купало, Ярило, Кострома – персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия.

Разделение функций между божествами. Купало – бог плодородия, символ летнего солнцестояния, покровитель земледельцев, собирающий урожай. Ярило – символ вызревания новых зерен на колосьях. Кострома – символ плодородия земли, воплощение растительных сил.

Отражение языческих божеств в народных обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Отражение мифологических обрядов русалок в стихотворениях «Русалка» Пушкина А. С. И Лермонтова М. Ю. и в картине Крамского И. Н. «Русалка». Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похорон Костромы» в праздник Петрова дня.

Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе Мельникова-Печерского П.И. «В лесах» и стихотворении Есенина С. «Матушка в Купальницу по лесу ходила».

Религиозные праздники и обряды народов мира. (2 часа)

Праздник – неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Понятие об обряде, как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные семейно-бытовые, календарные общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и особый порядок его поведения. Церковная служба, как своеобразный синтез искусств «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия.

Паломничество в Мекку (хадж) – особый обряд поклонения главным святым ислама. Основные этапы хаджа и его символическое значение. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.

Ах, карнавал! Удивительный мир! (2 часа)

Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения.

Италия – родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов.

Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театральность. Сочетание индийских португальских и негритянских традиций.

Урок проект: «Всякая душа празднику рада». (2 часа)

Календарный народный праздник, как некое событие в жизни людей, связанных с земледелием, как способ участия человека в событиях природы, будь-то приход весны, начало полевых работ или созревание злаков.

В сознании наших предков время было цикличным. Образ праздника – коллективное ощущение целостного мира, единение человеческого и природного. Хоровод (круг) – символ солнца, единства, бесконечности, законченности, высшего совершенства; волнистый рисунок в танце – символ воды, жизненного начала; две параллельные линии – «на две стороны» - символ горизонта, где сходятся небо и земная твердь; квадрат- «на четыре стороны» - устойчивая фигура, несущая основные параметры космоса (четыре стороны света, четыре главных направления, четыре времени года); спираль – символ развития и т. Д. Обрядовые действия в праздниках: Масленица, Иванов день, народные гуляния на реке Печере, получившие название «Горки». Народные песни, шутки-прибаутки, пляски, хороводы, игры, «бойкой торговлей», ряжеными… Народный праздник, как синтез искусств, вовлекающий в свое эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии, развитии.

Основная цель: знать судьбу языческой мифологии в истории русской духовной культуре, её связь с православными праздниками, познакомить с историей праздников народов мира. Приобщение учащихся к культуре разных стран, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей. Представление учащихся о своеобразии, уникальности и образного народного прикладного искусства, о гармонии человека с природой – его колыбели.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • Осознавать народный праздник, как синтез искусств, вовлекающий в своё эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии;

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать факты, события, личности, высказывая при этом собственные суждения;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты).

Основные понятия и термины: Перун, славянский пантеон. Свита Перуна: Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Ильин день. Велес. Масленица (Власьев день). Даждьбог, Световид и его атрибуты, Збручский идол. Макошь и атрибут её изображения. Образ Матери Сырой Земли, Параскева Пятница, древнерусские иконы. Лада (Ладо) и особенный культ богини в Киеве, Марья Моревна и Лада. Лада и её дочь Лель. Купало, Ярило, Кострома. Праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Праздник Петрова дня.

Религиозные праздники и обряды народов мира. Праздник. Крещение Руси. Православное богослужение. Церковная служба. Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Роль молитвы для верующего. «Двунадесятые» праздники православия. Паломничество в Мекку (хадж). Буддийские праздники и обряды. Происхождение карнавала. Италия – родина карнавальных шествий. Бразильские карнавальные шествия. Праздник и ярмарка в России. «Добрым людям на загляденье». Календарный народный праздник. Время цикличное. Образ праздника. Хоровод (круг). Волнистый рисунок в танце. Две параллельные линии – «на две стороны». Земная твердь. Квадрат - «на четыре стороны». Спираль. Обрядовые действия в праздниках: Масленица, Иванов день, «Горки». Народные песни, шутки-прибаутки, пляски, хороводы, ряженные… Народный праздник, как символ искусств. Все виды фольклора.

III. Архитектурные традиции народов мира. (8часов).

Архитектура народов мира. Храмовая архитектура (2 часа)

Своеобразные архитектурных традиций храмового зодчества. Храм, как универсальная модель мира. Базилика – основа католического христианского храма, её структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства.

Распространение на Руси крестово-купольного типа храма, символа христианского православия. Выразительная символика православного храма. Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением – уникальные сооружения русского культового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Интерьер православного храма, его символическое звучание.

Традиции буддийской храмовой архитектуры. Борободур (остров Ява, Индонезия) – крупнейший памятник мирового храмового зодчества. Кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием, их структура и связь с буддийским учением о священном пути к просветлению. Символическая роль скульптуры и рельефов, признанных воплощать буддийское «постижение истины».

Культовые постройки ислама. Мечеть – основное сооружение мусульман. Тип колонной арабской мечети-крепости, окруженной глухими стенами. Соборные мечети и их общественное назначение. Башни-минареты и их особая культовая роль. Минарет Кутб-Минар (Индия) – прославленный шедевр мусульманской архитектуры. Медресе – культовые учебные заведения. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) – жемчужины архитектуры Средней Азии.

Дом – жилище человека. (2 часа)

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы – первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего мира. Раскопки в древнейшем итальянском городе Помпеи.

Виды жилищ разных народов мира. (2 часа)

Изба – традиционный рубленый дом русского народа. Многообразие внешнего вида, планировка и назначение избы. Искусство возведения избы, её декоративное убранство (резные наличники на окнах, конек над крышей, сказочные крылечки).

Иглу – жилищные постройки народов Гренландии, Аляски и Арктики.

Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера – яранги. Современное устройство яранги – жилища для оленеводов. Конический шестовой чум – жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты – основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии, удобные дома без внутренних перегородок, рациональность и простата их конструкции.

Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шара, цилиндра, усеченного конуса).

Традиционные конструкции японского дома (крыша, опирающаяся на деревянный каркас). Раздвижные створки, служащие наружными стенами, отсутствие окон, дверей. Особенности внутреннего убранства, сад – естественное продолжение японского дома.

Праздники народные гуляния (новоселье) (2 часа)

Строительства жилища (избы). Изба, в которой отражена вся Вселенная (крыша, фронтон – небо; часть сруба ниже фронтона – земля; подклет, или подклеть (подпол), подземный мир). Изба микрокосмос. Наряды хозяина и хозяйки (русский костюм) – будущих новоселов и хозяев дома. Красный уголок связан с востоком раем, с блаженным счастьем и надеждой. На восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. Подарки для новоселов – предметы быта. Зооморфная деревянная утварь: скопкарь, корш-черпак, солоницы-уточки, ковш-«конюх» с мотивами конских голов. Предметы крестьянского быта и труда: вальки, рубели, прялки. Элементы русских прялок: донце, подгузник, столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка, гребень. Обряды «Новоселья».

Основная цель: обобщить, синтезировать знания учащихся по теме: «Архитектурные традиции народов мира». Воспитывать положительное отношение у учащихся к традициям и обычаям народов мира.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • Осознавать народный праздник, как синтез искусств, вовлекающий в своё эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии;

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

Храмовая архитектура. Традиции храмового зодчества. Храм. Базилика. Шатровые храмы. Русское культовое зодчество. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Интерьер православного храма. Буддийский храм. Борободур (остров Ява, Индонезия). Кубические сооружения. Мечеть. Соборные мечети. Башни-минареты. Минарет Кутб-Минар (Индия). Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан). Дом – жилище человека. Древнейшие дома человека. Инсулы-виллы. Виды жилищ. Изба. Декоративное убранство (резные наличники на окнах, конек над крышей, сказочные крылечки, причелины, пилястры). Иглу, яранги, чум, юрты. Праздники народные гуляния (новоселье). Строительства жилища (избы). Изба, в которой отражена вся Вселенная (крыша, фронтон – небо; часть сруба ниже фронтона – земля; подклет, или подклеть (подпол), подземный мир). Изба микрокосмос. Красный угол. Молитвы, заклятья, заговоры. Подарки для новоселов. Зооморфная деревянная утварь: скопкарь, ковш-черпак, солоницы-уточки, ковш-«конюх». Вальки, рубели, прялки. Элементы русских прялок: донце, подгузник, столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, личина; головка, гребень. Русский костюм (кокошник, оберег, атрибуты). Обряды «Новоселья».

IV Изобразительное искусство народов мира. (13 часов)

Искусство византийской мозаики. (2 часа)

Использование античной технологии и разработка собственных оригинальных способов её создания. Основные темы и сюжеты, их глубокий символический смысл. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали. Мозаики с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Особенности композиции, символика цвета, принцип зеркальной симметрии. Мозаики церкви Успения в Нике. «Дюнамис» - совершенный пример «одухотворенной чувственности», величия и благородства.

Мозаики Киевской Руси. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Спокойный, торжественный лик, покровительственный жест рук, как олицетворение заступничества и защиты.

Древнерусская иконопись. О чем рассказывает религиозная живопись. (2 часа)

История происхождения икон, период иконоборчества. Роль Иоанна Дамаскина в утверждении искусства иконописи. Фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральным образам, символика цвета. Каноническое изображение Христа и Богоматери. «Владимирская Богоматерь» - прославленный шедевр мирового искусства, «несравненная, чудесная, извечная песнь материнства». История создания и последующая «жизнь» иконы.

Живописцы древней Руси. (2 часа)

Творчество Феофана Грека. Отличительные черты художественного стиля: энергичная и стремительная манера письма, мастерство колорита, использование светотени, объёмность изображения. Неудержимый порыв страстей, суровый, грозный аскетизм образом столпников и отшельников. Изображение старца Макария Египетского. Печать страдания, сомнения и отчаяния, мольба, скорбь и надежда, запечатлённые в его облике.

Творчество Андрея Рублёва и Дионисия. Жизненные этапы и творческие вехи Андрея Рублёва. Создания первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире (образ трубящего ангела, иконы деисусного чина). Глубина и возвышенное благородство образа «Спаса в Силах». Росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. «Звенигородский Спас» - одно из проникновенных произведений художника. «Троица», как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Особенности композиции и символа цвета.

Мир высокой духовности, торжество добра и идеала в творчестве Дионисия. Художественное значение фресковых росписей Киролло-Белозерского монастыря в Ферапонтове. Праздничность и нарядность композиции «О Тебе радуется», восторженное прославление Богоматери.

Искусство книжной миниатюры Востока. (2 часа)

Книжная миниатюра – замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге, как к святыне и драгоценности.

Создание книжной миниатюры – сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приёмов и пиров, портреты правителей.

Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий звучный колорит его произведений, виртуальное мастерство композиций, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Портрет основателя узбекского государства Шейбани-хана.

Скульптура Тропической и Южной Африки (1 час)

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура, как воплощение народных представлений о жизни в её настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность, использование природных материалов.

Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающие религиозные представления о мире. Использование масок во время традиционных обрядов и празднеств. Маски, связанные с культом животных покровителей рода или племени. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия). Особенности изображения человека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных индивидуальных черт.

Основная цель: приобщить к искусству, воспитание чувства прекрасного, знакомства с росписями.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

Искуство византийской мозаики. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали. Мозаики с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Особенности композиции, символика цвета, принцип зеркальной симметрии. Мозаики церкви Успения в Нике. «Дюнамис». Мозаики Киевской Руси. Византийский канон. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Лик. Древнерусская иконопись, иконоборство. Искусство иконописи. Каноническое изображение Христа и Богоматери. «Владимирская Богоматерь». Живописцы древней Руси. Творчество Феофана Грека. Отличительные черты художественного стиля. Аскетизм образов столпников и отшельников. Изображения старца Макария Египетского. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Первый русский иконостас в Благовещенском соборе Московского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире (образ трубящего ангела, иконы деисусного чина). «Спаса в Силах». «Звенигородский Спас». «Троица», как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Фресковые росписи Кирилло-Белозерского монастыря в Ферапонтове. Композиция «О Тебе радуется». Книжная миниатюра Востока. Шедевры художника К. Бехзада. Деревянная скульптура. Экспрессивность силуэта. Маска народов Африки. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия).

V. Образ женщины-матери сквозь века. (3 часа)

Священный лик Богоматери. (1 час)

Образ Богородицы – ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси, как покровительницы родной земли, заступницы людей перед Богом.

Деревянная скульптура М. Эрхарта «Мадонна Милосердия». Витражная композиция «Богоматерь в облике царицы» в Шартрском соборе.

Икона «Владимирской Богоматери» - один из лучших образов византийской живописи. Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса. Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» - шедевр мировой живописи.

Образы Мадонн. (1 час)

Дева Мария с младенцем Иисусом – возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» - жемчужина коллекции Эрмитажа. «Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна», как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Скульптурное изображение «Мадонны» Микеланджело для погребальной капеллы Медичи во Флоренции.

Женщина-мать в искусстве XX столетия. (1 час)

Новое звучание извечной темы материнства в произведениях искусства XX в. Творчество К.С. Петрова-Водкина, как наиболее яркое художественное воплощение темы. Исконно русские традиции в картинах «Мать» и «Богоматерь Умиление злых сердец». Картина «Петроградская мадонна», облик человека нового времени. Тема материнства в картине А.А.Дейнеки «Мать». Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!» Философское осмысление темы, как смены периодов человеческой жизни.

Человек и Время. Художественные традиции народов мира. Итоговое повторение. (2 часа)

Основная цель: научить детей видеть и понимать красивой в жизни и в искусстве, формировать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к познаваемым объектам и явлениям, развить творческое воображение, изобразительные умения школьников.

В результате изучения темы ученик должен уметь:

  • интерпретировать виды искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

  • Уметь выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • Анализировать художественные произведения и выработать собственную эстетическую оценку;

  • Пользоваться искусствоведческими терминами;

  • Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • Отличать истинные ценности подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Дать общие характеристики цивилизаций и культур;

  • Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты);

  • Развивать навык общения и умения учащихся организовывать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

Основные понятия и термины:

Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека. Божественный идеал. Образ Богоматери. Культ Мадонны. Образ Богородицы. Витражная композиция «Богоматерь в облике царицы» в Шартрском соборе. Икона «Владимирской Богоматери». Древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигидрия, Елеуса. Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская». Образы Мадонн. Жемчужина коллекции Эрмитажа. Капелла Медичи во Флоренции. Женщина-мать в искусстве XX столетия. Эпоха Возрождения. Идеал гуманизма.

5. Формы и средства контроля.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм контроля.

Устные формы контроля: беседы, обсуждения, работа с учебником, работы в группах,. Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания, составление ребусов, кроссвордов.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний приводится с помощью зачетов, тестов, докладов, проектов, исследований.

  1. Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература:

Основная литература:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Учебник для 7- 9 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Дрофа, 2014

  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7- 8 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2014.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!