Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часов, в 7 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 7 классе включает два курса: история Нового времени 1500-1800 – 28 часов и истории России – 40 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова.— М.: Просвещение, 2015.
2. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. 7 класс [Электронный ресурс] : электрон, прил. к учебнику / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова.— М.: Просвещение, 2015.
3.Использование атласа и контурных карт по истории Нового времени для 7 класса (М.: 2015г.).
4. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. История России. 7 класс. В 2 частях.- М.:Просвещение, 2016.
5. Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История России.Иллюстрированный атлас. 7 класс. - М.:Просвещение, 2016.
Номера уроков. | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УДД). | Плановые сроки прохождения. | Скорректированные сроки прохождения. | Домашнее задание. |
Раздел I. История Нового времени 1500-1800 (всего 28 часов, 2 часа в неделю) |
Введение (всего 1 час, 2 часа в неделю). |
1. | Вводный урок: от Средневековья к Новому времени | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Научатся определять термины: Новое время. Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода | 05.09.2016-09.09.2016 | | стр.5-8, ответить на вопросы 1-5 на стр. 8 |
Тема 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения. Реформация. Утверждение абсолютизма (всего 13 часов, 2 часа в неделю) |
2. | Технические открытия и выход к Мировому океану | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. | | | § 1, стр. 18, вопр. 1-4 в синей рамке |
3. | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. | 12.09.2016-16.09.2016 | | §2, стр. 25, вопр. 1-3 в синей рамке, вопрос к документу на стр. 26 |
4. | Усиление королевской власти в XVI-XVIIвв. Абсолютизм в Европе | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство. Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления. | | §3, стр. 38 вопр. 1-3 в синей рамке устно |
5. | Дух предпринимательства преобразует экономику | Формулируют собственное мнение и позицию. Научатся определять термины: монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, наемные работники. Получат возможность научиться: выявлять причины возникновения мануфактур, объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. | 19.09.2016- 23.09.2016 | | §4, стр. 45, вопр. 1-4 в синей рамке устно |
6. | Европейское общество в раннее Новое время | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Научатся определять термины: откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, канон. Получат возможность научиться: характеризовать изменения в социальной структуре общества, анализировать источники. | | §5, стр. 55, вопр. 1-4 в синей рамке, вопр. 1 в серой рамке |
7. | Повседневная жизнь | Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Получат возможность научиться: характеризовать изменения в социальной структуре общества, анализировать источники. | 26.09.2016- 30.09.2016 | | §6-7, стр.47-60, ответить на вопросы, вопросы второй рубрики |
8. | Великие гуманисты Европы | Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры. | | | §8 стр.60-68, ответить на вопросы |
9. | Мир художественной культуры Возрождения | Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Получат возможность научиться: характеризовать особенности художественного искусства эпохи Возрождения, давать характеристику деятелей искусства и высказывать оценку их творчества. | 03.10.2016- 07.10.2016 | | §9 стр.68-77ответить на вопросы,вопросы ко 2-й рубрике |
10. | Рождение новой европейской науки | Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Получат возможность научиться: систематизировать полученные знания, оценивать вклад различных ученых в развитие науки. | | | §10, стр.77-85, ответить на вопросы,вопросы ко 2-й рубрике |
11. | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий. Научатся определять термины: Реформация, революция, религиозные войны, лютеранство, протестантизм, пастор. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать различные религиозные течения. | 10.10.2016-14.10.2016 | | §11 стр.87-94, ответить на вопросы, |
12. | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Научатся определять термины: кальвинизм, пресвитер, иезуит, контрреформация. Получат возможность научиться: объяснять сущность кальвинизма, давать оценку сущности религиозных конфликтов. | | | §12 стр.94-102, ответить на вопросы, . Придумать и нарисовать свой герб. |
13. | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Научатся определять термины: англиканская церковь, пуритане, корсар, капер. Получат возможность научиться: сравнивать Реформацию в Германии и Англии, англиканскую церковь с католической, анализировать исторические источники | 17.10.2016- 21.10.2016 | | §13 стр. 102-114 |
14. | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Научатся определять термины: эдикт, гугенот, месса. Получат возможность научиться: проводить сравнительный анализ, извлекать информацию из исторических источников, составлять характеристику исторических деятелей. | | §14-15 стр. 114-126 |
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (Всего 4 часа, 2 часа в неделю) |
15. | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция. Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника. | 24.10.2016- 28.10.2016 | | §16 стр.127-135, ответить на вопросы , |
16. | Парламент против короля. Революция в Англии | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Научатся определять термины: джентри, гражданская война, круглоголовые, левеллеры, диггеры, тори, виги, парламентская монархия Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции. | | §14 стр.69-73, ответить на вопросы , ,работа с картой |
17. | Путь к парламентской монархии | Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции. | 07.11.2016-11.11.2016 | | §18 стр.151-158, ответить на вопросы, работа с картой, |
18. | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Научатся определять термины: Тридцатилетняя война, коалиция, Восточный вопрос. Получат возможность научиться: объяснять причины военных конфликтов между европейскими государствами, характеризовать ход военных действий. | | §19 стр.158-167 ответить на вопросы, работа с документом на стр. 163, |
Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (всего 8 часа, 2 часа в неделю) |
19. | Великие просветители Европы | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Научатся определять термины: эпоха Просвещения, разделение властей, просвещенный абсолютизм. Получат возможность научиться: характеризовать предпосылки Просвещения, объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение. | 14.11.2016-18.11.2016 | | §20 стр.167-178, ответить на вопросы,, сообщение о Жанне д’Арк |
20. | Мир художественной культуры Просвещения. | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Получат возможность научиться: характеризовать достижения культуры эпохи Просвещения и их общественное значение. | | §21 стр.178-184, ответить на вопросы, работа с картой, . |
21. | На пути к индустриальной эпохе | Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Научатся давать определения понятиям: аграрная революция, промышленный переворот, фабрика. | 21.11.2016-25.11.2016 | | §22 стр.184-191, ответить на вопросы,. |
22. | Английские колонии в Северной Америке | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера. Научатся определять термины: колония, метрополия, пилигрим, идеология. Получат возможность научиться: работать с историческими источниками, анализировать и выделять главное в тексте, использовать карту как источник информации. | | §23 стр.191-199, ответить на вопросы, работа с картой,. |
23. | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки | Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Научатся определять термины: конституция, суверенитет, республика, федерация. Получат возможность научиться: работать с историческими источниками | 28.11.2016-02.12.2016 | | §24 стр.200-208, ответить на вопросы, . |
24. | Франция в XVIII в. Причины и начало французской революции | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Получат возможность научиться: характеризовать причины и предпосылки революции, определять причинно-следственные связи, систематизировать изученный материал. | | §25 стр. 208-213, ответить на вопросы, . |
25. | Французская революция. От монархии к республике. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Научатся определять термины: жирондисты, якобинцы, правые, левые, диктатура, гильотина. Получат возможность научиться: анализировать причины революции, анализировать текст исторического документа. | 05.12.2016-09.12.2016 | | §26-28 стр. 214-236 |
26. | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Научатся определять термины: умеренные, Директория, термидорианцы. Получат возможность научиться: систематизировать изученный материал | | §29-30 стр. 236-252 |
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (всего 2 часа, 2 часа в неделю) |
27. | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации | Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Научатся определять термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация. Получат возможность научиться: раскрывать особенности развития стран Востока в Новое время, характеризовать отношения европейской и восточной цивилизаций. | 12.12.2016- 16.12.2016 | | §31 стр.252-265, ответить на вопросы,.§32 стр.265-277, подготовиться к контрольной работе |
28. | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. | Объяснять смысл понятия Новое время. Раскрывать сущность происходящих в эту эпоху изменений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Нового времени. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи Просвещения. Защищать проекты, представлять презентации. | | |
Раздел II. История России (всего 40 часов, 2 часа в неделю). |
Тема 5. Россия в XVI веке (всего 20 часов, 2 часа в неделю). |
29. | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках; Работать с исторической картой: - показывать пути движения экспедиций первооткрывателей; - показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный; - показывать на карте географические объекты, открытые поморами; Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы; Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 19.12.2016- 23.12.2016 | | §1, стр. 13 устно ответить на вопросы для работы с текстом §, устно выполнить задания по карте |
30. | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях; Работать с исторической картой: - показывать на карте территории расселения казачества в XVI в ; Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период; Решать проблемные задания; Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике); Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 19.12.2016- 23.12.2016 | | §2, стр. 19, устно ответить на вопросы для работы с текстом §, стр. 21 вопрос к документу устно |
31. | Формирование единых государств в Европе и России | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма; Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III; Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право; Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту; Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.; - выделять главное; Соотносить события российской и европейской истории; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 26.12.2016-29.12.2016 | | §3, стр. 26, устно ответить на вопросы для работы с текстом § , ответить на вопрос к документу |
32. | Российское государство в первой трети XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III; Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | §4, стр. 33, устно ответить на вопросы для работы с текстом § , выполнить задание по карте |
33. | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.; Раскрывать смысл понятий: сейм, острог; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»; Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 11.01.2017- 13.01.2017 | | §5, стр. 40, устно ответить на вопросы для работы с текстом § , задания на карте |
34. | Начало правления Ивана IV | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV; Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его; Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»; Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV; Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48; Осуществлять самооценку. | | §6, стр. 47, устно ответить на вопросы для работы с текстом § |
35. | Реформы Избранной Рады | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы; Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника); Выделять характерные черты сословно-представительной монархии; Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство»; Давать оценку значению реформ Избранной рады; Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника); Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы); Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 16.01.2017- 20.01.2017 | | стр. 57, устно ответить на вопросы для работы с текстом § |
36. | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.; Работать с исторической картой: - показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ; - используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | стр. 57, задания по карте, подготовка презентации |
37. | Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» | | 23.01.2017-27.01.2017 | | |
38. | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак; Работать с исторической картой: - показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань; Работать с текстом учебника, историческими документами: - составлять сложный план; - пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии; Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | §7-8, стр. 58-65, задания по карте |
39. | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать с исторической картой: - показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы; Работать с текстом учебника, историческими документами: - сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное; - показывать на карте ход боевых действий в Ливонской войне; - на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 30.01.2017-03.02.2017 | | §7-8, стр. 65-68, устно ответить на вопросы для работы с текстом § |
40. | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III; Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | §9, стр. 75, устно ответить на вопросы для работы с текстом §, вопрос № 1 стр. 75 |
41. | Народы России во второй половине XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов; Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси; Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в., делать выводы о…; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 06.02.2017- 10.02.2017 | | стр. 76- 81, стр. 80, устно ответить на вопросы для работы с текстом § |
42. | Опричнина | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины; Работать с исторической картой: -показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского); Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | §10, стр. 87, устно ответить на вопросы для работы с текстом § |
43. | Итоги царствования Ивана IV | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления; Участвовать в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.): - занимать определенную позицию в дискуссии; - формулировать суждения, аргументировать их с опорой на исторические факты; - формулировать контраргументы; - участвовать в деятельности группы, т.д. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 20.02.2017-24.02.2017 | | стр. 88-89, рубрика “Историки спорят” |
44. | Россия в конце XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю; Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - решать проблемные задачи; Соотносить события российской и европейской истории; Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | §11, стр. 93, устно ответить на вопросы для работы с текстом § |
45. | Церковь и государство в XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»; Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами; Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 27.02.2017-03.03.2017 | | § 12, стр. 100, §11, устно ответить на вопросы для работы с текстом § |
46. | Культура и народов России в XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - составлять схему «Литературный жанры XVI в»; Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира; Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России; Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | стр. 100-110, стр. 111 устно ответить на вопросы |
47. | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России; Сравнивать повседневную жизнь различных народов России; Рассказывать о том, как складывалась единая культура России; Приводить примеры культурных связей стран Европы и России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 06.03.2017-10.03.2017 | | стр. 100-110, стр. 111 устно ответить на вопросы |
48. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; Характеризовать особенности 16 века в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре; Высказывать суждения о сходствах и различиях истории 16 века России, Европы, мира; Решать проблемные задания; Участвовать в дидактической игре; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | подготовиться к проверочной работе |
Тема 5. Смутное время. Россия при первых Романовых(всего 20 часов, 2 часа в неделю) |
49. | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.; Раскрывать смысл понятий: шляхта; Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 13.03.2017-17.03.2017 | | §13, стр. 8, ответить на вопросы к тексту параграфа, выполнить задания по работе с картой |
50. | Смута в Российском Государстве: причин, начало | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство; Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова; Называть причины и предпосылки Смутного времени; Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | | §14-15, стр. 10-18, ответить на вопросы к тексту параграфа на стр. 18 |
51. | Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия темы: интервенция; Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делать выводы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 20.03.2017-24.03.2017 | | §14-15, стр. 10-18, ответить на вопросы к тексту параграфа на стр. 18 |
52. | Окончание Смутного времени | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина; Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким; Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине); Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты; Сравнивать Первое и Второе ополчения; Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | §16, стр. 28, ответить на вопросы к тексту параграфа |
53. | Экономическое развитие России в XVII в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник; Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.; Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке; Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую; Объяснять значение создания единого Русского государства; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы; - делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке; Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года; Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 20.03.2017-24.03.2017 | | §17, стр. 35 ответить на вопросы к тексту параграфа |
54. | Россия при первых Романовых: перемены в государствен- ном устройстве | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке» Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение; Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений; Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 03.04.2017-07.04.2017 | | §18, стр. 43, ответить на вопросы к тексту параграфа |
55. | Изменения в социальной структуре российского общества | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»; Характеризовать положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества; Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства; Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении); Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь; Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 03.04.2017-07.04.2017 | | §19, стр. 49, ответить на вопросы к тексту параграфа |
56. | Народные движения в XVII в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степана Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы; Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника); Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов); Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их; Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 10.04.2017-14.04.2017 | | §20, стр. 55, ответить на вопросы к тексту параграфа |
57. | Россия в системе Международ-ных отношений: отношения со странами Европы | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке; Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой; Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия; Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | §21-22, стр. 56-67, вопросы к тексту § на стр. 67, задания по карте |
58. | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке; Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений»; Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681; Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 17.04.2017-21.04.2017 | | §21-22, стр. 56-67, вопросы к тексту § на стр. 67, задания по карте |
59. | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой; Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой; Выделять главное в части параграфа, в параграфе; Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником); Работать с документом: - отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | §23, стр. 73, вопросы к тексту § |
60. | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть причины церковной реформы; Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество; Объяснять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником); Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума; Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 24.04.2017- 28.04.2017 | | §24, стр. 80, вопросы к тексту § |
61. | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их; Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами; Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | §25, стр. 93, вопросы к тексту § |
62. | Культура народов России в XVII в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть характерные черты шатрового стиля; Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях; Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 04.05.2017-05.05.2017 10.05.2017-12.05.2017 | | §26, стр. 102, вопросы к тексту § |
63. | Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников); Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | стр. 102-111, вопросы на стр. 111 |
64. | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Участвовать в работе группы (работая с информацией о различных народах России, их повседневной жизни); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 15.05.2017-19.05.2017 | | стр. 113-121, вопросы “Повторяем и делаем выводы” на стр. 121 |
65. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Россия в XVII в.»; Характеризовать общие черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в. ; Выполнять проблемные задания по истории России данного периода; Работать в парах; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | подготовить презентацию по одной из тем на стр. 122 |
66. | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.» | Выполнять тестовые контрольные задания по «Россия в XVII в.»4 Осуществлять коррекцию знаний и умений. | 22.05.16-26.05.16 | | подготовиться к проверочной работе |
67. | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.»; Принимать участие в групповой работе по данному периоду; Анализировать результаты работы. | | подготовиться к защите презентаций |
68. | Итоговоеповторение | Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.»; Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIв.»;Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | |
| | Итого: | 68 ч. | | |