ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета " ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" для 4 класса начального общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству.
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией С.Г. Ашиковой.
Рабочая программа рассчитана на35часов в год (1час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- эмоционально- ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;
- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора,
- понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
- чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России;
- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
- позитивная самооценка и самоуважение;
- основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.
Учащийся получит возможность
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира;
- чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
- осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно- исторической и духовной жизни родного края;
- способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять целеполагание как формирование художественно - творческого замысла;
- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
- контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
- вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
- осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
- преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
- высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
- действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- анализировать произведения искусства;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно- прикладного искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
- устанавливать аналогии;
- использовать знаково - символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных задач;
- воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Учащийся получит возможность научиться:
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;
- фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
- соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
- произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
- продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
- воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
- контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.
Учащийся получит возможность научиться:
- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
- выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Учащийся научится:
- воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
- воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
- узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство);
- выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
- отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
- участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
- использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
- работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- различать и передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно- образного языка.
Учащийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет- ресурсов;
- использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
- создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
- искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
- применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
- выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащийся научится:
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
- различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно - творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
- пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
- использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности;
- создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
- изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
- пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Учащийся получит возможность научиться:
- изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
- передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
- осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;
- четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;
- владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
- создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Учащийся научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками;
- фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
- любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
- узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
- выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;
- создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
- узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
Учащийся получит возможность научиться:
- передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
- передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи;
- передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
- передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
- изображать образы архитектуры и декоративно- прикладного искусства;
- участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.
- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;
- изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство» В 4 КЛАССЕ.
№ | Разделы | Кол-во часов. | Краткое содержание |
1 | Природа - главный художник | 9 ч. | Овладение основами языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Создание элементарной композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передача характера природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрических форм предмета, анализ, изображение предметов различной формы, использование простых форм для создания выразительных образов. Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. |
1.1 | Азбука рисования. Гелиевые и шариковые ручки. Новые возможности пастели. | | Ценностное отношение к красоте и разнообразию цветов. Плановая организация познавательной деятельности: от осознания цели к поэтапному процессу изображения и получению намеченного результата. Бережное отношение к инструментам и материалам. Навыки работы графитными и цветными карандашами. Работа с учебником; изучение схем и примеров рисунка. Отработка приемов художественного рисунка на отдельных листах бумаги графитными и цветными карандашами. |
1.2 | Варианты и элементы построения орнамента звёзд. | | Интерес к различным орнаментам. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Способность понимать информацию в учебнике на основе схем и текста. Работа с учебником и альбомом; обсуждение темы и вариантов |
1.3 | Космос - что мы видим с Земли. | | Ценностное отношение к красоте и величию звездного неба. Подготовка необходимых материалов и инструментов и выбор нужного предмета на определенном этапе работы. Сохранение и представление в воображении учебной задачи и ее поэтапное выполнение. Самоконтроль, умение вносить необходимые коррективы. Построение небольших монологических высказываний о художественных изображениях (своих впечатлениях). Работа с учебником и альбомом. Выполнение эскизов и набросков на доске и бумаге. Выбор варианта изображения и реализация художественного замысла |
1.4 | Созвездия. | | Ценностное отношение к красоте созвездий. Желание приобретать новые знания о средствах художественной выразительности. Адекватная оценка своих достижений, осознание возникших трудностей, поиск их причин и путей преодоления. Осознание художественной задачи. Соблюдение правил речевого поведения в обсуждении темы урока. Работа с учебником и альбомом. Наблюдение за созвездиями на небе и в звездном атласе, в Интернете. Воспоминания о собственных впечатлениях от наблюдения на природе. Практическая работа на специальной бумаге или в альбоме |
1.5 | Орнамент нашей Галактики. | | Ценностное отношение к нашей галактике; понимание значимости профессии космонавта и художника-космонавта. Умение планировать с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия и операции в соответствии с планом занятия. Работа с учебником. Обсуждение с учителем и учениками плана и хода выполнения задания. Выполнение работы в альбоме или на чистом листе. Подведение итогов. Обсуждение |
1.6 | Удивительный мир Земли. Работа с чертёжными инструментами. | | Ценностное отношение к миру природы Земли. Эмоциональное восприятие красоты Земли. Представление о симметрии построения орнамента. Восприятие красоты симметрии. Умение подбирать материалы и находить выразительные графические приемы. Наблюдение за снимками Земли из космоса, с самолета и рисунками с поверхности Земли. Работа с учебником и в альбоме. Подведение итогов. |
1.7 | Фантастический орнамент. | | Интерес к неизведанному и незнакомому. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата, по необходимости проведение коррекции. Использование знаково-символических средств для решения художественно-творческих задач. Умение строить небольшие монологические высказывания о своих впечатлениях. Работа с учебником, поиск необходимой информации, упражнения и выполнение практической работы |
1.8 | Построение формы фантастического животного. | | Интерес к неизведанному и незнакомому. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата, по необходимости проведение коррекции. Использование знаково-символических средств для решения художественно-творческих задач. Умение строить небольшие монологические высказывания о своих впечатлениях. Работа с учебником, поиск необходимой информации, упражнения и выполнение практической работы |
1.9 | Ах, вернисаж… (коллективная работа) | | Ценностное отношение к художественным выставкам и выставочным экспонатам. Организация совместной деятельности по этапам: от осознания цели к планированию действий и реализации намеченного. Осознание познавательной задачи, осуществление самостоятельного поиска в материалах учебника и других источниках. Работа с учебником. Оформление выбранных работ. Организация экспозиции. Продуктивное общение в совместной деятельности.Выставка и подведение итогов. |
2 | Мир цвета | 7 ч. | Создание элементарной композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) Передача с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Овладение основами языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Использование художественных материалов (гуашь, цветные карандаши, акварель) Продумывание и выстраивание композиции рисунка |
2.1 | Изображение солнечного дня. | | Ценностное отношение к солнечному свету. Принятие и сохранение новой учебной задачи. Поиск и обработка дополнительной информации. Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Способность вести учебный диалог с учителем и учениками. Работа с учебником. Наблюдение и эксперимент. Поиск дополнительной информации в различных источниках. Выполнение практической работы |
2.2 | Изображение утреннего настроения в природе. | | Эмоциональное восприятие солнечного света и воздушного пространства Земли. Самоконтроль и самооценка полученного результата. Поиск и извлечение нужной информации. Работа с учебником и «Цветовым атласом». Наблюдение, эксперимент, поиск информации. Подведение итогов. Анализ полученного результата |
2.3 | Свет волшебный от луны… Способы передачи настроения в лунную ночь. | | Интерес к свето-цветовым явлениям в природе и отображение их в живописи. Ценностное отношение к творчеству выдающегося голландского художника Ван Гога. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Осознание познавательной задачи. Умение работать с дополнительной информацией. Умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками Работа с учебником. Поиск дополнительной информации. Эксперимент и наблюдение. Работа в альбоме. Подведение итогов. Обмен мнениям |
2.4 | Свет далекой звезды. Разные способы передачи света звезд. | | Интерес к различным цвето-световым явлениям. Интерес к художественному изображению ночного неба и лунного света. Осуществление поиска дополнительной информации по теме. Способность к самооценке своих действий. Соблюдение правил речевого общения. Работа с учебником. Поиск информации. Эксперимент и наблюдение. Работа в альбоме для практических работ. Обсуждение результата. Анализ полученного результата |
2.5 | Изображение северного сияния в ночном небе. | | Положительное отношение к учению и художественной деятельности. Способность принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения. Интерес к творчеству А. Леонова, А. Соколова,Ю. Кагая. Представление о компьютерных рисунках. Работа с учебником. Наблюдение и сравнение. Подбор красок. Выполнение работы. Анализ и обсуждение. |
2.6 | Способы изображения горящей свечи. | | Ценностное отношение к необычным явлениям природы. Интерес к изображению северного сияния. Умение планировать с учителем и учениками или самостоятельно необходимые действия и операции по плану. Осознание познавательной задачи. Использование различных приемов художественного изображения. Умение осуществлять выбор. Умение формулировать свои мысли с использованием специальных терминов. Работа с учебником. Наблюдения и выводы. Сравнение и анализ. Обобщение. Выполнение учебно-исследовательских заданий и тренировочных упражнений в альбоме. Обсуждение и подведение итогов. |
2.7 | Свет сердца. Ангел- хранитель. | | Эмоциональное восприятие света живого огня и интерес к его изображению в живописи. Умение работать в коллективе, соблюдая правила вербального и невербального общения. Ценностное отношение к произведениям искусства. Ценностное отношение к человеческим чувствам. Интерес к освоению новых видов деятельности. Адекватная оценка своих достижений. Использование знаково-символических средств для решения учебных задач. Строить небольшие монологические высказывания, передавая собственные впечатления и творческие замыслы. Работа с учебником. Поиск информации и обработка информации. Сравнение различных изображений. Выполнение задания. Подведение итогов .Работа с учебником и в альбоме заданий и упражнений. Выбор варианта композиции. Диалоги и выводы. Подведение итогов |
3 | Искусство в человеке | 10 ч. | Создание средствами живописи эмоционально выразительных образов природы, человека, героя. Понимание роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображение человека и животных разными художественными материалами; Передача с помощью цвета характера и эмоционального состояния персонажа. Применение средств художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Узнавание отдельных выдающиеся отечественных произведений искусства и называние их авторов. Представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников. Выражение собственного мнения при посещении художественных музеев и выставок; |
3.1 | Элементы русских узоров в архитектуре и одежде | | Ценностное отношение к русской природе и русской живописи. Подбор и применение инструментов и материалов. Умение передавать настроение в рисунке. Понимание тесной связи живописи и музыки Работа с учебником Использование дополнительной информации. Обсуждение полученных результатов |
3.2 | Поле. Русское поле. Линия горизонта и воздушная перспектива. | | Интерес к истокам русского костюма и творчеству русских художников. Умение организовать свою творческую деятельность. Обработка и использование дополнительной информации. Соблюдение правил вербального общения в учебном диалоге с учителем и одноклассниками Работа с учебником. Выбор сюжета для изображения. Набросок или предварительный рисунок. Подготовка рабочего места. Выполнение работы. Обсуждение, самооценка достигнутых результатов. |
3.3 | Загадочная русская душа. Изображение русской былинной истории или повседневной жизни. | | Ценностное отношение к русской архитектуре. Положительное отношение к приобретению новых знаний. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно планировать необходимые действия. Осознанно применять разные способы работы с информацией Работа с учебником. Подготовка рабочего места и необходимых материалов и инструментов. Процесс выполнения работы. Завершение работы. Выставка и подведение итогов. |
3.4 | Изображение русской избы. | | Ценностное отношение к русскому быту и традициям, живописи русских художников. Осуществление продуктивного общения Работа с учебником. Воображаемый эскиз. Обсуждение плана работы. Выполнение работы. Подведение итогов. |
3.5 | За праздничным столом. | | Ценностное отношение к русскому быту и традициям, живописи русских художников. Осуществление продуктивного общения Работа с учебником. Воображаемый эскиз. Обсуждение плана работы. Выполнение работы. Подведение итогов |
3.6 | Зачерпни воды ковш. Изображение народной игрушки. | | Интерес к строительству. Освоение новых навыков и знаний. Адекватная оценка своих достижений. Понимание информации, представленной в изобразительных схемах. Построение небольших монологических высказываний. Умение формулировать свою точку зрения Работа с учебником. |
3.7 | Ладьи неторопливый бег. | | Интерес к строительству старинных кораблей. Освоение новых навыков и знаний. Адекватная оценка своих достижений. Понимание информации, представленной в изобразительных схемах. Построение небольших монологических высказываний. Умение формулировать свою точку зрения. Работа с учебником. Ответы на вопросы и диалог с учителем и учениками. Поиск дополнительной информации. Выполнение задания по теме. Подведение итогов |
3.8 | Карл Фаберже - мастер золотые руки. Роспись пасхального яйца. | | Ценностное отношение к традициям русского ювелирного искусства и творчеству русского ювелира Карла Фаберже. Установление причинно-следственной связи при выполнении работы. Участие в общей беседе с соблюдением правил речевого общения. Работа с учебником. Поиск дополнительной информации. Работа в альбоме. Выполнение задания. Диалог с учителем. Подведение итогов. |
3.9 | Русский сине-голубой узор «Гжель» | | Ценностное отношение к народному творчеству, интерес к росписи гжель. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Использование знаково-символических средств для решения учебной задачи. Активное участие в диалоге с учителем. Работа с учебником и в альбоме заданий и упражнений. Выполнение задания. Подведение итогов. Выводы |
3.10 | В русской избе (коллективная работа) | | Ценностное отношение к традиционному русскому быту. Адекватная оценка своих достижений. Умение осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении. Работа с учебником. Распределение этапов работы по группам и парам. Выполнение задания. Сбор экспозиции. |
4 | Человек в искусстве | 7 ч. | Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображение портретов персонажей народных сказок, литературных произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека. Эмоционально откликаться на красоту , быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного искусства и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности. Знакомство с ведущими художественными музеями России и художественными музеями своего региона. Выражение собственного мнения при посещении художественных музеев и выставок. |
| Иллюстратор – сказочник. Заколдованная царевна. | | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие художественных иллюстраций. Определение стиля художника. Выполнение учебно-познавательной задачи в умственной и материальной форме. Работа с учебником. Поиск дополнительной информации. Выполнение задания Подведение итогов. Самооценка достигнутых результатов |
| Сказка о царе Салтане. Изображение дворца. Изображение города. | | Ценностное отношение к искусству художника-иллюстратора. Понимание значения иллюстраций литературных произведений. Интерес к сказочным сюжетам. Представление о творчестве русского художника И.Я. Билибина. Работа с учебником. Работа в альбоме заданий и упражнений. Подведение итогов. Анализ и выводы, обобщение. |
| Сказка о царе Салтане. Изображение дворца. Изображение города. | | Ценностное отношение к поэзии А. Пушкина, интерес к профессии художника-иллюстратора. Самостоятельное планирование необходимых действий. Контроль за выполнением работы и внесение необходимых корректив. Работа с учебником. Обсуждение темы. Выбор варианта выполнения работы. Поиск дополнительной информации. Выполнение работы по теме. Обсуждение итогов. Вывод |
| Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок. | | Интерес к творчеству художника-иллюстратора. Представление о творчестве и стиле художника С.С. Соломко. Работа с учебником. Обсуждение и анализ темы. Поиск дополнительной информации. Выполнение задания. Подведение итогов |
| Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок. | | Интерес к творчеству художника-иллюстратора. Представление о творчестве и стиле художника С.С. Соломко. Работа с учебником. Обсуждение и анализ темы. Поиск дополнительной информации. Выполнение задания. Подведение итогов |
| Знакомство с музеями. | | Ценностное отношение к поэзии А. Пушкина и интерес к профессии художника-иллюстратора. Создание своей композиции. Представление о стиле художника-иллюстратора А. Куркина (палехский стиль) Работа с учебником. Обсуждение и анализ темы. Поиск дополнительной информации. Выполнение задания. Подведение итогов |
| Музеи-заповедники Кижи, Талашкино | | Работа с учебником. Обсуждение и анализ темы. Поиск дополнительной информации. Выполнение задания. Подведение итогов. |
5 | Компьютерное рисование | 2 ч. | Использование простейших средств компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния композиции на плоскости. Выполнение композиции по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами. |
| Звёздный орнамент. | | Звёздный орнамент и работа с кистями в программе Pain |
| Северное сияние. | | Северное сияние и работа с кистями в программе Pain |
6. | Итого: | 35ч | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство»
(4класс, 35часов/ 1 час в неделю)
№ темы | Название темы | Количество часов |
| Природа - главный художник | 9 |
1. | Азбука рисования. Гелиевые и шариковые ручки. Новые возможности пастели. | 1 |
2. | Варианты и элементы построения орнамента звёзд. | 1 |
3. | Космос - что мы видим с Земли. | 1 |
4. | Созвездия. | 1 |
5. | Орнамент нашей Галактики. | 1 |
6. | Удивительный мир Земли. Работа с чертёжными инструментами. | 1 |
7. | Фантастический орнамент. | 1 |
8. | Построение формы фантастического животного. | 1 |
9. | Ах, вернисаж… (коллективная работа) | 1 |
| Мир цвета | 7 |
10. | Изображение солнечного дня. | 1 |
11. | Изображение утреннего настроения в природе. | 1 |
12. | Свет волшебный от луны… Способы передачи настроения в лунную ночь. | 1 |
13. | Свет далекой звезды. Разные способы передачи света звезд. | 1 |
14. | Изображение северного сияния в ночном небе. | 1 |
15. | Способы изображения горящей свечи. | 1 |
16. | Свет сердца. Ангел- хранитель. | 1 |
| Искусство в человеке | 10 |
17. | Элементы русских узоров в архитектуре и одежде | 1 |
18. | Поле. Русское поле. Линия горизонта и воздушная перспектива. | 1 |
19. | Загадочная русская душа. Изображение русской былинной истории или повседневной жизни. | 1 |
20. | Изображение русской избы. | 1 |
21. | За праздничным столом. | 1 |
22. | Зачерпни воды ковш. Изображение народной игрушки. | 1 |
23. | Ладьи неторопливый бег. | 1 |
24. | Карл Фаберже - мастер золотые руки. Роспись пасхального яйца. | 1 |
25. | Русский сине-голубой узор «Гжель» | 1 |
26. | В русской избе (коллективная работа) | 1 |
| Человек в искусстве | 7 |
27. | Иллюстратор – сказочник. Заколдованная царевна. | 1 |
28-29 | Сказка о царе Салтане. Изображение дворца. Изображение города. | 2 |
30-31 | Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок. | 2 |
32. | Знакомство с музеями. | 1 |
33. | Музеи-заповедники Кижи, Талашкино | 1 |
| Компьютерное рисование | 2 |
34. | Звёздный орнамент. | 1 |
35. | Северное сияние. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство»
4 КЛАСС
№ у р о к а | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Прим. |
Личностные | Мета- предметные | Предметные |
План | Факт |
Природа - главный художник (9ч.) | |
1. | 02.09 | | Азбука рисования. Гелиевые и шариковые ручки. Новые возможности пастели. | Формирование учебной мотивации; ценностного отношения к качеству материалов и инструментов; красоте и разнообразию цветов. | Планирование организации познавательной деятельности: от осознания цели к поэтапному процессу изображения и получению намеченного результата. | Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. | |
2. | 09.09 | | Варианты и элементы построения орнамента звёзд. | Формирование внимательного отношения к красоте орнаментов, четкому и ритмичному их построению. | Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль процесса построения орнамента и самооценку достигнутого результата. | Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости (орнамент) | |
3. | 16.09 | | Космос - что мы видим с Земли. | Формирование ценностного отношения к красоте окружающего мира. | Формулировать и удерживать учебную задачу. | Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости ( рисунок) | |
4. | 23.09 | | Созвездия. | Формирование ценностного отношения к красоте созвездий. | Применение и представление информации | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предмета | |
5. | 30.09 | | Орнамент нашей Галактики. | Формирование желания приобретать новые знания | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем); | |
6. | 07.10 | | Удивительный мир Земли. Работа с чертёжными инструментами. | Формирование учебной мотивации. | Планирование организации познавательной деятельности: от осознания цели к поэтапному процессу изображения и получению намеченного результата. | Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. | |
7. | 14.10 | | Фантастический орнамент. | Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Извлекать максимальную информацию из материалов учебника и дополнительных источников | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предмета, анализировать её. | |
8. | 21.10 | | Построение формы фантастического животного. | Осознание ответственности человека за общее благополучие. | Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникшие трудности, поиск их причины и путей преодоления. | Изображать предметы различной формы. | |
9. | 28.10 | | Ах, вернисаж… (коллективная работа) | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Соблюдать правила речевого поведения. Задавать и отвечать на вопросы, высказывать и, если надо, отстаивать свою точку зрения. | Использовать простые формы для создания выразительных образов. | |
Мир цвета (7ч.) | |
10. | 11.11 | | Изображение солнечного дня. | Формирование учебной мотивации в области исследования и наблюдения за различными явлениями солнечного света. | Осознавать художественность познавательной задачи. | Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок) | |
11. | 18.11 | | Изображение утреннего настроения в природе. | Проявлять фантазию и творчество, стремиться к самосовершенствованию | Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. | Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок) | |
12. | 25.11 | | Свет волшебный от луны… Способы передачи настроения в лунную ночь. | Формировать эстетические потребности, ценности, чувства. | Сличать способ действия и его результат с целью обнаружения отличий от эталона. | Продумывать и выстраивать композицию рисунка | |
13. | 02.12 | | Свет далекой звезды. Разные способы передачи света звезд. | Ценностное отношение к природному миру | Применять правила и пользоваться инструкциями в различных техниках. | Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, | |
14. | 09.12 | | Изображение северного сияния в ночном небе. | Положительно относиться к учению и приобретению новых знаний и учебных действий | Извлекать дополнительную информацию из различных источников. | Овладеть основами языка живописи. | |
15. | 16.12 | | Способы изображения горящей свечи. | Обуваться самоконтролю и самооценке своих действий согласно заданной последовательности действий. | Организация своего рабочего места для работы с различными художественными материалами и инструментами. | Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель) | |
16. | 23.12 | | Свет сердца. Ангел- хранитель. | Интересоваться и познавать красоту и значение источников освещения не только физических, но и духовных. | Предвидеть возможности получения конкретного результата. | Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель) | |
Искусство в человеке (10ч.) | |
17. | 13.01 | | Элементы русских узоров в архитектуре и одежде | Осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. | Осуществлять целеполагание как формирование художественно - творческого замысла | Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа | |
18. | 20.01 | | Поле. Русское поле. Линия горизонта и воздушная перспектива. | Формировать эстетические потребности, ценности, чувства. | Контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла | Изображать человека и животных разными художественными материалами | |
19. | 27.01 | | Загадочная русская душа. Изображение русской былинной истории или повседневной жизни. | Позитивная самооценка и самоуважение | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета | Передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба. | |
20. | 03.02 | | Изображение русской избы. | Осознание своей этнической принадлежности | Сличать способ действия и его результат с целью обнаружения отличий от эталона. | Изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой | |
21. | 10.02 | | За праздничным столом. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. | Воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми. | Участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними. | |
22. | 17.02 | | Зачерпни воды ковш. Изображение народной игрушки. | Чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Составлять план и последовательность действий. | Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа. | |
23. | 24.01 | | Ладьи неторопливый бег. | Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства. | Выбирать и подбирать самостоятельно материалы, техники и идеи для воплощения замысла. | |
24. | 03.03 | | Карл Фаберже - мастер золотые руки. Роспись пасхального яйца. | Приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов. | Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. | Фантазировать, используя впечатления от произведений художников. | |
25. | 10.03 | | Русский сине-голубой узор «Гжель» | Готовность и способность учащихся к саморазвитию. | Установление причинно – следственных связей. | Осознавать вид декоративно – прикладного искусства (Гжель) и отражать его в собственной художественно-творческой деятельности. | |
26. | 17.03 | | В русской избе (коллективная работа) | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей. | Изображать образы архитектуры и декоративно- прикладного искусства. | |
Человек в искусстве (7ч.) | |
27. | 24.03 | | Иллюстратор – сказочник. Заколдованная царевна. | Осознавать художественность познавательной задачи. | Применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно- практических задач. | Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа. | |
28. | 07.04 | | Сказка о царе Салтане. Изображение дворца. | Устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора. | Вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу. | Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. | |
29. | 14.04 | | Сказка о царе Салтане. Изображение города. | Проявлять фантазию и творчество, стремиться к самосовершенствованию. | Осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности; | Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. | |
30. | 21.04 | | Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок. | Система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения. | Анализировать произведения искусства | Узнавать отдельные выдающиеся произведения искусства и называть их авторов. | |
31. | 28.04 | | Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок. | Устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора. | Устанавливать причинно-следственные связи между творческим источником и полученным результатом. | Эмоционально откликаться на красоту, быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного искусства и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности. | |
32. | 05.05 | | Знакомство с музеями. | Приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов. | Извлекать дополнительную информацию из различных источников. | Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников. | |
33. | 12.05 | | Музеи-заповедники Кижи, Талашкино | Положительно относиться к учению и приобретению новых знаний и учебных действий. | Воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно- прикладного искусства; | Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок. | |
Компьютерное рисование (2ч.) | |
34. | 19.05 | | Звёздный орнамент. | Проявлять фантазию и творчество, стремиться к самосовершенствованию. | Планировать и организовывать действия в соответствии с целью. | Создавать новые образы природы средствами компьютерной графики. | |
35. | 26.05 | | Северное сияние. | Эмоционально- ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества | Осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности; | Выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. | |