СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных    и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего  школьника  эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.  Содержание   программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

-  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

            Цель предмета - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Для достижения поставленной цели  определены следующие задачи:

-     развитие наблюдательности, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта обучающихся;

- развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

-  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» с учётом Примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор В.С. Кузин, 2004 год издания. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина..– М.: Дрофа, 2014 г.

В рабочую программу включен интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева; под ред. Т.К. Орловой.-Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003г. Данный курс изучается за счёт включения материала курса в отдельные темы урока (темы курса выделены курсивом в КТП).

Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится

34 часа в год, 1 час в неделю.

Особенности организации образовательной деятельности

В процессе реализации рабочей программы учитываются особенности обучающихся класса.

Учитывая разный уровень усвоения учебного материала обучающимися, необходим индивидуальный подход, создание ситуации успеха, обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся. Для достижения всеми обучающимися положительного результата в системе осуществляется учет индивидуальных способностей обучающихся. Учебный процесс организован так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, а так же усвоение обучающимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне. Работу по преодолению трудностей усвоения базового уровня отдельных обучающихся и работу с учащимися, которые проявляют интерес, осуществляю на дополнительных занятиях во внеурочное время, используя приемы и методы технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии. Для устранения данных проблем считаю необходимым включать в уроки изобразительного искусства задания, которые будут способствовать развитию художественного вкуса, развитию интеллекта. Периодически организовывать выставки, которые позволяют заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха

В процессе обучения изобразительного искусства, просмотра работ обучающихся проводится коррекционная работа с учащимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материла.

Основными формами коррекционной работы являются:

  • индивидуально-групповые консультации во внеурочное время,

  • -организация работы на уроке в парах.













Система контроля и оценки

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования № 1561/14-15 от 19.11.98.


Формы контроля


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тест

1


1

1

1

Проект

1


1

Проверочная работа



1


1












































Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

  • понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного

промысла, сохраняющим народные традиции;

  • понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к

окружающему миру;

  • положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки,

передачи пространства;

  • интерес к посещению художественных музеев, выставок.

  • Учащиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведением искусства, собственных поступков, действий других людей;

  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального

отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

  • представления о роли искусства в жизни человека;

  • восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

  • положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и

современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной

художественной культуры;

  • основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • называть и различать основные виды изобразительного искусства;

  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

  • узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов, Майдан, Мезень, Каргополь и др.);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры ,по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;

  • выбирать живописные приёмы (по сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

  • лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;

  • изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

  • составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов(А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев«Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);

    • сравнивать различные виды изобразительного искусств(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

    • применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

      • правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

      • моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

      • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

      • подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные.

Обучающиеся научатся:

      • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и

алгоритмам, описывающим стандартные действия;

      • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

      • продумывать план действий при работе в паре;

      • различать и соотносить замысел и результат работы;

      • включаться в самостоятельную творческую деятельность(изобразительную, декоративную и конструктивную);

      • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

      • планировать свои действия при создании художественно -творческой работы;

        • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-

творческой работы;

  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

    • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

    • группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

    • анализировать, из каких деталей состоит объект;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства;

    • различать многообразие форм предметного мира;

    • конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную

литературу справочного характера;

    • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

    • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

    • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

    • классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

    • конструировать по свободному замыслу;

    • анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

  • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

  • моделировать дизайнерские объекты.



Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

    • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

    • задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

    • учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению,

работая в группе;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно - выразительным средствам;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

  • владеть диалогической формой речи, уметь дополнять,отрицать суждение, приводить примеры.


















Содержание программы

3 класс (34 ч)

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и стро­ению объектов действительности. Рисование домаш­них и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очер­таний, пространственного расположения, цвета изо­бражаемых объектов. Определение гармоничного соче­тания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представ­лению различных объектов действительности.

Рисование на темы (8 ч)

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по пред­ставлению. Иллюстрация как произведение художни­ка. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюже­те и эмоционального отношения к изображаемым со­бытиям.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоратив­но - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с рус­ской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учат­ся понимать связь формы, материала и элементов ук­рашения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества на­родного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Лепка (3 ч)

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фрук­тов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Аппликация (2 ч)

Составление мозаичных панно из кусочков цвет­ной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и ба­сен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

- виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искус­ство) и архитектура;

- наша Родина - Россия;

- Москва;

- старинные города России;

- тема матери в творчестве художников;

- тема труда в изобразительном искусстве;

- родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);

- форма, объем и цвет в рисунке, живописи;

- действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

- русское народное творчество в декоративно - при­кладном искусстве, выразительные средства декора­тивно - прикладного искусства;

- музеи России.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для учителя:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г.

  • О.В. Павлова. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. - Волгоград: Учитель, 2008 г.

  • Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001. – 224 с.

  • Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.


Для обучающихся:

  • В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г.

  • Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

  • Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

  • Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

  • Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

  • Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся первого года обучения. – Киев, Рад.шк., 1989. – 75 с.

  • Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.


Таблицы (комплекты)

  1. Хохлома

  2. Гжель

  3. Полхов-Майдан

  4. Мезенская роспись

  5. Дымковская игрушка

  6. Жостово

  7. Введение в цветоведение.

  8. Декоративно-прикладное искусство.

Методический фонд

  1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  2. Репродукции картин разных художников.

  3. Муляжи для рисования (2 набора)

  4. Коллекция бабочек для рисования

  5. Серии фотографий и иллюстраций природы.

  6. Фотографии и иллюстрации животных.

  7. Тела геометрические (1 набор)

  8. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  9. Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

  10. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Диапозитивы по изобразительному искусству

  1. Дымковские игрушки

  2. Гжель

  3. Слайды картин В. Васнецова

  4. Слайды иллюстраций И. Билибина

  5. Слайды картин отечественных художников

Видеоматериалы

    1. Коллекция для видео «Чудеса Света»

    2. Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»

















































15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!