_______________ Король Л.С.
- формировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций русского народа;
- помочь учащимся войти в мир национальной культуры.
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
На изучение курса «Литература» в 7 классе выделяется 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Виды работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
По плану | Фактич. |
1 | 1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям. | 05.09. | | |
Устное народное творчество ( 6 ч.) |
2 | 1 | Устное народное творчество Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 07.09. | | |
3 | 2 | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | 12.09. | | |
4 | 3 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. -наизусть отрывок | 14.09. | | |
5 | 4 | Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос. | 19.09. | | |
6 | 5 | "Песнь о Роланде". Историческая основа сюжета песни. Роль гиперболы в создании образа героя. | 21.09. | | |
7 | 6 | Пословицы и поговорки - наизусть на выбор учащихся. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 26.09. | | |
Из древнерусской литературы ( 2 ч.) |
8 | 1 | Поучительный характер древнерусской литературы. Жанр летописи. Нестор и его летопись. «Повесть «временных лет». Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий и нравственные проблемы в «Повести временных лет». | 28.09. | | |
9 | 2 | «Поучение Владимира Мономаха». Жанр поучения. Его особенности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 03.10. | | |
Литература ХVIII века (3 часа) |
10 | 1 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия …»- наизусть. Жанр оды в творчестве Ломоносова. | 05.10. | | |
11 | 2 | Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». | 10.10. | | |
12 | 3 | Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература ХVIII века. Контрольное сочинение | 12.10. | | |
Литература XIX века ( 29 ч.) |
13 | 1 | А. С. Пушкин. Рассказ о писателе. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. | 17.10. | | |
14 | 2 | «Медный всадник»-отрывок наизусть. Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | 19.10. | | |
15 | 3 | «Песнь о вещем Олеге»-отрывок наизусть. Сопоставление с текстом летописи. Нравственная проблематика произведения. | 31.10. | | |
16 | 4 | Р.р. Стихотворная речь. Двусложные размеры стихотворений. | 02.11. | | |
17 | 5 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | 07.11. | | |
18 | 6 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | 09.11. | | |
19 | 7 | Творчество А.С.Пушкина. Контрольное сочинение. | 14.11. | | |
20 | 8 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»-отрывок наизусть. Эпическая основа поэмы. Жизненная позиция главных героев произведения. Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 16.11. | | |
21 | 9 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. | 21.11. | | |
22 | 10 | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел» -- (1 наизусть на выбор). Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. | 23.11. | | |
23 | 11 | Творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Контрольная работа. | 28.11. | | |
24 | 12 | Вн.чт. А.Грин. Рассказы (на выбор). | 30.11. | | |
25 | 13 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе «Тарас Бульба» (в сокращении). Эпический характер произведения, исторические события, положенные в основу повести. | 05.12. | | |
26 | 14 | Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Тарас и его сподвижники Черты былинных героев в образах казаков. Высокий патриотический пафос произведения. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. | 07.12. | | |
27 | 15 | Трагизм конфликта отца и сына. Речь о товариществе—наизусть Р.р. Домашнее сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)». | 12.12. | | |
28 | 16 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. | 14.12. | | |
29 | 17 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык» - наизусть. «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. | 19.12. | | |
30 | 18 | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «Русские женщины»--отрывок наизусть: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | 21.12. | | |
31 | 19 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Глубокий лиризм в стихотворениях о русском народе. | 09.01. | | |
32 | 20 | А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 11.01. | | |
33 | 21 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Понятие о гротеске. | 16.01. | | |
34 | 22 | Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Контрольное сочинение | 18.01. | | |
35 | 23 | Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. Повесть «Детство». Жанр автобиографической повести. Изображение «работы души», процесса духовного становления ребенка. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 23.01. | | |
36 | 24 | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. Тема бездуховности в рассказе «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 25.01. | | |
37 | 25 | Смешное и грустное в рассказах Чехова. «Злоумышленник», «Размазня». | 30.01. | | |
38 | 26 | Вн. чт. А.П.Чехов. «Тоска». | 01.02. | | |
39 | 27 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский. «Приход весны». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» - 1 стихотворение наизусть на выбор.. И.А.Бунин. «Родина". | 06.02. | | |
40 | 28 | Р.р. Обучение анализу лирического произведения. | 08.02. | | |
41 | 29 | Из русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь, И .С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.П.Чехов) Контрольная работа. | 13.02. | | |
Из русской литературы XX века (20 ч.) |
42 | 1 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Нравственный пафос рассказа. | 15.02. | | |
43 | 2 | М. Горький. Жизнь и творчество. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | 20.02. | | |
44 | 3 | М. Горький. «Детство». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Отражение в повести тяжелых картин жизни. | 22.02. | | |
45 | 4 | Р.р. Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. | 27.02. | | |
46 | 5 | Вн. чт. Легенда о Данко из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль". "Челкаш". Романтический характер легенды. Романтическая приподнятость стиля, роль романтического пейзажа. | 01.03. | | |
47 | 6 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | 06.03. | | |
48 | 7 | В. В. Маяковский. Рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»--наизусть. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Лирический герой и средства создания его образа: метафора, гипербола, ритм, словотворчество. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. | 08.03. | | |
49 | 8 | «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | 13.03. | | |
50 | 9 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество Идея созидательного добра в рассказе «Юшка» | 15.03. | | |
51 | 10 | А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. Домашнее сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) | 27.03. | | |
52 | 11 | Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака. Стихотворение «Никого не будет в доме». Изображение природы в стихотворении «Июль». | 29.03. | | |
53 | 12 | Р.р. Час мужества. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К. Симонова, А.Суркова, А.Твардовского «Снега потемнеют синие…»-наизусть, Н.Тихонова и др.. | 03.04. | | |
54 | 13 | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади». | 05.04. | | |
55 | 14 | Е.И. Носов «Кукла». Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 10.04. | | |
56 | 15 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Проблема взаимоотношений. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 12.04. | | |
57 | 16 | Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. М.М. Зощенко. Природа комического в рассказе «Беда». | 17.04. | | |
58 | 17 | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин-«Топи да болота»-наизусть, Н. Рубцов, Н.Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | 19.04. | | |
59 | 18 | Р.р. Поэтический мир С. Есенина. Характерные особенности творчества. Анализ поэзий. | 24.04. | | |
60 | 19 | Вн. чт. Песни на стихи русских поэтов XX века. А. Вертинский. "Доченьки"; И. Гофф. "Русское поле"; Б. Ш. Окуджава. "По смоленской дороге...". Лирические размышления о жизни, времени и вечности. (УРОК-КОНЦЕРТ) | 26.04. | | |
61 | 20 | Нравственные уроки литературы 20 века. Контрольное сочинение. | 01.05. | | |
Из литературы народов России ( 1 ч.) |
62 | 1 | Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…». Особенности художественной образности дагестанского поэта. | 03.05. | | |
Из зарубежной литературы (5ч.) |
63 | 1 | Зарубежная литература Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса Дж.Г. Байрон. Дж. Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. | 08.05. | | |
64 | 2 | Японские трехстишия (Хокку). Мацуо Басе. Кобаяси Исса. | 10.05. | | |
65 | 3 | О. Генри. Смысл названия рассказа «Дары волхвов». Закономерность финала | 15.05. | | |
66 | 4 | Рэй Брэдбери. Социальные проблемы в рассказе «Каникулы». Детективная литература. | 17.05. | | |
67 | 5 | Литература народов России. Зарубежная литература. Контрольная работа. | 22.05. | | |
68 | 1 | Литература и история в произведениях, изученных в 7 классе | 24.05. | | |
__________Купрюшина Н.М.