СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике на 5 часов, автор Мерзляк А.Г.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю. Намечены примерные домашние задания, что удобно учителю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике на 5 часов, автор Мерзляк А.Г.»



РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
 

В.А. Сухомлинский


"Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации". А значит, любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.

Задача семьи  в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности.

Поэтому и нужно школе выявлять тех, кто интересуется различными областями науки и помогать претворять в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрывать свои способности. Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, особые творческие задания или исследовательские проекты. Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей, должен сам обладать,

а если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

Встает вопрос: кто он -одаренный ребенок, как его определить?

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).

Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.

1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно.

2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса.

3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.

4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

5. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.

6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.

7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Одно из главных направлений работы современного образовательного учреждения связано с созданием условий для оптимального развития одарённых детей. Для создания таких условий необходимо адекватное применение методов выявления этих особенностей при различных проявлениях одарённости, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одарѐнным учащимся в решении их проблем.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей предполагает составление индивидуальных программ развития на основе углублённой психодиагностики одарённости. Сформированный банк данных учебных изданий по проблемам психолого-педагогического сопровождения одарённых детей даёт возможность использования различных методик диагностики одарённости.

На протяжении всех лет своей педагогической деятельности я уделяю внимание развитию и воспитанию одаренных детей.

 Работа с одаренными детьми включает в себя следующее:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты  Ганса Айзенка.

Определив таких ребят, нужно научить их думать и предпринимать все возможное для развития их способностей. Изучив труды Новаторской, я создала собственную систему обучения одаренных детей, базирующуюся на деятельностном подходе к развитию учащихся и неразрывной связи уроков с внеклассными занятиями.

Главным помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

а)  математические игры;

б) магический квадрат;

в) задачи-шутки;

г) геометрические задачи;

д) ребусы, кроссворды.

С 2001 года я занимаюсь по УМК Г. В. Дорофеева и Л. Г. Петерсон. Учебники составлены так, что каждому ученику есть чем заняться. Это и логические задачи, комбинаторика, старинные задачи, которые вызывают особый интерес, задачи на простой и сложный процентный рост, блиц- турниры, и.т.д. Учащиеся знакомятся интересными искусственными приемами решения задач, приемами творческой деятельности, развивающими смекалку, сообразительность, интуицию; учатся писать рефераты, делать сообщения, знакомятся с электронными учебниками, учатся составлять контрольно-измерительные материалы по изучаемым темам. Учащиеся спецкурсов с большим интересом включаются в поисковую деятельность, работают в Интернете, пользуются справочной литературой и энциклопедиям.

Что касается геометрического материала, то к концу шестого класса ученики знают:

  1. определения геометрических фигур на плоскости;

  2. виды треугольников и их свойства;

  3. определение и свойства медианы, высоты, биссектрисы в треугольнике; знакомы со средней линией треугольника;

  4. не чужды им понятия смежных и вертикальных углов, слова — «синус», «косинус», «ортоцентр» и «центр тяжести».

Имея такой багаж знаний, ученикам нет смысла работать по учебнику «Алгебра 7-9» для общеобразовательных классов, поэтому я выбираю учебно-методический комплекс Ю. Н. Макарычева и другие для классов с углубленным изучением математики, где дается очень богатый дидактический материал.

7 класс:

а) решение задачи и уравнений несколькими способами;

б) задачи на построение;

в) логические задачи;

г) математические олимпиады;

8 класс:

а) системы уравнений;разные виды уравнений;

б) решение более сложных задач;

в) игры;

г) неравенства и уравнения с параметрами; 

е) геометрические задачи;

9 класс:

а) задачи на составление систем уравнений и неравенств;

б) тождественные преобразования;

в) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;

г) планиметрия;

10 - 11 класс:

а) тождественные преобразования;

б) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;

в) задания из сборников по подготовке к ЕГЭ, олимпиадные задания.

Нельзя привить интерес к математике ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции, форумы.

Важной формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Группа моих учеников постоянно участвуют в международных конкурсах «Кенгуру», "Глобус", во всероссийских олимпиадах "Ребус", "Устный счет", активно сотрудничают с "Меташколой.

Итак, только в 2015/16 учебном году 6 учеников 10 класса награждена дипломами 1 ,2 степеней(Меташколы), в феврале 2 участника стали победителями и 6 учеников - призерами в международной олимпиаде "Глобус"; в апреле ждет их олимпиада в КФУ и "Весенняя олимпиада "Меташколы";в марте приняли участие в "Кенгуру", "Понятные числа"и.т.д.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь и на уроках, и после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, презентации.

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка.

В беседах с талантливыми ребятами обращаю их внимание на приемы регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Параллельно ученикам я слежу за своим развитием .Как и детям мне также интересно проверять, примерять свои силы, умения. Я частый гость вебинаров издательств "Просвещение" и "Дрофа",в 2015 году обобщила свой опыт на всероссийском уровне по теме "Создание комфортной образовательной среды для творческого саморазвития учащихся через использование инновационных технологий",стала "Лауреатом" во всероссийском конкурсе "Медалинград" в номинации"Творческие работы методические разработки педагогов"(2015г.),принимала участие в блиц- олимпиадах "Умната" по следующим темам:

1)"Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста", (Победитель, 1 место),

2)"Ключевые особенности ФГОС",(Победитель,3 место);

3) "Деятельностный подход в обучении",(Победитель,3 место);

4)"Учитель- профессионал: какой он с точки зрения новых профессиональных стандартов, (Лауреат);

5) ФГОС: внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе",(Лауреат).

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


Список использованной литературы:

1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
2.. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя/-2изд. М:Просвещение, 2005

4. О.Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя/М.: Просвещение,2003


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!