Пояснительная записка
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.
Основные дидактические принципы.
Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает родство различных видов искусства, объединённых ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчёркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объём тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ д.Веселая отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета Искусство («Мировая художественная культура») для среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в Х и ХI классах по 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа ориентирована на изучение мировой художественной культуры в объеме 70 часов, из расчёта 1 час в неделю (10 класс) и 1 час в неделю (11 класс).
УМК:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа,
Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с
Формы организации образовательного процесса.
Форма организации образовательного процесса предполагает такой вид учебного занятия, как урок. Разнообразные формы обучения позволят раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволят сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества, мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся, выполняющая интегрирующе-дифференцирующую функцию. Реализация учебной программы планируется при проведении таких типов урока, как урок изучения нового материала, урок-лекция, комбинированный, повторительно - обобщающий уроки.
Технология обучения: с опорой на личностно - ориентированный подход предполагается активное использование следующих методов обучения: системно-деятельностныйподход , критического мышления, проектный метод.
Виды и формы контроля
При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Необходимо учитывать и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.
Промежуточный контроль осуществляется следующим образом:
- для 10 класса учитываются отметки за 1,2 полугодие по всем предметам учебного плана, кроме русского языка и математики; по русскому языку и математике учитываются отметки за 1,2 полугодие и отметка, полученная за итоговую контрольную работу в конце года
- для 11 класса учитываются отметки за 1,2 полугодие по всем предметам учебного плана
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.
Содержание курса МХК
(Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).
Художественная культура первобытного мира.
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность
Художественная культура Древнего мира.
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теноч-титлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков.
София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор — как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох.
Художественная культура Ренессанса.
Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Художественная культура Нового времени.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Б. Ф. Растрелли); живопись (П. П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармо-нического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И. С. Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.Л.Давид, К. П. Брюллов, А. А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники — И. Е. Репин, В. И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Художественная культура конца XIX—XX в.
Основные направления в живописи конца XIX в.: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, Ф. О. Шехтель). Символ и миф в живописи (М. А. Врубель) и музыке (А. Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В. Е. Татлин, Ш. Э. ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С. М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Л. Уэббер). Рок-музыка («Битлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка (Ж. М. Жарр). Массовое искусство.
Культурные традиции родного края
Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Художественная культура первобытного мира | (7часов) |
2. | Художественная культура Древнего мира | (7часов) |
3. | Художественная культура средних веков | (11часов) |
4. | Художественная культура Ренессанса | (9часов) |
11 класс.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Художественная культура Нового времени | (13часов) |
2. | Художественная культура XIX - XX ВВ. | (13 часов) |
3 | Культурные традиции родного края | (7 часов) |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества
Перечень учебно-методического обеспечения
Коллекция электронных образовательных ресурсов по мировой художественной культуре (в помощь учителям и учащимся)
http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК.
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю).
http://www.school.edu.ru/catalog(мировая художественная культура)
Энциклопедии и библиотеки
http://ru.wikipedia.org/- обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.
http://www.artprojekt.ru- энциклопедия искусства – галереи, история искусства.
http://www.smirnova.net/- гид по музеям мира и галереям.
http://mifolog.ru/- подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
http://fashion.artyx.ru/- «Иллюстрированная энциклопедия моды».
http://100oper.nm.ru/- книга «100 опер».
http://www.encspb.ru- энциклопедия Санкт-Петербурга.
http://www.greekroman.ru- электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.
http://www.cbook.ru/peoples/- электронная энциклопедия «Народы и религии мира».
http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html- сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.
http://www.huntfor.com/arthistory/- обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений.
http://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки.
http://notes.tarakanov.net/— нотная библиотека.
http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству.
http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству.
http://www.most-spb.ru/- Мосты Санкт-Петербурга.
Коллекции
http://www.erarta.com/gallery/about-gallery/ - сайт музея Эрарта - самого крупного негосударственного музея современного искусства в России.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке (русской и зарубежной).
http://jivopis.ru/gallery/- 15 картинных галерей и биографии русских художников.
http://leit.ru/- история и культура Японии.
http://onfoot.ru/- сайт посвящен достопримечательностям Москвы.
http://www.artrussia.ru/russian/- галерея русских и современных русских художников.
http://rusarh.ru/- «Архитектура России».
http://www.artlib.ru/- сборник галерей живописи – русские художники от Иванова до Поленова.
http://art.rin.ru/- «Изобразительное искусство и фотография».
http://www.art-education.ru/AE-magazine/- электронный журнал «Педагогика искусства».
http://www.art-education.ru/- официальный сайт института художественного образования РАО.
http://sobory.ru/- «Народный каталог православной архитектуры».
http://www.if-art.com/- галереи живописи, фотографии и скульптур конца XIX – XX вв.
http://www.artwoman.info/- на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.
http://www.wonder.moost.ru/- «Семь чудес света».
http://midiclassic.narod.ru/- «Классическая музыка» - портреты, биографии, термины.
http://www.classical.ru/r/- архив классической музыки в формате Real Audio.
http://www.maestroes.com/- тексты о композиторах XX века.
http://www.archi-tec.ru- статьи по истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы) – по России, новости и события в архитектуре, архитектурные термины.
http://www.belcanto.ru- сайт посвящен оперному искусству.
http://www.classic-music.ru- бесплатная музыка в mp3 и биографии композиторов и исполнителей.
http://www.world-art.ru- коллекция живописи.
http://e-project.redu.ru/mos/- материалы по Москвоведению, фотографии Московских памятников архитектуры, архитектурный словарь, небольшие статьи по архитектурным стилям и московским архитекторам.
http://www.wco.ru/icons/- «Виртуальный каталог икон».
http://www.museum-online.ru- online-музей живописи. Биографии и коллекции картин. http://www.castles.narod.ru- сайт посвящен эпохе средневековья.
http://www.impressionism.ru- сайт посвящен импрессионизму от предпосылок во французском искусстве XIX века до постимпрессионизма.
http://www.arthistory.ru/- история изобразительного искусства от ренессанса до модерна. http://www.sgu.ru/rus_hist/- «Русская история в зеркале изобразительного искусстваhttp://www.wm-painting.ru- «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.
http://www.middleeast.org.ua/— информационный центр "Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока).
http://www.visaginart.narod.ru/— галерея ИЗО по эпохам и стилям.
http://www.ethnology.ru/— сайт предоставляет доступ к Интернет-ресурсам по этнографии России.
http://www.hellados.ru/— мифология Древней Греции (сюжеты, герои, керамика, художественная галерея).
http://www.abash.netfirms.com/— абашевская игрушка (история, каталог, образцы).
http://www.wga.hu/— интернет-ресурсы живописи и скульптуры готики, ренессанса и барокко.
http://www.artnet.com/— ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников.
http://www.tvkultura.ru/— сайт телеканала "Культура”.
http://www.russianculture.ru/— портал "Культура России”.
http://www.cultradio.ru/— сайт радио "Культура”.
http://www.cultcorp.ru/— Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Культура”.
http://www.guelman.ru/culture— информационное агентство "Культура”.
http://www.rosculture.ru/— сайт Федерального агентства по культуре и кинематографии. http://www.gramma.ru/— культура письменной речи.
http://www.smallbay.ru/— галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото.
http://www.culturemap.ru/— культура регионов России.
http://www.celtic.ru/— портал сайтов по культуре кельтов в России.
http://www.mify.org/— мифология древней Греции.
http://www.opera-class.com/— "Классическая опера” (либретто, биографии композиторов, музыкальные термины).
http://www.flamenco.ru/— сайт, посвященный фламенко (история танца и гитары, техника танца, техника игры на гитаре, исполнители).
http://www.hypermusic.ca/— история классической музыки, история джаза, музыкальные инструменты.
http://www.musicals.ru/— сайт, посвященный мюзиклу (история жанра, популярные мюзиклы, их постановки, фото).
http://www.wroubel.ru/- сайт, посвященный творчеству Михаила Врубеля.
http://www.bocsh.org.ru/index.html- сайт, посвященный творчеству Иеронима Босха.
http://daliworld.narod.ru/- сайт, посвященный творчеству Сальвадора Дали.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
10 КЛАСС.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | дата |
план | факт |
1 | Роль мифа в культуре | 1 | Лекция. | | |
2, 3 | Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. | 2 | Конференция. | | |
4,5 | Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. | 2 | Урок-путешествие. | | |
6 | Архаические основы фольклора | 1 | Урок-лекция. | | |
7 | Миф и современность. | 1 | Урок-конференция. | | |
8 | Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. | 1 | Урок-путешествие. | | |
9 | Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта; пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. | 1 | Урок-конференция. | | |
10 | Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии. | 1 | Урок-исследование. | | |
11 | Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). | | Урок-путешествие. | | |
12 | Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя Театрализованное действо. | 1 | Урок-лекция. | | |
13,14 | Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон. | 2 | Урок-семинар. | | |
15,16 | София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). | 1 | Урок-семинар. | | |
17,18 | Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф.Грек, А.Рублев). Ансамбль Московского кремля. | 1 | Урок-исследование. | | |
19 | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. | 1 | Урок-лекция. | | |
20 | Региональные школы Западной Европы. | 1 | Урок-семинар. | | |
21 | Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). | 1 | Урок-конференция. | | |
22 | Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. | 1 | Урок-лекция. | | |
23 | Философия и мифология в садовом искусстве Японии. | 1 | Урок-семинар. | | |
24 | Монодический склад средневековой музыкальной культуры. | 1 | Урок-лекция. | | |
25 | Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре доследующих эпох. | 1 | Урок-семинар. | | |
26 | Возрождение в Италии. | 1 | Урок-лекция. | | |
27, 28 | Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). | 2 | Урок-конференция. | | |
29, 30 | Северное Возрождение: Гентский алтарь Яна ван Эйка, мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. | 2 | Круглый стол. | | |
31, 32 | Северное Возрождение: Гентский алтарь Яна ван Эйка, мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло.. | 2 | Урок-семинар. | | |
33,34 | Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. | 2 | Урок-лекция. | | |
35 | Заключительный урок | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.
11 КЛАСС.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | дата |
план | факт |
1 | Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. | 1 | Урок конференция. | | |
2 | Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Франческо Бартоломео Растрелли); | 1 | Семинар. | | |
3 | живопись (Питер Пауэл Рубенс). | 1 | Семинар. | | |
4 | Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко | 1 | Урок лекция. | | |
5 | Высший расцвет свободной полифонии (Иоганн Себастьян Бах). | 1 | Урок лекция. | | |
6 | Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). | 1 | Круглый стол. | | |
7 | От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Жак Луи Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). | 1 | Семинар. | | |
8 | Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен). | 1 | Семинар. | | |
9 | Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р.Вагнер | 1 | Семинар. | | |
10 | Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О.Кипренский). | 1 | Семинар. | | |
11 | Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка). | 1 | Семинар. | | |
12 | Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники - И.Е.Репин, В.И.Суриков). | 1 | Семинар. | | |
13 | Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский). | 1 | Семинар. | | |
14 | Основные направления живописи конца XIX в.: импрессионизм (Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П.Сезанн, П.Гоген). | 1 | Семинар. | | |
15 | Модерн в архитектуре (В.Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель). | 1 | Урок-лекция. | | |
16 | Символ и миф в живописи (М.А.Врубель) и музыке (А.Н.Скрябин). | 1 | Урок – лекция. | | |
17 | Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). | 1 | Семинар. | | |
18 | Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Шарль Эдуар Ле Корбюзье, Франк Ллойд Райт, О.Нимейер). | 1 | Семинар. | | |
19 | Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко), эпический театр Б.Брехта. | 1 | Семинар. | | |
20 | Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке). | 1 | Круглый стол. | | |
21 | Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения | 1 | Круглый стол. | | |
22 | Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: дизайн | 1 | Семинар. | | |
23 | Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: компьютерная графика и анимация, мюзикл (Эндрю Ллойд Уэббер). | 1 | Семинар. | | |
24 | Рок-музыка ("Биттлз", "Пинк Флойд") | 1 | Урок-лекция. | | |
25 | Электронная музыка (Жан Мишель Жарр). | 1 | Урок-лекция. | | |
26 | Массовое искусство. | 1 | Урок – лекция. | | |
27 | Формирование историко-культурного наследия Липецкой области. | 1 | Семинар. | | |
28 | Историко-архитектурные памятники Липецкой области | 1 | Семинар. | | |
29 | Памятники архитектуры Липецкой области (г.Елец, г.Задонск) | 1 | Семинар. | | |
30 | Музеи и выставки Липецкой области | 1 | Урок – лекция. | | |
31, 32 | Литературные и музыкальные традиции Липецкой области | 2 | Урок – лекция. | | |
33 | Культурные традиции Долгоруковского края. Церковь с.Новотороицкое – памятник архитектуры ХIХ века. | 1 | Семинар. | | |
34 | Обобщение материала | 1 | Семинар. | | |
35 | Заключительный урок | 1 | Семинар. | | |