Дата | № урока | Тема урока, раздела | Предметные умения | Формируемые УУД | Д/З |
| Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Россия- Родина моя 4 часа |
| 1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально Откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; Отклик на звучащую на уроке музыку, Заинтересованность. | Участие в коллективной работе. | формирование целостной художественной картины мира; | формирование умения слушать, | Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке |
| 2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Понимание смысла духовного праздника. Освоить детский фольклор. | Участие в коллективной работе. | формирование целостной художественной картины мира; | формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека. | принести стихи любимых поэтов |
| 3 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований | Участие в коллективной работе. | формирование целостной художественной картины мира; | формирование умения способности встать на позицию другого человека, | Нарисовать рисунок по теме |
| 4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Умение сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей музыки | участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; | Выучить текст песни |
День полный событий 5 часов |
| 5 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | | Проявлять чувства, отклик на звучащую на уроке музыку | осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. | Научатся выделять характерные особенности марша, выполнять задания творческого характера. | опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок | Вспомнить стихотворения А. С. Пушкина |
| 6 | Родной обычай старины. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. | Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца | приобрести опыт общения со слушателями | Вспомнить сказки А. С. Пушкина |
| 7 | Кирилл и Мефодий. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. . | Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Определять своеобразие маршевой музыки. Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки. | излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Вспомнить русские народные песни |
| 8 | В краю великих вдохновений. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в групповых проектных работах. | Выбор характерных движений для музыки. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. | понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи | Придумать программу музыкального вечера |
| 9 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в групповых проектных работах. | Выбор характерных движений для музыки. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. | понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи | Нарисовать рисунок по теме |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч. |
| 10 | Ярмарочное гулянье. | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. . | аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | читать простое схематическое изображение. | Вспомнить знакомые русские народные песни |
| 11 | Святогорский монастырь. Обобщение. | Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | Выучить текст песни |
| 12 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | составлять план и последовательность действий. | осуществлять поиск необходимой информации. | ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Выучить текст песни |
«В концертном зале» - 5ч. |
| 13 | Приют, сияньем муз одетый. | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | формулировать и удерживать учебную задачу. | понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впе- чатлениями. | ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника. | Вспомнить басню И. А. Крылова «Квартет» |
| 14 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. . | выбирать наиболее эффективные способы решения задач | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Сочинить рассказ к музыке |
| 15 | Оркестр русских народных инструментов. | Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; | Получит возможность научиться осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек, наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | использовать установленные правила в контроле способов решения задач. | ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. | обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | Выучить текст песни |
| 16 | Народные праздники. «Троица». | | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | преобразовывать практическую задачу в познавательную. | узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. | задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Нарисовать рисунок по теме |
| 17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Выучить текст песни |
«В музыкальном театре» - 7ч. |
| 18 | Счастье в сирени живет… | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | преобразовывать практическую задачу в познавательную. | узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. | задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Придумать ритмический рисунок |
| 19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Выучить текст песни |
| 20 | «Патетическая» соната. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Нарисовать рисунок по теме |
| 21 | Царит гармония оркестра. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | Уметь определять по характеру музыки героев. 2. Знать тембровое звучание инструментов. 3. Знать состав симфонического оркестра | моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. | выделять и формулировать познавательную цель. | задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Нарисовать рисунок по теме |
| 22 | Опера «Иван Сусанин». | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Вспомнить масленичные песни, игры, забавы |
| 23 | Опера «Иван Сусанин». | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Выучить текст песни |
| 24 | Исходила младешенька. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Выучить текст песни |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч. |
| 25 | Русский восток. | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Назвать известных исполнителей классической музыки |
| 26 | Балет «Петрушка» Обобщнеие. | исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Выучить текст песни |
| 27 | Театр музыкальной комедии. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Нарисовать рисунок по теме |
«О России петь – что стремиться в храм» - 3ч. |
| 28 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | применять установленные правила в планировании способа решения. | ориентироваться в разнообразии способов решения задач | обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Выучить текст песни |
| 29 | Исповедь души. Революционный этюд. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | применять установленные правила в планировании способа решения. | ориентироваться в разнообразии способов решения задач | обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Нарисовать рисунок к музыке |
| 30 | Мастерство исполнителя. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | составлять план и последовательность действий. | осуществлять поиск необходимой информации. | ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Придумать ритмический рисунок |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 4ч. |
| 31 | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. | составлять план и последовательность действий. | осуществлять поиск необходимой информации. | ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Выучить текст песни |
| 32 | Музыкальные инструменты- гитара. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк») |
| 33 | Музыкальный сказочник | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Слушать музыку |
| 34 | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | использовать общие приемы решения задач. | ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Задания нет |
Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс. –М.: «Просвещение», 2010 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся песен всего учебного года.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).