СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2012г., рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 4 класс»

Дата

№ урока

Тема урока, раздела

Предметные умения

Формируемые УУД

Д/З


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Россия- Родина моя 4 часа


1

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально Откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

Отклик на звучащую на уроке музыку,

Заинтересованность.

Участие в коллективной работе.

формирование целостной художественной картины мира;

формирование умения слушать,

Найти стихи

о родине, родном крае, созвучные этой музыке


2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Понимание смысла духовного праздника.

Освоить детский фольклор.

  Участие в коллективной работе.

формирование целостной художественной картины мира;

формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека.

принести стихи любимых поэтов


3

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! 

Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований

Участие в коллективной работе.

формирование целостной художественной картины мира;

формирование умения способности встать на позицию другого человека,

Нарисовать рисунок по теме


4

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике


договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Умение сравнивать музыку;

Слышать настроение звучащей музыки

участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

Выучить текст песни

День полный событий 5 часов


5

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.


Проявлять чувства,

отклик на звучащую на уроке музыку


осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Научатся выделять характерные особенности марша,

выполнять задания творческого характера.

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок

Вспомнить стихотворения

А. С. Пушкина


6

Родной обычай старины.

Отклик на звучащую на уроке музыку,

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах.

Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца

приобрести опыт общения со слушателями

Вспомнить сказки

А. С. Пушкина


7

Кирилл и Мефодий.

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир
в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

.

Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов



договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Определять своеобразие маршевой музыки.

Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки.

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Вспомнить русские народные песни


8

В краю великих вдохновений.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

Отклик на звучащую на уроке музыку,

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.



осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в  групповых проектных работах.

Выбор характерных движений для музыки.  Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского.

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи

Придумать программу музыкального вечера


9

Что за прелесть эти сказки! Три чуда. 

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание

Отклик на звучащую на уроке музыку,

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.



осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в  групповых проектных работах.

Выбор характерных движений для музыки.  Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского.

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи

Нарисовать рисунок по теме

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.


10

Ярмарочное гулянье.

   

Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир
в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

.

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

читать простое схематическое изображение.

Вспомнить знакомые русские народные песни


11

Святогорский монастырь. Обобщение.

Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.


формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.


самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.


использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

Выучить текст песни


12

Зимнее утро. Зимний вечер.

Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание

составлять план и последовательность действий.



осуществлять поиск необходимой информации.

ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Выучить текст песни

«В концертном зале» - 5ч.


13

Приют, сияньем муз одетый.    

Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

формулировать и удерживать учебную задачу.



понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впе- чатлениями.

ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника.

Вспомнить басню

И. А. Крылова «Квартет»


14

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты

России.

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

.


выбирать наиболее эффективные способы решения задач

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Сочинить рассказ

к музыке


15

Оркестр русских народных инструментов.

Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

Получит возможность научиться осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических импровизаций на тексты народных  песенок, попевок, закличек,

наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения

Выучить текст песни


16

Народные праздники.       «Троица».


Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

преобразовывать практическую задачу в познавательную.



узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Нарисовать рисунок по теме


17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.



выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Выучить текст песни

«В музыкальном театре» - 7ч.


18

Счастье в сирени живет…

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

преобразовывать практическую задачу в познавательную.



узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Придумать ритмический рисунок


19

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Обобщение.

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.


выбирать наиболее эффективные способы решения задач.


договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Выучить текст песни


20

«Патетическая» соната.

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.


выбирать наиболее эффективные способы решения задач.


договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Нарисовать рисунок по теме


21

Царит гармония оркестра.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

Уметь определять по характеру музыки героев.

2. Знать тембровое звучание инструментов.

3. Знать состав симфонического оркестра

моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.



выделять и формулировать познавательную цель.

задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Нарисовать рисунок по теме


22

Опера «Иван Сусанин».

Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

использовать общие приемы решения задач.


ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.


задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Вспомнить масленичные песни, игры, забавы


23

Опера «Иван Сусанин».

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

использовать общие приемы решения задач.



ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Выучить текст песни


24

Исходила младешенька.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера

использовать общие приемы решения задач.



ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Выучить текст песни

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.


25

Русский восток.

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов

 Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

использовать общие приемы решения задач.



ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Назвать известных исполнителей классической музыки


26

Балет «Петрушка»

Обобщнеие.

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

 Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

использовать общие приемы решения задач.



ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Выучить текст песни


27

Театр музыкальной комедии.

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

 Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

использовать общие приемы решения задач.


ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.


задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Нарисовать рисунок по теме

«О России петь – что стремиться в храм» - 3ч.


28

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества;

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.

применять установленные правила в планировании способа решения.



ориентироваться в разнообразии способов решения задач

обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Выучить текст песни


29

Исповедь души. Революционный этюд.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.

применять установленные правила в планировании способа решения.



ориентироваться в разнообразии способов решения задач

обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Нарисовать рисунок к музыке


30

Мастерство исполнителя.

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание

составлять план и последовательность действий.



осуществлять поиск необходимой информации.

ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Придумать ритмический рисунок

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 4ч.


31

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

составлять план и последовательность действий.


осуществлять поиск необходимой информации.

ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Выучить текст песни


32

Музыкальные инструменты- гитара.

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера

использовать общие приемы решения задач.



ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя

и волк»)


33

Музыкальный сказочник

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера

использовать общие приемы решения задач.



ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Слушать музыку


34

«Рассвет на Москве-реке»

Обобщение.

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера

использовать общие приемы решения задач.


ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.


задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Задания нет


Пояснительная записка.


  1. Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2012г., рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.


Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс. –М.: «Просвещение», 2010 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.


Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.


Задачи:

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран;

  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод создания «композиций»;

  • метод игры;

  • метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.

Раздел I «Россия-Родина моя» - 4 ч.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Раздел II «День, полный событий» - 5ч.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Раздел III «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.


Раздел IV «В концертном зале» - 5ч.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Раздел V «В музыкальном театре» - 7ч.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.


Раздел VI «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся песен всего учебного года.

Раздел VII «О России петь – что стремиться в храм» - 3ч.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».

Раздел VIII «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел IX «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.

Требования к результатам обучения учащихся 4 класса

Знать/понимать:

  • взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

  • музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);

  • тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;

  • основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.

Уметь:

  • выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

  • умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;

  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


Предметными результатами изучения музыки являются:

  • Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)

музыкально творческой деятельности;

  • Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

  • Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!