МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВТОРАЯ СТОРОЖЕВСКАЯ СОШ»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МС | с заместителем директора | Директор школы |
Протокол № 01 | ____ Е. Е. Полюхова | _ Е. С. Корнилова |
от «31» «08» 2016 г. | «31» «08» 2016 г. | Приказ № 52 от «31» «08» 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
5-6 классы
2016-2017 учебный год
Составитель: Киселева Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания
с. Сторожевое 2-е
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база рабочей программы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании"
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
8. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
9. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
12. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
13. Базисный учебный план на 2015-2016 учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования Примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов образовательных учреждений, авторской программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
1.Создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
2.Способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
3.Помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
4.Содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
5.Обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
6.Предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
7.Помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
8.Предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Результаты обучения и освоения содержания курса истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
1.Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
2.Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
3.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4.Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
1.Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
2.Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3.Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
4.Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
1.Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
2.Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3.Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
4.Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
5.Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке учащихся
по освоению курса «Обществознания».
1. знание фактов: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий.
2. работа с источниками: а) проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; б) сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия.
3. описание (реконструкция): а) рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках; б) описывать условия и образ жизни, занятия людей; в) на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание объектов, памятников.
4. анализ, объяснение: а) соотносить единичные факты и общие явления; б) называть характерные, существенные черты событий и явлений; в) группировать (классифицировать) предметы, события и явления по указному признаку; г) объяснять смысл, значение важнейших понятий; д) сравнивать предметы, события и явления, определять в них общее и различия; е) излагать суждения о причинно – следственных связях событий; ж) объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.
5. версии, оценки: а) приводить оценки событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе; б) определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном плане.
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 171 час, по 1 часу в неделю. В 5 классе 34 учебных часов.
Система оценки достижений учащихся: Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Критерии оценки тестового задания:
90-100 % | 5 «отлично» |
70-89 % | 4 «хорошо» |
50-69 % | 3 «удовлетворительно» |
Менее 50 % | 2 «неудовлетворительно» |
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1.Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителем / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
2.Иванова Л. Ф. Обществознание. 5 класс. рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2014.
3.Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2014.
4. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. — М.: Просвещение, 2016. 5.Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
6. Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2012
Медиаресурсы:
1.Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
2.Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
Ресурсы Интернета:
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Дополнительная литература для учителя:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации.
2.Кодекс об административных правонарушениях.
3.Конституция Российской Федерации.
4.Семейный кодекс РФ.
5.Трудовой кодекс РФ.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2.Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.
3. «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид контроля | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
Обобщающий контроль | Тестирование |
5 класс (34ч) |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Человек. | 5 | 1 | 1 | 1 |
3 | Семья. | 5 | 1 | 1 | 1 |
4 | Школа. | 6 | 1 | 2 | 1 |
5 | Труд. | 6 | 1 | 1 | 1 |
6 | Родина. | 10 | 1 | 2 | 2 |
| Итого: | 34 | 5 | 7 | 6 |
6 класс (34ч) |
1 | Введение. | 1 | | | |
2 | Глава 1. Человек в социальном измерении. | 12 | 1 | 2 | 2 |
3 | Глава 2. Человек среди людей. | 10 | 1 | 2 | 2 |
4 | Глава 3. Нравственные основы жизни. | 8 | 1 | 1 | 1 |
5 | Глава 4. Итоговое повторение. | 3 | 2 | 2 | |
| Итого: | 34 | 5 | 7 | 5 |
Основное содержание курса
5 класс (34ч)
Вводный урок (1 ч.)
Человек (5 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных, наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами.
Семья (5 ч.)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Школа (6 ч.)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Школа в жизни человека и общества. «Век живи век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).
Труд (6 ч.)
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Родина (10 ч.)
Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Итоговое повторение и контроль.
6 класс (34ч)
Введение. (1ч)
Человек в социальном измерении. (12ч)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Человек среди людей. (10ч)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Нравственные основы жизни. (8ч)
Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости.
Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Итоговое повторение. (3ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока (тип урока) | Решаемые проблемы, виды деятельности, форма контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание |
план | факт | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
1 | 06.09 | | Введение. | Введение в предмет. | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками. | Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы. | Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание». | |
Человек. (5 ч.) |
2 | 13.09 | | Загадка человека. (изучение нового материала) | Зачем человек рождается? Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Презентация «Человек родился». www.proshkolu.ru/user/ rizingelena/file/586150 | Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. | § 1; задания рубрики «В классе и дома» с. 14-15. Рабочая тетрадь № 6, с. 7. |
3 | 20.09 | | Входящая диагностика. | Тест. | | | | |
4-5 | 27.09-04.10 | | Отрочество-особая пора жизни. (изучение нового материала; комбинированный) | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу? Нужны ли сегодня рыцари. | Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. | § 2; задания рубрики «В классе и дома» с. 21–23. |
6 | 11.10 | | Практикум по теме «Человек». (применение знаний и умений) | Тест. | Научатся: определять свои отношения с одноклассниками, семьей. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, Суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Индивидуальные презентации учащихся по теме «Человек – личность». |
Семья. (5 ч.) |
7 | 18.10 | | Семья и семейные отношения. (изучение нового материала) | Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Презентации: «Семья». http://www. rusedu.ru/detail_ 1761.html; «Родословная Пушкиных». http://ru.wikipedia.orgwiki/Пушкины. | Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. | § 3; задания рубрики «В классе и дома» с. 32. |
8 | 25.10 | | Семейное хозяйство. (комбинированный) | Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Презентация «Семейный бюджет». http://prezentacii.com/obsche stvoznanie/262-prezen taciya-semeynyy-byudzhet-konspekt.html Тест | Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. | § 4. Рабочая тетрадь № 8, с.19. |
9 | 08.11 | | Свободное Время. (комбинированный) | Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор, компьютер и мобильный телефон. Своими руками. Что такое хобби. Презентация «Делу время, потехе час». http://nsportal.ru/ shkola/obsh chestvoznanie/library/informatsiya-dlya-uchitelei-obshchestvoznaniya. | Научатся: организовывать свое свободное время. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. | § 5. Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома». |
10-11 | 15.11-22.11 | | Практикум по теме «Семья». (применение знаний и умений) | Экономия семейных ресурсов. Это должен уметь каждый. хозяин дома. Творчество своими руками. Проволока, клубок ниток, бумага, пустая пластиковая бутылка, клей (на каждую парту). Тест. | Научатся: определять свои отношения с членами семьей; организовывать свое свободное время. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Придумать или подобрать познаватель-ную игру-развлечение. |
Школа. (6 ч.) |
12-13 | 29.11-06.12 | | Образование в жизни человека. (изучение нового материала; комбинированный) | Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа сегодня. Учись учиться. Презентация «Профессия – ученик». http://festival.1september.ru/articles/576984/ | Научатся: определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | § 6. Рабочая тетрадь, № 8 с. 33. Составление рассказов на тему «Школа моей мечты». |
14 | 13.12 | | Образование и самообразование. (комбинированный) | Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Новые возможности. Самообразование и самоорганизация. Презентация «Профессия – ученик». http://festival.1september.ru/articles/576984/ | Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. | § 7. Рабочая тетрадь, задания № 2, 3, с. 34–35. |
15 | 20.12 | | Промежуточная диагностика. | Тест. | | | | |
16 | 27.12 | | Одноклассники, сверстники, друзья. (изучение нового материала) | Ты и другие ребята. Слово не воробей. Какой ты, друг? Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья». http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-21913 | Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | § 8. Рабочая тетрадь, задания № 6, 7, 8, с. 43, 45. |
17 | 10.01 | | Практикум по теме «Школа». (применение знаний и умений) | Отношения друзей и сверстников. Организация свободного времени. Тест | Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, Суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Подобрать и проиллюстрировать пословицы и поговорки о труде. |
Труд. (6 ч.) |
18-19 | 17.01-24.01 | | Труд - основа жизни. (изучение нового материала; комбинированный) | Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Презентация «Труд – основа жизни». http:// prezentacii. com/obsche stvoznanie/ 1916-trud-osnova zhizni. html | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | § 9. Рабочая тетрадь, задания № 3, 4, 8, с. 47–48, 50. |
20-21 | 31.01-07.02 | | Труд и творчество. (комбинированные) | Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. Что такое творчество. Творчество в искусстве. Презентация «Труд и творчество». http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/prezentatsiya-k-uroku obshchestvoznaniya-v-6-klasse-trud-i-tvorches Тест | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. | § 10. Рабочая тетрадь, задание № 6, с. 54–57. |
22-23 | 14.02-21.02 | | Практикум по теме «Труд». (применение знаний и умений) | Труд в деятельности человека. Мир профессий. Тест. | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Подготовить стихотворе-ния о Родине. |
Родина. (10 ч.) |
24-25 | 28.02-07.03 | | Наша Родина — Россия. (изучение нового материала; комбинированный) | Российская Федерация. Русский Язык-государственный. Что значит быть патриотом. Презентация «Что значит быть патриотом». http://nsportal.ru/ shkola/obsh chestvoznanie/library/urok-chto-znachit-byt-patrio tom-0 | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, Суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | § 11. Рабочая тетрадь, задания № 7, 8, с. 62–63. |
26-27 | 14.03-21.03 | | Государственные символы России. (комбинированные) | Герб России. Флаг России. Гимн России. Презентация «Государственная символика». http://www.rusedu.ru/detail_2490.html Тест | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
28-29 | 04.04-11.04 | | Гражданин России. (комбинированные) | Гражданин. Права и обязанности граждан России. «Моя хата с краю». Презентация «Гражданин – Отечества достойный сын». http://arbuzschool. ucoz.ru/index/0-19 | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | § 13. Рабочая тетрадь, задания № 6, 7, с. 70. |
30-31 | 18.04-25.04 | | Мы-многонациональный народ. (комбинированные) | Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Карта субъектов РФ Презентация «Мы – многонациональный народ». http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/prezentatsiya-% 22mnogonatsionalnaya-rossiya%22. Тест | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | § 14. Рабочая тетрадь, задание № 7, с. 74. |
32 | 02.05 | | Практикум по теме «Родина». (применение знаний и умений) | Проверочная работа. Групповые задания. Тест. | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов; определять права и обязанности гражданина Российской Федерации; определять государственные символы. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника и таблицами; высказывать собственное мнение, суждения, решать логические задачки. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Подготовка презентаций к защите проектов. |
33 | 16.05 | | Итоговая диагностика. | Тест. | | | | |
34 | 23.05 | | Итоговый урок. | Защита проектов. Индивидуальные презентации учащихся. | Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока (тип урока) | Решаемые проблемы, виды деятельности, форма контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание |
план | факт | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
1 | 07.09 | | Введение. | Что изучает курс «Обществознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. | Получат первичные представления об исторической науке. Знать значение, использование термина «обществознание» Иметь представление о связи обществознания с другими науками. | Познавательные: давать определения понятиям. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания. | Формирование мотивации к изучению обществознанию. | Введение. |
Человек в социальном измерении. (12 ч.) |
2-3 | 14.09-21.09 | | Человек – личность. (изучение нового материала) | Что такое личность. Индивидуальность - плохо или хорошо? Сильная личность - какая она? | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения, изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспеш ности учебной деятельности. | § 1. |
4-5 | 28.09-05.10 | | Познай самого себя. (комбиниро-ванный) | Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. | § 2, задание рубрики «В классе и дома» с. 23-24. |
6-7 | 12.10-19.10 | | Человек и его деятельность. (комбинированный) | «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека) | Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. | § 3, задание рубрики «В классе и дома», с 31-32. |
8-9 | 26.10-09.11 | | Потребности человека. (комбинированный) | Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств. Тест. | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | § 4. |
10-11 | 16.11-23.11 | | На пути к жизнен ному успеху. (комбинированный) | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути. | Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий. | § 5, задание рубрики «В классе и дома», с 47-48. |
12-13 | 30.11-07.12 | | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение материала) | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Тест. | Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | С.48, сообщения. |
Человек среди людей. (10 ч.) |
14-15 | 14.12-21.12 | | Межличностные отношения. (изучение нового материала) | Какие отношения называются межличностными. Чувства — основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения, изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | § 6. |
16-17 | 11.01-18.01 | | Человек в группе. (комбинированный) | Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. | Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | § 7. |
18-19 | 25.01-01.02 | | Общение. (комбинированный) | Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово — серебро, молчание - золото». Тест. | Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | § 8. |
20-21 | 08.02-15.02 | | Конфликты в межличностных отношениях. (комбинированный) | Как возникает межличностный конфликт. «Семь раз отмерь…». Как не проиграть в конфликте. | Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | § 9. |
22-23 | 22.02-01.03 | | ПОУ по теме «Человек среди людей». (обобщение материала) | Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации». Практикум. Тест. | Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную. | С.84, задания. |
Нравственные основы жизни. (8 ч.) |
24-25 | 15.03-22.03 | | Человек славен добрыми делами. (изучение нового материала) | Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека. | Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы сказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положи тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | § 10. |
26-27 | 05.04-12.04 | | Будь смелым. (комбинированный) | Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения, изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности. | § 11. |
28-29 | 19.04-26.04 | | Человек и человечность. (комбинированный) | Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам. | Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | § 12. |
30-31 | 03.05-10.05 | | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни». (обобщение материала) | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Тест. | Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. | С.104, задания. |
Итоговое повторение. (3 ч.) |
32 | 17.05 | | ПОУ по теме «Человек и общество». (обобщение материала) | Зачетные вопросы. Практические задания. Тест. | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | Подготовиться к итоговому тесту по курсу. |
33 | 24.05 | | Человек в системе общественных отношений. (обобщение материала) | Подготовка индивидуальных проектов. Обсуждение проектов. Тест. | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им. | Повторить понятия, проекты. |
34 | 31.05 | | Урок-конференция «Человек и общество». (обобщение материала) | Научатся: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления. Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. | | |