СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по правоведению

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Практика образования, подготовки молодых людей в демократических странах показывает, что правовое обучение и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место: школьники должны знать основные механизмы правового регулирования общественной и личной жизни, свои права и обязанности, учреждения, в которые можно обратиться в случае нарушения законных интересов. Естественно, что и в нашей стране, вставшей на рельсы демократического развития необходимо решать подобные проблемы. Вот почему, сейчас, одним из актуальных вопросов среднего общего образования учащихся российских школ становится возрождение правового образования на новой демократической основе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по правоведению»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Практика образования, подготовки молодых людей в демократических странах показывает, что правовое обучение и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место: школьники должны знать основные механизмы правового регулирования общественной и личной жизни, свои права и обязанности, учреждения, в которые можно обратиться в случае нарушения законных интересов. Естественно, что и в нашей стране, вставшей на рельсы демократического развития необходимо решать подобные проблемы. Вот почему, сейчас, одним из актуальных вопросов среднего общего образования учащихся российских школ становится возрождение правового образования на новой демократической основе.

Данная программа реализуется в рамках социально-гуманитарного профиля в 10-11-х классах. Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углублённое изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем.

Необходимость введения данного курса диктуется и тем, что в последние годы во многих вузах ввели профилирующий экзамен по обществознанию, в который входят и правовые вопросы. Поэтому курс «Право» призван помочь выпускникам в подготовке к вступительным испытаниям.

Рабочая программа по праву составлена на основе:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  3. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование);

  4. Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар­та;

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год.

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

  7. Учебного плана МОУ Орлинская СОШ на 2015-2016 учебный год.

  8. Положения образовательного учреждения «О рабочих программах».


Программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 час в неделю.

Расхождений с авторской программой нет.


Цели и задачи курса.

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права;

  • освоение системы знаний о праве, как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и международном нормативно-правовом материале;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правоотношений, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.


Основные задачи курса:

  • способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве;

  • расширить возможности правовой социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

  • овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;

  • научить выпускников самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов, давать характеристику содержания текстов нормативных актов;

  • сформировать умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.


Технологии:

- информационные и коммуникативные технологии;

- объяснительно-иллюстративные технологии;

- гуманно-личностная технология;

- личностно-ориентированные технологии.


Формы контроля:

- тесты;

- проблемные ситуации;

- срезовые работы;

- понятийный диктант.

СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. История государства и права

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные те­ории происхождения государства и права: теологическая, патриар­хальная, договорная, теория насилия, органическая, психологичес­кая, расовая, материалистическая.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые па­мятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые ре­формы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX - начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствова­ние Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенст­вование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепо­стного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Раз­витие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы - конституционные законы России.

Советское право 1917-1953 гг. Замена права «революцион­ным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954-1991 гг. Критика Культа личности. Кон­сервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движе­ния. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «раз­витого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. По­пытки превратить Россию в модернизированное государство с ры­ночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкла­дов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Граждан­ского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.


Тема 2. Вопросы теории государства и права

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «полити­ко-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государст­венного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство зако­на. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.


Тема 3. Конституционное право

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое фе­деративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъек­ты осуществления государственной власти. Прямое действие Кон­ституции РФ.

Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Россий­ской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекра­щение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Су­дебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принци­пы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генераль­ный прокурор РФ.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значе­ния. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формиро­вание местного самоуправления.


Учебно-тематический план


ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

1

Раздел 1. Теория государства и права

42


2

Раздел 2. Отрасли права.

24


3

Итоговое повторение.

4


Итого

70



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).




Планируемый уровень подготовки учащихся

Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.


Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию


Критерии

5

4

3

2

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить).

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов.

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы.

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями.

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются.

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются.

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий.

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами.

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами.

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу.

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия.

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений.

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений.

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними.

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы.

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание.

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание.

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно.

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания.

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность.

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности.

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности.




























Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел. Тема. Урок.

Кол-во

часов

Дата

д/з


Раздел 1. Теория государства и права.

42




Тема 1. Право и государство.

10



1-2

Происхождение права и государства. Понятие и функции государства.

2



3-4

Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим.

2



5-6

Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства.

2



7-8

Место права в системе социального регулирования.

2



9-10

Основные функции права. Механизм правового регулирования.

2




Тема 2. Система и структура права.

10



11-12

Право и основные теории его понимания.

2



13-14

Нормы права.

2



15-16

Источники права. Закон и подзаконные акты.

2



17-18

Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2



19-20

Основные отрасли права.

2




Тема 3. Правотворчество и правоприменение.

6



21-22

Правотворчество.

2



23-24

Общие правила применения права. Правоприменительная практика. Правопорядок.

2



25-26

Толкование права.

2




Тема 4. Правоотношения.

4



27-28

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды.

2



29-30

Юридические факты. Юридический конфликт.

2




Тема 5. Правонарушения и юридическая ответственность.

4



31-32

Понятие правонарушения. Виды правонарушений.

2



33-34

Понятие и виды юридической ответственности.

2




Тема 6. Право и личность.

4



35-36

Понятие прав и свобод человека.

2



37-38

Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.

2




Тема 7. Основные правовые системы современности.

4



39-40

Основные правовые системы современности.

2



41-42

Особенности российской системы права.

2




Раздел II. Отрасли права.





Тема 1. Конституционное право.

24



43-44

Основы конституционного строя РФ. Народовластие.

2



45-46

Система конституционных прав и свобод в РФ.

2



47-48

Гражданство РФ.

2



49-50

Избирательная система и избирательный процесс.

2



51-52

Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу.

2



53-54

Права и обязанности налогоплательщиков.

2



55-56

Федеративное устройство РФ.

2



57-58

Президент РФ.

2



59-60

Федеральное собрание РФ.

2



61-62

Органы исполнительной власти РФ.

2



63-64

Правоохранительные органы, их виды и полномочия.

2



65-66

Судебная система РФ.

2



67-68-69-70

Итоговое повторение по курсу «Право в 10классе».

4





Литература

- Азаров а. Я., болотина т. В. Права человека: пособие для учителя. - М.,2002.

- Алексеев с. С. Философия права. - М., 2002;

- Исаев и. А. История государства и права России.- М., 2004.

- Каманина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.- М., 2007.

- Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10-11 кл.- М., 2000.

- Коваленко А. Я. Правоведение: 10-11 кл.- М., 2003.

- Кравченко А И. Обществознание: 10-11 кл.-М., 2004.

- Морозова С. А. Обществознание: 10-11 кл. - Спб., 2003.

- Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.- М., 2002.

- Мутинский В. О. Основы правоведения: 10-11 кл.- М., 2004.

- Никитин А Ф. Обществознание: 10-11 кл.- М., 2003.

- Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.-М., 2002.

- Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.- М., 2002.

- Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.- М., 2003.

- Основы российского права.- М., 2007.

- Певцова Е. А. Основы правовых знаний: практикум для старших классов.- М.,2002.

- Права человека. История, теория, практика.-М., 2005.

- Сборник кодексов РФ - М., 2008.

- Человек и общество. Обществознание: 11 кл./под ред. Л.Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,- ч. 2.- М., 2006.

- Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривомеев В. Ф. Политика и право: 10 - 11 кл.- М., 2005:

- Юридическая энциклопедия. - М., 2004.


20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!