СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (7 вид) по УМК В.В.Бабайцевой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (7 вид)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (7 вид) по УМК В.В.Бабайцевой»

Пояснительная записка


Нормативно-правовая база

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе «Закона об образовании», Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы изучения русского языка по учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др. // программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Сост.Л.М. Рыбченкова, - М: ДРОФА, 2011), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану. Программа определяет базовый уровень подготовки обучающихся специальных классов VII вида.


Цели курса:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей (для детей, обучающихся в классах VII вида):

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений работать с текстом


Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ БГО ООШ№11. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе детьми с задержкой в развитии ЦНС и отводит на него 170 часов.


Рабочая программа рассчитана на обучающихся с недостаточной подготовкой по русскому языку, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.


Сведения о программе

При составлении рабочей программы учитывались следующие особенности обучающихся: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.

Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; контроль; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся с задержкой в развитии ЦНС средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Теоретические сведения последовательно сопровождаются указанием соответствующих норм литературного языка (лексические, орфоэпические, грамматические, стилистические), предупреждающих соответствующие ошибки.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание Примерной программы направлено на совершенствова­ние речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русско­го литературного языка, речевого этикета.

Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь», автор Е.И.Никитина, а развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.

В данной программе учтены особенности региона, муниципального образования, образовательного учреждения и особенности детей с задержкой в развитии ЦНС.

Разделы науки

о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу

Орфоэпия

Фонетика

Орфоэпия как наука о языке.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами ли­тературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке.

Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Лексикология и фра­зеология













Этимология

















Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкова­ния, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков). Паронимы.

Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разго­ворной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлени­ях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии. Пословицы и крылатые выражения.

Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных зна­чений слов в устных и письменных текстах.

Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стили­стические различия синонимов.

Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и вырази­тельного словоупотребления.

Понятие об этимологии. Роль единиц языка в речи. Исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение, сопоставление и соотнесение), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • классные;

  • внеклассные.


Типы уроков:

  • урок-беседа;

  • урок внеклассного чтения;

  • урок изучения нового материала;

  • урок обобщения и повторения;

  • урок контроля ЗУН;

  • комбинированный урок.


Виды и формы контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;

  • промежуточный – контроль в конце изучения темы;

  • итоговый – контроль в конце изучения раздела;

  • формы: контрольная работа, индивидуальная работа, устный опрос.






Учебно-тематический план


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Введение. Общие сведения о языке

3

2

Повторение изученного в начальной школе

9

3.

Вводный курс. Морфология и орфография

25

3.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.

44

4.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

18

5.

Морфемика. Орфография

38

6.

Лексикология. Фразеология

24

8.

Повторение

9

ИТОГО

170


Контрольных диктантов - 9

Изложение – 2

Сочинение – 1


Содержание курса


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


Речевое общение

Умение общаться - важная часть культуры человека.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Речевая деятельность

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, научно-популярных текстов (максимальный объем - до 150 слов).

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений в художественном и научном стилях.

Текст как продукт речевой деятельности. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, Особенности языка художественной литературы.

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения — основные составляющие культуры речи.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.

Система языка

Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Фонетика. Орфоэпия

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого , возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Особенность ударения в русском языке Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.

Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемные словари русского языка. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.

Основные способы образования слов.

Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Особенности словообразования имён существительных. Словообразовательные словари русского языка.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово - основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов. Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.


Фразеология как раздел лексикологии.

Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика

Грамматика как раздел науки о языке.

Морфология

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы .Обращение как средство связи предложений в тексте.

Вводные слова. Группы вводных слов по значению.

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения. Сложносочиненное предложение, его строение.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Способы передачи чужой речи: прямая речь.

Текст. Понятие о тексте. Письмо и говорение на тему. Идея, основная мысль текста. План. Связь предложений в тексте. Фрагмент текста. Выразительное чтение текстов художественного стиля.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в именах существительных. Правописание окончаний в словах разных частей речи. Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц. Слитное и дефисное написание сложных существительных.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными и с глаголами. Правописание наречий (вводный курс).

Правописание предлогов из-за, из-под, по-над; частиц бы, ли, же. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами; с обращениями, вводными словами.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)


Контроль

Формы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Диктант











Сочинение









Изложение













Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность:

аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения;

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросе учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • создавать письменные высказывания разных типов речи;

  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать свое отношение к предмету речи;

  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.);

  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • распределять слова на тематические группы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • различать прямое и переносное значение слов;

  • отличать омонимы от многозначных слов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;

  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;

  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения;

  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепен­ных членов, количеству грамматических основ;

  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана выска­зывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


Учебно-методический комплекс по курсу «Русский язык» (5 класс)


  • Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2011.

  • 2. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Молодцова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов, Л.Ф. Талалаева; под ред. А.Ю. Куполовой. – М.: Дрофа, 2011..

  • 3. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2011.



1. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку: учебное пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Легион, 2004. – 223 с.

2. Русский язык: тесты для промежуточного контроля. 5 класс: учебное пособие / под ред. Н.А. Сениной. – М.: Легион, 2011. – 220 с.

3. Савченкова Г.Ф. Русский язык в таблицах: 5 – 11 кл.: справ. материалы / Г.Ф. Савченкова. – М.: Астрель, 2009. – 78 с.

4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс. / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. – М., 2006 – 128 с.

5. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5 – 9 кл.: книга для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с.



























темы

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание урока

Виды, формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения


по плану

фактически



1. Введение (3 ч.)



1

1

Книга – лучший друг

1

Вводный,

урок- лекция

Знакомство с УМК и организацией занятий по русскому языку. Культура работы с книгой

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Теория с.8

Пр. упр.5




1

2

Роль языка в жизни общества

1

Урок изучения и нового материала

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Свободное владение род­ным языком - признак куль­туры человека

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Пр.: упр. 7,10

Теория с.10-12




1

3


Рр. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи.

1

Урок развития речи

Речь как деятельность. Ре­чевая ситуация. Виды речевой деятельности. Устная и письменная форма речи.

Текущий, групповая работа

У.17-18

РР. §1-2






2. Повторение изученного в начальной школе (9 ч.)



2

4

Орфограмма

1


Комбинированный

Знакомство с понятием орфограмма. Орфографический разбор. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Т §1

упр. 17, 19





2

5 – 6


Правописание безударных гласных в корне слова и приставках

2

Совершенствование ЗУН

Однокоренные слова и форма одного и того же слова (два способа проверки слова). Правописание безударных гласных в приставках.

Буквы и, у, а после шипящих.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 30, 36




2

7 – 8


Правописание согласных в корне слова.

2

Совершенствование ЗУН

Обобщение изученного. Повторение: подбор однокоренных слов для проверки правописания согласных. Правописание непроизносимых и удвоенных согласных

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр.43, 47,50




2

9

Повторение и закрепление изученного

1

Урок обобщения и систематизации

Повторить и обобщить изученный материал. Подготовка к контрольному диктанту.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

У. 51




2

10 – 11

Контрольный диктант и его анализ

2

Контроль ЗУН

Урок коррек­ции знаний

Контрольный диктант «Повторение изученного в начальной школе»

Итоговый, контрольная работа





2

12

Рр. Что такое диалог и монолог? Как вести беседу?

1

Урок развития речи

Знакомство с диалогической и монологической речью. Рассмотрение примеров. Правила ведения беседы.

Текущий, индивидуальная устная работа

§ 2 – 3, упр. 13.





3. Морфология и орфография (25 ч.)



3

13

Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и орфография

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь опознавать изученные части речи по общему грам­матическому значению, син­таксической роли в предло­жении, типичным окончаниям, различать части речи по во­просу, по значению

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§2 У. 53, 59




3

14 – 15


Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного

2

Повторительно-обобщающий урок

Имя существительное как самостоятельная часть ре­чи. Основные признаки имен существительных. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Морфо­логический разбор имени существительного.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§4, упр. 62




3

16

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание имен сущест­вительных: падежные окон­чания, мягкий знак после шипящих на конце сущест­вительных

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§4 Упр. 66, 70




3

17 – 18

Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного

2

Повторительно-обобщающий урок

Общее значение имени при­лагательного и его роль в словосочетании и предло­жении. Склонение имен прилагательных.

Самостоятельная работа.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§5, упр. 77(устно),

76 (письменно)




3

19

Рр. Текст

1

Урок развития речи

Знакомство с признаками текста

Текущий, групповая работа

РР. Упр.32




3

20

Глагол как часть речи. Инфинитив -неопределённая форма глагола.

1

Повторительно-обобщающий урок

Глагол как часть речи. Ин­финитив.

Признаки глагола, его син­таксическая роль в предло­жении, роль глагола в речи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§6, упр. 80




3

21

Изменение глаголов по временам. НЕ с глаголами

1

Повторительно-обобщающий урок

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошед­шего времени». Способ про­верки написания гласной в суффиксе глаголов про­шедшего времени

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§6, упр. 89, 107




3

22 – 23

Спряжение глагола. Буква Ь в глаголе 2-го лица единственного числа.

2

Повторительно-обобщающий урок

Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Орфограмма «Ь в окончаниях 2 л.ед.ч». Ь в глаголе.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§6, упр.101, 106




3

24

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1

Повторительно-обобщающий урок

Орфограмма -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. Самостоятельная работа.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 113




3

25 – 26


Рр. Что зна­чит писать и говорить на тему?

2

Повторительно-обобщающий урок

Тема текста. Заглавие как отражение темы текста. Обуче­ние выбо­рочному из­ложению текста.

Изложение (упр. 38).

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР. §6

Сочинение (упр.39, 40)




3

27 – 28


Наречие

2

Повторительно-обобщающий урок

Наречие как самостоятель­ная часть речи. Неизменяе­мость как морфологический признак наречий. Правописание наречий. Роль наречий в речи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§ 7, упр. 118, 124




3

29 – 30


Местоимение

2

Повторительно-обобщающий урок

Местоимение как часть речи. Личные местоимения, осо­бенности их употребления в речи, раздельное написание с предлогами. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам (притяжательные, вопросительные, неопреде­ленные). Орфограмма –дефис.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§8, упр. 131, 139




3

31 – 32


Служебные части речи (предлог, союз, частица)

2

Повторительно-обобщающие уроки

Предлог и союз как служеб­ные части речи. Роль пред­логов и союзов в речи, спо­собы их различения. Орфо­грамма - пробел. Орфограмма – дефис. Частица как часть речи. Функции частиц. Орфограм­ма «Раздельное написание частиц с другими словами»

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§ 10-12, упр. 146, 153, 164




3

33

Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография»

1

Урок - практикум

Повторение изученного в разделе «Морфология и орфо­графия»

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§4-12, упр.172




3

34 – 35



Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» и его анализ.

2

Контроль ЗУН


Урок коррекции знаний

Самостоятельные и служеб­ные части речи. Правописание изученных частей речи. Гласные и согласные в кор­не

Итоговый, контрольная работа


Письменная работа

Упр. 171




3

36



Рр. Обучение написанию сочинения об одном из летних происшествий.

1

Урок развития речи

Уметь писать и говорить на тему, используя типовой план сочинения, подбирать удачный заго­ловок, анализировать сочи­нения одноклассников, соз­давать собственное высказы­вание о том, что было инте­ресно, что взволновало.


Промежуточный, письменный

РР. Упр. 43





4. Синтаксис и пунктуация (44 ч.)








§ 6, упр.42

4

37 – 38



Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Пунктуаци­онный раз­бор

2

Урок усвое­ния нового материала.

Комбинированный урок

Синтаксис как раздел грам­матики.

Пунктуация как система пра­вил правописания предло­жений

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§ 13, упр. 191, 193




4

39 – 40




Предложение. Виды предложений по цели высказывания

2

Урок усвое­ния нового материала

Предложение как единица синтаксиса и минимальное речевое высказывание. Основные признаки предло­жения и его отличие от дру­гих единиц. Грамматическая основа предложения

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§ 14-15, упр. 200, 210




4

41

Невосклицательные и восклицательные предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

Виды предложений по эмоциональной окраске:

невос­клицательные и восклица­тельные.

Интонационные и смысловые особенности восклицательных предложе­ний.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§ 16, упр. 218




4

42

Рр. Основная мысль текста

1

Урок развития речи

Основная мысль высказывания, пересказ текста.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР.§7 Упр. 52




4

43 – 44


Члены предложения. Главные члены предложения

2

Комбинированный урок

Синтаксическая структура предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§17, упр. 222, 232




4

45

Синтаксиче­ский разбор предложе­ния

1

Урок усвое­ния нового материала

Порядок синтаксического разбора. Способы выражения глав­ных членов предложения. Односоставные и двусос­тавные предложения.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§17, упр. 230




4

46 – 47


Тире между подлежащим и сказуемым

2

Урок усвое­ния нового материала

Знакомство с условиями постановки тире между подлежащим и ска­зуемым.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§17, упр. 236, 239




4

48 – 49



Рр. Контрольное изложение, близкое к тексту

2

Урок развития речи

Изложение, близкое к тексту

Промежуточный, письменный

РР. §7




4

50

Строение словосочетаний

1

Урок усвое­ния нового материала

Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетаний; смысловая и грамматиче­ская связь слов в словосо­четаниях

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§19- 20,

упр. 274




4

51

Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний

1

Урок усвое­ния нового материала

Сочинительные и подчинительные словосоче­тания, их особенности. Последовательность выделе­ния словосочетаний в предложениях

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§19-20,

упр. 279




4

52

Контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН

Запись аудируе­мого текста в соответствии с нормами письма, выполнение различных видов языкового разбора

Промежуточный, контрольная работа

§19-20




4

53

Анализ диктанта

1

Урок коррекции знаний

Анализ текста с точки зрения орфографиче­ской и пунктуационной гра­мотности

Промежуточный, письменный и устный

§19-20, упр.273, 275




4

54

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения

1

Урок усвое­ния новых знаний

Общее представление о вто­ростепенных членах пред­ложения

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§ 18, упр. 247(у), 248 (п)




4

55

Определение

1

Урок усвое­ния новых знаний

Определение. Способы его выражения. Соотношение морфологического (падеж­ного) и синтаксического (смыслового) вопросов к оп­ределению (в случаях их несовпадения)

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§18,Упр. 252




4

56

Дополнение

1

Урок усвое­ния новых знаний

Дополнение. Несовпадение падежного вопроса к допол­нению с вопросом члена предложения. Употребление дополнений при конструиро­вании предложений

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§18, Упр. 257,




4

57

Обстоятельство

1

Урок усвое­ния новых знаний

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Определение значения об­стоятельств по синтаксиче­ским (смысловым) вопросам

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§18, Упр. 268,




4

58

Повторение по теме: «Второсте­пенные чле­ны предло­жения»

1

Повторительно-обобщающий урок

Второстепенные члены предложения. Стилистиче­ская роль второстепенных членов предложения и их использование как средство связи предложений в тексте

Промежуточный, письменный

§17-18, упр.267




4

59

Рр. Для чего нужен план

1

Урок разви­тия речи

План как средство организа­ции текста. Членение текста на смысловые части.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР. §8 упр.56




4

60

Предложения с однородными членами

1

Урок усвое­ния новых знаний

Однородные члены предло­жения, их признаки. Средства связи однородных членов предложения

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§21, упр. 289




4

61

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Урок закреп­ления изу­ченного

Интонационные и пунктуационные особенности пред­ложений с однородными членами. Союзы как сигнал появления пунктограммы в простом и сложном предло­жении

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§21 Упр. 292




4

62

Обобщаю­щее слово в предложе­нии с одно­родными членами

1

Урок усвое­ния новых знаний

Знаки препинания в предло­жениях с однородными чле­нами при обобщающем слове

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§21, упр.294




4

63


Предложения с обращениями

1

Урок усвое­ния новых знаний

Обращение, его роль, инто­нация предложений с обра­щениями, знаки препинания при обращении

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§22, упр.305. 311




4

64 – 65



Рр. Как связать предложения в тексте? Цеп­ная связь предложе­ний в тексте. Обращение как средство связи.

1

Урок развития речи

Основные способы и средст­ва связи предложений в тек­сте. Цепная связь.

Обращение - способ и средст­во связи предложений в тек­сте.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР. §9, упр.76

РР. §10, упр.79




4

66 – 67



Предложения с вводными словами

2

Уроки усвое­ния и закрепления новых знаний

Вводные слова. Группы вводных слов по значению. Использование вводных слов как средство связи предложений. Знаки препинания в предло­жениях с вводными словами

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§23, упр. 317, 322




4

68

Сложные предложения

1

Урок усвое­ния новых знаний

Смысловое, структурное и интонационное единство час­тей сложного предложения. Сложные предложе­ния: союз­ные и бес­союзные

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§24, упр. 327




4

69 – 70



Знаки пре­пинания в сложном предложе­нии. Союзы в сложном предложе­нии предложения

2

Урок усвое­ния и закрепления новых знаний

Сложные предложе­ния: союз­ные и бес­союзные. Запятая в ССП, СПП, БСП

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§25-26,

упр. 331




4

71

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

1

Комбинированный

Запятая в сложном предло­жении между частями

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§25-26, упр.333




4

72

Сложное предложе­ние, его использование в речи

1

Повторительно-обобщающий урок

Сложное предложение, его признаки, знаки препинания в сложном предложении (за­пятая), использование слож­ных предложений в речи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§25-26, упр.339, 340(устно)




4

73

Рр. Письмо.

1

Урок развития речи

Знакомство с компонентами письма. Анализ структуры письма.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Написать письмо




4

74

Самостоятельная работа «Сложное предложение».

1

Контроль ЗУН

Сложное предложение, его признаки, знаки препинания в сложном предложении (за­пятая), использование слож­ных предложений в речи, знаки препинания в простом предложении

Промежуточный, самостоятельная работа

§24-26




4

75

Анализ самостоятельной работы

1

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками, допущенными при выполнении теста

Промежуточный, письменный и устный

§24-26, упр.336




4

76 – 77



Предложе­ния с пря­мой речью. Знаки пре­пинания в предложе­ниях с пря­мой речью

2

Урок усвое­ния новых знаний

Прямая речь как способ пе­редачи чужой речи. Особен­ности строения и пунктуации предложений с прямой ре­чью. Речевой этикет в пред­ложениях с прямой речью

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§27, упр.347,349




4

78

Диалог.

1

Урок усвое­ния новых знаний

Диалог.

Этика общения. Знаки препинания при диало­ге и прямой речи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§28, упр. 352, 353(устно)




4

79

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуа­ция»

1

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксис и пунктуация.

Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препина­ния в простом предложении с однородными членами, об­ращением, вводными словами, в сложном предложении

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§27-28, упр. 361




4

80

Контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН

Уметь записывать аудируемый текст в соответствии с нормами письма, выполнять различные виды языкового разбора

Итоговый, контрольная работа

§27-28




4

81

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками, допущенными при выполнении диктанта

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§27-28

Упр. 355





5. Фонетика. Графика. Орфоэпия (18 ч.)



5

82

Основные разделы науки о русском языке. Понятие о литературном языке

1

Урок усвое­ния новых знаний

Понятие о литературном язы­ке. Нормативность - основ­ная отличительная особен­ность русского литературного языка. Языковая норма. Виды языковых норм. Куль­тура речи - часть общей культуры человека.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§29-30, упр. 375




5

83

Звуки речи и буквы.

Алфавит

1

Комбинированный

Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с гра­фикой и орфографией. Объ­яснение особенностей про­изношения и написания сло­ва с помощью элементов транскрипции

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§31-33 (6), упр. 389




5

84

Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса

1

Комбинированный

Система гласных и соглас­ных звуков русского языка. Гласные ударные и безудар­ные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сонорные согласные. Осо­бенности произношения, на­писания слова с помощью элементов транскрипции. Применение знаний и умений по фонетике в практике пра­вописания. Правила перено­са.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§34,35, упр. 393




5

85

Ударение. Омографы.

Рр. Учитесь выразитель­но читать

1

Урок усвое­ния новых знаний, развития речи

Особенности ударения в русском языке. Оценка собст­венной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности выразительно­го чтения: темп, тон, логиче­ское ударение, интонация

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§36, упр. 401

РР §12, упр.98




5

86

Рр. Фрагменты текста. Сжатое изложение повествовательного текста

1

Урок развития речи

Тема, основная мысль, раз­витие темы в тексте, композиционные части текста. Смысловое, композицион­ное и стилистическое един­ство текста.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР §11, упр. 80




5

87




Орфограм­ма. Типы орфограмм

1

Урок усвое­ния новых знаний

Понятия сильной и слабой позиции звуков как основа понимания орфограммы. Применение знаний и умений по фонетике в практике пра­вописания.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Теория с.12, упр.408, 418




5

88

Гласные после ши­пящих в кор­не слова

1

Комбинированный урок

Правописание гласных И, У, А;

ё-0 после шипящих в корне слова.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§41

Упр.423, 426




5

89

Гласные бу­квы И-Ы по­сле Ц

1

Урок усвое­ния новых знаний

Правописание гласных по­сле -Ц- в корне, окончани­ях, суффиксах. Объяснение особенностей произноше­ния и написания слова с помощью элементов транс­крипции

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§41, упр.432





5

90

Звонкие и глухие согласные

1

Комбинированный

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение со­гласных звуков. Характери­стика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение буквы и звука. Особенности про­изношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§37, упр. 439, 450




5

91

Правописание непроизносимых согласных, слов с двойными согласными

1

Комбинированный

Правописание слов с непро­износимыми и двойными со­гласными

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§37, упр.448.




5

92

Твёрдые и мягкие согласные

1

Комбинированный

Согласные мягкие и твердые. Использование Ь для обо­значения мягкости предше­ствующего согласного

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§38,39

Упр.459




5

93

Рр. Функ­циональные стили речи. Разговорный стиль

1

Урок разви­тия речи

Функциональные разновид­ности языка. Задачи и усло­вия общения. Признаки разговорного стиля речи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР. §13

Упр.104




5

94 – 95


Значение букв Е, Ё, Ю, Я. Разделительный Ь

2

Урок закре­пления изу­ченного

Употребление

-Ъ- и -Ь-.

Звуковое значение

букв Е, Ё, Ю, Я

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§40, упр.465,





5

96

Основные нормы лите­ратурного произноше­ния. Звуко­пись как вы­разительное средство устной речи

1

Урок закре­пления изу­ченного

Орфоэпия как раздел Языко­знания. Орфоэпические нор­мы. Орфоэпические словари и их использование в повсе­дневной жизни. Оценка соб­ственной и чужой речи с точ­ки зрения орфоэпических норм. Звукопись как вырази­тельное средство устной речи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 470 (2)

Сост. П по теме «Школа»




5

97

Системати­зация и по­вторение изученного по темам: «Фонетика. Графика. Орфогра­фия. Орфо­эпия»

1

Повторительно-обобщающий урок

Звук - основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классифи­кации, изменение звуков в речевом потоке. Правописа­ние гласных и согласных в корне. Фонетический разбор слова

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 480




5

98

Контрольный диктант по теме «Фонетика»

1

Контроль ЗУН

Звук - основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классифи­кации, изменение звуков в речевом потоке. Правописа­ние гласных и согласных в корне

Итоговый, контрольная работа

§30-43




5

99

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками, допущенными при выполнении теста

Промежуточный, письменный и устный

§30-43, упр.478




5

100

Рр. Рассуждение на грамматиче­скую тему о слове.

1

Урок разви­тия речи

Тема, план, композиционное построение, смысловая цельность устного рассуждения на грамматическую тему.

Промежуточный, индивидуальная устная работа

Подготовить рассуждение на предложенную тему.





6. Морфемика. Орфография (38 ч.)



6

101

Понятие о морфемике.

1

Урок усвое­ния новых знаний

Морфемика как раздел лин­гвистики о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языко­вых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упражнение 487,489




6

102

Основа слова и окончание

1

Комбинированный

Виды морфем. Окончание как словоизменительная морфема. Основа слова. Членение слова на морфемы

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§44, упр. 497, 505




6

103-104


Корень слова.

2

Комбинированный

Корень слова. Однокоренные слова. Орфограммы в корне слова. Исторические изменения в составе слова. Понятие об этимологии. Эти­мологические словари рус­ского языка

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§45, упр. 515, 520, 521(Устно)




6

105

Приставки

1

Урок закре­пления изу­ченного

Приставка как словообразо­вательная морфема и как значимая часть слова. Чле­нение слова на морфемы

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§46, упр.524




6

106

Суффиксы

1

Урок закре­пления изу­ченного

Суффикс как словообразова­тельная морфема и как зна­чимая часть слова. Членение слова на морфемы.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§46 Упр. 533




6

107

Рр. Книжные стили. Ха­рактеристи­ка научного стиля.

1

Урок разви­тия речи

Научный стиль, сфера его употребления. Термин, его роль в текстах научного стиля

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Что такое термин? (понять значение слова).




6

108 -109


Чередова­ние гласных и согласных звуков в кор­не слов. Полноглас­ные и не­полноглас­ные сочета­ния

2

Комбинированный

Чередование гласных и со­гласных звуков. Полноглас­ные и неполногласные соче­тания

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§49 Упр. 538, 553.




6

110

Морфемный разбор слова

1

Повторительно-обобщающий урок

Членение слова на морфе­мы. Морфемные словари русского языка

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Практ. С.163, упр. 560




6

111

Правописание корней

–КОС- - -КАС-, -ЛАГ- - -ЛОЖ-

1

Комбинированный

Правописание корней с че­редованием гласных А - О в корнях

- ЛАГ-/-ЛОЖ-, - КОС-/-КАС-

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§51, упр. 568, 571




6

112

Правописание корней

–РОС-,-РАСТ-,-РАЩ-

1

Урок усвоения нового материала

Правописание гласных А - О

в корнях - РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС-

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§ 51, упр.577, 578(устно)




6

113

Правописание корней

-ЗОР-,-ЗАР-, -ГОР-, -ГАР-

1

Комбинированный

Правописание гласных А-О в корнях -ГОР-/-ГАР-, -ЗОР- /-ЗАР-

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§51. Упр. 584, 585.




6

114

Рр. Художе­ственный стиль. Ме­тафора как средство выразитель­ности

2

Уроки раз­вития речи

Художественный стиль. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства ху­дожественного стиля речи. Метафора как средство вы­разительности

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§15 РР. Упр. 124 (придумать свой вариант продолжения сказки)




6

115-117

Чередующиеся гласные Е//И в корне слова. Правописание корней с чередованием А(Я)//ИМ, А(Я)//ИН

3

Комбинированный

Буква И в корнях с чередованием а(я)-им, ин.. графическое обозначение орфограмм

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§ 52, упр.595, 603, 604




6

118

Обобщение и система­тизация изу­ченного по теме «Чередование гласных в корне слова»

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание чередующих­ся гласных и согласных в корне слова

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§51-52, упр.598.




6

119

Контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН

Правописание чередующих­ся гласных и согласных в корне слова

Промежуточный, контрольная работа

Повторить словарные слова




6

120

Анализ кон­трольного диктанта

1

Урок коррек­ции

Работа над ошибками

Промежуточный, письменный и устный

§51-52, упр.597




6

121

Правописание гласных и согласных в неизменяемых приставках

1

Комбинированный

Правописание гласных и со­гласных в приставках, не из­меняющихся на письме. Членение слова на морфемы

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§53, упр.623, 625




6

122-123

Приставки на З-//С-

2

Урок усвоения нового материала

Правописание приставок, оканчивающихся на –З (-С)

Правописание приставок РОЗ-(РОС-)—РАЗ-(РАС-).

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§53, упр. 631, 638




6

124

Буква Ы после приставок на согласный

1

Урок усвое­ния нового материала

Буква -Ы- после приставок, оканчивающихся на соглас­ный

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§53, упр., 643




6

125-126

Рр. Изло­жение, близ­кое к тексту.

К.Г. Паустовский «Первый снег»

2

Уроки раз­вития речи

Тема, основная мысль, стиль текста, средства связи пред­ложений в тексте, простой план

Промежуточный, письменный

РР. С.82 Олицетворение Упр.142




6

127-129

Правописание приставок ПРИ-//ПРЕ-

3

Комбинированные уроки.

Практикум

Правописание приставок

–ПРИ -и -ПРЕ-

Самостоятельная работа.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§54 упр. 648, 656, , 664.




6

130-131

Словообразование.

Основные способы образования слов

2

Урок усвое­ния и закре­пления нового материала

Словообразование как раз­дел науки о языке. Основ­ные способы образования слов:

приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Определение основных способов слово­образования

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§47, упр.670, 676




6

132

Сложные и сложносо­кращенные слова

1

Урок усвое­ния нового материала

Сложение как способ слово­образования. Виды сложения

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§47, упр.680, 683




6

133

Словообра­зовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи

1

Комбинированный урок

Словообразовательный сло­варь, его назначение, струк­тура, содержание словарной статьи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§47, упр.679,682




6

134

Системати­зация и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Словообразова­ние. Орфо­графия»

1

Урок-практикум

Членение слова на морфе­мы. Словообразователь­ный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 685




6

135

Контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН

Членение слова на морфе­мы. Словообразователь­ный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок

Итоговый, контрольная работа

Слова с непроверяемыми орфограммами




6

136

Анализ диктанта

1

Урок коррекции

Работа над ошибками

Промежуточный, письменный и устный

§44-54, упр.687




6

137

Рр. Типы речи. Повествовать - значит рас­сказывать

1

Урок развития речи

Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последователь­ности действий в повество­вательном тексте. Рассказ как повествова­тельный жанр

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР. § 16, упр.145

§17, Упр.156






7. Лексикология и фразеология (24 ч.)



7

138-139

Лексиколо­гия как раз­дел науки о языке. Сло­варное бо­гатство рус­ского языка. Понятие о слове

2

Урок усвое­ния нового материала

Лексикология как раздел нау­ки о языке.

Лексика как словарный со­став, совокупность слов дан­ного языка

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§55, упр. 694, 695




7

140

Лексическое значение слова

Рр. Наш помощник – толковый словарь.

1

Урок закре­пления изу­ченного, развития речи

Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значе­ний слов. Толковые словари русского языка и их исполь­зование для определения, уточнения лексического зна­чения слов. Работа со словарём.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§56 Упр. 704

РР. §21, упр.198





7

141

Однозначные и многозначные слова

1

Комбинированные уроки

Однозначные и многознач­ные слова. Лексическое бо­гатство русского языка как источник выразительности речи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§57, упр. 718.




7

142

Прямое и переносное значение слова

1

Урок усвое­ния изучен­ного

Прямое и переносное зна­чение слова. Понимание ос­нования для переноса на­именования (сходство, сложность объектов или признаков)

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§58, упр. 722




7

143

Рр. Описание. Как описать предмет?

1

Урок разви­тия речи

Описание предмета. Строе­ние текста-описания. Науч­ное и художественное опи­сание. Виды описания. Эпитет.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР. §18, упр.166, 169 (устно)




7

144

Омонимы

1

Урок усвое­ния нового материала

Лексические омонимы как слова тождественные по звучанию и написанию, но не различные по лексическому значению. Различие омони­мов и многозначных слов в речи Творческое зада­ние: употребить омонимы в калам­бурах, загадках

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§59, упр. 728




7

145

Синонимы

1

Урок усвое­ния нового материала

Синонимы как слова близкие или тождественные по лек­сическому значению. Словари синонимов русского языка и их использование. Смысловые и стилистиче­ские различия синонимов

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§60, упр. 735




7

146

Синонимы. Лексический разбор сло­ва

1

Урок закре­пления изу­ченного

Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства свя­зи предложения в тексте и как средства устранения не­оправданного повторения. Употребление слова в точ­ном соответствии с его лек­сическим значением

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§60, упр.742




7

147

Антонимы

1

Комбинированный урок

Антонимы как слова, проти­воположные по лексическому значению. Словари антони­мов русского языка. Наблю­дение за использованием антонимов в художественных текстах

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§61

Упр. 752




7

148

Текстообразующая роль синонимов и антонимов

1

Урок развития речи

Подбор синонимов и антонимов – способы толкования слов

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР §22, упр.205, 215




7

149

Рр. Контрольное со­чинение о любимом животном

1

Урок разви­тия речи

Описание, животного. Отбор материала по плану. Тема, ос­новная мысль. Языковые особенности художественно­го стиля

Промежуточный, контрольная работа

РР §19, упр.182




7

150

Слова об­щеупотре­бительные и ограничен­ные в упот­реблении

1

Урок усвое­ния нового материала

Лексическая система русско­го языка с точки зрения упот­ребления слов разными группами людей. Общеупотребительная лек­сика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§62

Упр. 757




7

151

Историзмы, архаизмы, неологизмы


1

Урок усвое­ния нового материала

Устаревшие слова. Основ­ные причины появления устаревших слов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Основные при­чины появления неологизмов в процессе развития языка. Общеязыковые и индивиду­ально-авторские неологиз­мы.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§63,64, упр.764




7

152

Происхождение лексики русского языка. Старославянизмы.

1

Урок усвое­ния нового материала

Исконно русские и заимство­ванные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки - источники лексических заимст­вований. Старославянизмы. Понятие об этимологии.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§65, упр.776,779




7

153

Нейтраль­ные и стили­стически окрашенные слова. Сфе­ра их упот­ребления

1

Урок закре­пления изу­ченного

Нейтральные и стилистиче­ски окрашенные слова. Сфе­ра их употребления

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§55-65, упр.778




7

154

Фразеология как раздел лексиколо­гии

1

Урок усвое­ния нового материала

Фразеология как раздел лек­сикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Фразеологиче­ское богатство русского язы­ка. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеоло­гические словари русского языка.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§66, упр.785, 790.




7

155

Крылатые слова и выражения

1

Урок усвое­ния нового материала

Крылатые слова и выражения в письменной и устной речи

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Дать объяснение 3 крылатым выражениям




7

156

Рр. Рассу­ждение как тип речи

1

Урок разви­тия речи

Рассуждение как тип речи.

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

РР. Упр.190




7

157

Системати­зация и обобщение изученного по разделу «Лексиколо­гия и фра­зеология».

1

Повторительно-обобщающий урок

Выступление как основной; жанр научного стиля. Высту­пление учащихся по изучен­ному материалу в разделе «Лексикология и фразеоло­гия»

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

§55-66, упр.797




7

158

Рр. Контрольное изложение

1

Урок разви­тия речи.

Лексические средства связи предложений в тексте. Текстовые синонимы, антонимы. Родовидовые слова. Контрольное изложение (сжатое

Промежуточный, контрольная работа

РР. §24, упр.236,

242 (устно)




7

159

Контрольная работа

1

Урок кон­троля ЗУН

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омо­нимы, фразеологизмы

Итоговый, контрольная работа

Словарные слова




7

160

Анализ контрольной работы

1

Урок коррекции

Работа над ошибками

Промежуточный, письменный и устный

Упр. 705




7

161

Рр. Устное сочинение по картине

1

Уроки разви­тия речи

Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Промежуточный, устный

Рр: §24, упр. 241





8. Повторение материала, изученного в 5 классе (8 ч.)



8

162

Систематизация и обобщение изученного по орфографии.

1

Урок обобщения знаний

Повторить и обобщить изученное по орфографии

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр.819




8

163

Практикум по орфографии «Орфограммы-гласные»

1

Урок-практикум

Повторение правописания орфограмм-гласных в корнях, приставках и суффиксах слов

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 803, 815




8

164

Практикум по орфографии «Орфограммы-согласные»

1

Урок-практикум

Повторение правописания орфограмм-согласных в корне слов, на стыке корня и приставки

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 810, 813




8

165

Слитное и раздельное написание

1

Урок обобщения знаний

Повторение раздельного написания глаголов с не, местоимений и существительных с предлогами

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 820




8

166

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации.

1

Уроки обобщения знаний

Повторить и обобщить изученный материал по пунктуации

Текущий, индивидуальная письменная и устная работа

Упр. 830, 835




8

167

Контрольный итоговый диктант

1

Урок контроля ЗУН

Диктант с грамматическим заданием на повторение материала, изученного в 5 классе

Итоговый, контрольная работа

Упр.842




8

168

Анализ диктанта

1

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Итоговый, письменная и устная работа

Упр. 850




8

169

Знаешь ли ты русский язык?

1

Урок-игра

Обобщение в игровой форме изученного материала

Итоговый контроль, совместная работа






170

Итоговый урок

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!