№ темы | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | |
1. Введение (3 ч.) | |
1 | 1 | Книга – лучший друг | 1 | Вводный, урок- лекция | Знакомство с УМК и организацией занятий по русскому языку. Культура работы с книгой | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Теория с.8 Пр. упр.5 | | | |
1 | 2 | Роль языка в жизни общества | 1 | Урок изучения и нового материала | Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Свободное владение родным языком - признак культуры человека | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Пр.: упр. 7,10 Теория с.10-12 | | | |
1 | 3 | Рр. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи. | 1 | Урок развития речи | Речь как деятельность. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности. Устная и письменная форма речи. | Текущий, групповая работа | У.17-18 РР. §1-2 | | | |
2. Повторение изученного в начальной школе (9 ч.) | |
2 | 4 | Орфограмма | 1 | Комбинированный | Знакомство с понятием орфограмма. Орфографический разбор. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Т §1 упр. 17, 19 | | | |
2 | 5 – 6 | Правописание безударных гласных в корне слова и приставках | 2 | Совершенствование ЗУН | Однокоренные слова и форма одного и того же слова (два способа проверки слова). Правописание безударных гласных в приставках. Буквы и, у, а после шипящих. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 30, 36 | | | |
2 | 7 – 8 | Правописание согласных в корне слова. | 2 | Совершенствование ЗУН | Обобщение изученного. Повторение: подбор однокоренных слов для проверки правописания согласных. Правописание непроизносимых и удвоенных согласных | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр.43, 47,50 | | | |
2 | 9 | Повторение и закрепление изученного | 1 | Урок обобщения и систематизации | Повторить и обобщить изученный материал. Подготовка к контрольному диктанту. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | У. 51 | | | |
2 | 10 – 11 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Контроль ЗУН Урок коррекции знаний | Контрольный диктант «Повторение изученного в начальной школе» | Итоговый, контрольная работа | | | | |
2 | 12 | Рр. Что такое диалог и монолог? Как вести беседу? | 1 | Урок развития речи | Знакомство с диалогической и монологической речью. Рассмотрение примеров. Правила ведения беседы. | Текущий, индивидуальная устная работа | § 2 – 3, упр. 13. | | | |
3. Морфология и орфография (25 ч.) | |
3 | 13 | Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и орфография | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Уметь опознавать изученные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли в предложении, типичным окончаниям, различать части речи по вопросу, по значению | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §2 У. 53, 59 | | | |
3 | 14 – 15 | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Основные признаки имен существительных. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §4, упр. 62 | | | |
3 | 16 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание имен существительных: падежные окончания, мягкий знак после шипящих на конце существительных | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §4 Упр. 66, 70 | | | |
3 | 17 – 18 | Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Общее значение имени прилагательного и его роль в словосочетании и предложении. Склонение имен прилагательных. Самостоятельная работа. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §5, упр. 77(устно), 76 (письменно) | | | |
3 | 19 | Рр. Текст | 1 | Урок развития речи | Знакомство с признаками текста | Текущий, групповая работа | РР. Упр.32 | | | |
3 | 20 | Глагол как часть речи. Инфинитив -неопределённая форма глагола. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Глагол как часть речи. Инфинитив. Признаки глагола, его синтаксическая роль в предложении, роль глагола в речи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §6, упр. 80 | | | |
3 | 21 | Изменение глаголов по временам. НЕ с глаголами | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени». Способ проверки написания гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §6, упр. 89, 107 | | | |
3 | 22 – 23 | Спряжение глагола. Буква Ь в глаголе 2-го лица единственного числа. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Орфограмма «Ь в окончаниях 2 л.ед.ч». Ь в глаголе. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §6, упр.101, 106 | | | |
3 | 24 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Орфограмма -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. Самостоятельная работа. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 113 | | | |
3 | 25 – 26 | Рр. Что значит писать и говорить на тему? | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Тема текста. Заглавие как отражение темы текста. Обучение выборочному изложению текста. Изложение (упр. 38). | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР. §6 Сочинение (упр.39, 40) | | | |
3 | 27 – 28 | Наречие | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Наречие как самостоятельная часть речи. Неизменяемость как морфологический признак наречий. Правописание наречий. Роль наречий в речи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | § 7, упр. 118, 124 | | | |
3 | 29 – 30 | Местоимение | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Местоимение как часть речи. Личные местоимения, особенности их употребления в речи, раздельное написание с предлогами. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам (притяжательные, вопросительные, неопределенные). Орфограмма –дефис. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §8, упр. 131, 139 | | | |
3 | 31 – 32 | Служебные части речи (предлог, союз, частица) | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Предлог и союз как служебные части речи. Роль предлогов и союзов в речи, способы их различения. Орфограмма - пробел. Орфограмма – дефис. Частица как часть речи. Функции частиц. Орфограмма «Раздельное написание частиц с другими словами» | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | § 10-12, упр. 146, 153, 164 | | | |
3 | 33 | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | 1 | Урок - практикум | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §4-12, упр.172 | | | |
3 | 34 – 35 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» и его анализ. | 2 | Контроль ЗУН Урок коррекции знаний | Самостоятельные и служебные части речи. Правописание изученных частей речи. Гласные и согласные в корне | Итоговый, контрольная работа Письменная работа | Упр. 171 | | | |
3 | 36 | Рр. Обучение написанию сочинения об одном из летних происшествий. | 1 | Урок развития речи | Уметь писать и говорить на тему, используя типовой план сочинения, подбирать удачный заголовок, анализировать сочинения одноклассников, создавать собственное высказывание о том, что было интересно, что взволновало. | Промежуточный, письменный | РР. Упр. 43 | | | |
4 | 37 – 38 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Пунктуационный разбор | 2 | Урок усвоения нового материала. Комбинированный урок | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | § 13, упр. 191, 193 | | | |
4 | 39 – 40 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 2 | Урок усвоения нового материала | Предложение как единица синтаксиса и минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других единиц. Грамматическая основа предложения | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | § 14-15, упр. 200, 210 | | | |
4 | 41 | Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности восклицательных предложений. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | § 16, упр. 218 | | | |
4 | 42 | Рр. Основная мысль текста | 1 | Урок развития речи | Основная мысль высказывания, пересказ текста. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР.§7 Упр. 52 | | | |
4 | 43 – 44 | Члены предложения. Главные члены предложения | 2 | Комбинированный урок | Синтаксическая структура предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §17, упр. 222, 232 | | | |
4 | 45 | Синтаксический разбор предложения | 1 | Урок усвоения нового материала | Порядок синтаксического разбора. Способы выражения главных членов предложения. Односоставные и двусоставные предложения. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §17, упр. 230 | | | |
4 | 46 – 47 | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | Урок усвоения нового материала | Знакомство с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §17, упр. 236, 239 | | | |
4 | 48 – 49 | Рр. Контрольное изложение, близкое к тексту | 2 | Урок развития речи | Изложение, близкое к тексту | Промежуточный, письменный | РР. §7 | | | |
4 | 50 | Строение словосочетаний | 1 | Урок усвоения нового материала | Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетаний; смысловая и грамматическая связь слов в словосочетаниях | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §19- 20, упр. 274 | | | |
4 | 51 | Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний | 1 | Урок усвоения нового материала | Сочинительные и подчинительные словосочетания, их особенности. Последовательность выделения словосочетаний в предложениях | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §19-20, упр. 279 | | | |
4 | 52 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН | Запись аудируемого текста в соответствии с нормами письма, выполнение различных видов языкового разбора | Промежуточный, контрольная работа | §19-20 | | | |
4 | 53 | Анализ диктанта | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности | Промежуточный, письменный и устный | §19-20, упр.273, 275 | | | |
4 | 54 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Общее представление о второстепенных членах предложения | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | § 18, упр. 247(у), 248 (п) | | | |
4 | 55 | Определение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определение. Способы его выражения. Соотношение морфологического (падежного) и синтаксического (смыслового) вопросов к определению (в случаях их несовпадения) | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §18,Упр. 252 | | | |
4 | 56 | Дополнение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Дополнение. Несовпадение падежного вопроса к дополнению с вопросом члена предложения. Употребление дополнений при конструировании предложений | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §18, Упр. 257, | | | |
4 | 57 | Обстоятельство | 1 | Урок усвоения новых знаний | Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Определение значения обстоятельств по синтаксическим (смысловым) вопросам | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §18, Упр. 268, | | | |
4 | 58 | Повторение по теме: «Второстепенные члены предложения» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Второстепенные члены предложения. Стилистическая роль второстепенных членов предложения и их использование как средство связи предложений в тексте | Промежуточный, письменный | §17-18, упр.267 | | | |
4 | 59 | Рр. Для чего нужен план | 1 | Урок развития речи | План как средство организации текста. Членение текста на смысловые части. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР. §8 упр.56 | | | |
4 | 60 | Предложения с однородными членами | 1 | Урок усвоения новых знаний | Однородные члены предложения, их признаки. Средства связи однородных членов предложения | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §21, упр. 289 | | | |
4 | 61 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Урок закрепления изученного | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Союзы как сигнал появления пунктограммы в простом и сложном предложении | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §21 Упр. 292 | | | |
4 | 62 | Обобщающее слово в предложении с однородными членами | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающем слове | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §21, упр.294 | | | |
4 | 63 | Предложения с обращениями | 1 | Урок усвоения новых знаний | Обращение, его роль, интонация предложений с обращениями, знаки препинания при обращении | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §22, упр.305. 311 | | | |
4 | 64 – 65 | Рр. Как связать предложения в тексте? Цепная связь предложений в тексте. Обращение как средство связи. | 1 | Урок развития речи | Основные способы и средства связи предложений в тексте. Цепная связь. Обращение - способ и средство связи предложений в тексте. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР. §9, упр.76 РР. §10, упр.79 | | | |
4 | 66 – 67 | Предложения с вводными словами | 2 | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Вводные слова. Группы вводных слов по значению. Использование вводных слов как средство связи предложений. Знаки препинания в предложениях с вводными словами | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §23, упр. 317, 322 | | | |
4 | 68 | Сложные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Сложные предложения: союзные и бессоюзные | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §24, упр. 327 | | | |
4 | 69 – 70 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении предложения | 2 | Урок усвоения и закрепления новых знаний | Сложные предложения: союзные и бессоюзные. Запятая в ССП, СПП, БСП | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §25-26, упр. 331 | | | |
4 | 71 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | 1 | Комбинированный | Запятая в сложном предложении между частями | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §25-26, упр.333 | | | |
4 | 72 | Сложное предложение, его использование в речи | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Сложное предложение, его признаки, знаки препинания в сложном предложении (запятая), использование сложных предложений в речи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §25-26, упр.339, 340(устно) | | | |
4 | 73 | Рр. Письмо. | 1 | Урок развития речи | Знакомство с компонентами письма. Анализ структуры письма. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Написать письмо | | | |
4 | 74 | Самостоятельная работа «Сложное предложение». | 1 | Контроль ЗУН | Сложное предложение, его признаки, знаки препинания в сложном предложении (запятая), использование сложных предложений в речи, знаки препинания в простом предложении | Промежуточный, самостоятельная работа | §24-26 | | | |
4 | 75 | Анализ самостоятельной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками, допущенными при выполнении теста | Промежуточный, письменный и устный | §24-26, упр.336 | | | |
4 | 76 – 77 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 2 | Урок усвоения новых знаний | Прямая речь как способ передачи чужой речи. Особенности строения и пунктуации предложений с прямой речью. Речевой этикет в предложениях с прямой речью | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §27, упр.347,349 | | | |
4 | 78 | Диалог. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Диалог. Этика общения. Знаки препинания при диалоге и прямой речи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §28, упр. 352, 353(устно) | | | |
4 | 79 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводными словами, в сложном предложении | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §27-28, упр. 361 | | | |
4 | 80 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН | Уметь записывать аудируемый текст в соответствии с нормами письма, выполнять различные виды языкового разбора | Итоговый, контрольная работа | §27-28 | | | |
4 | 81 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками, допущенными при выполнении диктанта | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §27-28 Упр. 355 | | | |
5. Фонетика. Графика. Орфоэпия (18 ч.) | |
5 | 82 | Основные разделы науки о русском языке. Понятие о литературном языке | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о литературном языке. Нормативность - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма. Виды языковых норм. Культура речи - часть общей культуры человека. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §29-30, упр. 375 | | | |
5 | 83 | Звуки речи и буквы. Алфавит | 1 | Комбинированный | Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §31-33 (6), упр. 389 | | | |
5 | 84 | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса | 1 | Комбинированный | Система гласных и согласных звуков русского языка. Гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сонорные согласные. Особенности произношения, написания слова с помощью элементов транскрипции. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Правила переноса. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §34,35, упр. 393 | | | |
5 | 85 | Ударение. Омографы. Рр. Учитесь выразительно читать | 1 | Урок усвоения новых знаний, развития речи | Особенности ударения в русском языке. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности выразительного чтения: темп, тон, логическое ударение, интонация | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §36, упр. 401 РР §12, упр.98 | | | |
5 | 86 | Рр. Фрагменты текста. Сжатое изложение повествовательного текста | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, развитие темы в тексте, композиционные части текста. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР §11, упр. 80 | | | |
5 | 87 | Орфограмма. Типы орфограмм | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятия сильной и слабой позиции звуков как основа понимания орфограммы. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Теория с.12, упр.408, 418 | | | |
5 | 88 | Гласные после шипящих в корне слова | 1 | Комбинированный урок | Правописание гласных И, У, А; ё-0 после шипящих в корне слова. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §41 Упр.423, 426 | | | |
5 | 89 | Гласные буквы И-Ы после Ц | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правописание гласных после -Ц- в корне, окончаниях, суффиксах. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §41, упр.432 | | | |
5 | 90 | Звонкие и глухие согласные | 1 | Комбинированный | Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение буквы и звука. Особенности произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §37, упр. 439, 450 | | | |
5 | 91 | Правописание непроизносимых согласных, слов с двойными согласными | 1 | Комбинированный | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §37, упр.448. | | | |
5 | 92 | Твёрдые и мягкие согласные | 1 | Комбинированный | Согласные мягкие и твердые. Использование Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §38,39 Упр.459 | | | |
5 | 93 | Рр. Функциональные стили речи. Разговорный стиль | 1 | Урок развития речи | Функциональные разновидности языка. Задачи и условия общения. Признаки разговорного стиля речи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР. §13 Упр.104 | | | |
5 | 94 – 95 | Значение букв Е, Ё, Ю, Я. Разделительный Ь | 2 | Урок закрепления изученного | Употребление -Ъ- и -Ь-. Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §40, упр.465, | | | |
5 | 96 | Основные нормы литературного произношения. Звукопись как выразительное средство устной речи | 1 | Урок закрепления изученного | Орфоэпия как раздел Языкознания. Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Звукопись как выразительное средство устной речи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 470 (2) Сост. П по теме «Школа» | | | |
5 | 97 | Систематизация и повторение изученного по темам: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Звук - основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классификации, изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне. Фонетический разбор слова | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 480 | | | |
5 | 98 | Контрольный диктант по теме «Фонетика» | 1 | Контроль ЗУН | Звук - основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классификации, изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне | Итоговый, контрольная работа | §30-43 | | | |
5 | 99 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками, допущенными при выполнении теста | Промежуточный, письменный и устный | §30-43, упр.478 | | | |
5 | 100 | Рр. Рассуждение на грамматическую тему о слове. | 1 | Урок развития речи | Тема, план, композиционное построение, смысловая цельность устного рассуждения на грамматическую тему. | Промежуточный, индивидуальная устная работа | Подготовить рассуждение на предложенную тему. | | | |
6. Морфемика. Орфография (38 ч.) | |
6 | 101 | Понятие о морфемике. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Морфемика как раздел лингвистики о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упражнение 487,489 | | | |
6 | 102 | Основа слова и окончание | 1 | Комбинированный | Виды морфем. Окончание как словоизменительная морфема. Основа слова. Членение слова на морфемы | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §44, упр. 497, 505 | | | |
6 | 103-104 | Корень слова. | 2 | Комбинированный | Корень слова. Однокоренные слова. Орфограммы в корне слова. Исторические изменения в составе слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §45, упр. 515, 520, 521(Устно) | | | |
6 | 105 | Приставки | 1 | Урок закрепления изученного | Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §46, упр.524 | | | |
6 | 106 | Суффиксы | 1 | Урок закрепления изученного | Суффикс как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §46 Упр. 533 | | | |
6 | 107 | Рр. Книжные стили. Характеристика научного стиля. | 1 | Урок развития речи | Научный стиль, сфера его употребления. Термин, его роль в текстах научного стиля | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Что такое термин? (понять значение слова). | | | |
6 | 108 -109 | Чередование гласных и согласных звуков в корне слов. Полногласные и неполногласные сочетания | 2 | Комбинированный | Чередование гласных и согласных звуков. Полногласные и неполногласные сочетания | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §49 Упр. 538, 553. | | | |
6 | 110 | Морфемный разбор слова | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Членение слова на морфемы. Морфемные словари русского языка | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Практ. С.163, упр. 560 | | | |
6 | 111 | Правописание корней –КОС- - -КАС-, -ЛАГ- - -ЛОЖ- | 1 | Комбинированный | Правописание корней с чередованием гласных А - О в корнях - ЛАГ-/-ЛОЖ-, - КОС-/-КАС- | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §51, упр. 568, 571 | | | |
6 | 112 | Правописание корней –РОС-,-РАСТ-,-РАЩ- | 1 | Урок усвоения нового материала | Правописание гласных А - О в корнях - РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС- | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | § 51, упр.577, 578(устно) | | | |
6 | 113 | Правописание корней -ЗОР-,-ЗАР-, -ГОР-, -ГАР- | 1 | Комбинированный | Правописание гласных А-О в корнях -ГОР-/-ГАР-, -ЗОР- /-ЗАР- | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §51. Упр. 584, 585. | | | |
6 | 114 | Рр. Художественный стиль. Метафора как средство выразительности | 2 | Уроки развития речи | Художественный стиль. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства художественного стиля речи. Метафора как средство выразительности | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §15 РР. Упр. 124 (придумать свой вариант продолжения сказки) | | | |
6 | 115-117 | Чередующиеся гласные Е//И в корне слова. Правописание корней с чередованием А(Я)//ИМ, А(Я)//ИН | 3 | Комбинированный | Буква И в корнях с чередованием а(я)-им, ин.. графическое обозначение орфограмм | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | § 52, упр.595, 603, 604 | | | |
6 | 118 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Чередование гласных в корне слова» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание чередующихся гласных и согласных в корне слова | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §51-52, упр.598. | | | |
6 | 119 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН | Правописание чередующихся гласных и согласных в корне слова | Промежуточный, контрольная работа | Повторить словарные слова | | | |
6 | 120 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок коррекции | Работа над ошибками | Промежуточный, письменный и устный | §51-52, упр.597 | | | |
6 | 121 | Правописание гласных и согласных в неизменяемых приставках | 1 | Комбинированный | Правописание гласных и согласных в приставках, не изменяющихся на письме. Членение слова на морфемы | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §53, упр.623, 625 | | | |
6 | 122-123 | Приставки на З-//С- | 2 | Урок усвоения нового материала | Правописание приставок, оканчивающихся на –З (-С) Правописание приставок РОЗ-(РОС-)—РАЗ-(РАС-). | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §53, упр. 631, 638 | | | |
6 | 124 | Буква Ы после приставок на согласный | 1 | Урок усвоения нового материала | Буква -Ы- после приставок, оканчивающихся на согласный | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §53, упр., 643 | | | |
6 | 125-126 | Рр. Изложение, близкое к тексту. К.Г. Паустовский «Первый снег» | 2 | Уроки развития речи | Тема, основная мысль, стиль текста, средства связи предложений в тексте, простой план | Промежуточный, письменный | РР. С.82 Олицетворение Упр.142 | | | |
6 | 127-129 | Правописание приставок ПРИ-//ПРЕ- | 3 | Комбинированные уроки. Практикум | Правописание приставок –ПРИ -и -ПРЕ- Самостоятельная работа. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §54 упр. 648, 656, , 664. | | | |
6 | 130-131 | Словообразование. Основные способы образования слов | 2 | Урок усвоения и закрепления нового материала | Словообразование как раздел науки о языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Определение основных способов словообразования | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §47, упр.670, 676 | | | |
6 | 132 | Сложные и сложносокращенные слова | 1 | Урок усвоения нового материала | Сложение как способ словообразования. Виды сложения | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §47, упр.680, 683 | | | |
6 | 133 | Словообразовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи | 1 | Комбинированный урок | Словообразовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §47, упр.679,682 | | | |
6 | 134 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 | Урок-практикум | Членение слова на морфемы. Словообразовательный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 685 | | | |
6 | 135 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН | Членение слова на морфемы. Словообразовательный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок | Итоговый, контрольная работа | Слова с непроверяемыми орфограммами | | | |
6 | 136 | Анализ диктанта | 1 | Урок коррекции | Работа над ошибками | Промежуточный, письменный и устный | §44-54, упр.687 | | | |
6 | 137 | Рр. Типы речи. Повествовать - значит рассказывать | 1 | Урок развития речи | Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в повествовательном тексте. Рассказ как повествовательный жанр | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР. § 16, упр.145 §17, Упр.156 | | | |
7. Лексикология и фразеология (24 ч.) | |
7 | 138-139 | Лексикология как раздел науки о языке. Словарное богатство русского языка. Понятие о слове | 2 | Урок усвоения нового материала | Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §55, упр. 694, 695 | | | |
7 | 140 | Лексическое значение слова Рр. Наш помощник – толковый словарь. | 1 | Урок закрепления изученного, развития речи | Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов. Работа со словарём. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §56 Упр. 704 РР. §21, упр.198 | | | |
7 | 141 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Комбинированные уроки | Однозначные и многозначные слова. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §57, упр. 718. | | | |
7 | 142 | Прямое и переносное значение слова | 1 | Урок усвоения изученного | Прямое и переносное значение слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, сложность объектов или признаков) | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §58, упр. 722 | | | |
7 | 143 | Рр. Описание. Как описать предмет? | 1 | Урок развития речи | Описание предмета. Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описания. Эпитет. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР. §18, упр.166, 169 (устно) | | | |
7 | 144 | Омонимы | 1 | Урок усвоения нового материала | Лексические омонимы как слова тождественные по звучанию и написанию, но не различные по лексическому значению. Различие омонимов и многозначных слов в речи Творческое задание: употребить омонимы в каламбурах, загадках | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §59, упр. 728 | | | |
7 | 145 | Синонимы | 1 | Урок усвоения нового материала | Синонимы как слова близкие или тождественные по лексическому значению. Словари синонимов русского языка и их использование. Смысловые и стилистические различия синонимов | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §60, упр. 735 | | | |
7 | 146 | Синонимы. Лексический разбор слова | 1 | Урок закрепления изученного | Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложения в тексте и как средства устранения неоправданного повторения. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §60, упр.742 | | | |
7 | 147 | Антонимы | 1 | Комбинированный урок | Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §61 Упр. 752 | | | |
7 | 148 | Текстообразующая роль синонимов и антонимов | 1 | Урок развития речи | Подбор синонимов и антонимов – способы толкования слов | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР §22, упр.205, 215 | | | |
7 | 149 | Рр. Контрольное сочинение о любимом животном | 1 | Урок развития речи | Описание, животного. Отбор материала по плану. Тема, основная мысль. Языковые особенности художественного стиля | Промежуточный, контрольная работа | РР §19, упр.182 | | | |
7 | 150 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | 1 | Урок усвоения нового материала | Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §62 Упр. 757 | | | |
7 | 151 | Историзмы, архаизмы, неологизмы | 1 | Урок усвоения нового материала | Устаревшие слова. Основные причины появления устаревших слов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Основные причины появления неологизмов в процессе развития языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §63,64, упр.764 | | | |
7 | 152 | Происхождение лексики русского языка. Старославянизмы. | 1 | Урок усвоения нового материала | Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки - источники лексических заимствований. Старославянизмы. Понятие об этимологии. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §65, упр.776,779 | | | |
7 | 153 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления | 1 | Урок закрепления изученного | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §55-65, упр.778 | | | |
7 | 154 | Фразеология как раздел лексикологии | 1 | Урок усвоения нового материала | Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §66, упр.785, 790. | | | |
7 | 155 | Крылатые слова и выражения | 1 | Урок усвоения нового материала | Крылатые слова и выражения в письменной и устной речи | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Дать объяснение 3 крылатым выражениям | | | |
7 | 156 | Рр. Рассуждение как тип речи | 1 | Урок развития речи | Рассуждение как тип речи. | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | РР. Упр.190 | | | |
7 | 157 | Систематизация и обобщение изученного по разделу «Лексикология и фразеология». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Выступление как основной; жанр научного стиля. Выступление учащихся по изученному материалу в разделе «Лексикология и фразеология» | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | §55-66, упр.797 | | | |
7 | 158 | Рр. Контрольное изложение | 1 | Урок развития речи. | Лексические средства связи предложений в тексте. Текстовые синонимы, антонимы. Родовидовые слова. Контрольное изложение (сжатое | Промежуточный, контрольная работа | РР. §24, упр.236, 242 (устно) | | | |
7 | 159 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля ЗУН | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы | Итоговый, контрольная работа | Словарные слова | | | |
7 | 160 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции | Работа над ошибками | Промежуточный, письменный и устный | Упр. 705 | | | |
7 | 161 | Рр. Устное сочинение по картине | 1 | Уроки развития речи | Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | Промежуточный, устный | Рр: §24, упр. 241 | | | |
8. Повторение материала, изученного в 5 классе (8 ч.) | |
8 | 162 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии. | 1 | Урок обобщения знаний | Повторить и обобщить изученное по орфографии | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр.819 | | | |
8 | 163 | Практикум по орфографии «Орфограммы-гласные» | 1 | Урок-практикум | Повторение правописания орфограмм-гласных в корнях, приставках и суффиксах слов | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 803, 815 | | | |
8 | 164 | Практикум по орфографии «Орфограммы-согласные» | 1 | Урок-практикум | Повторение правописания орфограмм-согласных в корне слов, на стыке корня и приставки | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 810, 813 | | | |
8 | 165 | Слитное и раздельное написание | 1 | Урок обобщения знаний | Повторение раздельного написания глаголов с не, местоимений и существительных с предлогами | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 820 | | | |
8 | 166 | Систематизация и обобщение изученного по пунктуации. | 1 | Уроки обобщения знаний | Повторить и обобщить изученный материал по пунктуации | Текущий, индивидуальная письменная и устная работа | Упр. 830, 835 | | | |
8 | 167 | Контрольный итоговый диктант | 1 | Урок контроля ЗУН | Диктант с грамматическим заданием на повторение материала, изученного в 5 классе | Итоговый, контрольная работа | Упр.842 | | | |
8 | 168 | Анализ диктанта | 1 | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | Итоговый, письменная и устная работа | Упр. 850 | | | |
8 | 169 | Знаешь ли ты русский язык? | 1 | Урок-игра | Обобщение в игровой форме изученного материала | Итоговый контроль, совместная работа | | | | |
| 170 | Итоговый урок | 1 | | | | | | | |