СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для СПО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучающихся СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для СПО»

28

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»


























2016 г.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор Гончаров А.М.
______________________

«_______»_____________2016 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература.

Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах образовательных программ СПО по специальностям:
15.02.08 «Технология машиностроения» с углубленной подготовкой
23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» с углубленной подготовкой
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
15.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
27.02.02 «Техническое регулирование и управление качеством»
08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»



Организация-разработчик: ГОБПОУ

«Липецкий машиностроительный колледж»


Разработчик: Зюзина Н.П., преподаватель


ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой комиссии Заместитель директора
иностранных языков и по учебной работе
филологических дисциплин


Протокол №______
от «____»____________2016г.


Председатель цикловой
комиссии ИЯ и ФД
________________________ __________________________
Л.А. Кучева Н.Н. Шульгина







Содержание


Пояснительная записка.................................................................................... 4

Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык и литература.

Русский язык»................................................................................................... 5

Место учебной дисциплины в учебном плане............................................... 8

Результаты освоения учебной дисциплины.................................................... 8

Содержание учебной дисциплины................................................................... 11

Тематическое планирование............................................................................ 25

Характеристика основных видов деятельности обучающихся.................... 44

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.

Русский язык» ……………………………………………………………….... 50

Рекомендуемая литература............................................................................... 52































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена СПО на базе основного общего образования.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» », в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования.

Содержание рабочей программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена (ППССЗ).

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» разработана в соответствии рекомендациями Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») на основании примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 380 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.

Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения. Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях,реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.

Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена.



МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

1. Язык и речь. Функциональные стили речи

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

Практические занятия

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Анализ структуры текста.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-.

Правописание и/ы после приставок.

Практические занятия

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

Наблюдение над выразительными средствами фонетики


3. Лексикология и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практические занятия

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

Лексический и фразеологический анализ слова.

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.

Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.


4. Морфемика, словообразование, орфография

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором одно коренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

Практические занятия

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.


5. Морфология и орфография

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Практические занятия

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.

Сопоставление лексического и грамматического значения слов.

Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся.

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.


6. Синтаксис и пунктуация

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.

Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения

к нему.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Практические занятия

Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.


Наблюдение над существенными признаками словосочетания.

Особенности употребления словосочетаний.

Синонимия словосочетаний.

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.

Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.












Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

• Русский язык среди других языков мира.

• Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

• Языковой портрет современника.

• Молодежный сленг и жаргон.

• Деятельность М. В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.

• А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

• Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.

• Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

• Язык и культура.

• Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.

• Вопросы экологии русского языка.

• Виды делового общения, их языковые особенности.

• Языковые особенности научного стиля речи.

• Особенности художественного стиля.

• Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.

• Экспрессивные средства языка в художественном тексте.

• СМИ и культура речи.

• Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

• Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.

• Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

• Русское письмо и его эволюция.

• Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

• Антонимы и их роль в речи.

• Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.

• Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

• В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

• Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

• Исторические изменения в структуре слова.

• Учение о частях речи в русской грамматике.

• Грамматические нормы русского языка.

• Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).

• Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).

• Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.

• Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.

• Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,употребление.

• Слова-омонимы в морфологии русского языка.

• Роль словосочетания в построении предложения.

• Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

• Синтаксическая роль инфинитива.

• Предложения с однородными членами и их функции в речи.

• Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

• Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

• Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.

• Синонимика простых предложений.

• Синонимика сложных предложений.

• Использование сложных предложений в речи.

• Способы введения чужой речи в текст.

• Русская пунктуация и ее назначение.

• Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.






























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки - 78 часов;

самостоятельной работы - 39 часов.



Объем учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.

РУССКИЙ ЯЗЫК»

и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы

-

практические работы

28

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

39

в том числе:


домашние задания

39

Итоговая аттестация в форме экзамена
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.

РУССКИЙ ЯЗЫК»


Вид учебной деятельности

Количество часов

Введение.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

2


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практические занятия – не предусмотрены.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий (подготовка рефератов). Примерная тематика рефератов:

«Язык и его функции»;

«Русский язык в современном мире»;

«Язык и культура».

2

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.




16

Тема 1.1. Виды речевой деятельности.


Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

2




Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практические занятия – не предусмотрены.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий (подготовка рефератов). Примерная тематика рефератов:

«Культура речи» нормы русского языка»;

«Русское письмо и его эволюция»;

«Местные диалекты. Сфера их использования».

2

Тема 1.2. Научный стиль речи.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Признаки и разновидности научного стиля (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная, специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов по специальности. Научное сообщение как основные языковые особенности научного стиля: фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические. Типичные нарушения норм научного стиля. Терминологические словари.





2






Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Примерная тематика домашних заданий:

- анализ текста (пример научного стиля речи);

- составление плана, тезисов.

2

Тема 1.3. Официально-деловой и публицистический стиль речи.











Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Разновидности официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили. Языковые особенности официально-делового стиля. Типичные нарушения норм официально-делового стиля. Деловые бумаги и официальные документы. Из истории русского делового письма. Общие функции документа. Требования к оформлению реквизитов документов. Структура и содержание служебных документов.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Сфера использования публицистического стиля: информативность, сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, эмоциональность. Разновидности публицистического стиля: газетный, стиль радио – и телепублицистики, ораторская речь. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк. Устные выступления. Дискуссия.








2


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено


-

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Примерная тематика домашних заданий:

- анализ текста (пример публицистического стиля речи);

- подготовка устных выступлений на заданную тему;

- подготовка дискуссии на заданную тему;

- составление деловых бумаг: заявление, доверенность, расписка, резюме.

2


Тема 1.4.

Художественный

стиль речи.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Язык как первоэлемент художественной литературы. Особое место языка художественной литературы в национальном языке. Связь языка художественной литературы с функциональными стилями речи. Особенности художественного стиля речи: образность, художественная конкретизация (перевод понятий в конкретные художественные образы); стилистическая неоднородность, широкая свобода в использовании всех средств языка, индивидуальность слога.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

Стилистические функции порядка слов.


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №1 «Синтаксические нормы русского языка».

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-


Самостоятельная работа. – не предусмотрена.

-

Тема 1.5. Текст как произведение речи.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, антитеза). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Лингвистический анализ текста.




2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-


Самостоятельная работа. - не предусмотрена.

-




Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.



10

Тема 2.1 Фонетические единицы. Орфоэпические нормы.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.






Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №2 «Фонетические единицы. Орфоэпические нормы русского языка».

2

Самостоятельная работа – не предусмотрена.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Тема 2.2. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Правописание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Твердые и мягкие согласные. Парные и непарные согласные по твердости-мягкости. Парные и непарные согласные по звонкости-глухости. Правописание двойных согласных на стыке морфем, в корне слова. Слова для запоминания.


2

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Самостоятельная работа – не предусмотрена.

-

Лабораторные работы – не предусмотрены.

-

Тема 2.3. Употребление буквы Ь.


Буквы -ъ- и -ь- разделительные.

Буква -ь- неразделительная: правописание -ь- после мягких согласных, после шипящих, в глаголах неопределенной формы.

2




Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-


Тема 2.4. Правописание О-Ё после шипящих и Ц. Приставки на З-С.

Буквы И-Ы после приставок.





Правила правописания гласных букв о-ë после шипящих и -ц-.

Слова-исключения.

Правила правописания приставок на з-с. Приставки, изменяющиеся и не изменяющиеся на письме. Морфологический принцип написания. Правила правописания букв ы-и после приставок. Приставки меж- и сверх-


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №3 «Правописание О-Ё после шипящих и Ц . Слова – исключения. Приставки на З-С. Буквы И-Ы после приставок.»

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа – не предусмотрена.

-
















Раздел3. Лексикология и фразеология.



4

Тема 3.1. Слово в лексической системе.






Слово в лексической системе. Лексическое и грамматическое значение слов. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора. Метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.









Практическое занятие №4 «Лексические нормы русского языка».

2

Лабораторные работы – не предусмотрены.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа – не предусмотрена.

-

Тема 3.2. Фразеология.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.



2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Самостоятельная работа – не предусмотрена.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.



20

Тема 4.1. Морфема. Способы словообразования.








Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования. Словообразовательный анализ.

Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Понятие об этимологии.




2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: подготовка рефератов на тему «Строение

русского слова в русском языке».

2

Тема 4.2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Правописание чередующих гласных е-и , а-о в корнях слов: бир-бер, кас-кос, гар-гор, зар-зор, плав-плов, скак-скоч, раст-ращ-рос, равн-ровн. Слова-исключения.


2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа : интернет – информация( подготовка и выполнение заданий ЕГЭ на данную тему. Выполнение тестовых заданий).

2

Тема 4.3. Правописание приставок ПРИ-/-ПРЕ-




Правила правописания приставок при-/-пре-. Выбор гласных от смыслового значения приставки и от возможности проверить их ударением.

2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа : выполнение тестовых заданий по данной теме( см. сборник ЕГЭ под ред. И.П.Цыбулько 2014, см. Репетитор по русскому языку Г.Ф.Рахимкулова, А.А.Чернавина).

2

Тема 4.4. Правописание сложных слов.






Правила правописания сложных слов. Соединительные гласные в сложных словах. Сложные существительные. Правописание существительных с пол-. Правописание сложных прилагательных.


2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Самостоятельная работа : выполнение тестовых заданий по данной теме( см. сборник ЕГЭ под ред. И.П.Цыбулько 2014, см. Репетитор по русскому языку Г.Ф.Рахимкулова, А.А.Чернавина).

2

Тема 4.5.

Орфография.

Практическое занятие №5

Тестирование по различным видам орфограмм с творческим заданием

2


Лабораторные работы – не предусмотрены.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: выполнение заданий по сборнику ЕГЭ 2014-2016г. Интернет – информация ( выполнение заданий ФИПИ на все виды орфограмм).

2

Раздел 5 Морфология и орфография.


26

Тема 5.1. Имя существительное.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж имен существительных. Склонение. Правописание окончаний имен существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имен существительных в речи.




Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практические занятия №6 « Морфологические нормы русского языка».

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа. Реферат на тему «Разносклоняемые существительные», «Несклоняемые существительные в русском языке»

2

Тема 5.2. Имя прилагательное.




Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных в речи.

2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практические занятия – не предусмотрены.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий по сборнику « Репетитор по русскому языку. Готовимся к ЕГЭ. Г.Ф.Рахимкулова, А.А.Чернавина»

2

Тема 5.3. Имя числительное.

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание порядковых и количественных числительных. Морфологический разбор. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №7 «Имя числительное»

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 5.4. Местоимение.

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Значение местоимения. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №8 « Правила правописания неопределённых и отрицательных местоимений.»

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий по сборнику « Репетитор по русскому языку. Готовимся к ЕГЭ. Г.Ф.Рахимкулова, А.А.Чернавина»

2

Тема 5.5. Глагол.

Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи.

-

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №9 « Глагол. Правописание личных окончаний глагола».

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа : интернет – информация. Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради « Модульный курс. Я сдам ЕГЭ. Методика подготовки» 2016г.


2

Тема 5.6. Причастие.






Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н-,-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №10 « Причастие. Правописание действительных и страдательных причастий. Н-НН в причастиях» .

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: тренировочные упражнения на постановку знаков препинания при причастном обороте.( Рабочая тетрадьЕГЭ 2016г.)

2

Тема 5.7. Деепричастие.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастиями.


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №11 « Деепричастие. Знаки препинания при деепричастных оборотах.»

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: тренировочные упражнения на постановку знаков препинания при деепричастном обороте. .( Рабочая тетрадьЕГЭ 2016г.)

2

Тема 5.8. Наречие.










Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий слитно, раздельно, через дефис. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №12 «Наречие. Правописание наречий слитно, раздельно, через дефис».

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: тренировочные упражнения на слитное, раздельное и дефисное написание наречий.( Рабочая тетрадьЕГЭ 2016г.)

2

Тема 5.9. Предлог как часть речи.


Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.


2


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: тренировочные упражнения на правописание производных предлогов. .( Рабочая тетрадьЕГЭ 2016г.)

1

Тема 5.10. Союз как часть речи.


Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.


2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 5.11. Частица как часть речи.






Частица как часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.


2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.


42

Тема 6.1. Словосочетание. Простое предложение.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения. Синтаксический разбор. Значение словосочетания в построении предложения.

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные

предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.







2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 6.2. Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинаний в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.



2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие - не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 6.3. Обособленные и уточняющие члены предложения.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособлений приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.



2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие - не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 6.4. Вводные слова и предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.



2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие - не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 6.5. Обращение. Междометие.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.



2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 6.6. Прямая и косвенная речь. Цитаты. Диалог.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.


2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 6.7. Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.


2



Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 6.8. Сложноподчиненное предложение.




Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование СПП в разных типах и стилях речи.


2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа - не предусмотрена.

-

Тема 6.9. Бессоюзное сложное предложение.


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). Использование бессоюзных сложных предложений в речи.



Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №13 «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: подготовка рефератов « Использование сложных предложений в речи».

«Русская пунктуация и её значение».

«Порядок слов в предложении и его роль в организации текста».

2

Тема 6.10. Предложения с разными видами связи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).


Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие №14 «Знаки препинания в предложениях с разными видами связи»

2

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 2014 – 2016г. Репетитор Г.Ф.Рахимкулова, А.А.Чернавина, рабочая тетрадь « Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. Методика подготовки» 2016г.

2

Тема 6.11. Сложное синтаксическое целое. Период.



Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

Лабораторные работы - не предусмотрены.

-

Практическое занятие – не предусмотрено.

-

Контрольные работы – не предусмотрены.

-

Самостоятельная работа: подготовка рефератов по темам: «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом», «Словари русского языка и сфера их использования», «Использование сложных предложений в речи», «Синонимия сложных предложений в речи», «Синонимия простых предложений», «Роль словосочетания в построении предложения», «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи».

2





Всего:

из них:

- аудиторных часов 78

- практических занятий 28

- внеаудиторная СР 39


117














ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ



Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

• Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка

и культуры;

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,

культуры и истории народа — носителя языка; анализировать

пословицы и поговорки о русском языке;

• составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)

в устной или письменной форме;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

• вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

• преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Язык и речь. Функцио-

нальные стили речи

Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

• вычитывать разные виды информации;

• характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

• выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

• характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,

указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

• составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов;

определять эмоциональный настрой текста;

• анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы-

разительности, уместности употребления языковых средств;

• подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым

этикетом отдельных народов России и мира;

• различать тексты разных функциональных стилей (экстра-лингвистические особенности, лингвистические особенности

на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей,разговорной речи;

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей,

жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,

репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,

беседа, спор);

• подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста

(план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия,

графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных

орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

• строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил,

по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения

признаков, характеристик, фактов и т. д.;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные

средства фонетики (звукопись)

Лексикология

и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического

значения слова; опознавать основные выразительные средства

лексики и фразеологии в публицистической и художественной

речи и оценивать их;

• объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту

информацию в различных видах деятельности;

• познавать основные виды тропов, построенных на переносном

значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика,

словообразование,

орфография

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

• проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную

связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных

и этимологических словарей и справочников,

в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Морфология

и орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра-

зующей роли;

• проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа

проделанной работы;

• определять круг орфографических и пунктуационных правил,

по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по

теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту

информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Синтаксис

и пунктуация

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать

его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей

роли, проводить языковой разбор (фонетический,

лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический,

пунктуационный);

• комментировать ответы товарищей;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа

проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных

правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

• составлять синтаксические конструкции (словосочетания,

предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,

соблюдая основные синтаксические нормы;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при-

знаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по

теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

• составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту

информацию в процессе письма;

• производить синонимическую замену синтаксических конструкций;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую

тему в устной или письменной форме;

• пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых

и сложных предложениях;

• составлять схемы предложений, конструировать предложения

по схемам.

























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Освоение программы учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» осуществляется в учебном кабинете, обеспеченном свободным доступом в Интернет.

Помещение кабинета удовлетворяет требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №  178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по предмету, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» входят:

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд

(книгопечатная продукция): стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); рабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); учебник по русскому языку 10 класс; учебник по русскому языку 11 класс; рабочая тетрадь по русскому языку; практикум по русскому языку; словари русского языка; справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку); научная, научно-популярная литература по лингвистике; дидактические материалы для
10-11 классов; методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков);

- печатные пособия: таблицы по русскому языку по всем разделам курса; схемы по русскому языку по всем разделам курса; репродукции картин русской живописи для развития речи; портреты выдающихся русских лингвистов; плакаты с высказываниями о русском языке; раздаточный материал по всем разделам курса русского языка; демонстрационные карточки со словами для запоминания;

- информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка;

- технические средства обучения (ТСО): видеомагнитофон, видеоплеер; телевизор с универсальной подставкой; CD, DVD-проигрыватель;

- учебно-практическое оборудование: ящики для хранения раздаточного материала.







































Литература

для студентов:


  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008 г.

  6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык» в таблицах. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008 г.

  7. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учрежд. – М., 2005.

  8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

  9. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 классы. М., 2001 г.

  10. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы. М., 2006 г.

  11. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс. М.: Издательство «Оникс», 2007 г.

  12. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 класс. М., 2007 г.

Основные источники для преподавателей:


  1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

  2. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

  3. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

  4. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  5. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.

  6. Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.

7. Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М.,2011.


Дополнительные источники:


  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

  2. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

  3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

  6. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

  7. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.


Интернет-ресурсы

www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная

система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).

www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).

www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей

«Я иду на урок русского языка».

www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,

компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)

www. metodiki. ru (Методики).

www. posobie. ru (Пособия).

www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-

формационные технологии на уроках русского языка и литературы).

www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учи-

тель — учителю» издательства «Просвещение»).

www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).

www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).

www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

www. gramota. ru (Справочная служба).

www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!