СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокальный кружок» 6 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокальный кружок» 6 класс 2016-2017 учебный год»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокальный кружок» 6 класс»

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования


Согласовано

Зам. директора по УВР:

______________/Шарипова Л.У./

« »____________2016 г.

Утверждаю

Директор:

______________/Шарипова О.Г./

« »____________2016 г.








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Вокальный кружок»

6 класс

2016-2017 учебный год








Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 1 год











Составил учитель музыки

Маннанова Рева Габидулловна



Пояснительная записка.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательного учреждения.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Авторская программа «Вокальный кружок» по художественно-эстетическому направлению Просвирина О.С, 2012г.;

Цель:

Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:

1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4.Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

5.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

6.Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:

Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь

Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • сольной и ансамблевое пение,

  • слушание различных интерпретаций исполнения,

  • пластическое интонирование,

  • добавление элементов импровизации,

  • движения под музыку,

  • элементы театрализации.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Категории учащихся. Программа предназначена для учащихся средней общеобразовательной школы и рассчитана на три года обучения.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

Выбранная авторская программа Просвирина О.С, представлена в программе как синкретичный вид искусства, которая тесно переплетается с жизнью, бытом, традициями. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия во внеурочное время пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Считаю, что часов, отведенных музыкальному, эстетическому развитию учащих в школе не хватает, а вокальная работа в учебной программе изложена недостаточно полно и предполагает репродуктивные виды деятельности ученика и учителя на уроке. Однако развитие певческих навыков в настоящее время актуально, так как:

  • Помогает расширить музыкальное пространство учащихся;

  • Способствует его духовному росту;

  • Создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре россиян;

  • Формирует навыки пропаганды музыкального искусства;

  • Создает условия для применения здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочной деятельности;

  • Воспитывает бережное и уважительное отношение к песне.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой, математикой.

Методы и формы.

  • На вокальных занятиях использую различные формы и методы обучения:

  • Слушание и анализ музыкальных произведений

  • Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизации)

  • Тесты

  • Анкеты

  • "Музыкальная живопись"

  • Физминутки

  • Метод обучения в сотрудничестве

В качестве главных подходов в обучении программы избраны: стилевой подход, творческий, системный, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения.

1.СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4.МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Определение места и роли учебного курса:

Программа рассчитана на 35 часов (1 занятие в неделю)

Формы организации внеурочного процесса:

- групповые, парные, индивидуальные.


Виды организации внеурочной деятельности:

- путешествие, игра, беседа, концерт.


Виды контроля:

- входной, текущий, итоговый

- фронтальный, устный


Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, творческие работы: сочинения, рисование к прослушанным произведениям, концертное исполнение песни.

Содержание программы

Раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению.

Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене.

Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года.

Первый год обучения: Я музыкантом стать хочу...”. Раскрывается певческий голос ребенка. Репертуар строится на основе простых детских песен, песен из мультфильмов и кинофильмов, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения: “Петь приятно и удобно”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.

Третий год обучения: “У меня душа поет!” Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться достаточно сложные вокальные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Повышается исполнительское мастерство.

Требования к уровню подготовки обучающихся (ФГОС):

В ходе реализации программы и обучения музыке обеспечивает возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Универсальные действия

Конкретный навык

Деятельность учащихся

Познавательными

Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование поставленной цели

Логические: формулирование проблемы

Рефлексия

Умение дать оценку своей деятельности и деятельности группы, соотнося цель и результат

Личностными

Самоопределение, смыслообразование

Умение поставить цель и пути ее достижения

Регулятивными

Целеполагание, планирования, прогнозирование, контроль, оценка, самооценка, коррекция

Выполняются типовые задания с комментарием

Коммуникативными

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Умение точно выражать свои мысли и предложения о дальнейшей работе

Репетиции, выступления


Учебно-тематический план программы

Первый год обучения.

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание.

4

2

Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения.

4

3

Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура.

4

4

Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция.

5

5

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация.

Выразительное интонирование.

5

6

Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.

9

7

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в конкурсах.

4

Общее количество часов

35


Второй год обучения.

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование.

4

2

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

3

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки.

3

4

Музыкально-ритмические движения.

3

5

Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция.

6

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание.

4

7

Основы музыкальной грамоты. Ритм. Синкопа. Темп.

4

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Смотры песен.

8

Общее количество часов

35


Третий год обучения.

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования.

4

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Посещение концертов.

3

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением.

3

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

6

5

Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества.

10

6

Музыкально-ритмические движения. Сценическая культура.

2

7

Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность.

2

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

5

Общее количество часов

35


Занятия с солистами:

п/п

Тема занятия

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

3

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.

4

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты.

5

Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением.

6

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

7

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

8

Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция

9

Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

10

Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

11

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

12

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.


Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Занятия с солистами:

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;

• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

• участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

• услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

• умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.














План работы кружка на 2016-2017 учебный год

п/п

Дата

Содержание

Примечание

план

факт


1



Введение

Подготовка к концерту, посвященному дню пожилого человека

2



Владение своим голосовым аппаратом

3



Использование певческих навыков

4



Выразительное интонирование

Подготовка к концерту

5



Овладение собственной манерой вокального исполнения

Участие в праздничном концерте, посвященном Дню Учителя

6



Основы музыкальной грамоты. Метр

7



Подготовка к концерту

8



Хоровая работа. Пение в ансамбле

9



Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты

Участие в концерте, посвященном Дню матери

10



Подготовка к концерту

11



Музыкально-ритмические движения

12



Пение в ансамбле. Звуковедение

13



Опорное дыхание. Артикуляция

Подготовка к новогоднему празднику

14



Основы музыкальной грамоты

15



Хоровая работа. Дирижерские жесты

16



Вокально-хоровая работа

17



Основы музыкальной грамоты. Размер

Подготовка к фестивалю «Уральские прикрасы»

18



Подготовка к концерту

19



Основы музыкальной грамоты. Динамика

20



Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание

21



Участие в конкурсе

Участие в фестивале «Уральские прикрасы», праздник 23 февраля

22



Подготовка к концерту

23



Сводная репетиция концерта

24



Выступление в концертной программе

25



Вокально-хоровая работа. Дикция

Участие в концерте, посвященном 8 Марта

26



Основы музыкальной грамоты. Штрихи

27



Хоровая работа. Ритм

28



Хоровая работа. Выразительное интонирование

29



Подготовка к концерту

Участие в концерте, посвященном Дню Победы

30



Сводная репетиция

31



Выступление на праздничном концерте

32



Элементы музыкальной грамоты

34



Беседа о творчестве современных композиторов


35



Заключительное занятие


















15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!