Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Согласовано Зам. директора по УВР: ______________/Шарипова Л.У./ « »____________2016 г. | Утверждаю Директор: ______________/Шарипова О.Г./ « »____________2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Вокальный кружок»
6 класс
2016-2017 учебный год
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Составил учитель музыки
Маннанова Рева Габидулловна
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Авторская программа «Вокальный кружок» по художественно-эстетическому направлению Просвирина О.С, 2012г.;
Цель:
Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:
1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4.Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
5.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
6.Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:
Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь
Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
сольной и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации,
движения под музыку,
элементы театрализации.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Категории учащихся. Программа предназначена для учащихся средней общеобразовательной школы и рассчитана на три года обучения.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Выбранная авторская программа Просвирина О.С, представлена в программе как синкретичный вид искусства, которая тесно переплетается с жизнью, бытом, традициями. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия во внеурочное время пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Считаю, что часов, отведенных музыкальному, эстетическому развитию учащих в школе не хватает, а вокальная работа в учебной программе изложена недостаточно полно и предполагает репродуктивные виды деятельности ученика и учителя на уроке. Однако развитие певческих навыков в настоящее время актуально, так как:
Помогает расширить музыкальное пространство учащихся;
Способствует его духовному росту;
Создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре россиян;
Формирует навыки пропаганды музыкального искусства;
Создает условия для применения здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочной деятельности;
Воспитывает бережное и уважительное отношение к песне.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой, математикой.
Методы и формы.
На вокальных занятиях использую различные формы и методы обучения:
Слушание и анализ музыкальных произведений
Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизации)
Тесты
Анкеты
"Музыкальная живопись"
Физминутки
Метод обучения в сотрудничестве
В качестве главных подходов в обучении программы избраны: стилевой подход, творческий, системный, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения.
1.СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4.МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Определение места и роли учебного курса:
Программа рассчитана на 35 часов (1 занятие в неделю)
Формы организации внеурочного процесса:
- групповые, парные, индивидуальные.
Виды организации внеурочной деятельности:
- путешествие, игра, беседа, концерт.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, творческие работы: сочинения, рисование к прослушанным произведениям, концертное исполнение песни.
Содержание программы
Раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению.
Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене.
Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года.
Первый год обучения: “Я музыкантом стать хочу...”. Раскрывается певческий голос ребенка. Репертуар строится на основе простых детских песен, песен из мультфильмов и кинофильмов, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения: “Петь приятно и удобно”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения: “У меня душа поет!” Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться достаточно сложные вокальные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Повышается исполнительское мастерство.
Требования к уровню подготовки обучающихся (ФГОС):
В ходе реализации программы и обучения музыке обеспечивает возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Универсальные действия | Конкретный навык | Деятельность учащихся |
Познавательными | Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование поставленной цели Логические: формулирование проблемы Рефлексия | Умение дать оценку своей деятельности и деятельности группы, соотнося цель и результат |
Личностными | Самоопределение, смыслообразование | Умение поставить цель и пути ее достижения |
Регулятивными | Целеполагание, планирования, прогнозирование, контроль, оценка, самооценка, коррекция | Выполняются типовые задания с комментарием |
Коммуникативными | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Умение точно выражать свои мысли и предложения о дальнейшей работе | Репетиции, выступления |
Учебно-тематический план программы
Первый год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание. | 4 |
2 | Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения. | 4 |
3 | Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. | 4 |
4 | Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция. | 5 |
5 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация. Выразительное интонирование. | 5 |
6 | Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи. | 9 |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в конкурсах. | 4 |
Общее количество часов | 35 |
Второй год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование. | 4 |
2 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 3 |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. | 3 |
4 | Музыкально-ритмические движения. | 3 |
5 | Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция. | 6 |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание. | 4 |
7 | Основы музыкальной грамоты. Ритм. Синкопа. Темп. | 4 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Смотры песен. | 8 |
Общее количество часов | 35 |
Третий год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. | 4 |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Посещение концертов. | 3 |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. | 3 |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. | 6 |
5 | Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества. | 10 |
6 | Музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. | 2 |
7 | Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность. | 2 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 5 |
Общее количество часов | 35 |
Занятия с солистами:
№ п/п | Тема занятия |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. |
3 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. |
4 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. |
5 | Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. |
6 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. |
7 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. |
8 | Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция |
9 | Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. |
10 | Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. |
11 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. |
12 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. |
Планируемый результат.
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Занятия с солистами:
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
• участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
• услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
• умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
План работы кружка на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Дата | Содержание | Примечание |
план | факт | |
1 | | | Введение | Подготовка к концерту, посвященному дню пожилого человека |
2 | | | Владение своим голосовым аппаратом |
3 | | | Использование певческих навыков |
4 | | | Выразительное интонирование Подготовка к концерту |
5 | | | Овладение собственной манерой вокального исполнения | Участие в праздничном концерте, посвященном Дню Учителя |
6 | | | Основы музыкальной грамоты. Метр |
7 | | | Подготовка к концерту |
8 | | | Хоровая работа. Пение в ансамбле |
9 | | | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты | Участие в концерте, посвященном Дню матери |
10 | | | Подготовка к концерту |
11 | | | Музыкально-ритмические движения |
12 | | | Пение в ансамбле. Звуковедение |
13 | | | Опорное дыхание. Артикуляция | Подготовка к новогоднему празднику |
14 | | | Основы музыкальной грамоты |
15 | | | Хоровая работа. Дирижерские жесты |
16 | | | Вокально-хоровая работа |
17 | | | Основы музыкальной грамоты. Размер | Подготовка к фестивалю «Уральские прикрасы» |
18 | | | Подготовка к концерту |
19 | | | Основы музыкальной грамоты. Динамика |
20 | | | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание |
21 | | | Участие в конкурсе | Участие в фестивале «Уральские прикрасы», праздник 23 февраля |
22 | | | Подготовка к концерту |
23 | | | Сводная репетиция концерта |
24 | | | Выступление в концертной программе |
25 | | | Вокально-хоровая работа. Дикция | Участие в концерте, посвященном 8 Марта |
26 | | | Основы музыкальной грамоты. Штрихи |
27 | | | Хоровая работа. Ритм |
28 | | | Хоровая работа. Выразительное интонирование |
29 | | | Подготовка к концерту | Участие в концерте, посвященном Дню Победы |
30 | | | Сводная репетиция |
31 | | | Выступление на праздничном концерте |
32 | | | Элементы музыкальной грамоты |
34 | | | Беседа о творчестве современных композиторов | |
35 | | | Заключительное занятие |
15