СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

 к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский

Изучив различные источники была составлена програма работы с одаренными детьми.Возможно совпадение с работами других авторов

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа работы с одаренными детьми»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ялтинская средняя школа №4» муниципального образования

городской округ Ялта Республика Крым



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

МОГО Ялта РК

_________ Шабанова Т.А.

Приказ № _____ от

«____» __________2015 г.


Согласовано

Зам. директора

_____________(ФИО)

«___» __________ ________ г


Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № ________

от «___» _______2015 г.

Руководитель ШМО____________(ФИО)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Одаренные дети»


Класс 1 базовый уровень

Учитель Иванова Татьяна Ивановна

Количество часов: Всего __ часа; в неделю __ час.

Плановых контрольных уроков ;

Планирование составлено на основе

Программа курса

Дополнительная литература

Рабочую программу составила ______Т.И. Иванова _________ _Т.И. Иванова_



2015 год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский



Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Программа «Одаренные дети» призвана реализовать основные положения Декларации прав ребёнка, Закона РФ «Об образовании», направленные на развитие ребёнка. Она является подтверждением особого статуса детства как особого периода, не зависящего от социальных, полити­ческих, национальных, конфессиональных и других отличий. Программа нахо­дится в числе приоритетных направлений деятельности школы и служит осно­вой сотрудничества и консолидации её с родителями и общественностью.

Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на обра­зование. С точки зрения современной педагогики ученик рассматривается как субъект образования и собственной жизни, обладающий уникальной индивиду­альностью. Поэтому главными целями образования являются создание условий для развития и осознания им субъектного опыта, индивидуально-личностных способностей, свойств, педагогическая поддержка детской ин­дивидуальности. Следовательно, школа должна обеспечить достойное образо­вание каждому и воспитать человека-творца, созидателя своего «Я», преобра­зователя окружающей действительности. Для этого самой главной ценностью должна стать индивидуализация - подход к ребёнку как к индивидуальности, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации по­тенциала каждого.


Основными сферами жизнедеятельности ребёнка являются:


1. Сфера познания (учёба, информация, знания).

1. Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).

2. Сфера игры (игровая активность, весёлые развлечения и т.д.).

4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей).

5. Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействия с ними).


В связи с этим задачей современной школы является выявление тех сфер жизнедеятельности, в которых данный ребёнок наиболее успешен, чтобы на этой основе осуществлять его общее развитие. Основной задачей нашего педагогического коллектива является выявление одаренного ребенка и создание соответствующей развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого обучающегося.


В основе определения стратегии программы «Одаренные дети» лежит следующее содержание понятия «одаренность»:


1. Психофизиологические особенности:

· наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;

· природнообусловленная потребность к умственному труду;

· стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности;

· интуитивность.


1. Интеллектуальные способности:

· познавательный интерес;

· информационная эрудиция;

· высокий уровень интеллектуального развития;

· нестандартность мышления;

· способность к абстрагированию;

· диалектическое мировоззрение.

1. Творческий (креативный) потенциал:

· оригинальность в решении познавательных вопросов;

· инициативность;

· целенаправленность в выборе видов деятельности;

· неординарность подходов;

· интенсивность умственного труда.

1. Мировоззренческие ценности:

· высокий уровень сознательности и культуры;

· инициативность, ответственность, активность;

· высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа, самоконтроль.



ЦЕЛИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ




Цель: Выявление одаренных детей


Задачи:


· Ø Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

· Ø Знакомить педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми, с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

· Ø Создать банк «Одаренные дети».

· Ø Проводить различные конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Цель: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.



Задачи:


· Ø Отобрать среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

· Ø Предоставить обучающимся возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

· Ø Создать оптимальные условия для выявления развития и реализации способностей одаренных детей.

· Ø Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.

· Ø Поэтапно внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

· Ø Подготовить педагогические кадры для работы с детьми, способными к научно-исследовательской и творческой работе. Обучать педагогов через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.



ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

    • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

    • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

    • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).




РИС.1. МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ





ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

• объединения дополнительного образования;

• кружки по интересам;

• конкурсы и конференции;

• интеллектуальный марафон;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка

- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей

- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.


ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.

  • Научность и интегративность.

  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  • Применение принципов развивающего обучения.

  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;

  • повышать профессиональное мастерство;

  • посещать занятия других педагогов;

  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

  • проводить открытые занятия;

  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;

  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

  • сформировать банк данных «Одарённые дети».


Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

  • изучение структуры интеллекта;

  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);

  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.


Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.






ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


1. Личностно – ориентированный подход. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности, гражданской активности личности связано с личностным подходом. Личность прежде всего характеризуется индивидуальностью, своим человеческим «Я». При личностном подходе необходимо учитывать, важнейшие стороны личности - интеллектуальную, связанную с познанием, развитием мышления, формированием познавательных потребностей; эмоциональную, отражающую отношения личности к различным явлениям социального и естественного характера; волевую, включающую формирование установки, принятие решений, усилия при их реализации, преодоление возникающих противоречий; наконец, действенно-практическую, связанную с предметно – практической деятельностью.


2. Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Дифференциация обучения и дифференцированный подход к обучению, по сути дела, являются основой реализации индивидуальности ученика.


3. Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие ребенка, ученика, понимается как процесс взаимодействия развивающейся личности со средой. Главная задача – активизировать социальный контекст жизни детей. Сущность воспитания на основе личностного эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации новых возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации педагогического процесса, усилении аналитико-диагностической направленности деятельности воспитателя.


1. Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни, состояния рынка, тенденций развития экономики. Подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современному уровню научно-технического прогресса, ставит перед системой образования задачу формирования и развития исследовательских навыков учащихся уже на начальном этапе образования. Наиболее эффективно эта задача решается через внеклассные формы работы - олимпиады, интеллектуальные турниры, научные конференции.


ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:


- гуманизм;

- демократизм;

- научность и интегративность;

- индивидуализация и дифференциация;

- систематичность;

- развивающее обучение, компетентностный подход;

- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.











ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ


I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.


II этап. Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.


III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.



План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на  2015 -2016 учебный год

МАТЕМАТИКА.

Цели работы.

Содержание.

1. Развитие логического и творческого мышления.

Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов при помощи презентации «Ребусы от А доЯ»

2. Развитие вычислительных навыков.

Решение «математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в зависимости от полученного результата вычислений. Использование вариативной части учебника и рабочей тетради.

3. Развитие пространственного мышления.

Распознавание геометрических фигур; составление фигур из «Монгольского квадрата», выполнение графических диктантов по клеточкам с помощью презентации. Обучение самостоятельному составлению графического диктанта для друзей с целью развития коммуникативных УУД.


4. Развитие воображения.

Выполнение рисунков и аппликаций по теме: «На что похожа цифра?», «На что похожа геометрическая фигура?» с целью развития познавательных УУД.

5. Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.



ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Цели работы.

Содержание.

1) Развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам).

Упражняться в восстановлении деформированного текста. Обучение работе в парах с целью развития коммуникативных УУД.

2) Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Совершенствование диалогической и формирование монологической речи учащихся посредством специально подобранных текстов с целью развития личностных и регулятивных УУД.

Развитие коммуникативных навыков путем организации общения и выполнения заданий в парах и группах.

3) Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству.

Решение ребусов, кроссвордов.

Обучение самостоятельной работе с источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями с целью развития регулятивных, познавательных и личностных УУД.

4) Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, расширение кругозора.

Обучение умению понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей; выполнение иллюстраций к фрагментам произведений и организация выставки работ детей с целью развития личностных и коммуникативных УУД.

5) Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Развитие фонематического слуха через использование разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи. С помощью презентации «Звуко-буквенный анализ слов» развивать регулятивные УУД. Совершенствовать орфоэпическую и интонационную сторону речи через драматизацию произведений.

6). Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.



ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ



Цели работы.

Содержание.

1) Формирование графического навыка у первоклассников

Развитие орфографической зоркости: обучение учащихся умению видеть графические ошибки и находить пути их исправления. Развивать регулятивные УУД. Использование презентации по изученным буквам.

2) Развитие памяти, внимания, логического мышления, создание положительной мотивации к учению.

Решение ребусов, разгадывание и составление анаграмм, упражнения на восстановление деформированной буквы, поиск и исправление графических ошибок в написании букв с целью развития познавательных УУД.

3) Создание положительной мотивации к учению.

Путем выполнения заданий из вариативной части учебника обучать детей решению нестандартных задач и заданий повышенной сложности с целью развития познавательных УУД.

4) Развитие пространственного мышления и воображения, развитие мелкой моторики

Конструирование письменных букв из пластилина, соленого теста, бархатной бумаги с целью развития регулятивных УУД.

5). Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.



Цели работы.

Содержание.

1) Развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.Использование презентации для развития познавательного интереса.

4) Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени;

Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу и местным признакам. Смена времен года. (Наблюдение за объектами природы, выполнение зарисовок, построение проекта с помощью дополнительных источников информации: энциклопедий, журналов, помощи взрослых) с целью развития регулятивных и познавательных УУД.


5)Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, способствовать эстетическому воспитанию.

Красота и разнообразие природы России.

Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Гигиена тела и жилища. Правила организации учебного труда дома и в школе. Использование презентации с целью развития личностных УУД.

6). Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.



























ЛИТЕРАТУРА



    1. А. О. Волина «Занимательное азбуковедение», Москва, «АСТ-Пресс», 1998 г.

    2. А.Э. Симиновский «Развитие творческого мышления детей». - Ярославль «Академия развития», 1997 г.

    3. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982

    4. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

    5. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.

    6. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
      Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.

    7. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

    8. Дубинина В.В. «Логика». Казань, 1992 г.

    9. Л.В.Черемошкина «Развитие внимания детей» - Ярославль «Академия развития», 1997 г.

    10. Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов «Развитие логического мышления детей?» - Ярославль «Академия развития», 1997 г.

    11. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№

    12. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

    13. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991

    14. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

    15. Сборник программ для начальной школы. Система «Планета Знаний», издательство «АСТ-Пресс», 2008 г.

    16. Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук) – Ярославль «Академия развития», 1997 г.








16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!