Алекса Е.Ф.
2017 г.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающийся | Вид контроля. Измерители | Дата проведения |
план | факт |
1 ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ 1.1 Структура и составляющие современного производства |
1 | Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда. Технологический процесс. Продукты производственной деятельности: товар, услуги Практическая работа Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона и типы предприятий | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса | Знать/понимать:— понятие «отрасль»; — определение материальной нематериальной сфер производства;— понятия«производственное предприятие», «производственное объединение», «научно-производственное объединение»,«межотраслевой комплекс»; что такое составляющие производства понятия «средства труда», «средства производства»,«орудия производства»;что представляет собой производственный технологический процесс | Лекция-беседа; конспект тестирование, самосто ятельная работа; экскурсия. Устный опрос, контроль по ито- гам экскурсии | | |
2 | Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия Практическая работа Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства. | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона. | Объяснение нового материала; конспектирование; самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы | | |
| 1.2 Нормирование и оплата труда |
3 | Система нормирования труда, ее назначение Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда Практическая работа Изучение нормативных и производственных документов | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм. | Знать /понимать: — понятие «нормирование труда»;— виды норм труда; — понятие «тарифная система»; — что такое тарифная система, тарифная ставка | Объяснение нового материала; конспектирование; самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы Ответы на вопросы | | |
4 | Система оплаты труда, Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка Сдельная, повременная и договорные формы оплаты труда. Виды применение и способы расчета. Роль форм заработной платы в стимулировании труда Практическая работа Определение видов оплаты труда для работников определенных профессий | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда. | Знать: формы оплаты труда на предприятии. Контрактные формы найма и оплаты труда. Уметь: Определять достоинства и недостатков различных форм оплаты труда | | |
1.3 Культура труда и профессиональная этика |
5 | Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. Практическая работа Расчет эффективности своей трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия Анализ учебного дня и предложения по мерам его реорганизации, повышающим эффективность учебы | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда | Знать/понимать: — что входит в понятие «культура труда»; — что такое научная организация труда; — какими мерами обеспечивается безопасность труда; — понятие охраны труда; — что такое этика; — что означают понятия «мораль» и «нравственность,»; — какие нормы поведения предписывает профессиональная этика; — виды профессиональной этики | Лекция-беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос: контроль по итогам практической работы | | |
6 | Понятия мораль и нравственность Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения Профессиональная этика и ее виды. Практическая работа Обоснование смысла и содержание эстетических норм своей профессиональной деятельности | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Понятия мораль и нравственность Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения Профессиональная этика и ее виды | Ответы на вопросы | | |
7 | Материальная и нематериальная сфера производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности взаимосвязи сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Практическая работа Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона и типы предприятий» | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики. | Лекция-беседа; демонстрация наглядных пособий. самостоятельная работа. Устный оп рос; контроль по итогам самостоятельной работы | | |
8 | Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда Практическая работа Определение целей, задач будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности. | Знать / понимать: что такое профессиональная деятельность, её цели и функции; что является факторами успеха в профессиональной деятельности; понятия разделения, специализации и кооперации труда; существующие формы разделения труда; различие между понятиями профессии и специальности; понятие перемены труда | Лекция-беседа; демонстрация наглядных пособий. Самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы | | |
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА 2.1Этапы профессионального становления и карьера |
9 | Этапы и результаты профессионального становления личности Выбор профессии. Профессиональная обученность Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Практическая работа Определение целей задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Этапы и результаты профессионального становления личности Выбор профессии. Профессиональная обученность Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство | Знать / понимать: основные этапы профессионального становления; значение понятий «профессиональная обученность» и «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство»; сущность понятий «профессиональная карьера», «должностной рост», «призвание»; из чего складывается профессиональная подготовка. Уметь: планировать будущую профессиональную карьеру; правильно оценивать собственные профессиональные данные | Лекция-беседа, дискуссия, диспут, практическая работа устный опрос | | |
10 | Понятия карьеры, должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьера Практическая работа Составление плана своей будущей профессиональной карьеры | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. | | |
2.2 Рынок труда и профессий |
11 | Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий Спрос и предложение на различные виды профессионального труда. Практическая работа Изучение регионального рынка труда | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий Востребованные, невостребованные профессии. Службы занятости населения Проблемы трудоустройства | Знать/ понимать: способы изучения рынка труда и профессий — источники информации о рынке труда и профессий. Уметь: — находить и анализировать информацию о ситуации на рынке труда и профессий | Лекция; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы | | |
12 | Способы изучения рынка труда и профессий Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости Практическая работа Изучение содержания трудовых действий уровня образования, зарплаты, мотивации, удовлетворенности трудом работников различных профессий | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Способы изучения рынка труда и профессий Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости | | |
2.3 Центры профконсультационной помощи |
13 | Профконсультационная помощь: цели и задачи Методы и формы работы специализированных центров занятости. Практическая работа Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. | Знать /понимать: — что такоепрофконсульта- ционная помощь; — виды профессионального консультирования; — как и где можно получить профконсультационную по мощь | Объяснение нового материала; решение си туационных задач; практическая работа Устный опрос; отчёт по результатам посещения центра профкон сультацион ной помощи | | |
14 | Виды профконсультационной помощи: справочно-нформационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая. Практическая работа Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая | | |
2.4 Виды и формы получения профессионального образования |
15 | Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование Региональный рынок образовательных услуг Методы поиска информации о рынке образовательных услуг Практическая работа Изучение регионального рынка образовательных услуг | 1 | Практическая работа | Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование Региональный рынок образовательных услуг Методы поиска информации о рынке образовательных услуг | Знать /понимать:— в чём отличие общего и профессионального образования; — виды профессионального об разования ;формы получения профессионального образования; — что входит понятие «рынок образовательных услуг». Уметь: — находить нужную информацию о рынке образовательных услуг | Объяснение нового мате риала, бесе да; практиче ская работа. Письменныйопрос; контроль по итогам практической работы | | |
2.5 Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства |
16 | Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении организации Практическая работа Составление автобиографии и профессионального резюме | 1 | Комбинированный урок | Формы самопрезентации. Автобиография. Аудиенция. Содержание резюме. Правила самопрезентации при посещении организации. | Знать /понимать: — какие существуют виды самопрезентации;— сущность и назначение профессионального резюме и автобиографии; — правила поведения при собеседовании. Уметь: составлять профессиональное резюме, написать автобиографию | Лекция-бесе да; практиче ская работа. Устный оп рос | | |
3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3.1 Выбор объекта проектирования и требования к нему |
17 | Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования Практическая работа Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта» | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Понятия бизнес-план, его разновидности маркетинг, рентабельность, инвестиция, реклама | Уметь: — определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа;— формулировать требования к объекту проектирования; — делать выбор материала для Проектируемого изделия; — делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа | Творческая работа по проектированию Устный опрос. Контроль по результатам практической работы. | | |
18 | Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Практическая работа Выбор материалов проектного изделия Выбор наиболее удачных вариантов ( с применением методов ТРИЗ) | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ Выбор материалов для изготовления проектного изделия | | |
3.2 Расчёт себестоимости изделия |
19 | Понятие себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли Статьи расходов проекта Практическая работа Предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия | 1 | Практическая работа | Понятие себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли Статьи расходов проекта | Знать / понимать:— из чего складывается себестоимость продукции; — отличие себестоимости от рыночной цены. Уметь: рассчитывать себестоимость проектируемого изделия; делать предварительный расчёт материальных затрат | Объяснение нового материала. Конспектирование. Практическая работа. Предварительный расчет матер.затрат | | |
3.3 Документальное представление проектируемого продукта труда |
20 | Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация. Практическая работа Составление резюме по дизайну. Составление проектной спецификации проектируемого изделия | 1 | Практическая работа | Стандартизация, проектная документация, эскиз. Чертеж, сборочный чертеж проектируемого изделия | Знать /понимать:— что такое стандартизация;— что входит в понятие «проектная документация»; — что представляют собой эс киз, чертёж, сборочный чертёж проектируемого изделия. Уметь: — составлять резюме по дизайну Проектируемого изделия; выполнять проектную спецификацию проектируемого изделия; — выполнять эскиз проектируемого изделия; выполнять чертежи проектируемого изделия | Объяснение нового мате риала; прак тическая работа. Контроль по итогам прак тической работы (под готовка ра бочей доку ментации для созда ния проекти руемого из делия) | | |
21 | Использование компьютера для выполнения проектной документации Практическая работа Выполнение эскизов, технических рисунков проектируемого изделия. | 1 | Комбинированный | Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. | | |
22-23 | Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия Практическая работа Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия | 2 | Введение новых знаний Комбинированный | Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. | | |
3.4 Организация технологического процесса |
24 | Технологический процесс изготовления нового изделия Технологическая операция, технологический переход, содержание и составление технологической карты. Практическая работа Составление технологической карты проектного изделия. | 1 | Введение новых знаний Комбинированный | Понятие технологический процесс, Технологическая операция, технологический переход, содержание и составление технологической карты | Знать / понимать:— что входит в понятие «технологический процесс»;— что представляют собой технологическая операция, технологический переход. Уметь: составлять технологическую карту проектируемого изделия | Объяснение нового материа;практиче ская работа. Устный оп рос; конт роль по ито гам практи ческой работы | | |
3.5 Выполнение операций по созданию продуктов труда |
25 | Реализация технологического процесса изготовления деталей. Соблюдение правил безопасной работы Практическая работа Изготовление проектируемого объекта | 1 | Комбинированный | Изготовление проекта в соответствии с составленной технологической картой. Техника безопасности при работе. | Знать: последовательность выполнения технологических операций. Уметь: изготавливать проектные изделия по технологической карте; выполнять творческий проект; | Практическая работа Контроль по итогам практ. работы | | |
26 | Реализация технологического процесса изготовления деталей. Промежуточный контроль этапов выполнения Практическая работа Изготовление проектируемого объекта | 1 | | Изготовление проекта в соответствии с составленной технологической картой. Техника безопасности при работе. | Уметь изготавливать проектируемое изделие | Практическая работа | | |
27-28 | Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей Промежуточный контроль этапов выполнения Практическая работа Изготовление проектируемого объекта | 2 | Практическая работа | Способы сборки и отделки изделия. Материалы, используемые в работе. Правила безопасности труда. | Уметь изготавливать проектируемое изделие | Контроль качества изготовленного изделия. | | |
3.6 Анализ результатов проектной деятельности |
29-30 | Понятие качества материального объекта, услуги, технического прогресса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта Самооценка проекта Практическая работа Апробация готового проектного изделия и его доработка Самооценка проекта | 2 | Практическая работа | Критерии оценки проекта, апробация проектного изделия, рецензирование, самооценка проекта | Уметь: — производить самооценку проекта согласно критериям оценки качества проектного изделия; проводить испытания изготовленного изделия; выполнять рецензирование продукта проектирования | Практическая работа; самостоятельная работа по самооценке продукта проектирования. Контроль по итогам самостоятельной работы | | |
3.7 Презентация проектов и результатов труда |
31-32 | Критерии оценки выполненного проекта Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов. Практическая работа Подготовка и проведение презентации проектов. | 2 | Комбинированный | Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации | понимать: — принципы определения кри териев оценки продукта проек тирования и его защиты. Уметь: проводить презентацию и защиту своего проектного изделия; использовать в презентации технические средства | Защита проектов Контроль по итогам презентации и защиты проектов. | | |
4 ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4.1 Планирование профессиональной карьеры |
33-34 | Определение жизненных целей и задач Составления плана действия по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств Обоснование выбора специальности и учебного заведения Практическая работа Выполнение проекта Мои жизненные планы и профессиональная карьера | 2 | Комбинированный | Определение жизненных целей и задач Составления плана действия по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств Обоснование выбора специальности и учебного заведения | Знать/ понимать: планировать свои действия по достижению намеченных жизненных целей | Лекция-беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам проектной деятельности | | |
| Часы за год | 34 | | | | | | |
Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Учебный процесс на занятиях по технологии строится на основе изучения организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности и ориентирован на профессиональное самоопределение учащихся.
Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие.
Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда1'11.
Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС).
Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства.
Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий.
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта.
Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги.
.Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности.
Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда.
Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства.
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.
интеллектуальной собственности.
Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в подавании общеобразовательной области «Технология». - В. Новгород: НРЦРО, 2000.
Ниже приводятся те сайты в Internet, которые помогут, как можно больше узнать о существующих на сегодняшний день профессиях и специальностях. http://acareer.narod.ru/professions/abc_professions.htm http://www.e-xecutive.ru/professions/
http://www.moldovajob.oumet.md/dictionaiy profession/dictionary_profession_a. htm
http://www.vde.infobus.ru/dictionary.htmJ http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm http://www.zarplata.ru/Article/id49/article.html http://rabota.dpt.ustu.ru/publication/worker/professn/articles.asp http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm http://www.vakansii.com.ua/show ArticleNames.html?id=24 В Internet представлены следующие сайты, содержащие тесты на самооценку:
http://www.bitnet.ru/psycho/reliance-result.cgi http ://psy. agava.ru/test214 .shtml
В Internet существуют тесты по определению типа темперамента. http://it-med.rU/libraiy/t/temperament.htm http://psypage.virtualave.net/temper5.shtml http://www.bitnet.ru/psycho/temperament.html
http://www.bitnet.ru/psycho/psychological-tests.html - сайт, на котором представлены тесты, которые позволяют определить характер, темперамент, степень уверенности в себе.