СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по географии для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  учебного курса по географии 5 класс. Ориентирована на использование учебника "География 5 класс, авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, изд. Дрофа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по географии для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании МС


протокол №____


от _____________ год


Согласованно:

Замдиректора

поУВР

_____О.Н.Панарина


Утверждаю:

Директор МБОУ «Георгиевская СОШ»

_________И.В.Ракова

Приказ №___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по географии для 5 класса

на 2017-2018 учебный год

Составитель: Галактионова Людмила Владимировна

учитель географии, высшая категория









с.Георгиевка



2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

  • Требованиями ФГОС (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897) к результатам освоения обучающимися образовательных программ ООО

  • Федерального закона от 29.12.2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»

с учетом

  • Примерной образовательной программы по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5

  1. классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Прсвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.)

  • Авторской программы (Программа «География» ФГОС. 5-9 классы / авт. – И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В.Душина, В.И. Сиротин – М.: Дрофа», 2014.

  • Основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Георгиевской средней общеобразовательной школы». Программа учитывает требования, изложенные в школьном Положении о рабочих программах.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.И. Баринова, География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа», 2016.

Курс географии 5 класса освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающего мир» начальной ступени.


Цели и задачи курса:


Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формировать географическую культуру личности и обучение географическому языку

  • формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего географической карты;

  • формировать знания о земных сферах: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира.

Количество часов: Всего по авторской программе – 35 часов, но так как в школьном плане 34 учебных недели, то программа разработана на 34 часа.





Практические работы:


  1. Обучающие (формирующие умения)

  2. Тренировочные (отработка умений, получение новых знаний)

  3. Итоговые (проверяют качество приобретенных знаний и умений)


  1. Составление схемы наук о природе. (О.)

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». (Т)

  3. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. (Т)

  4. Определение с помощью компаса сторон горизонта. (Т)

  5. Составление простейшего плана местности (И)

  6. Определение горных пород по их свойствам (Т)

  7. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. (И)


Изменения, внесённые в программу, обоснования:


2 часа резервного времени распределены: 1 час на тему «Природа Земли», с целью практического закрепления знаний по данной теме. Резервный час используется для промежуточной аттестации, На тему как люди открывали Землю отводится 4 часа.




Предметные результаты

Предметными результатами освоения выпускниками 5 класса основной школы программы по географии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • освоение знаний об основных географических понятиях; географических открытиях; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать— географическую карту;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;


  1. В сфере трудовой деятельности:


  • знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;

  • соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.




Планируемые результаты:


  • Ученик научится

  • Ученик получит возможность научиться

  • объяснять роль различных источников географической информации;

  • объяснять географические следствия формы и движения Земли;

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • уметь определять: возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

форму Земли; полюса, экватор; части Мирового океана; воды суши; материки и океаны Земли; географические объекты, предусмотренные программой; маршруты географических исследований и путешествий

  • Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • Читать план местности

  • Создавать простейшие модели Земли;

  • Описывать по картам географические объекты.

  • Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий

  • Приводить примеры географических объектов.

  • Находить стороны горизонта










Метапредметные результаты обучения


Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

умеет ставить учебную задачу под руководством учителя

подбирает слова, соподчинённые ключевому слову

работает индивидуально, в паре и в группе;

планирует свою деятельность под руководством учителя

выстраивает логическую цепочку, состоя-щую из ключевого слова и соподчинённых ему слов

находит общее решение;

выбирает из предложенных средства достижения целей

объединяет предметы или явления в группы по определённым признакам

формулирует и отстаивает своё мнение

составляет (индивидуально или в группе) план решения проблем

сравнивает объекты по признакам

организовывает учебное взаимодействие в группе (распределяет роли, договаривается друг с другом)

работает по плану, сверяет свои действия с целью

находит в тексте требуемую информацию


исправляет свои ошибки

ориентируется в содержании текста


умеет ориентироваться в окружающем мире

выражает своё отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы


принимает решения






Основные технологии отработки предметных умений: системно-деятельностный подход к обучению, модульное обучение, проектная и исследовательская работа. Формы работы от индивидуальной до парной и групповой. Контроль по формированию предметных умений осуществляется посредством выполнения заданий в тестовой форме, срезов тематических, контрольных работ.




Содержание учебного предмета (курса)

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География —наука о Земле. Физическая и социально -экономическая география —два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод.

Аэрокосмический метод. Статистический метод. Практические работы № 1Составление схемы наук о природе

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». (Т) №3. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. (Т)

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно.

Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета —Земля. Земля —планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли—Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 4. Определение с помощью компаса сторон горизонта. № 5. Составление простейшего плана местности (И)

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

работать с компасом;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Природа Земли (11 +1ч промеж. аттестация)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам.

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва —особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практическая работа №6. Определение горных пород по их свойствам (Т)

7. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. (И)

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.


Учебно – тематическое планирование 5 класс



№ п/п

Название раздела

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1.

Что изучает география

5

1

1

2.

Как люди открывали Землю

4

2

1

3.

Земля во Вселенной

9


1

4.

Виды изображений поверхности Земли

4

2

1

5.

Природа Земли

10+1

2

1

6.

Резервный урок. Промежуточная аттестация

1




Итого:

34

7

5


Оснащение для выполнения практических работ

№ п/п

Тема практической работы

Оборудование для практических работ

1.

Составление схемы наук о природе

Учебник, справочная информация

2.

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Атласы, учебники, справочная литература

3.

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Атласы, к/карты, учебник

4.

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Компасы, схемы сторон горизонта

5.

Составление простейшего плана местности

Карты, планы местности, тетради

6.

Определение горных пород по их свойствам

Горные породы, учебник

7.

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Атласы, к/карты


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!