СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентируется на использование учебника "География. Начальный курс 6 класс, Авторы Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, изд. Дрофа.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании МС


протокол №____


от _____________ год


Согласованно:

Замдиректора

поУВР

_____О.Н.Панарина


Утверждаю:

Директор МБОУ «Георгиевская СОШ»

_________И.В.Ракова

Приказ №___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного курса по географии для 6 класса

на 2017-2018 учебный год









Составитель: Галактионова Людмила Владимировна

учитель географии, высшая категория

с.Георгиевка



2017 год


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

  • Требованиями ФГОС (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897) к результатам освоения обучающимися образовательных программ ООО

  • Федерального закона от 29.12.2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»

с учетом

  • Примерной образовательной программы по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5

  1. классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Прсвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.)

  • Авторской программы (Программа «География» ФГОС. 5-9 классы / авт. – И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В.Душина, В.И. Сиротин – М.: Дрофа», 2014.

  • Основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Георгиевской средней общеобразовательной школы». Программа учитывает требования, изложенные в школьном Положении о рабочих программах.



Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

«География. Начальный курс 6 класс», авторы Т. П. Герасимова и Н. П. Неклюкова, М.Дрофа, 2016г.

Программа опирается на знания и умения обучающихся, полученные в 5 классе.


Изменения, внесенные в программу для 6 класса, обоснования:

Авторской программой предусмотрено 35 часов, но так как в учебном плане школы 34 учебных недель, то рабочая программа составлена на 34 часа. Из-за отсутствия резервных часов, были внесены изменения в программу. Добавлен 1 час на тему географическая карта, с целью обобщения и закрепления изученного материала, так как данные вопросы темы большей частью используются в материалах ОГЭ, а учащиеся выбирают географию для сдачи в 9 классе. Сокращена на 1 час тема «Биосфера. Географическая оболочка», это отражено в календарно-тематическом планировании, на 1 час тема – население.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утвержденного приказа директора.


Цели и задачи курса:


Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально – целостного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.


Задачи курса:


Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:


  • Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • Продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • Продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;

  • Формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • Продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.


Предметные результаты


  • Осознаёт роль географии в познании окружающего мира:

- объясняет роль различных источников географической информации.

  • Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объясняет географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объясняет воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделяет, описывает и объясняет существенные признаки географических объектов и явлений;

- определяет географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различает типы земной коры; выявляет зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявляет главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделяет причины стихийных явлений в геосферах.

  • Использует географические умения:

- находит в различных источниках и анализирует географическую информацию;

- составляет описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применяет приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • Использует карты как модели:

- определяет на карте местоположение географических объектов.

  • Понимает смысл собственной действительности:

- формулирует своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использует географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводит примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.



Планируемые результаты



ученик научится


ученик получит возможность научиться


*анализировать, воспринимать, обобщать географическую информацию

*находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

*объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

*описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

*ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

*приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

*проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;

*различать изученные географические объекты, процессы и явления;



*строить простейшие планы местности; *создавать простейшие географические карты различного содержания;

* создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

*использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач




Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Самостоятельно определяет цели обучения

Определяет понятия

Организовывает учебное сотрудничество и совместную деятельность в группе

Определяет главную проблему

Обобщает и классифицирует понятия

Выслушивает и оценивает других, вырабатывает общее решение

Составляет план решения проблемы (проведение исследования)

Выделяет общие признаки двух или нескольких предметов или явлений и объясняет их сходство

Определяет роли в совместной деятельности

Определяет совместно с педагогом и одноклассниками критерии планируемых результатов

Применяет знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач

Договаривается о правилах работы в группе в соответствии с поставленными целями и задачами

Сверяет свои действия с целью исправления своих ошибок

Находит в тексте требуемую информацию

Создаёт сообщения, презентации по теме

Работает с текстом, выделяет в нём главное, даёт определения понятиям

Ориентируется в тексте, устанавливает взаимосвязь описанных событий


Оформляет конспект в тетради

Работает с различными источниками информации


Работает с различными контроль-измерительными материалами

Осваивает элементарные навыки исследовательской деятельности






Основные технологии отработки предметных умений и формирования метапрдметных УУД: системно-деятельностный подход к обучению, модульное обучение, проектная и исследовательская работа. Формы работы от индивидуальной до парной и групповой. Контроль по формированию предметных умений осуществляется посредством выполнения заданий в тестовой форме, срезов тематических, контрольных работ, диктантов.

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 час)

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы.

Вращение Земли. Луна.


Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.


Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (10ч)

Тема 1. План местности (4 ч)
Понятие о плане местности.

Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб.

Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование.

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности.

Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.


Практикумы

1. Изображение классной комнаты в масштабе. (О)

2. Чтение плана местности. (Т)

3. Составление простейшего плана местности. (О)

Тема 2. Географическая карта (6 ч)
Форма и размеры Земли.

Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта.

Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах.

Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота.

Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.


Практикумы

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. (И)

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических

объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.


Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки (21 ч)

Тема 1 Литосфера (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение.

Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
Движения земной коры.

Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы.

Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши.

Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени.
Рельеф дна Мирового океана.

Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.


Практикумы

5. Описание форм рельефа. (Т)

Тема 2. Гидросфера (6 ч)
Вода на Земле.

Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана.

Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.
Движение воды в океане.

Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды.

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки.

Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера.

Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники.

Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.


Практикумы

6. Составление описания внутренних вод. (Т)

Тема 3. Атмосфера (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха.

Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер.

Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат.

Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат.

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.


Практикумы

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. (И)

8. Построение розы ветров. (О)

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.(О)

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка (2 ч )
Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс.

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.


Практикумы

10. Составление характеристики природного комплекса (ПК). (Т)

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «гидросфера», «литосфера», «атмосфера», «рельеф», «Мировой океан», «море», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
- называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
- описывать погоду и климат своей местности;
- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- называть меры по охране природы.

Раздед 3. Население Земли ()
Тема 1. Население Земли.

Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:
- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
- составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.



Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.








































Структура тематического плана 6 класса


Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ – 2

  • практических работ – 10 (из них: 4 тренировочных, 4 обучающих и 2 итоговых)

  • Промежуточная аттестация (в форме тестирования) – 1


Название раздела

Количество часов в рабочей программе

Количество часов в авторской программе

Контрольные работы, обобщение

Практические работы

Введение

1

1



Виды изображения поверхности Земли

10

9

1

4

Строение Земли. Земные оболочки.


21

22

1

6

Население Земли

2

3



Промежуточная аттестация




1


Итого:

34

35


10


Оснащение для выполнения практических работ


Практическая работа

Оборудование для практических работ

1

Изображение классной комнаты в масштабе. (О)

Рулетка, линейка, бумага

2

Чтение плана местности. (Т)

Линейки, компасы

3

Составление простейшего плана местности. (О)

Бумага, компасы, топографические инструменты

4

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. (И)

Глобусы, карты, атласы, к/карты

5

Описание форм рельефа. (Т)

Физическая карта полушарий, кон-турные карты

6

 Составление описания внутренних вод. (Т)

Физическая карта полушарий, кон-турные карты

7

 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. (И)

Метеорологические таблицы с показаниями погоды

8

Построение розы ветров. (О)

Метеорологические таблицы с показаниями погоды

9

 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. (О)

Метеорологические таблицы с показаниями погоды

10

 Составление характеристики природного комплекса (ПК). (Т)

Карты: физическая полушарий, России, природных зон мира



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!