СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 3 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Школа док­торов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой, Н. А. Лемяскиной  для 1- 4 классов.

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое пл.»

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности « Азбука здоровья» в 3 –А классе на 2017-2018 учебный год

п/п




Календарные сроки



Тема учебных занятий



Тип и форма занятий



Кол-во часов

Содержание деятельности



Воспитательная работа

Теоретическая часть

занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

План.

Факт.


Чего не надо бояться (1ч)

1





Как воспитывать уверенность и бесстра­шие?

  • беседа

  • работа со сти­хотворением

  • практикум

  • анализ ситуа­ции


1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения, анализ ситуации

( стихо­творение Э. Ус­пен­ского «Акаде­мик Иванов» , стихотворение И. Токмаковой «Не буду бояться!»)

Прак­тикум «Сня­тие стра­хов: рисунки детей по теме «Страхи»


Знать, как воспитывать в себе уверенность и бесстрашие, уметь общаться без напряжения и страха

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2ч)

2



Учимся думать

  • беседа

  • игра

  • заучивание слов

  • сказка

  • заучивание пословицы

1

Беседа по теме, заучива­ние слов, продол­жение сказки, за­учивание посло­вицы «Доброе дело пи­тает и разум и тело», «Вначале хо­рошо подумай, потом сделай доброе дело»


Игры со словами, сочинение сказки о добре

Знать, что значит совер­шать доброе дело, думать о своих по­ступках

3



Спеши делать добро

1

Почему мы говорим неправду (2ч)

4



Поможет ли нам обман?

  • беседа

  • продолжи рас­сказы

  • практикум

  • рассказ Л. Н. Толстого «Кос­точка»

  • заучивание слов

1

Беседа по теме, анализ рас­сказа Л. Н. Тол­стого «Кос­точка», заучива­ние слов


Практикум «Правда- ложь», игра «Верю - не верю»

Знать, что такое ложь избегать при общении лжи

5



«Неправда - ложь» в пословицах и пого­вор­ках

1

Почему мы не слуша­емся ро­дителей (2ч)

6



Надо ли прислушиваться к советам роди­те­лей

  • беседа

  • работа с произведениями

  • дидактиче­ская игра

1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения, анализ рассказа (стихотворение С. Ми­хал­кова «Я нена­вижу слово «спать»!…», рас­сказ Е. Чарушина «Курочка», рассказ А. М. Горького «Во­робышек»)



Ролевая игра «Дочки-матери», инсценировка

Знать, почему дети и родители не всегда пони­мают друг друга, стараться пони­мать своих родителей

7



Почему дети и родители не всегда пони­мают друг друга

1

Надо уметь сдержи­вать себя (2ч)

8



Все ли желания выполнимы

  • беседа

  • работа со сти­хотворением

  • работа с по­словицами

  • игра

  • работа с тол­ковым слова­рём

1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения Хотел иметь я птичку», стихотворение А. Барто и П. Барто «Девочка-рё­вушка», что зна­чит «сдер­жаться»


Работа с пословицами, с толковым словарём, рисование на тему

Знать, как воспитать в себе сдержанность, уметь сдерживать себя в необходимой ситуации

9



Как воспитать в себе сдержанность

1

Не грызи ногти, не ковы­ряй в носу (2ч)

10



Как отучить себя от вредных привычек

  • анализ ситуа­ции

  • беседа

  • заучивание слов

  • дидактиче­ская игра

1

Беседа по теме, анализ си­туации из стихо­творения С. Ми­хал­кова «Пятерня! Пя­терня!», стихо­тво­рения Г. Остера «Нет приятнее за­нятия…»


Заучи­вание слов, игра «Лишнее»

Знать, как отучить себя от вредных привычек, стремиться избавиться от вредных привычек

11



Как отучить себя от вредных привычек

1

Как относиться к подар­кам (2ч)

12



Я принимаю подарок

  • беседа

  • дидактиче­ская игра

  • анализ ситуа­ции

    • работа со сти­хотворением

1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения Г. Остера «Если ты пришёл на ёлку…», анализ жизненных ситуаций


Ролевая игра, составление памятки, изготовление «подарка»


Знать, как относиться к подар­кам, уметь принимать и дарить подарки

13



Я дарю подарки

1

Как следует относиться к нака­заниям (1ч)

14



Как сле­дует от­носиться к на­каза­ниям

  • беседа

  • работа со сти­хотворением

  • анализ ситуа­ции

  • практикум


1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения «Например, тебя хотят…», стихотворение Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…»


Ана­лиз ситуаций, прак­тикум «Прошу прощения»


Знать, как следует относиться к нака­заниями, оценивать свои по­ступки, за которые получили наказа­ние

Как нужно одеваться (1ч)

15



Как нужно одеваться

  • дидактиче­ская игра

  • беседа

  • работа с по­словицами

  • анализ ситуа­ции


1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения Э. Мош­ковской «Смот­рите, в каком я платьице…»


Игра, упражнения, обсуждение: слова А. П. Че­хова «В чело­веке всё должно быть прекрасно…», рисование на тему


Знать, как нужно одеваться, одеваться по ситуации

Как вести себя с незна­комыми людьми (1ч)

16



Как вести себя с не­зна­ко­мыми людьми

  • беседа

  • работа со сти­хотворением


1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения «Азбука безопасности», анализ жизненных ситуаций



Игра «За­кончи высказыва­ние», составление памятки о правилах пове­дения с незна­ко­мыми людьми

Знать, как вести себя с незна­комыми людьми, быть ответст­венным за своё поведение

Как вести себя, когда что-то бо­лит (1ч)

17



Как вести себя, ко­гда что-то бо­лит

  • кроссворд

  • беседа

  • анализ ситуа­ции

  • дидактиче­ская игра

  • практикум

1

Беседа по теме, анализ си­туации из стихо­творения О. Дриз «Шип в мою ла­донь впился…»


Кроссворд, игра «Незаконченные фразы по теме»


Знать, как вести себя, когда что-то болит, уметь помочь себе при сильной боли

Как вести себя за сто­лом (2ч)

18



Сервировка стола




  • беседа

  • рассказ

  • объяснение

  • кроссворд

  • практикум

  • анализ ситуа­ции

  • дидактиче­ская игра

1

Беседа по теме, рассказ, объяснение, ана­лиз ситуации (стихо­творение З. Алек­сандровой «Лож­кою мешая…», стихотво­рение Г. Остера «От знако­мых уходя…»)

Кроссворд, прак­ти­кум «Сервировка»


Знать, правила поведения за столом; уметь сервировать стол

19



Правила поведения за столом

1

Как вести себя в гостях (1ч)

20



Как вести себя в гос­тях

  • работа со сти­хотворением

  • беседа

  • объяснение

  • практикум

1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения, объяс­нение

(стихо­творение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…» )

Со­ставление пись­мен­ного пригла­шения

Знать, как вести себя в гостях, соблюдать гостевой этикет

Как вести себя в обще­ствен­ных местах (2ч)

21



Как вести себя в транспорте и на улице

  • беседа

  • работа со сти­хотворением

  • анализ ситуа­ции

  • дидактиче­ская игра


1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения, анализ ситуации (стихо­творение «Азбука поведения в сти­хах…», стихотво­рение А. Барто «В театре»)


Игра, составление памятки

«Это полезно пом­нить (пра­вила поведения на улице, в транс­порте)», «Правила пове­дения в школе», рисование на тему

Знать, как вести себя в обще­ственных местах, соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе

22



Как вести себя в театре, кино, школе

1

«Нехорошие слова». Не­добрые шутки (2ч)

23



Умеем ли мы вежливо общаться

  • беседа

  • дидактиче­ская игра

  • анализ ситуа­ции

1

Беседа по теме, анализ си­туации (стихотворение «Есть волшеб­ные слова...»,

сказка К. Чу­ков­ского «Те­лефон»)


Уп­ражнения на пра­вила общения, ролевая игра, инсценировка, игра «Компли­мент», игра «Теле­фон»


Знать, правила вежливого общения, уметь разговаривать по те­лефону

24



Умеем ли мы разговаривать по теле­фону

1

Что делать, если не хо­чется в школу (1ч)

25



Что де­лать, если не хо­чется в школу

  • анализ ситуа­ции

  • беседа

  • работа со сти­хотворением

    • дидактиче­ская игра

1

Анализ ситуации, беседа по теме, анализ стихо­творения

(стихо­творение С. Мар­шака «Кот и ло­дыри», «Полезные» со­веты Г. Ос­тера)

Игра «Мудрые мысли»

Уметь по­мочь себе справиться с ленью

Чем заняться после школы (1ч)

26



Умей организовать свой досуг

  • беседа

  • работа со сти­хотворением

  • дидактиче­ская игра

  • анализ ситуа­ции

  • сказка

1

Беседа по теме, анализ сти­хотворения, анализ ситуации


Игра «Стихо­творный монтаж», потешные сказки, игра «Давай поговорим»


Уметь организовать свой досуг

Как выбрать друзей (2ч)

27



Что такое дружба




  • беседа

  • закончи рас­сказ

  • дидактиче­ская игра

  • стихи читают дети

  • анализ ситуа­ции

  • работа со сти­хотворением


1

Беседа по теме, чтение сти­хов, анализ си­туа­ции, анализ стихо­творения

(стихо­творения П. Си­няв­ского, стихо­творе­ние В. Ор­лова «Кто кого обидел пер­вый?», рассказ Л. Н. Тол­стого «Отец и сы­новья»)


Игра «Хочу быть»

Игра «Продолжи предложение»

Игра «Любит – не любит»


Знать, что такое дружба и кто может считаться настоя­щим другом, вы­брать друзей.


28



Кто может считаться настоящим дру­гом

1

Как помочь родителям (1ч)

29



Как доставить родителям радость

  • стихи читают дети

  • беседа

  • дидактиче­ская игра

  • анализ ситуа­ции


1

Беседа по теме, чтение сти­хов, анализ си­туа­ции, анализ стихо­творения

(стихо­творения А. Уса­то­вой, В. Бере­стова, Е Благини­ной; стихо­творе­ние Г. Ширковц­а «Не пойму я взрослых этих»)

Игры, анализ си­туаций


Знать, как можно помочь родителям, уметь оказать посильную помощь родителям

Как помочь больным и беспо­мощным (2ч)

30



Если кому-нибудь нужна твоя помощь

  • беседа

  • анализ ситуа­ции

  • дидактиче­ская игра

  • работа с по­словицами

  • объяснение

  • ролевая игра


1

Беседа, анализ пословиц, объяснение (стихо­творение Е. Благи­ниной «Наш де­душка не любит тени…», рассказ «Старый дед и вну­чек»)


Ана­лиз ситуаций, дидак­тическая игра, роле­вая игра

Уметь помочь больным и беспо­мощ­ным

31



Спешите делать добро

1

Повторение (3ч)

32





Огонёк здоровья

спектакль

1

Драматизация с це­лью ознакомле­ния с историей врачевания (персонажи спек­такля - ме­дицин­ские ра­ботники)

Осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. Сознательное отношение к собственному здоровью во всем его проявлениях.

33





Путешествие в страну здоровья

«путешествие»

1

Конкурс на лучшее знание правил ЗОЖ и умения их выпол­нять (каждая станция оборудована со­ответственно теме ЗОЖ)

34



Культура здорового образа жизни

соревнование

1

Соревнование ко­манд на знание тем ЗОЖ, построенное в виде вопросов-отве­тов (каждый этап со­ревнований - это отдельная тема из ранее изученных тем ЗОЖ)











Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

для 3 класса



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Школа док­торов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой, Н. А. Лемяскиной  для 1- 4 классов.

Срок реализации – 1 год.

Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 1 занятию в неделю. Всего - 34часа.

Актуальность данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья, как взрослого, так и детского населения нашей страны. Наметившаяся в образовании тенденция новых подходов в вопросах воспитания и обучения способствует созданию программ по здоровьесберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Программа « Азбука здоровья» отвечает генеральным целям образования — ориентация на развитие личности обучающихся средствами и методами обучения, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира и собственного организма.

Цель программы: формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Задачи:

Образовательные:

- обучать детей профи­лакти­ческим ме­тодикам — оздоровительная гимна­стика, пальце­вая, корри­гирующая, дыха­тельная, для профи­лактики про­студных заболеваний, для бодрости, само­массаж;

- обучать детей простейшим навыкам оказания первой медицин­ской по­мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

- приви­вать детям элемен­тар­ных гигиенических навыков (мытьё рук, ис­пользо­вание носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

- воспитывать желание быть здоровым душой и те­лом, стремление творить своё здоровье, применяя знания и умения в со­гласии с законами природы, законами бытия;

- приобретать навык самосовершенствования при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

- самостоятельно экспериментировать и развивать поисковую активность де­тей, побуж­дающую их к творческому отношению при выполнении за­даний;

- развивать любовь к себе, к людям, к жизни ,развивать гармонию с со­бой и с миром;

- формировать позицию признания ценности здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширять знания и навыки по гигиенической культуре;

- формировать всесторонне гармонично развитую личность при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности;

- реализовывать творческие способности обучающихся, их физическое совершенствование,

а также расширять основные знаний о здоровье и здоровом образе жизни.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Отличительными особенностями программы «Азбука здоровья» в начальной школе являются:

  • направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольные спортивные площадки, стадион) и национально-регионального компонента;

  • учет принципа достаточности и структурной организации учебной деятельности;

  • содержание учебного материала структурируется в соответствующих разделах программы.

  • учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике «от общего (фундаментального) к частному (профилированному)» и «от частного к конкретному (прикладному)», что задает вектор направленности в освоении школьниками учебного предмета, и перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения;

  • содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями).

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержания занятий наполнены сказочными и игро­выми сюже­тами и персо­нажами. Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболева­ний у детей младшего школьного возраста и ока­занию доврачебной по­мощи. Уроки носят творческий характер. С детьми прово­дятся заня­тия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, дело­вые игры («Ско­рая по­мощь», «Доктора природы», «Вопросы-от­веты»), ком­плекс уп­ражнений, обще­ние с природой и др. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения че­ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во­просы, свя­занные с факто­рами, укрепляющими и раз­рушающими здоро­вье, и т.д. В одной беседе может быть за­тронуто одно или несколько на­правлений. Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз — дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

Программа направлена на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, а также на личностное развитие и формирование учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

Программа курса — это комплекс по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию младшего школьника, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа курса «Азбука здоровья» в начальной школе вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется устойчивая система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Это, в свою очередь, способствует формированию навыков самооценки младших школьников.

Программа курса ориентирована на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.











ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Одним из результатов преподавания программы « Азбука здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(1-4 класс)

1 год обучения

Этап начального ознакомления с основными понятиями и пред­ставлениями.

Гигиена. Дружи с водой. Забота о глазах, о коже. Уход за ушами, за зубами, за руками и ногами. Питание и сон. Как следует питаться. Как сделать сон полезным? Поведение и настроение. Поведение в школе. Настроение в школе, после школы. Вредные привычки. Курение. Алкоголь. Строение человека. Мышцы, кости и суставы. Закаливание и поведение на воде. Как закаляться. Обтирание и обливание. Игры и упражнения на воде. Игры. Народные игры. Подвижные игры.

К концу 1 года обучения должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе сна, правила поведе­ния в школе и дома, о вреде курения, о пользе физических упражнений и зака­ливания, правила безопасного поведения на воде. Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, со­держать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреж­дений, выби­рать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закали­вающие процедуры, соблюдать правила безо­пасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.

Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей по при­ходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкуль­туры, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы на­выков, от­чёты детей-санитаров, физоргов, командиров о выполнении учащимися валеологиче­ских правил, опрос на занятиях после пройденной темы.

2 год обучения

Этап углубленного изучения.

Болезни. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки. Прививки от болезней. Лекарства. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Безопасность. Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транс­порте, на воде. Правила обращения с огнем. Как уберечься от поражения электрическим током, от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными. Первая помощь. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, па­рами, газом, при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении, при травмах. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и ко­шек. Медицина. Сегодняшние заботы медицины.

К концу 2 года обучения должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как ор­ганизм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый об­раз жизни», ка­кие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекци­онные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства, признаки ле­карственных и пищевых отравлений; правила по­ведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безо­пасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного по­ве­дения на воде; правила обращения с ог­нём; знать, чем опасен электрический ток; как уберечься от поре­зов, ушибов, переломов; как за­щититься от насе­ко­мых; правила обращения с животными; признаки отравлений жид­костями, пи­щей парами, газом; признаки перегре­вания и теплового удара; какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал по­сто­ронний пред­мет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века. Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием до­машней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожо­гах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадав­шему от электрического тока; оказать первую помощь при поре­зах, ушибах, перело­мах; оказать первую по­мощь при укусах насе­комых; оказать себе первую помощь, если укусила со­бака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обмо­рожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспита­нием.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях по­сле пройденной темы, тести­рование в конце года «Оцени себя сам».


3 год обучения

Этап углубленного изучения.

Воспитание личностных качеств. Как воспитывать уверенность и бесстрашие? Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Почему мы говорим неправду. Почему мы не слушаемся родителей? Надо уметь сдерживать себя. Вредные привычки. Как относиться к подаркам. Как следует относиться к наказаниям. Твоя одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя, когда что-то болит. Что такое дружба? Спешите делать добро. Этикет. Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях. Моя безопасность. Как вести себя в общественных местах. Умеем ли мы вежливо общаться. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Что такое дружба. Как доставить родителям радость? Спешите делать добро. Повторение. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.

К концу 3 года обучения должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совер­шать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда пони­мают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подар­кам; как следует относиться к нака­заниями; как нужно одеваться; как вести себя с незна­комыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за сто­лом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в обще­ственных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хо­чется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и кто может считаться настоя­щим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощ­ным. Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих по­ступках; избегать при общении лжи; стараться пони­мать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои по­ступки, за которые получили наказа­ние; одеваться по ситуации; быть ответст­венным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по те­лефону; уметь по­мочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; вы­брать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспо­мощ­ным.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро­вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой­денной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путе­шествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни».

4 год обучения

Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Наше здоровье. Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Учимся думать и действовать. Принимаю решение. Вредные привычки. Злой волшебник — табак. Зависимость. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? Злой волшебник — алкоголь. Злой волшебник — наркотик. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения. Моя семья. Повторение. Нестандартные уроки и праздники о дружбе, о чистоте и здоровье, питание.

К концу 4 года обучения должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая ре­шение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным ды­мом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называ­ются вредными (куре­ние, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопо­мощь укрепляет здоровье мальчиков и дево­чек, а поддержка в семье сохраняет здоро­вье её членов. Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для сво­его здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать поку­рить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предла­гать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим однокласс­никам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро­вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой­денной темы; в конце года проведение нестан­дартных уроков и праздников на повто­рение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный праздник «День здоровья», сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу», костюмированный праздник «Чистота и здоровье», игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем де­лать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», празд­ники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС (1 час в неделю, 34 учебные недели)


Программная тема

урока


Тема урока

Количе­ство ча­сов

Тема 1.

Чего не надо бояться

1

Как воспитывать уверенность и бесстра­шие?

1

Тема 2.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

Учимся думать

1

3

Спеши делать добро

1

Тема 3.

Почему мы говорим неправду

4

Поможет ли нам обман

1

5

«Неправда - ложь» в пословицах и пого­вор­ках

1

Тема 4.

Почему мы не слуша­емся ро­дителей

6

Надо ли прислушиваться к советам роди­те­лей

1

7

Почему дети и родители не всегда пони­мают друг друга

1

Тема 5.

Надо уметь сдержи­вать себя

8

Все ли желания выполнимы

1

9

Как воспитать в себе сдержанность

1

Тема 6.

Не грызи ногти, не ковы­ряй в носу

10

Как отучить себя от вредных привычек

1

11

Как отучить себя от вредных привычек

1

Тема 7.

Как относиться к подар­кам

12

Я принимаю подарок

1

13

Я дарю подарки

1

Тема 8.

Как следует относиться к нака­заниям

14

Как следует относиться к нака­заниям

1

Тема 9.

Как нужно одеваться

15

Как нужно одеваться

1

Тема 10.

Как вести себя с незна­комыми людьми

16

Как вести себя с не­зна­ко­мыми людьми

1

Тема 11.

Как вести себя, когда что-то бо­лит

17

Как вести себя, ко­гда что-то бо­лит

1

Тема 12.

Как вести себя за сто­лом

18

Сервировка стола

1

19

Правила поведения за столом

1

Тема 13.

Как вести себя в гостях

20

Как вести себя в гос­тях

1

Тема 14.

Как вести себя в обще­ствен­ных местах

21

Как вести себя в транспорте и на улице

1

22

Как вести себя в театре, кино, школе

1

Тема 15.

«Нехорошие слова». Не­добрые шутки

23

Умеем ли мы вежливо общаться

1

24

Умеем ли мы разговаривать по теле­фону

1

Тема 16.

Что делать, если не хо­чется в школу

25

Что де­лать, если не хо­чется в школу

1

Тема 17.

Чем заняться после школы

26

Умей организовать свой досуг

1

Тема 18.

Как выбрать друзей

27

Что такое дружба

1

28

Кто может считаться настоящим дру­гом

1

Тема 19.

Как помочь родителям

29

Как доставить родителям радость

1

Тема 20.

Как помочь больным и беспо­мощным

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

31

Спешите делать добро

1

Тема 21.

Повторение

32

Огонёк здоровья

1

33

Путешествие в страну здоровья

1

34

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)

1



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются предметные, метапредметные, личностные результаты.

Предметные результаты:

Знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; особенности воздействия двигательной активности на организм человека; основы рационального питания; правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление  здоровья; основы развития познавательной сферы; свои права и права других людей; соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

Уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков; различать “полезные” и “вредные” продукты; использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ; определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье; заботиться о своем здоровье; находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет; применять коммуникативные и презентационные навыки; использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; находить выход из стрессовых ситуаций; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений:

выделять нравственный аспект поведения; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать правильный выбор самостоятельно или при помощи других участников группы; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Метапредметными результатами программы является формирование следующих УУД:

1. Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учить высказывать свое предположение на уроке; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения; внесение необходимых дополнений и корректив в план   и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и  к преодолению препятствий;

2. Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности; установление причинно – следственных связей; формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Коммуникативные УУД:

умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вести диалог; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Непосредственное и целенаправленное наблюдение за пове­дением детей в школе, на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро­вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой­денной темы; в конце года проведение нестан­дартных уроков и праздников на повто­рение изученного за всю начальную школу. Использование различных анкет и тестов для детей и родителей.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Материально- техническое обеспечение

Ноутбук учителя

Телевизор-монитор

Видео, фото-слайды.



Литература для учителя:

Балабанова В. В. Биология, экология, здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие / В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева – Волгоград: Учитель, 2003. – 152 с.

Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст]: метод. пособие / Н. И. Дереклеева - М.: Вако, 2004. – 198 с.

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: метод. пособие / В. И. Ковалько - М.: Вако, 2004. – 295 с.

Обухова Л. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья [Текст]: метод. пособие / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина - М.: Вако, 2005. – 208 с.

Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методическое пособие// Под ред. Э. М. Казина. – Кемерово, 2006. – 91 с.

Симкина П. Л. Азбука здоровья. Физкультминутки здоровьесберегающей направленности [Текст]: метод. пособие / П. Л. Симкина - М.: Амрита-Русь, 2006. – 103 с.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе [Текст]: метод. пособие / Н. К. Смирнов - М.: Просвещение, 2005. – 275 с.

Соловьёва Т. А. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде [Текст]: метод. пособие / Т. А. Соловьёва, Е. И. Рогалева - М.: Вако, 2008. – 365 с.

Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст]: метод. пособие / О. А. Степанова - М.: 2003. – 184 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!