СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса кружок "Чудеса химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса "Чудеса химии", занятия проводятся с периодичностью один час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса кружок "Чудеса химии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края





Рассмотренно на заседании ШМО учителей

естественных наук

Протокол №1

От «__»_______2015г

Согласовано

Зам. директора по ВР

МБОУ СОШ №17 __________/Я.В. Хахеу/ __________201___г.

Утверждаю

И.о. директора МБОУ СОШ №17

____________/Е.М. Зарыпова/

________201___г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Чудеса химии»

Направление: общеинтеллектуальное

5 класс







Программу разработал:

учитель химии и биологии

Карапиря В.Ю.,

СЗД





Тырма, 2016 г.

Пояснительная записка

Химия создала свой предмет.

Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает ее от остальных естественных и гуманитарных наук.

М. Бертло

Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс «Чудеса химии» позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.

В отличие от других подобных курсов, курс «Чудеса химии» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Программа курса «Чудеса химии» разработана на основе следующих нормативных документов:

 Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции).

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года, регистрационный № 19644.

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299.

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.

 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».

 Фундаментальное ядро содержания общего образования.

 Основная образовательная программа ОУ.

 Программа развития и формирования универсальных учебных действий.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цели изучения курса «Чудеса химии»:

 Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников.

 Ознакомление с объектами материального мира.

 Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.

 Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».

Задачи курса:

 Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).

 Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).

 Научить выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкции.

 Дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.

 Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.

 Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

 Акцентировать практическую направленность преподавания.

Общая характеристика курса «Чудеса химии»

Программа курса «Чудеса химии» предназначена для учащихся 5 классов. Рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются химическими веществами и навыками экспериментирования.

Основополагающими принципами построения курса «Чудеса химии» являются:

– научность в сочетании с доступностью;

– практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

В рамках предмета «Химия» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся изучением материала курса.

Актуальность данной программы в том, что химическая наука и химическое производство в настоящее время развиваются значительно быстрее любой другой отрасли науки и техники и занимают все более прочные позиции в жизни человеческого общества.

Описание места учебного курса «Чудеса химии» в учебном плане

Программа курса «Чудеса химии» рассчитана на 34 час (1 час в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5 классов, не начавших изучать химию в рамках школьных программ.

Направленность: пропедевтика преподавания химии.

Возраст учащихся: 11–12 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

 учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

 обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

 разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

 гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Чудеса химии», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении курса:

– химический эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной химией;

– прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;

– раскрытие места химии как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами;

– занимательность;

– раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности.

Формы проведения занятий:

– эксперимент;

– защита проекта;

– беседа;

– соревнование;

– активные и пассивные (настольные) химические игры.

Содержание программы курса «Чудеса химии» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете химии и информатике.

Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Чудеса химии»

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность
для формирования

 ответственное отношение к учению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

 осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

 коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков


Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивать по заданным критериям 2–3 объекта, выделяя 2–3 существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводить классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию)

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию), и самостоятельно представлять информацию в неявном виде

Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии эталона

осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умение планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умение оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы «Чудеса химии» являются следующие знания и умения:

– умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;

– знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

– знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

– умение определять признаки химических реакций;

– умения и навыки в проведении химического эксперимента;

– умение проводить наблюдение за химическим явлением.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, графический планшет и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме.

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

К концу 5 класса

обучающиеся должны знать:

– что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;

– о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);

– некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);

– ответы на многие бытовые вопросы («Что такое накипь и как с ней бороться?», «Как удалять пятна?», «Что такое тайнопись?» и др.);

– некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция, индикаторы и др.);

– ответы на многие бытовые вопросы («Почему неспелые яблоки кислые?», «Почему чай светлеет от лимона?», «Почему чернеют ножи от фруктов?», «Почему мыло плохо мылится в жесткой воде?» и др.);

– агрегатные состояния веществ, их физические свойства;


обучающиеся должны уметь:

– приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;

– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);

– искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых продуктов);

– проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);

– проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей и др.);

– проводить несложные опыты и наблюдения за ними

– проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, осуществлять качественную реакцию на крахмал с использованием йода, качественную реакцию на белки, жиры, углеводы и др.);

– проводить исследования по определению содержания глюкозы в соках различных овощей и фруктов, содержание нитратов в овощах и др.);

– проводить исследование продуктов питания (чипсы, шоколад, газированные напитки, молоко, мороженое, чай и др.);

– проводить несложные опыты и наблюдения за ними;

– отбирать информацию и создавать проекты по темам исследования;

– создавать презентации и осуществлять их защиту.


Формы контроля

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путем выполнения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ.

Итоговая аттестация учащихся проходит в игровой форме.







































Содержание программы

1. Введение (3ч).

Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов. Чудеса химии.

2. Как устроены вещества? (1ч)

Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде.

3. Чудеса для разминки (4 ч).

Типы химических реакций. Признаки химических реакций. Условия, влияющие на скорость химических реакций. Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Крахмальный клейстер.

4. Разноцветные чудеса (4 ч).

Химическая радуга (определение реакции среды). Природные индикаторы. Кислоты знакомые и незнакомые. Кислоты в пищевых продуктах. Знакомый запах нашатырного спирта. Что такое хлорид аммония? Получение гидроксида меди. Синее превращается в чёрное.

5. Полезные чудеса (1 ч).

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Известковая вода, мягкая и жёсткая вода. Как разрушить поверхностную пленку воды?

6. Соли, но не все соленые (3ч).

Опыт с кусочком мела. Мрамор и раковина улитки. Что содержится в зубной пасте? Что такое сода? Исследуем марганцовку. Растим кристаллы.

7. Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода (3ч).

Куда исчезает окраска чернил? Угол – адсорбент. Кукурузные палочки – тоже адсорбент. Почему мутнеет известковая вода. Углекислый газ из мрамора. Исследуем углекислый газ. «Ныряющее яйцо» - фокус.

8. Металлы создают цвета, цветы, огни (2ч).

Ржавчина и способы защиты от нее металлов. Железный порошок и кислота. Удивительные сталагмиты и диковинные растения. Разноцветные пламя

9. Белки и жиры в продуктах (4 ч).

Исследуем яйцо. Денатурация белка. Исследуем перья, волосы. В каких продуктах есть белок. Масляная капля. Искусственное молоко. Какие плоды содержат жир? «Огнеопасная» апельсиновая кожура. Как сделать масляный светильник.

11. Экологический взгляд на вещества вокруг нас (2ч).

Изучаем пыль. Безопасные продукты. Фильтруем загрязнённую воду. Сравниваем воду из лужи и из-под крана. Ставим баллы воде. Вода и масло.

12. Заключение (7ч).

Подготовка проектов. Защита проектов.

Примерные темы проектов «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека», «О пользе и вреде мороженого», «О пользе и вреде шоколада», «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?», «Химия напитков», «Тайны воды», «Влияние газированных напитков на здоровье человека», «Полезные свойства чая», «Моющие средства для посуды».

Игра-квест «Путешествие в страну Химию».


Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет использоваться региональный компонент.

Например: определение жесткости воды в п. Тырма; исследование продукции предприятий Дальнего востока: чипсы, газированные напитки, молоко, мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах, произрастающих в Хабаровском крае.

Литература и материально-техническое
обеспечение

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

 персональный компьютер;

 интерактивная доска;

 мультимедийный проектор;

 колонки;

 DVD-комплекс.

Наглядные пособия по курсу.

 Видеоуроки по темам курса;

 ЭОРы по темам курса;

 инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;

 раздаточный материал для освоения разделов курса;

 диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии;

 химическое оборудование для проведения опытов;

 химические реактивы.

Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

литературА

Для учителя:

1. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас [Текст] : иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. – СПб. : Крисмас+, 2006. – 105 с.

2. Ольгин, О. М. Опыты без взрывов [Текст] / О. М. Ольгин. – 2-е изд. – М. : Химия, 1986. – 147 с.

3. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии [Текст] / О. М. Ольгин. – М. : Детская литература, 2001. – 175 с.

4. Смирнова, Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии [Текст] / Ю. И. Смирнова. – СПб. : МиМ-экспресс, 1995. – 201 с.

5. Чернобельская, Г. М. Введение в химию. Мир глазами химика [Текст] : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. – М. : Владос, 2003. – 256 с.

6. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm

7. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika

8. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html

9. http://znamus.ru/page/etertainingchemistry

10. http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html

Для учащихся:

1. Ола, Ф. Занимательные опыты и эксперименты [Текст] / Ф. Ола [и др.]. – М. : Айрис-Пресс, 2007. – 125 с. – (Серия «Внимание: дети!»).

2. Рюмин, В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия [Текст] / В. Рюмин. – 8-е изд. – М. : Центрполиграф, 2011. – 221 с.

3. Чернобельская, Г. М. Введение в химию. Мир глазами химика [Текст] : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. – М. : Владос, 2003. – 256 с.



Тематическое планирование

В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д.

В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного курса «Чудеса химии» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Тематическое планирование ориентировано на расширение общеобразовательного курса химии. Материал курса позволяет сформировать основные представления о практической направленности химии, раскрыть межпредметные и метапредметные возможности химии. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи химии с физикой, биологией, экологией, кулинарией, информатикой.



п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов
деятельности учащихся

1

2

3

4

1

Введение

3

Познавательная деятельность:

 познакомиться с новой наукой;

 наблюдать за постановкой и проведением химических опытов;

 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

 ориентироваться в многообразии химического оборудования;

 освоить простейшие приемы работы с химическим оборудованием


Занимательная химия

1


Оборудование и вещества для опытов

1


Правила безопасности при проведении опытов

1

Продолжение табл.

1

2

3

4

2

Как устроены вещества?

1

Познавательная деятельность:

 наблюдать за каплями воды,
за каплями валерианы;

 наблюдать и анализировать процесс растворения перманганата калия и поваренной соли в воде;

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях.

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Практическая деятельность:

 проводить эксперимент согласно инструкции (опыты по растворению перманганата калия и поваренной соли в воде);

 соблюдать правила техники безопасности


Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы

Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

1

3

Чудеса для разминки

4

Познавательная деятельность:

 анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях.

Практическая деятельность:

 проводить эксперимент согласно инструкции (получение природных индикаторов);


Типы химических реакций

1


Признаки химических реакций

1


Условия, влияющие на скорость реакций

1

Продолжение табл.

1

2

3

4


Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Крахмальный клейстер.

1

 соблюдать правила техники безопасности;

 использовать экспериментальный материал для создания проекта (природные индикаторы и их применение; содержание крахмала в продуктах питания).

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 оценивать правильность выполнения действий

4

Разноцветные чудеса

4

Познавательная деятельность:

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях;

 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

 соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и огнем;

 проводить эксперименты согласно инструкции;

 определять реакцию среды различных бытовых растворов с помощью любого индикатора;


Химическая радуга
(определение реакции среды). Природные индикаторы

1


Кислоты знакомые и незнакомые. Кислоты в пищевых продуктах

1


Знакомый запах нашатырного спирта

1


Получение гидроксида меди.

1

Продолжение табл.

1

2

3

4




 приготовлять раствор медного купороса;

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 оценивать правильность выполнения действий

5

Полезные чудеса

1

Познавательная деятельность:

 анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 сравнивать по заданным критериям два-три объекта, выделяя два-три существенных признака;

 проводить классификацию по заданным критериям;

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Практическая деятельность:

 соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами;

 проводить эксперименты согласно инструкции;

 проводить опыт по определению реакции среды раствора мыла;

 проводить опыт по вспениванию мыльного раствора в мягкой и жесткой воде;

 проводить исследовательскую работу по определению жесткости воды в различных источниках.

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 оценивать правильность выполнения действий


Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?

1

6

Соли, но не все соленые

3

Познавательная деятельность:

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях;

 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

 соблюдать правила техники безопасности при работе;

 проводить эксперименты согласно инструкции;

 проводить эксперимент по изучению свойств марганцовки;

 проводить опыт по выращиванию кристаллов различных веществ.

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 оценивать правильность выполнения действий


Исследуем мел и мрамор

1


Исследуем марганцовку

1


Растим кристаллы

1

Продолжение табл.

1

2

3

4

7

Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода

3

Познавательная деятельность:

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях;

 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

 соблюдать правила техники безопасности при работе;

 проводить эксперименты согласно инструкции;

 проводить опыты по исследованию свойств углерода

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 оценивать правильность выполнения действий


Адсорбены природные и искусственные

1


Исследуем углекислый газ

2

8

Металлы создают цвета, цветы, огни.

2

Познавательная деятельность:

 анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 сравнивать по заданным критериям два-три объекта, выделяя два-три существенных признака;

 проводить классификацию по заданным критериям;

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Практическая деятельность:

 соблюдать правила техники безопасности при работе;

 проводить эксперименты согласно инструкции;

 проводить опыты по исследованию свойств железа и свойств солей металлов.

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 оценивать правильность выполнения действий


Изучаем железо

1


Изучаем соли различных металлов

1

9

Белки и жиры в продуктах

4

Познавательная деятельность:

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях;

 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

 соблюдать правила техники безопасности при работе;

 проводить эксперименты согласно инструкции;

 проводить опыты по определению белков и жиров.

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 оценивать правильность выполнения действий


Исследуем яйцо. Перья и волосы. Денатурация белка.

1


В каких продуктах есть белок

1


Масляная капля. Искусственное молоко.

1


Плоды, содержащие жир. Изготовление масляного светильника.

1

10

Экологический взгляд на вещества вокруг нас.

2

Познавательная деятельность:

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях;

 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

 соблюдать правила техники безопасности при работе;

 проводить эксперименты согласно инструкции;

 проводить опыты по определению содержания нитратов в овощах и фруктах.

Проводить опыты по очистке воды и определению ее качества.

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 осуществлять контроль над ходом эксперимента;

 оценивать правильность выполнения действий


Изучаем пыль. Безопасные продукты

1


Изучаем воду.

1

11

Заключение

7

Познавательная деятельность:

 понимать информацию, представленную в неявном виде (выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление и объект по его описанию).

 определять объект и предмет исследования;

 анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 сравнивать по заданным критериям два-три объекта, выделяя два-три существенных признака;

 проводить классификацию по заданным критериям;

 строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Практическая деятельность:

 отбирать материал в соответствии с выбранной темой проектной работы.

 выполнять основные операции для проведения исследования;

 изучать состав продукта по этикеткам;

 проводить исследования по изучению и описанию физических свойств продуктов;

 соблюдать правила техники безопасности при работе;

 проводить эксперименты согласно инструкции;

 проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы;

 проводить исследования на определение кислотности, наличие красителей.

Регулятивная деятельность:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи;

 планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 осуществлять контроль при наличии эталона;

 оценивать правильность выполнения действий


Сбор материала для проектной работы

4


Защита проектов

2


Игра-квест «Путешествие в страну химию»

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!