Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Левашинская СОШ»
ОБСУЖДЕННО «28.08.2021-22 г. На заседании ШМО Руководитель ШМО _______Магомедова П.Б. | | СОГЛАСОВАНО «_28_»__августа_2022г. Зам. директора по УВР ________Салихова Д.М | | УТВЕРЖДАЮ «_28_» __августа_2022г. Директор МКОУ «ЛСОШ» ___________Чупанов Ч.Ш. |
Рабочая программа
по биолоии 9 класс
по учебнику Н.И.Сонин, В.Б.Захаров
Выполнила:
учитель биологии
Кулибекова А.А.
2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса базового уровня предназначена для основной общеобразовательной школы и составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 2010 года);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени приказ № 253 от 31 марта 2014 г.
- Приказа Минобрнауки от 05.07.2017 №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253».
- Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
При составлении данной рабочей программы были использованы следующие нормативные документы:
- Программой по предмету: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Учебно – методическое пособие. – Москва; Дрофа, 2012
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями приказом Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 года № 576; приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016 года № 38;
-Устава МОУ Солдатскоташлинской СОШ, утвержденному Постановлением администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области № 92 от 07.03.2018г.
-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Солдатскоташлинской СОШ, утвержденной приказом №84 от 13.08.2018 г.
-Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год, утвержденным приказом № 84 от 13.08.2018 г.
Преподавание ведется по УМК « Живой организм»:
Учебник Биология. Человек. 9 класс . М. Р. Сапин, Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2014.
Сонин Н.И. 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику М.П. Сапина,Н.И.Сонина, Биология. Человек .- М.: Дрофа, 2014.
Программа 9 класса Биология.Человек рассчитана на 68 часов в год (2 раза в неделю).
Срок реализации программы: 2018 – 2019 учебный год.
Тип программы:линейная, базового уровня.
Цели курса:
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- воспитание позитивного и ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
- способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом для основного общего образования: 68 часов, 2 ч. в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
.
Личностными результатами освоения предмета «Биология» в 9 классе являются следующие умения:
—Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
—формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;
—формирование целостного научного мировоззрения;
—осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
—знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
—формирование экологического мышления.
Метапредметными результатами освоения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-вычитывать все уровни текстовой информации.
-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения предмета «Биология» являются следующие умения:
—доказательства родства человека и животных;
—вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие о строении и функционировании организма человека;
—науки, изучающие организм человека;
—основные органоиды клетки, ткани, органы и системы органов.
—существенные признаки организма, его биологическую и социальную природу;
—строение и функции органов и систем органов человека.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей;
—характеризовать структурные компоненты основных систем органов тела человека;
—сравнивать особенности внешнего строения древних предков человека, представителей различных рас, делать выводы на основе сравнения;
—выделять и описывать существенные признаки процессов жизнедеятельности организма человека.
—распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы и системы органов человека;
—аргументированно доказывать необходимость борьбы с вредными привычками, стрессами;
—оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях и др.;
—применять меры профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
—соблюдать санитарно-гигиенические требования;
—соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии;
—приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;
—объяснять место и роль человека в биосфере.
Содержание программы
Раздел 1. Введение (7 ч)
Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (3 ч).
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация. Скелеты человека и позвоночных, таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Тема 1.2. Происхождение человека (4 ч).
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация. Модели «Происхождение человека», модели остатков материальной первобытной культуры человека, изображения представителей различных рас человека.
Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч).
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация. Портреты великих учёных - анатомов и физиологов.
Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (3 ч).
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация. Схемы систем органов человека.
Лабораторная работа 1. Изучение микроскопического строения тканей.
Лабораторная работа 2. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
доказательства родства человека и животных;
вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие о строении и функционировании организма человека;
науки, изучающие организм человека;
основные органоиды клетки, ткани, органы и системы органов.
Учащиеся должны уметь:
объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей;
характеризовать структурные компоненты основных систем органов тела человека;
сравнивать особенности внешнего строения древних предков человека, представителей различных рас, делать выводы на основе сравнения;
выделять и описывать существенные признаки процессов жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
участвовать в совместной деятельности;
оценивать свою работу и работу одноклассников;
выделять главные и существенные признаки понятий;
сравнивать объекты, факты по заданным критериям;
высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;
выявлять причинно-следственные связи;
использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;
работать с текстом и его компонентами;
создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (58 ч)
Тема 2.1. Координация и регуляция (11ч).
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связь с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация. Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы строения, биологической активности и точек приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями работы эндокринных желёз. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов, безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторная работа 3. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Лабораторная работа 4. Изучение изменения размера зрачка.
Тема 2.2. Опора и движение (5 ч).
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация. Скелет человека, модели отдельных костей, распилов костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа 5. Изучение внешнего строения костей.
Лабораторная работа 6. Измерение массы и роста своего организма.
Лабораторная работа 7. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 2.3. Внутренняя среда организма (4 ч).
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация. Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
Лабораторная работа 8. Изучение микроскопического строения крови.
Тема 2.4. Транспорт веществ (4 ч).
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация. Модели сердца человека, таблицы и схемы строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторная работа 9. Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.
Тема 2.5. Дыхание (2 ч).
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация. Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторная работа 10. Определение частоты дыхания.
Тема 2.6. Пищеварение (4 ч).
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация. Модель торса человека, муляжи внутренних органов.
Лабораторная работа 11. Воздействие желудочного сока на белки, воздействие слюны на крахмал.
Лабораторная работа 12. Определение норм рационального питания.
Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (2 ч).
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 2.8. Выделение (1 ч).
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация. Модель почек.
Тема 2.9. Покровы тела (2 ч).
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация. Схема строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 2.10. Размножение и развитие (3 ч).
Система органов размножения, их строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.
Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (7 ч).
Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова. И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 2.12. Человек и его здоровье (13 ч).
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.
Резерв 3 часа
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов /рабочая программа/ |
1 | Введение (7 ч) | 7 |
2 | Строение и жизнедеятельность организма человека (58 ч) | 58 |
3 | Резерв | 3 |
Итого: | 68 |
Перечень лабораторных и практических работ по биологии 9 класс
№ | Лабораторные работы | Дата |
1 | №1 " Микроскопическое строение тканей" | |
2 | № 2 "Изучение изменения размера зрачка" | |
3 | №3 " Внешнее строение костей" | |
4 | № 4 " Микроскопическое строение крови" | |
5 | № 5 " Определение пульса и подсчет числа селдечных сокращений" | |
6 | №6 " Воздействие слюны на крахмал" | |
Практические работы |
1 | №1 " Измерение массы и роста своего организма | |
2 | №2 " Измерение кровяного давления" | |
3 | №3 " Воздействие желудочного сока на белки" | |
4 | № 4 " Определение норм рационального питания" | |
5 | № 5 " Изучение приемов остановки кровотечений" | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 9 КЛАССА ( 2 часа в неделю)
Раздел | № | | Кол-во часов | Д/з |
Введение | 1 | Место человека в системе органического мира | 1 | стр. 5-11 р.т. №1-5 |
| 2 | Эволюция человека | 1 | стр. 12-17 р.т. № 6 |
| 3 | Расы человека | 1 | стр. 18-21 р.т. № 8,9 |
| 4 | История развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | стр. 21-30 р.т. № 11-13 |
| 5 | Клеточное строение организма | 1 | стр. 31-34 р.т. №16-18 |
| 6 | Ткани и органы Л.Р. №1 " Микроскопическое строение тканей" | 1 | стр. 34-40 р.т. № 21-28 |
| 7 | Системы органов | 1 | стр.40-45 р.т. № 30-34 |
Строение и жизнедеятельность организма человека | 8 | Гуморальная регуляция | 1 | стр.46-53, р.т. № 36-37,39 |
| 9 | Строение и значение нервной системы | 1 | стр. 54-59, р.т. № 42-49 |
| 10 | Строение и функции спинного мозга | 1 | стр. 60-63, р.т. № 51-52 |
| 11 | Строение и функции головного мозга | 1 | стр. 63-69, р.т. № 55-57 |
| 12 | Обобщение и закрепление знаний по разделу: " Координация и регуляция" | 1 | стр. 70-75, р.т. № 59-61 |
| 13 | Зрительный анализатор | 1 | стр.76-79, р.т. № 62,63,65,68 |
| 14 | Строение и функции глаза Л.Р.№ 2 "Изучение изменения размера зрачка" | 1 | стр. 79-83 |
| 15 | Анализаторы слуха и равновесия | 1 | стр.84-90 р.т. № 72,73,75 |
| 16 | Кожно-мышечная чувствительность | 1 | стр. 91-93 |
| 17 | Обоняние. Вкус | 1 | стр.93-98 р.т. № 82,85,87 |
| 18 | Обобщение и закрепление знаний по разделу: "Анализаторы" | 1 | Стр.99 |
| 19 | Кости скелета Л.Р. №3 " Внешнее строение костей" | 1 | Стр.100-107, р.т. № 90-92 |
| 20 | Строение скелета | 1 | Стр.108-115, р.т. №94-102 |
| 21 | Мышцы. П.Р. №1 " Измерение массы и роста своего организма | 1 | Стр. 116-121, р.т. №105,106 |
| 22 | Работа мышц. | 1 | Стр.122-126 р.т. №107 Подготовиться к тесту |
| 23 | Обобщение и закрепление знаний по разделу " Опора и движение" | 1 | Записи в тетради |
| 24 | Кровь | 1 | стр 127-132 № 113 |
| 25 | Кровь Л.Р. № 4 " Микроскопическое строение крови" | 1 | Стр.132-135 р.т. № 113 |
| 26 | Иммунитет | 1 | Стр.136-139 до переливания крови р.т. № 117,118 |
| 27 | Группы крови | 1 | Стр.139-145 |
| 28 | Органы кровообращения | 1 | Стр.146-150 р.т. №123-126 |
| 29 | Работа сердца | 1 | Стр.151- 154 р.т. № 128,131-134 |
| 30 | Движение крови по сосудам П.Р.№2 " Измерение кровяного давления" Л.Р. № 5 " Определение пульса и подсчет числа селдечных сокращений" | 1 | Стр.155-159 |
| 31 | Обобщение и закрепление знаний по разделам " Внутренняя среда организма и транспорт веществ" | 1 | Записи в тетради |
| 32 | Строение органов дыхания | 1 | Стр.160-163 р.т. №138,140, 141 |
| 33 | Газообмен в лёгких и тканях | 1 | Стр. 164- 171 р.т. № 144-148 |
| 34 | Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме | 1 | Стр.173-175 р.т. №150,151 |
| 35 | Пищеварение в ротовой полости Л.Р. №6 " Воздействие слюны на крахмал" | 1 | Стр.176-180 р.т. № 151-156. |
| 36 | Пищеварение в желудке П.Р. №3 " Воздействие желудочного сока на белки" | 1 | Стр.182-188 р.т. № 160-161 Подготовиться к тесту |
| 37 | Обобщение и закрепление знаний по разделу: "Пищеварение" | 1 | Записи в тетради |
| 38 | Пластический и энергетический обмен П.Р. № 4 " Определение норм рационального питания" | 1 | Стр. 189-195 р.т. №170-173 |
| 39 | Витамины | 1 | Стр. 196-199 р.т. № 175,176 |
| 40 | Выделение | 1 | Стр. 201 -206 р.т. №178, 181 |
| 41 | Строение и функции кожи | 1 | Стр. 207-210 р.т. №183,184 |
| 42 | Роль кожи в терморегуляции организма | 1 | Стр. 211-213 |
| 43 | Половая система. Оплодотворение и развитие зародыша | 1 | Стр. 214 р.т. № 187-193 |
| 44 | Наследственные и врожденные заболевания и их профилактика | 1 | Стр. 222 -226 |
| 45 | Развитие человека. Возрастные процессы | 1 | Стр. 227 230 р.т. № |
| 46 | Рефлекторная деятельность нервной системы | 1 | Стр.232 р.т. № 197, 199 Подготовить сообщения |
| 47 | Бодрствование и сон | 1 | Стр. 241 р.т. № 205-206 |
| 48 | Сознание и мышление. Речь | 1 | Стр. 245-247 |
| 49 | Познавательные процессы и интеллект | 1 | Стр. 248-251 |
| 50 | Память | 1 | Стр. 252-256 р.т. № 215, 216 |
| 51 | Эмоции и темперамент | 1 | Стр. 256 -260 Подготовиться к тесту |
| 52 | Обобщение и закрепление знаний по разделу: "Высшая нервная деятельность " | 1 | повторение |
| 53 | Здоровье и влияющие на него факторы | 1 | Стр.261-253 |
| 54 | Оказание первой доврачебной помощи П.Р. № 5 " Изучение приемов остановки кровотечений" | 1 | Стр. 263-273 р.т. № 226,228,230 |
| 55 | Вредные привычки | 1 | Стр. 263-273 р.т. № 226,228,230 |
| 56 | Заболевания человека | 1 | Стр.276-280 |
| 57 | Двигательная активность и здоровье человека | 1 | Стр. 281 |
| 58 | Закаливание | 1 | Стр. 283 |
| 59 | Гигиена человека | 1 | Стр. 286 -293 Подготовиться к тесту |
| 60 | Обобщение и закрепление знаний по разделу: "Человек и его здоровье" | 1 | Повторение |
| 61 | Природная и социальная среда обитания человека | 1 | Стр. 294-295 до стресса |
| 62 | Стресс и адаптации | 1 | Стр. 295-298 |
| 63 | Биосфера и человек. Ноосфера | 1 | Стр. 298-301 |
| 64 | Обощающее повторение за курс 7 класса | 1 | |
| 65 | Итоговый тест | 1 | |
| 66 | Резерв | 3 | |
ИТОГО 68 ч. |