Рабочая программ внеурочной деятельности
Стритбол
Для 9 «Б» класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 “Об образовании в Российской Федерации”.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Электронный ресурс - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4263)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования, 2011 г.
- Приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 г. №373 “Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО”
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 “О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373”.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 “Об утверждении ФГОС ООО”.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 “ОтутвержденииСанПин 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, 2011 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
В настоящее время стритбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Спортивные игры, в том числе стритбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия стритболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Рабочая программа внеурочной деятельности “Стритбол” предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5—9 классах.
Программа по стритболу для учащихся 9 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных способностей, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Целью программы является формирование разностороннего физически развитой личности, способной активно использовать игру в баскетбол для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы:
укрепление здоровых учащихся; содействие гармоническому физическому развитию, всесторонне физической подготовленности;
подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих бойцовскими качествами спортсменов;
повышение тренировочных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе подготовки.
ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Стритбол” предназначен для учащихся 9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 9 классы - 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Внеклассные занятие по стритболу способствуют развитию личностных качеств учащихся и являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенции), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).
Универсальными компетенциями учащихся являются:
Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
Умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам ,нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
Характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах самоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий спортом;
Организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвертаря, оборудования, организации места занятий;
Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе ее выполнения;
Анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
Видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
Оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонами красоты.
Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Выполнение технических действий из стритбола, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательными действиями разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Учебный материал |
1 | Стойка игрока (исходные положения) |
2 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед |
3 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) |
1 | Передача от плеча |
2 | Передача от груди |
3 | Передача из-за головы |
4 | Передача в движении |
5 | Передача на месте и в движении |
1 | Подбор мяча в нападении, на чужом щите. |
2 | Подбор мяча в защите, на своём щите. |
3 | Коллективный перехват мяча. |
1 | Перехват мяча при передаче. |
2 | Перехват мяча при ведении. |
1 | Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок в кольцо. |
2 | Ведение, два шага, бросок в кольцо. |
3 | Броски в кольцо “из под кольца”. |
4 | Броски в кольцо по трёх секундной зоне. |
5 | Штрафной бросок. |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите |
2 | Групповые тактические действия в нападении и защите |
3 | Учебная игра |
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий |
2 | Игры развивающие физические способности |
1 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости |
1 | Судейство учебной игры в стритбол |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Передачи мяча | 5 | Использовать игру в стритбол как средство организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в стоке стритболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую, использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки двумя шагами и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки прыжком и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в процессе игровой деятельности. Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности. Описывать технику выполнения бросков мяча в корзину, анализировать правильность выполнения , находить ошибки и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков мяча в корзину. |
2 | Перехваты мяча | 5 |
3 | Броски мяча в кольцо | 6 |
4 | Совершенствовать | 4 |
5 | Учебная игра | 7 |
6 | Групповые тактические действия в нападении, защите | 7 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия. | |
| Итого 34 часа | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Стритбол” является формирование следующих умений:
оределять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Стритбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Стритбол” учащиеся
должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Стритбол” учащиеся
смогут получить знания:
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по стритболу;
жесты стритбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами стритбола;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях стритболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях стритболом;
играть в стритбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты стритбольного судьи;
проводить судейство по стритболу
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
№ | Контрольные нормативы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
1 | Правила соревнований | + | + | + | + |
2 | Передачи в парах на месте | 10 | 13 | 15 | 20 |
3 | Передача в парах в движении | 10 | 12 | 15 | 16 |
4 | Ведение баскетбольного мяча с изменением направления | 10 | 12 | 15 | 16 |
5 | Бросок в кольцо с места | 15 | 20 | 25 | 25 |
6 | Ведение и бросок в кольцо | 4 | 5 | - | - |
7 | Штрафной бросок | - | - | 7 | 8 |
8 | Выбивание и вырывание мяча | - | 3 | 4 | 5 |
9 | Техника защиты | 3 | 4 | 5 | 5 |
10 | Техника нападения | 3 | 3 | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста. | |
2 | Ведение мяча со сменой ритма движения | |
3 | Ведение мяча с изменением направления движения | |
4 | Ведение мяча со всеми изученными действиями. | |
5 | Передачи баскетбольного мяча на мести и в движении. | |
6 | Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте. | |
7 | Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным. | |
8 | Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным с сопротивлением. | |
9 | Передачи мяча в игре. | |
10 | Передачи мяча в игре. | |
11 | Индивидуальные действия в нападении со сменой ритма движения. | |
12 | Индивидуальные действия в нападении с дриблингом. | |
13 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | |
14 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | |
15 | Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | |
16 | Индивидуальные действия в нападении в игре. | |
17 | Индивидуальные действия в нападении в игре. | |
18 | Индивидуальные действия в защите со сменой ритма движения. | |
19 | Индивидуальные действия в защите против дриблинга. | |
20 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | |
21 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | |
22 | Индивидуальные действия в защите против заслонов. | |
23 | Индивидуальные действия в защите в игре. | |
24 | Индивидуальные действия в защите в игре. | |
25 | Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок. | |
26 | Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции. | |
27 | Броски мяча в корзину с двух шагов провой и левой рукой. | |
28 | Броски мяча в корзину с остановкой на две ноги и обманными движениями. | |
29 | Броски мяча в корзину после передач. | |
30 | Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. | |
31 | Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок. | |
32 | Учебная игра. | |
33 | Учебная игра. | |
34 | Учебная игра. | |
Рабочая программа внеурочной деятельности
Футбол
Для 9 В класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 “Об образовании в Российской Федерации”.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Электронный ресурс - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4263)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования, 2011 г.
- Приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 г. №373 “Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО”
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 “О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373”.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 “Об утверждении ФГОС ООО”.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 “ОтутвержденииСанПин 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, 2011 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
В настоящее время стритбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Спортивные игры, в том числе стритбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия футболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В футболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Рабочая программа внеурочной деятельности “Футбол” предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5—9 классах.
Программа по футболу для учащихся 9 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных способностей, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Целью программы является формирование разностороннего физически развитой личности, способной активно использовать игру в баскетбол для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы:
укрепление здоровых учащихся; содействие гармоническому физическому развитию, всесторонне физической подготовленности;
подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих бойцовскими качествами спортсменов;
повышение тренировочных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе подготовки.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Футбол” предназначен для учащихся 9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 9 классы - 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Внеклассные занятие по футболу способствуют развитию личностных качеств учащихся и являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенции), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).
Универсальными компетенциями учащихся являются:
Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
Умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам ,нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
Характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах самоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий спортом;
Организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвертаря, оборудования, организации места занятий;
Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе ее выполнения;
Анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
Видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
Оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонами красоты.
Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Выполнение технических действий из футбола, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательными действиями разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Учебный материал |
1 | Стойка игрока (исходные положения) |
2 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед |
3 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) |
1 | Передачи мяча внутренней частью подьема |
2 | Передачи мяча внешней частью подьема |
3 | Передача мяча носком |
4 | Передача мяча пяткой |
1 | Удар носком |
2 | Удар внутренней и внешней частью подъёма |
3 | Удар по катящемуся мячу, неподвижному мячу, прыгающему и летящему. |
4 | Удар носком |
5 | Удар пяткой |
6 | Удар головой |
1 | Ведение мяча по прямой |
2 | Дриблинг |
1 | Остановка мяча подошвой |
2 | Остановка мяча грудью |
3 | Остановка мяча головой |
4 | Штрафной бросок. |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите |
2 | Групповые тактические действия в нападении и защите |
3 | Учебная игра |
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий |
2 | Игры развивающие физические способности |
1 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости |
1 | Судейство учебной игры в футбол |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “футбол” является формирование следующих умений:
оределять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Футбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Футбол” учащиеся
должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Футбол” учащиеся
смогут получить знания:
значение футбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий футболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по жесты судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами футбола;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях футболом ;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях футбола
играть в футбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты судьи;
проводить судейство по футболу
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
№ | Контрольные нормативы | |
1 | Правила соревнований | + |
2 | Передачи в парах на месте | 20 |
3 | Передача в парах в движении | 16 |
4 | Ведение мяча с изменением направления | 16 |
5 | Удар по воротам с места | 25 |
6 | Штрафной удар | - |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Техническая подготовка | 38 | | |
| Различные способы перемещения | 2 | 1 | 1 |
| Удары по мячу ногой | 8 | 2 | 6 |
| Удары по мячу головой | 4 | 1 | 3 |
| Прием (остановка) мячей | 6 | 1 | 5 |
| Ведение мяча | 8 | 2 | 6 |
| Обманные движения (финты) | 2 | | 2 |
| Отбор мяча | 2 | | 2 |
| Комплексное выполнение технических приемов | 6 | | 6 |
2. | Тактическая подготовка | 12 | 3 | 9 |
| Тактика игры в атаке | 4 | 1 | 3 |
| Тактика игры в обороне | 4 | 1 | 3 |
| Тактика игры вратаря | 4 | 1 | 3 |
3. | Общая физическая подготовка | 6 | | 6 |
4. | Специальная физическая подготовка | 4 | | 4 |
6. | Игровая подготовка | 8 | | 8 |
| Итого: | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Техника безопасности на занятиях по мини-футболу.Стойки, перемещения ,остановки. | |
2 | Передача мяча. Остановка мяча | |
3 | Передача мяча. Остановка мяча | |
4 | Передача мяча. Остановка мяча | |
5 | Передача мяча. Остановка мяча | |
6 | Передача мяча. Остановка мяча | |
7 | Совершенствование навыков остановке мяча. | |
8 | Совершенствование навыков передаче мяча. | |
9 | Обучение остановки мяча бедром | |
10 | Обучение ударам мяча. | |
11 | Совершенствование навыков удара мяча | |
12 | Обучение удару мяча слета | |
13 | Обучение удару мяча слета | |
14 | Обучение остановке мяча после отскока. | |
15 | Обучение удару мяча головой | |
16 | Совершенствование навыков удара мяча головой. | |
17 | Обучение отбору мяча у соперника. | |
18 | Обучение отбору мяча у соперника. | |
19 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | |
20 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | |
21 | Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной). | |
22 | Совершенствование навыков розыгрыша мяча в стандартных положениях. | |
23 | Совершенствование исполнения технических элементов | |
24 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | |
25 | Совершенствование ударов мяча по воротам. | |
26 | Обводка с помощью обманных движений(финтов) | |
27 | Обводка с помощью обманных движений(финтов) | |
28 | Игры развивающие физические способности | |
29 | Развитие скоростно силовых качеств. | |
30 | Учебная игра. | |
31 | Учебная игра. | |
32 | Учебная игра. | |
33 | Учебная игра. | |
34 | Учебная игра. | |