СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Биология 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Биология 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №12»


Рассмотрено на заседании МС


Протокол №1 от «27» августа 2021г


Согласовано:

и.о. Зам. директора по УВР



______________________

Н.Ю. Надыкто

Утверждаю

Приказ № 43 от 01.09. 2021 г.


Директор школы

________________ О.В. Мокротоварова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По биологии

К учебнику : «Биология Живые организмы. Растения, Д. И. Трайтак, Н.Д. Трайтак, 2020 г.


Уровень образования (класс) основное общее образование, 6 класс


Количество часов 35 часов

Учитель Куликова Вера Николаевна


Учебный год 2021-2022


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ(6 Ч)

Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение. Прорастание семян, рост и развитие растений. Размножение. Биологическое значение семенного размножения растений. Прорастание семян. Питание и дыхание проростков семян. Жизненные циклы растений. Развитие растений.

Понятие о размножении растений. Формы и способы размножения. Вегетативное размножение и его биологическое значение. Способы размножения черенками (стеблевыми, листовыми, корневыми), отводками, делением куста. Размножение видоизмененными побегами: клубнями луковицами, корневищами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и в декоративном садоводстве.


РАЗДЕЛ 2 СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ.(13 Ч)

Основные группы растений и историческое развитие растительного мира

Понятие о систематике как о разделе биологической науки. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство Растения.

Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Использование водорослей в промышленности и сельском хозяйстве.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение мхов на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Плауны. Плаун булавовидный - один из древнейших представителей современных споровых растений.

Хвощи. Биологические особенности хвощей (на примере полевого, лугового или лесного хвоща).

Папоротники. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана папоротников и плаунов.

Общая характеристика голосеменных. Размножение голосеменных. Роль голосеменных в природе и практическое использование в хозяйственной деятельности человека. Охрана голосеменных растений.

Общая характеристика покрытосеменных растений. Их распространение на планете. Классификация покрытосеменных.

Класс двудольные растения. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств капустных (крестоцветных), розоцветных, пасленовых, бобовых, астровых (сложноцветных).

Класс однодольные растения. Общая характеристика класса. Семейства мятликовых (злаковых) и лилейных. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана.

Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной среде к жизни в наземно-воздушной среде обитания.

Экологические факторы, влияющие на видовое разнообразие покрытосеменных и способствующие их расселению по всей планете.


Лабораторные и практические работы:

  1. Строение водорослей

  2. Строение мха

  3. Строение папоротника

  4. Семена и шишки хвойных

  5. Определение семейств цветковых растений (по определительным карточкам)


РАЗДЕЛ 3. ВИРУСЫ. БАКТЕРИИ (4 часа)

Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни.

Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерии. особенности строения бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Переживание бактериями неблагоприятных условий.

Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных и человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.


РАЗДЕЛ 4. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (5 ч)

Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов.

Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание и размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе.


Лабораторные и практические работы:

Распознавание съедобных и ядовитых грибов


РАЗДЕЛ 5. ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ В СООБЩЕСТВАХ (4 часа)

Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе.

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агроценозы).

Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) и ботанические сады, их роль в сохранении ценных видов растительного мира.


Проведение итоговой контрольной работы и анализ ее результатов - 1 час.

Защита проектов - 2 часа





Содержание программы


Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. 35 ч.

1.Строение и жизнедеятельность растений

Обобщение и систематизация знаний о строении цветковых растений через выполнение практической работы по описанию строения конкретного цветкового растения.

Урок отработки.

  1. Минеральное питание, фотосинтез.

Биологическое значение фотосинтеза для живых организмов.

Урок новых знаний.

  1. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Роль испарения в жизни растений

Комбинированный урок

  1. Биологическое значение размножения. Особенности размножения растений

Способы размножения растений с помощью укореняющихся побегов, черенков, отводков, размножение растений видоизмененными побегами. Прививка.

Комбинированный урок

  1. Прорастание семян. Рост и развитие растений.

Семя, рост растений.

Комбинированный урок

  1. Генеративные органы и размножение растений

Обобщение и систематизация знаний о строении и функциях генеративных органов растений, способы размножения растений.

Творческое задание по теме обобщения,

Обобщающе-повторительный урок


РАЗДЕЛ 2 СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ 13ч

  1. Понятие о систематике

Принципы современной классификации растений. Современная система растений.

Урок новых знаний.»

  1. Водоросли

Л/р № 1«Строение водорослей»на местных видах

Признаки растений подцарства Низшие, отличительные особенности водорослей, разнообразие водорослей в природе, их роль в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

  1. Отдел Моховидные Л/р № 2 «Строение мха» на местных видах.на местных видах

Отличительные черты растений подцарства Высшие, особенности строения мхов, чередование бесполого и полового поколений в жизненном цикле мхов.

Комбинированный урок.

  1. Отделы Хвощевидные и Плауновидные

Характерные особенности строения хвощей и плаунов. Видовое разнообразие.

Комбинированный урок.

  1. Отдел Папоротникообразные

Л/р № 3«Строение папоротника» на местных видах.

Характерные особенности строения папоротников, жизненный цикл папоротников.

Комбинированный урок.

  1. Отделы Голосеменные и Покрытосеменные растения

Голосеменные как эволюционно более продвинутые организмы по сравнению со споровыми растениями. Преимущества покрытосеменных растений перед голосеменными.

  1. Многообразие голосеменных растений. Л/р № 4 «Семена и шишки хвойных» на местных видах

Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека.

Сообщение о голосеменных растениях

Комбинированный урок

  1. Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Представители в р Адыгея.

Характерные признаки класса Двудольные. Особенности строения растений семейств Капустные и Розоцветные. Видовое разнообразие, значение в природе и жизни человека.

Сообщение об уникальных представителях изучаемых семейств

Комбинированный урок.

  1. Класс Двудольные. Семейство Бобовые и Зонтичные. Представители в республике Адыгея.

Особенности строения растений семейств Бобовые и Зонтичные. Видовое разнообразие, значение в природе и жизни человека.

Сообщение об уникальных представителях изучаемых семейств

Комбинированный урок.

  1. Класс Двудольные Семейства Пасленовые и Астровые. Представители в республике Адыгея

Особенности строения растений семейств Пасленовые и Астровые. Видовое разнообразие, значение в природе и жизни человека.

Сообщение об уникальных представителях изучаемых семейств

Комбинированный урок.

  1. Класс Однодольные Семейства Злаки и Лилейные.

Характерные признаки класса Однодольные. Особенности строения растений семейств Злаки и Лилейные. Видовое разнообразие, значение в природе и жизни человека. Сообщение об уникальных представителях изучаемых семейств

Комбинированный урок.

  1. Определение семейств цветковых растений Л/р № 5«Определение семейств цветковых растений (по определительным карточкам)»

Систематизация и обобщение знаний о систематике покрытосеменных растений через определение семейств с помощью определительных карточек.


  1. Царство Растения

Систематизация и обобщение знаний о представителях царства Растения.

Творческое задание по теме обобщения

Обобщающе-повторительный урок


РАЗДЕЛ 3 ВИРУСЫ. БАКТЕРИИ 4ч

  1. Вирусы - неклеточная форма жизни

Особенности организации вирусов. Вирусные болезни и меры их профилактики.

Урок новых знаний

  1. Общая характеристика бактерий

Характерные признаки бактерий, среды обитания бактерий.

Комбинированный урок

  1. Взаимоотношения бактерий с другими организмами.

Способы питания бактерий, типы взаимоотношений бактерий с другими организмами (нейтрализм, метабиоз, симбиоз, конкуренция, паразитизм, антагонизм). Способы размножения бактерий.

Комбинированный урок, работа в группах

  1. Бактериальные болезни растений. Значение бактерий.

Значение бактерий в природе и в жизни человека. Бактериальные заболевания культурных растений. Роль клубеньковых бактерий в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Комбинированный урок с элементами игры


РАЗДЕЛ 4 ГРИБЫ. 5 ч

  1. Общая характеристика грибов.

Характерные признаки грибов, отличающие их от остальных организмов. Особенности строения грибов. Приспособления грибов к различным местообитаниям.

Урок новых знаний.

Питание и размножение грибов

Способы питания и размножения грибов. Дрожжи как особая группа грибов.

Проблемный, работа в группах

  1. Съедобные и ядовитые грибы.

Съедобные, условно-съедобные и ядовитые грибы. Характерные признаки ядовитых грибов. Правила сбора грибов.

Урок-конференция

  1. Грибы-паразиты. Значение грибов. Л/р № 6«Распознавание съедобных и ядовитых грибов» на местных видах.

Грибные заболевания сельскохозяйственных растений, условность понятия «вредный» в природе. Культурные грибы (шампиньон, вешенка).

Комбинированный урок.

  1. Лишайники

Лишайник как симбиотический организм. Строение лишайника и его жизнедеятельность. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Урок новых знаний


РАЗДЕЛ 5 РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ. ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ В СООБЩЕСТВАХ.4 ч

  1. Соседи растений

Систематизация и обобщение знаний по темам «Вирусы», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»

Творческое задание по теме обобщения

Обобщающе-повторительный урок

  1. Эволюция растений.

Направления исторического развития растительного мира. Основные этапы эволюции растений.

Урок новых знаний. Тестирование по теме «Грибы и лишайники»

  1. Растительные сообщества

Понятие «фитоценоз», структура и функционирование фитоценоза.

Комбинированный урок

  1. Типы растительности.

Принципы выделения типов растительности: тундра, лес, степь, пустыня, луг, болото, водные сообществ, агрофитоценозы. Ботанические сады.Изобразить на рисунке один из типов растительности

Комбинированный урок

  1. Итоговое тестирование

Проверка качества усвоения материала за учебный год.

Урок контроля.

  1. Анализ результатов итогового тестирования. Защита проектов

  2. Защита проектов




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Количество В том числе часов лабораторные работы экс кур сии 1 Жизнь растений 10 2 Систематика растений 10 2 3 Вирусы .Бактерии 4 4 Грибы 5 2 5 Развитие растительного мира на земле. Жизнь организмов в сообществах 5 1 6 Обобщение 1 итого 35 4 1


Тематический план


п\п

тема


В том числе

Кол-во часов

лабораторные

экскурсии

1

Жизнь растений

9




Систематика растений

9

5


2

Вирусы .Бактерии

5



3

. Грибы

5

1

1

4

. Развитие растительного мира на земле. Жизнь организмов в сообществах

4



5

Обобщение

3



6

Итого:

35

6

1



Планируемые результаты освоения программы по биологии в 6 классе:

Личностные результаты:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  5. формирование личностных представлений о целостности природы,

  6. формирование толерантности и миролюбия;

  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  8.  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;

  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметные результаты:

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Ученик получит возможность знать:

  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;

  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;

  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;

  • основные ткани растений и их функции;

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, вирусов, бактерий, грибов и лишайников;

  • особенности питания и дыхания растений;

  • признаки роста и развития растений, бактерий и грибов;

  • индивидуальное развитие растительных организмов;

  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений;

  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид);

  • правила и нормы поведения в природе.

Ученик научиться:

  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

  • готовить временные микропрепараты и составлять гербарии;

  • наблюдать сезонные явления в жизни растений;        

  • проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • применять знания по биологии при выращивании сельскохозяйственных культур;

  • давать сравнительную характеристику классов растений;

  • распознавать ядовитые растения и грибы в природе;

  • самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.


Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт


Глава 1. Жизнь растений- 9 часов

1

Инструктаж по ТБ.

Минеральное питание растений


07.09






2

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях

14.09


3

Дыхание растений

21.09


4

Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений

28.09


5

Прорастание семян

12.10


6

Рост и развитие растений

19.10


7

Биологическое значение размножения. Особенности размножения растений

26.10


8

Половое размножение покрытосеменных растений

09.11


9

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

16.11



Глава 2. Систематика растений (9 часов)

10

Понятие о систематике как разделе биологической науки

23.11


11

Водоросли: зеленые, бурые, красные. Л/р № 1 «Строение водорослей» на местных видах


30.11


12

Мхи. Л/р № 2 «Строение мха» на местных видах.

07.12


13

Папоротники, хвощи, плауны. Л/р № 3

«Строение папоротника» на местных видах.


14.12


14

Высшие семенные растения. Голосеменные и Покрытосеменные, или цветковые, растения. Л/р № 4 «Семена и шишки хвойных» на местных видах

21.12


15

Класс Двудольные. Семейство Капустные, или Крестоцветные. Семейство Розоцветные. РОСО Представители в р. Адыгея.


11.01


16

Класс Двудольные. Семейство Бобовые, или Мотыльковые. Семейство Зонтичные, или Сельдереевые. РОСО Представители в р. Адыгея.

18.01


17

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые, семейство Астровые, или Сложноцветные. РОСО Представители в р. Адыгея.


25.01


18

Класс Однодольные. Семейство Злаки, или Мятликовые. Семейство Лилейные. Л/р № 5«Определение семейств цветковых растений (по определительным карточкам)»


01.02


Глава 3. Вирусы. Бактерии (5 часов)

19

Систематизация и обобщение знаний о представителях царства Растения. Тест

Вирусы- неклеточная форма жизни.

08.01


20

Общая характеристика бактерий

15.01


21

Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Питание и размножение бактерий. Зачет по теме "Царства растений"

22.01


22

Азотфиксирующие и фотосинтезирующие бактерии

01.03


23

Бактериальные болезни растений. Значение бактерий

15.03


Глава 4. Грибы (5 часов)


24

Общая характеристика грибов. Экологические группы грибов. Зачет по теме «Вирусы. Бактерии.»


22.03


25

Питание и размножение грибов. Дрожжи и плесени

05.04


26

Съедобные и ядовитые грибы. Грибы, произрастающие в РА

12.04


27

Грибы- паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека. Л/р № 6 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» на местных видах.

19.04


28

Общая характеристика и экология лишайников. Виды лишайников на территории РА. Экскурсия

26.04


Глава 5. Развитие растительного мира на Земле. Жизнь организмов в сообществах

29

Зачет по теме «Грибы и лишайники». Эволюция растений.

03.05


30

Растительные сообщества.

03.05


31

Типы растительности. Ботанические сады

10.05


32

Дикорастущие, культурные и сорные растения. Культурные растения РА

10.05


33

Итоговый тест

17.05


34

Защита проектов

24.05


35

Защита проектов

31.05


Тест по теме «Царство Растения»

1. Растения растущие сами по себе в природе.

  • культурные

  • дикорастущие

  • светолюбивые

В природе за растениями никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает. Это - дикорастущие растения.

2. Зелёный пигмент растения.

  • ксантофил

  • хлорофилл

  • хромопласт

Зелёный пигмент хлорофилл - красящее вещество (пигмент), которое обеспечивает зеленый цвет большинства растений.

3. Древнейшая профессия человека, который занимался выращиванием растений для себя.

  • лесовод

  • земледелец

  • полевод

"Одомашнивание" диких предков современных культурных растений началось в глубокой древности. Вероятнее всего, ими были хлебные злаки. Именно поэтому профессия земледельца по праву считается древнейшей.

4. Органическое вещество образующееся в процессе фотосинтеза у растений.

  • сахар

  • крахмал

  • сахароза

Крахмал - органическое вещество образующееся в процессе фотосинтеза у растений.

5. Растения, которые человек специально выращивает, чтобы использовать в повседневной жизни.

  • культурные

  • дикоросы

  • злаковые

Культурные - группа растений, которые человек специально выращивает, чтобы использовать в повседневной жизни.

6. Результат деятельности растений прошлых лет.

  • керосин

  • нефть

  • бензин

Каменный уголь, торф, природный газ, нефть - всё это результат деятельности растений прошлых эпох.

7. Орган семенного размножения у цветковых растений.

  • плод

  • цветок

  • лист

Цветок - орган семенного размножения у цветковых растений.

8. Особый орган цветкового растения, где происходит образование органических веществ из неорганических.

  • стебель

  • корень

  • лист

Лист - особый орган цветковых растений. В его клетках содержится хлорофилл. Лист способен из неорганических веществ образовывать органические.

9. Группа растений произрастающих в дикой природе и выращиваемая человеком используемая для лечения людей, животных и самих растений.

  • пищевые

  • лекарственные

  • пряные

Лекарственные - группа растений произрастающих в дикой природе и выращиваемая человеком используемая для лечения людей, животных и самих растений.

10. Лекарственное растение, выращиваемое человеком, помогающее при ангине.

  • пустырник

  • календула

  • валериана

Календула (ноготки) - лекарственное растение, выращиваемое человеком, помогающее при ангине.

11. Надземный орган цветкового растения, функция которого выносить листья к свету и проводить воду с минеральными солями по всему растению.

  • побег

  • ветка

  • стебель

Стебель - надземный орган цветкового растения, функция которого выносить листья к свету и проводить воду с минеральными солями по всему растению.

12. Все лепестки цветка вместе.

  • цветочек

  • венчик

  • чашечка

Венчик - все лепестки цветка вместе взятые.

13. Оно находится внутри плода.

  • косточка

  • семя

  • мякоть

На месте цветка созревает плод, внутри которого находится одно или несколько семян.

14. Красящее вещество накапливающееся в тканях и органах растения.

  • пигмент

  • хромопласт

  • лейкопласт

Пигмент - красящее вещество накапливающееся в тканях и органах растения.

15. Подземный орган цветкового растения.

  • побег

  • корень

корнеплод



Тест по теме «Бактерии. Вирусы»

1 вариант

1. Бактерии питаются:

1) только путём фотосинтеза;

2) готовыми органическими веществами;

3) только органическими веществами живых организмов;

4) всеми этими способами.


2. Бактерии относят к царству:

1) растений;

2) животных;

3) грибов;

4) отдельному царству.


3. Бактерии – это:

1) многоклеточные организмы;

2) одноклеточные организма, не имеющие ядра;

3) клетка, которая имеет ядро;

4) клетка, имеющая только форму палочки.


4. Готовыми органическими соединениями питаются:

1) зелёные растения;

2) бактерии;

3) водоросли.

4) мхи


5. Размножение бактерий осуществляется:

1) с помощью спор;

2) делением клетки на двое;

3) с помощью половых клеток;

4) с помощью оплодотворения.


6. Снаружи клетка бактерии покрыта:

1) слизью;

2) капсулой;

3) щетинками;

4) оболочкой.


7. Бактериофаг – это:

1) вирус СПИДа

2) вирус, пожирающий бактерию;

3) бактерия, пожирающая вирус;

4) заболевание


8. Какой признак характерен только для царства бактерий?

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, размножаются

3) наличие в клетках митохондрий

4) в клетках отсутствует оформленное ядро


9. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами:

1) паразиты

2) симбионты

3) сапротрофы

4) консументы


10. Заболевания, вызываемые вирусами:

1) туберкулез;

2) ангина;

3) бешенство;

4) дифтерия


11. Фотосинтезирующими бактериями являются:

1) железобактерии

2) бактерии брожения

3) молочные бактерии

4) сине-зелёные (цианобактерии)


12. Опишите или составьте схему, характеризующую полезную роль бактерий в природе и для человека.


13. Как называется способ уничтожения бактерий высокой температурой?


Тест по теме «Бактерии. Вирусы»

2 вариант

1. Шарообразные бактерии:

1) бациллы;

2) кокки;

3) вибрионы;

4) спириллы.


2. Патогенные бактерии – это:

1) сапрофиты;

2) симбионты;

3) болезнетворные;

4) сине-зеленые.


3. Клубеньковые бактерии – это

1) паразиты

2) сапротрофы

3) симбионты

4) антагонисты


4. Снаружи вирусы покрыты:

1) слизью;

2) капсулой;

3) щетинками;

4) оболочкой


5. Гетеротрофы – это организмы, которые питаются:

1) мертвыми органическими веществами;

2) при помощи другого организма;

3) готовыми органическими веществами;   

4) растворёнными в почве веществами.


6. Сине-зелёные водоросли – это представители царства:

1) бактерии;

2) прокариот;

3) растений;

4) древних организмов.


7. Палочковидные бактерии:

1) бациллы;

2) кокки;

3) вибрионы;

4) спириллы.


8. Бактерии относят к прокариотам, так как они:

1) Имеют одну хромосому, расположенную в ядре

2) Имеют одну кольцевую ДНК

3) Размножаются делением надвое

4) Питаются только готовыми органическими веществами


9. Вирусы открыл:

1) Мечников И.И.

2) Луи Пастер

3) Ивановский Д.И.

4) Павлов И.П.



10. Заболевания, вызываемые бактериями:

1) бешенство;

2) ангина;

3) СПИД;

4) грипп


11. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии:

1) зиготы

2) споры

3) цисты

4) активного организма


12. Опишите или составьте схему, характеризующую роль бактерий в круговороте веществ в природе.


13. Как называется способ взаимоотношений, при котором один организм питается за счет другого не причиняя ему вреда?


Итоговая контрольная работа по ботанике. 6 класс.

вариант 1.

1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности растений, называется

а) ботаника б) анатомия в) физиология г) экология

2. Растения, не имеющие органов, относят к группе

а) высших б) низших в) дикорастущих г) культурных

3. Какое растение относится к низшим?

а) кукушкин лен б) папоротник орляк в) ламинария г) сосна обыкновенная

4. Теневыносливыми растениями называют :

а) растения, которые растут на открытых местах

б) растения, способные расти только при затенении

в) растения, которые могут выносить некоторое затенение, но предпочитают свет

г) растения, которые не выносят затенения

5. Органоид растительной клетки, который представляет собой полость, заполненную клеточным соком:

а) ядро б) хлоропласт в) вакуоль г) цитоплазма

6. Основной запас питательных веществ семени однодольных растений содержится в

а) зародыше б) семядоли в) эндосперме г) корешке

7. Придаточные корни

а) отходят от главного в) появляются из зародыша семени первыми

б) отходят от стебля или листьев г) образуют стержневую корневую систему

8. Как называется участок побега, где прикрепляется лист?

а) почка б) узел в) междоузлие г) пазуха листа

9. Видоизмененный побег — это

а) корень б) клубень в) корнеплод г) корнеклубень

10. Какое жилкование имеют листья яблони?

а) дуговое б) параллельное в) сетчатое г) столбчатое

11. Какие условия необходимы для прохождения фотосинтеза?

а) свет, хлорофилл, тепло, вода в) свет, вода, углекислый газ, хлорофилл

б) свет, вода, углекислый газ г) свет, хлорофилл, тепло, углекислый газ

12. Какое растение считается однодомным?

а) береза б) облепиха в) яблоня г) ива

13. Выберите признак насекомоопыляемого растения:

а) растет на открытом месте в) имеет яркий околоцветник

б) имеет много сухой пыльцы г) не имеет яркой окраски и аромата

14. Как размножается фиалка узамбарская?

а) листовыми черенками в) стеблевыми черенками

б) корневыми отпрысками г) корневыми черенками

15. Какая водоросль относится к зеленым нитчатым водорослям?

а) ламинария б) спирогира в) ульва г) профира

16. Чем представлен гаметофит кукушкиного льна?

а) коробочкой на ножке в) протонемой

б) заростком г) листостебельным растением

17. Листья у папоротников выполняют функцию:

а) спороношения; в) полового размножения;

б) фотосинтеза; г) фотосинтеза, спороношения.

18. В отличие от мхов у хвощей есть:

а) ризоиды б) корни в) листья г) стебли

19. Листья сосны (иголки) – приспособление:

а) к сезонным изменениям погоды в) к усилению фотосинтеза

б) к экономному расходованию воды г) к улучшению минерального питания

20. Общее между Голосеменными и Покрытосеменными растениями:

а) развитие из спор в) развитие из семени

б) наличие цветка г) деление на классы Однодольные и Двудольные

21. Какой признак характерен только для бактерий?

а) плотная клеточная стенка в) отсутствие оформленного ядра

б) симбиоз с растениями г) размножение делением

22. Какие бактерии являются симбионтами?

а) клубеньковые б) гниения в) почвенные г) молочнокислые

23. Какой признак роднит грибы с растениями?

а) гетеротрофный тип питания в) запасное вещество – гликоген

б) рост в течение всей жизни г) питание органическими веществами

24. Как называется основная часть гриба?

а) плодовое тело б) гифы в) мицелий г) микориза


25. Выберите три правильных ответа их шести. Какие растения имеют соцветие корзинка?

1) капуста 3) астра 5) мятлик

2) подсолнечник 4) клевер 6) одуванчик


26.Установите соответствие между тканью и её характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ ТКАНЬ

А) клетки с крупным ядром 1) образовательная

Б) клетки содержат хлоропласты 2) основная

В) в клетках запасаются органические вещества

Г) клетки постоянно делятся

Д) за счет неё происходит рост растения

А

Б

В

Г

Д







27. Установите соответствие между рисунком и видоизменением корня.

В ИДОИЗМЕНЕНИЕ КОРНЯ А. Б. В.

1. Корнеплод

2. Гаустории

3. Дыхательные корни

4. Микориза


Г.

А

Б

В

Г






28. Установите соответствие между семейством и признаками растений.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВО

А) плод стручок или стручочек 1) Злаковые

Б) соцветие сложный колос 2) Крестоцветные

В) формула цветка Ч(5) Л(5) Т5 П1 3) Пасленовые

Г) плод зерновка

Д) соцветие кисть

Е) плод ягода







29. Установите последовательность зон корня, начиная с корневого чехлика:

А) всасывания Б) корневой чехлик В) роста Г) проведения Д) деления







30. Установите последовательность систематических категорий, начиная с наибольшей.

А) клевер луговой

Б) цветковые

В) бобовые

Г) клевер

Д) двудольные








Итоговая контрольная работа по ботанике. 6 класс.

вариант 2.

1. Наука, изучающая внутреннее строение растений, называется

а) ботаника б) анатомия в) физиология г) экология

2. Растения, имеющие хорошо развитые органы, относят к группе

а) высших б) низших в) дикорастущих г) культурных

3. Какое растение относится к высшим споровым?

а) ламинария б) сфагнум в) сосна обыкновенная г) хламидомонада

4. Теплолюбивыми растениями называют :

а) растения, которые любят тепло

б) растения, для которых губительны низкие положительные температуры

в) растения, семена которых произрастают при температуре ниже 100С

г) растения, которые способны переносить заморозки.

5. Органоид растительной клетки, который обеспечивает основной процесс растений – фотосинтез:

а) ядро б) хлоропласт в) вакуоль г) пластида

6. Основной запас питательных веществ семени двудольных растений содержится в

а) зародыше б) семядолях в) эндосперме г) корешке

7. Главный корень

а) хорошо развит у растений с мочковатой корневой системой

б) отходит от боковых и придаточных корней

в) появляется первым при прорастании семени

г) отходит от стебля или листьев

8. Как называется угол между листом и стеблем?

а) почка б) узел в) междоузлие г) пазуха листа

9. Видоизмененный побег — это

а) корневище б) корень в) корнеплод г) корнеклубень

10. Какое жилкование имеют листья подорожника?

а) дуговое б) параллельное в) сетчатое г) столбчатое

11. Какая характеристика описывает процесс дыхания растений?

а) идет только на свету в) поглощается углекислый газ, выделяется кислород

б) идет только в темноте г) поглощается кислород, выделяется углекислый газ

12. Какое растение считается двудомным?

а) облепиха б) береза в) яблоня г) огурец

13. Выберите признак ветроопыляемого растения:

а) пыльники на длинных свисающих нитях в) яркий околоцветник

б) пыльца липкая г) крупные одиночные цветки

14. Как размножают большинство сельскохозяйственных и декоративных растений?

а) листовыми черенками в) стеблевыми черенками

б) корневыми отпрысками г) корневыми черенками

15. Какое растение относится к красным водорослям?

а) порфира б) улотрикс в) ламинария г) хламидомонада

16. Чем представлен спорофит щитовника мужского?

а) коробочкой на ножке в) спороносным колоском

б) заростком г) листостебельным растением

17. Необходимым условием для оплодотворения у мхов является:

а) определенная температура почвы; в) наличие воды;

б) определенная температура воздуха; г) недостаток воды.

18. В отличие от мхов у плаунов нет:

а) стеблей б) спор в) ризоидов г) листьев

19. Шишка хвойных – это:

а) плод б) орган размножение, видоизмененный побег в) семязачаток г) зародыш

20. Главное отличие Голосеменных от высших споровых растений:

а) семенное размножение в) зависимость оплодотворения от воды

б) наличие всех органов растения г) отсутствие настоящих проводящих тканей

21. Какой признак характерен только для бактерий

а) образование спор для перенесения неблагоприятных условий в) гетеротрофный тип питания

б) размножение г) симбиоз с растениями

22. Какие группа бактерии являются природными санитарами?

а) клубеньковые б) гниения в) почвенные г) молочнокислые

23. Какой признак роднит грибы с животными?

а) питание путем всасывания в) плотная клеточная стенка

б) неподвижность г) гетеротрофный тип питания

24. Какое значение для грибов имеет плодовое тело?

а) обеспечивает питание гриба в) обеспечивает размножение гриба

б) обеспечивает всасывание веществ г) запас веществ


25. Выберите три правильных ответа из шести. Какие растения имеют соцветие кисть?

1) капуста 3) черемуха 5) мятлик

2) вишня 4) подорожник 6) ландыш


26. Установите соответствие между тканью и её характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ ТКАНЬ

А) служит для передвижения по растению растворов веществ 1) механическая

Б) придает растению прочность 2) проводящая

В) к ней относят лубяные волокна

Г) образована как живыми, так и мертвыми клетками

Д) к ней относятся сосуды и ситовидные трубки


А

Б

В

Г

Д







2 7.Установите соответствие между рисунком и видоизменением корня.

В ИДОИЗМЕНЕНИЕ КОРНЯ А. Б. В. Г.

1. Корневой клубень

2. Корни прицепки

3. Воздушные корни

4. Клубеньки


А

Б

В

Г






28. Установите соответствие между семейством и признаками растений.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВО

А) плод костянка 1) Розоцветные

Б) формула цветка Ч5 Л(2)+2+1 Т(9)+1 П1 2) Бобовые

В) плод коробочка 3) Лилейные

Г) соцветие щиток

Д) формула цветка Ч5 Л5 Т П

Е) плод боб







29. Установите последовательность основных частей внутреннего строения стебля, начиная с коры

А) камбий Б) сердцевина В) луб Г) кора Д) древесина








30.Установите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей.

А) покрытосеменные

Б) сложноцветные

В) ромашка аптечная

Г) двудольные

Д) ромашка










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!