СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 6 класса по предмету "Музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 6 класса по предмету "Музыка"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО школы


Руководитель __________/Н.Г. Ишкова/

(Протокол №__ от ____________ 2019 года)


Принята на заседании педагогического совета


(Протокол №____ от __________2019 года)


УТВЕРЖДЕНА


Директор школы _______/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от _____________2019 года)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

ДЛЯ 6 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составитель: Ишкова Н.Г.

учитель изобразительного искусства 1 категории


п. Новокасторное, 2019г.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федерального закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.

  • Учебного плана школы на 2019-2020 учебный год.


Рабочая программа «Музыка» 6 класс составлена на основании:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- авторской программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. М.: «Просвещение», 2014 в соответствии с ФГОС 2 поколения.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 6 класса – М.: Просвещение, 2013.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 6– М.: Просвещение, 2013.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6кл.: Пособие для учителя /Сост. Е. Д. Критская, Г. П .Сергеева, .- М.: Просвещение;

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс.


Цель предмета: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культурыподрастающего поколения формирование.


Задачи:

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;  о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музы­кально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, со­циального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной дея­тельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ­ников в художественно-педагогическом процессе.


Общая характеристика учебного предмета


В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия:

тема первого полугодия - «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»;

тема второго полугодия - «Мир образов камерной и симфонической музыки ».


Место предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа по музыке для 6 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МКОУ «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа». В учебном плане общеобразовательного учреждения на изучение музыки в 6 классе отводится один час в неделю, что составляет 35 часов в год (1 час резервный).


УМК, на основе которого ведется преподавание в данном классе:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 6 класса – М.: Просвещение, 2013.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 6– М.: Просвещение, 2013.

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6кл.: Пособие для учителя /Сост. Е. Д. Критская, Г. П .Сергеева, .- М.: Просвещение;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- знание государственной символики (герб, флаг, гимн),

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- уважение к культурным и историческим памятникам;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

- планировать пути достижения целей;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам реализации проектной деятельности;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- давать определение понятиям;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

- воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа.


Содержание учебного предмета


Разделы программы

Количество часов

  1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

18

  1. Мир образов камерной и симфонической музыки

17

ИТОГО:

35




Раздел 1.  Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18ч)


Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов 1 час

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс 1 час

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3. Два музыкальных посвящения. Песня-романс 1 час

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы — М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Урок 4. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея 1 час

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 5. Уноси моё сердце в звенящую даль…1 час

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6. Музыкальный образ и мастерство Ф.И. Шаляпина 1 час

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов 1 час

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения 1 час

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9. Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь» 1 час

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 10. Народное искусство Древней Руси.Образы русской народной и духовной музыки1 час

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 11. Русская духовная музыка. Духовный концерт 1 час

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 12. В.Г. Кикта «Фрески Софии Киевской» 1 час

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13. Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина . «Молитва» 1 час

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 14. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал. 1 час

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 15. Образы скорби и печали 1 час

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 16. «Фортуна правит миром…». «Кармина Бурана» 1 час

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия, особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Урок 17. «Авторская песня: прошлое и настоящее…» 1 час

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Урок 18. Джаз-искусство XX века. Проверочная работа 1 час

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз —

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.


Раздел 2.   Мир образов камерной и симфонической музыки (17ч)


Урок 19. «Вечные темы искусства в жизни». Образы камерной музыки 1 час

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки — прелюдия, этюд.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 20. «Могучее царство Ф. Шопена» 1 час

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 21. «Ночной пейзаж» 1 час

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И.С. Баха 1 час

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления.

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

Урок 23. «Космический пейзаж» 1 час

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

Урок 24-26. «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» 3 часа

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов 1 час

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. Программная увертюра Л. Бетховена «Эгмонт» 1 час

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 29. Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» 1 час

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 30-33. Мир музыкального театра. Балет. Мюзикл. Рок-опера 4 часа

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 34-35. Образы киномузыки. Годовая проверочная работа 2 часа






Тематическое  планирование  с  определением

основных  видов  учебной  деятельности  обучающихся



п/п

Тема


Кол-во часов

Практическая часть программы


Вид учебной

деятельности обучающихся

Универсальные

учебные действия


Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18ч)

1

«Удивительный мир музыкальных образов»


1



выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина;

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой , театром; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка. Р:совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности.

К: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения.

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс

1


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

эстетически воспринимать произведения искусства;

Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

Р: способность к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке.

3

«Два музыкальных посвящения. Песня-романс»

1


Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; формировать собственное мнение; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях.

Ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

П: стремление к познанию приемов развития муз. образов, особенностей их музыкального языка.

Р: развитие критического отношение к собственным действиям.

4

«Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея»

1


Проявляют интерес к предмету.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса.

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. П: идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различныхвидов искусства;

Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил.

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1


Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

объединение произведений по видовым и жанровым признакам;

Выдвижение гипотез и их обоснование

Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов Р: развитие критического отношение к собственным действиям

6

Музыкальный образ и мастерство Ф.И. Шаляпина

1


Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

Р: развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников.

К: сотрудничество с одноклассниками

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов


1


Размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Адекватно использовать речь

Л: осознание особенностей музыкальной культурыРоссии, своего региона Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением.

К: сотрудничество с одноклассниками, учителем в процессе муз.деятельности.

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения


1


Предвосхищать результат;

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что ещё неизвестно

Формировать собственное мнение.

Л: осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира

Р: способность к мобилизации сил в процессе работы.

К: формирование способности высказывать свою точку зрения

9

Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь»

1


Уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Эмоционально- ценностно относятся к искусству;

Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки. П:стремление к познанию особенностей муз. языка

К: сотрудничество с одноклассниками, учителем.

10

Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки


1


Эстетически воспринимают произведение искусства.

Использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве;

Интересно рассказывать о своих впечатлениях.

Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания муз.образов.

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах Р: мобилизации сил в процессе работы над исполнением муз. сочинений на уроке

К: высказывать свою точку зрения

11

Русская духовная музыка. Духовный концерт

1


Обладают способностью к творческому развитию;

Использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве;

Рассуждать о содержании

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности.

12

В.Г. Кикта «Фрески Софии

Киевской»

1


Рассуждать о содержании.

Активно слушать учителя

Адекватно использовать речь;

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей муз.искусства.

П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох.

К: формирование способности высказывать свою точку зрения.

13

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина . «Молитва»

1


Адекватно использовать речь;

демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, по теме

Л: присвоение духовно-нравст. ценностей музыки в процессе познания содержания муз.образов

П: стремление к познанию приемов развития муз. образов, Р: способность к мобилизации сил в процессе работы

14

«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1


Рассуждать о содержании.

Активно слушать учителя.

Адекватно использовать речь;

демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, по теме

Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах Р: совершенствование оценки действий партнера.

К: формирование способности высказывать свою точку зрения

15

Образы скорби и печали

1


рассуждение о связи музыки и литературы;

Подведение под понятие, выведение следствий;

уметь строить понятное монологическое высказывание

Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания муз.образов.

П: стремление к познанию особенностей муз. языка.

Р: саморегуляция волевых усилий в процессе слушания.

К: сотрудничество с одноклассниками,учителем в процессе муз.деятельности.

16

«Фортуна правит миром…». «Кармина Бурана»

1


Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

П: идентификация терминов и понятий муз. языка с худ. языком различных видов искусства;

К: формирование способности высказывать свою точку зрения

17

«Авторская песня: прошлое и настоящее…»

1


размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства

Л: осознание особенностей муз.культуры своего региона.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей. Р:совершенство вание оценки действий партнера в деятельности.

18

Джаз-искусство XX века

1

Практи

ческая работа

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства

Л: осознание особенностей музыкальной культуры народов мира.


П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов.

Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох.

К: формирование способности высказывать свою точку зрения


Мир образов камерной и симфонической музыки (17ч)

19

«Вечные темы искусства в

жизни». Образы камерной музыки

1



Формировать собственное мнение

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей муз.искусства.

П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох.

К: формирование способности высказывать свою точку зрения.

20

«Могучее царство Ф. Шопена»


1


Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей

Р: совершенствование оценки действий партнера.

21

«Ночной пейзаж»


1


Активно слушать учителя ;

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя.

Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох.

22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И.С. Баха

1


уметь строить понятное монологическое высказывание

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

Л: осознание особенностей музыкальной культуры народов мира.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей

Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке.

23

«Космический пейзаж»


1


эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

Формировать собственное мнение

Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей

Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности.

24

25

26

«Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

3


Выдвижение гипотез и их обоснование;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей муз.искусства.

П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов.

Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох.

27

Симфоническое развитие музыкальных образов

1


Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Анализ и сравнение произведений искусства;

Осуществление анализа образа

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности

28

Программная увертюра Л. Ван Бетховена «Эгмонт»


1


Выдвижение гипотез и их обоснование;

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз.инструментами;

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей. П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох

К: сотрудничество с одноклассниками, учителем.

29

Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

1




Выдвижение гипотез и их обоснование;

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз.инструментами;

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов. П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: совершенствование оценки действий партнера.

К: сотрудничество с одноклассниками.

30

31

32

33

Мир музыкального театра.

Балет. Мюзикл. Рок-опера


4




умение структурировать знания

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой ;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей

Р: выбор целей и способов решения уч.задач в процессе восприятия музыки различных эпох

34-35

Образы киномузыки. Годовая проверочная работа

1

Практи

ческая работа

Подведение под понятие, выведение следствий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

Л: понимание социальных функций музыки в жизни общества.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов.

Р: самост. выбор целей и способов решения уч. задач.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплект «Музыка» 6 класс:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 6 класса – М.: Просвещение, 2013.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 6– М.: Просвещение, 2013.

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6кл.: Пособие для учителя /Сост. Е. Д. Критская, Г. П .Сергеева, .- М.: Просвещение;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс.


Технические средства обучения


  • Экран

  • Компьютер 

  • Музыкальная колонка

  • Проектор

Интернет-ресурсы:

  • Интернет - ресурс "Русские инструменты" - http://folkinst.narod.ru/

  • Сайт "Классическая музыка online" - http://classic-online.ru/

  • Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства GoogleArtProject - http://www.googleartproject.com/ru/collections/

  • Сайт "Детям о музыке" - http://www.muz-urok.ru/index.htm.





Планируемые результаты изучения учебного курса

Выпускник научится:

В сфере личностных результатов:

-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить -общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке.

В сфере предметных результатов:

-разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.

-разбираться в основных достижениях различных областях культуры.

-проводить наблюдение под руководством учителя;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

-понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

-определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

В сфере метапредметных результатов:

-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;

-ставить цели и задачи на каждом уроке;

-планировать учебную деятельность на уроке и дома;

-осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

Выпускник получит возможность научиться для повышенного уровня результатов:

использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическоеинтонирование, импровизация, игра на инструментах);

- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах

шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

- решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных 

событиях школы;

-проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно -творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.


Календарно – тематическое планирование

Типы уроков: ОНЗ - открытия новых знаний; ОУР – обработка умений и рефлексии; РК – развивающего контроля; ОМН – общеметодологической направленности.



п/п


Тема урока


Тип урока


Вид

контроля

Дата проведения

по плану

по факту


Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18ч)

1

«Удивительный мир музыкальных образов»


ОНЗ

Текущий устный опрос


05.09


2

Образы романсов и песен русских композиторов.


ОНЗ

Текущий устный опрос


12.09


3

«Два музыкальных посвящения».

«Песня-романс»


ОУР

Текущий устный опрос


19.09


4

Портрет в музыке и живописи.

«Картинная галерея»


ОМН

Текущий устный опрос


26.09


5

«Уноси моё сердце в

звенящую даль…»


ОНЗ

Текущий устный опрос


03.10


6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Ф.И. Шаляпин

ОНЗ

Текущий устный опрос


10.10


7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов


ОУР

Текущий устный опрос


17.10


8

Образы песен зарубежных композиторов.

«Искусство прекрасного пения»

ОНЗ

Текущий устный опрос


24.10


9

«Мир старинной песни».

Баллада «Лесной царь»

ОНЗ

Текущий устный опрос


31.10


10

Народное искусство Древней Руси.

Образы русской народной и духовной музыки

ОМН

Текущий устный опрос


14.11


11

Русская духовная музыка.

«Духовный концерт»


ОУР

Текущий устный опрос


21.11


12


В. Г. Кикта

«Фрески Софии Киевской»

ОМН

Текущий устный опрос


28.11


13

Симфония «Перезвоны»

В. Гаврилина.

«Молитва»

ОМН

Текущий устный опрос


05.12


14

«Небесное и земное» в музыке

И. С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал

ОНЗ

Текущий устный опрос


12.12


15

Образы скорби и печали


ОНЗ

Текущий устный опрос


19.12


16

«Фортуна правит миром…».«Кармина Бурана»


ОНЗ

Текущий устный опрос


26.12


17

«Авторская песня: прошлое и настоящее»


ОНЗ

Текущий устный опрос


16.01



18

Джаз – искусство XX века


РК

Тематический тест

23.01



Мир образов камерной и симфонической музыки (17ч)

19

«Вечные темы искусства и жизни».

Образы камерной музыки

ОНЗ

Текущий устный опрос


30.01



20


«Могучее царство

Ф. Шопена»

ОНЗ


Текущий устный опрос


06.02


21

«Ночной пейзаж»


ОНЗ

Текущий устный опрос


13.02


22

Инструменталь-ный концерт.

«Итальянский концерт»

И.С. Баха

ОНЗ

Текущий устный опрос


20.02


23

«Космический пейзаж»


ОМН

Текущий устный опрос


27.02


24



Образы симфонической музыки.



ОНЗ

Текущий устный опрос



05.03



25



Образы симфонической музыки Г.В.Свиридова

«Метель»


ОУР


Текущий устный опрос


12.03



26


«Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести

А.С. Пушкина «Метель»

ОМН


Текущий устный опрос


19.03


27

Симфоническое развитие музыкальных образов


ОУР


Текущий устный опрос


02.04


28

Программная увертюра

Л. Ван Бетховена «Эгмонт»

ОНЗ

Текущий устный опрос


09.04


29

Увертюра-фантазия

П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

ОНЗ

Текущий устный опрос


16.04


30


«Мир музыкального театра».



ОНЗ

Текущий устный опрос



23.04


31


Балет.


ОНЗ

Текущий устный опрос


30.04


32



Мюзикл.



ОНЗ

Текущий устный опрос


07.05


33


Рок-опера.

ОНЗ

Текущий устный опрос


14.05


34

Образы киномузыки. Годовая проверочная работа.


ОНЗ

Текущий устный опрос


21.05


35

Образы киномузыки. Годовая проверочная работа.


РК

Итоговая диагностика

28.05



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!