СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 7 класса по предмету "Музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 7 класса по предмету "Музыка"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО школы


Руководитель __________/Н.Г. Ишкова/

(Протокол №__ от ____________ 2019 года)


Принята на заседании педагогического совета


(Протокол №____ от __________2019 года)


УТВЕРЖДЕНА


Директор школы _______/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от _____________2019 года)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составитель: Ишкова Н.Г.

учитель изобразительного искусства 1 категории


п. Новокасторное, 2019г.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федерального закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.

  • Учебного плана школы на 2019-2020 учебный год.


Рабочая программа «Музыка» 7 класс составлена на основании:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- авторской программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. М.: «Просвещение», 2014 в соответствии с ФГОС 2 поколения.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Просвещение, 2013.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса – М.: Просвещение, 2013.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7кл.: Пособие для учителя /Сост. Е. Д. Критская, Г. П .Сергеева, .- М.: Просвещение;

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс.


Цель предмета: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры подрастающего поколения.


Задачи:

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;  о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Общая характеристика учебного предмета


Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».



Место предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа по музыке для 7 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МКОУ «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа». В учебном плане общеобразовательного учреждения на изучение музыки в 7 классе отводится один час в неделю, что составляет 35 часов в год (1 час резервный).


УМК, на основе которого ведется преподавание в данном классе:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  7 класс», М., Просвещение, 2005г

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 7 класс», М.,  Просвещение, 2008г


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- уважение к культурным и историческим памятникам;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

- планировать пути достижения целей;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам реализации проектной деятельности;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- давать определение понятиям;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

- воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа.


Содержание учебного предмета


Разделы программы

Количество часов

  1. Особенности драматургии сценической  музыки

17

  1. Мир образов камерной и симфонической музыки

18

ИТОГО:

35


Особенности драматургии сценической  музыки (17ч)


Урок  1.  Классика и современность. (1ч) 

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

      Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок  2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

      Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок  4-5. «Опера «Князь  Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)  

        Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок  6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва(2ч)    

          Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. 

          Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок  8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)

           Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. 

Урок 9- 10.  В музыкальном театре. .(2 ч)Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля

 Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок  11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

           Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок  13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора ».(1ч)

          Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

Урок  14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

            Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И. С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 - 16. «Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)

            Знакомство с фрагментами рок-оперы Э. Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.  Музыканты – извечные маги…». Проверочная работа. (1ч)

           Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля или его сюжетных линий.


Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)


     Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

     Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

           Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

         Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». (2ч)

    Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок  22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)

           Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 24. Соната.  Л.В.Бетховен  « Соната №8»,  В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

           Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. Ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок  25 - 26 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В. А.Моцарта».(2ч)

  Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.   

 Урок  27 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича» (4ч)

   Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей

симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок   31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

            Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

          Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки  и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

          Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34-35 «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». Годовая проверочная работа.  (1ч).

           Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.









Тематическое  планирование  с  определением

основных  видов  учебной  деятельности  обучающихся



п/п

Тема


Кол-во часов

Практическая часть программы


Вид учебной

деятельности обучающихся

Универсальные

учебные действия


Взаимосвязь музыки с разными видами искусства (17)

1

Классика и современность

1



выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина;

Выявление взаимосвязи музыки с изобразительным искусством, литературой, театром; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка. Р:совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности.

К: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения.

2-3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

2


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

эстетически воспринимать произведения искусства;

Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

Р: способность к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке.

4-5

«Опера «Князь  Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны»

2


Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; формировать собственное мнение; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях.

Ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

П: стремление к познанию приемов развития муз. образов, особенностей их музыкального языка.

Р: развитие критического отношение к собственным действиям.

6-7

В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва

2


Проявляют интерес к предмету.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса.

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. П: идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различныхвидов искусства;

Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил.

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов

1


Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

объединение произведений по видовым и жанровым признакам;

Выдвижение гипотез и их обоснование

Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов Р: развитие критического отношение к собственным действиям

9-10

В музыкальном театре

2


Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

Р: развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников.

К: сотрудничество с одноклассниками

11-12

«Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо »

2


Размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Адекватно использовать речь

Л: осознание особенностей музыкальной культурыРоссии, своего региона Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением.

К: сотрудничество с одноклассниками, учителем в процессе муз.деятельности.

13

«Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора »

1


Предвосхищать результат;

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что ещё неизвестно

Формировать собственное мнение.

Л: осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира

Р: способность к мобилизации сил в процессе работы.

К: формирование способности высказывать свою точку зрения

14

« Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени»

1


Уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Эмоционально- ценностно относятся к искусству;

Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки. П:стремление к познанию особенностей муз. языка

К: сотрудничество с одноклассниками, учителем.

15-16

«Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

2


Эстетически воспринимают произведение искусства.

Использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве;

Интересно рассказывать о своих впечатлениях.

Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания муз.образов.

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах Р: мобилизации сил в процессе работы над исполнением муз. сочинений на уроке

К: высказывать свою точку зрения

17

«Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.  Музыканты – извечные маги…»

1

Проверочная работа

Обладают способностью к творческому развитию;

Использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве;

Рассуждать о содержании

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности.


Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)

18-19

«Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка

2



Формировать собственное мнение

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей муз.искусства.

П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох.

К: формирование способности высказывать свою точку зрения.

20-21

«Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция»

2


Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей

Р: совершенствование оценки действий партнера.

22-23

«Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке»


2


Активно слушать учителя ;

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя.

Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох.

24

Соната.  Л.В.Бетховен

 « Соната №8»,  В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2»


1


уметь строить понятное монологическое высказывание

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

Л: осознание особенностей музыкальной культуры народов мира.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей

Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке.

25-26

«Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта»

2


эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

Формировать собственное мнение

Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей

Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности.

27-28-29-30

Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1

( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича»

4


Выдвижение гипотез и их обоснование;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей муз.искусства.

П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов.

Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох.

31

«Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси»

1


Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Анализ и сравнение произведений искусства;

Осуществление анализа образа

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности

32

«Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна»


1


Выдвижение гипотез и их обоснование;

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз.инструментами;

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей. П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох

К: сотрудничество с одноклассниками, учителем.

33

«Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина»

1




Выдвижение гипотез и их обоснование;

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз.инструментами;

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов. П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: совершенствование оценки действий партнера.

К: сотрудничество с одноклассниками.

34-35

«Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!»

2



Годовая проверочная работа

умение структурировать знания

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой ;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства.

П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей

Р: выбор целей и способов решения уч.задач в процессе восприятия музыки различных эпох


Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплект «Музыка» 7 класс:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  6 класс», М., Просвещение, 2005г

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 7 класс», М.,  Просвещение, 2008г


Технические средства обучения

  • Экран

  • Компьютер 

  • Музыкальная колонка

  • Проектор

Интернет-ресурсы:

  • Интернет - ресурс "Русские инструменты" - http://folkinst.narod.ru/

  • Сайт "Классическая музыка online" - http://classic-online.ru/

  • Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства GoogleArtProject - http://www.googleartproject.com/ru/collections/

  • Сайт "Детям о музыке" - http://www.muz-urok.ru/index.htm.

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/

  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  • EOMI (коллекция музыкальных инструментов) - http://eomi.ws/

  • Виртуальный музей музыкальных инструментов - http://www.music-instrument.ru/

  • Интернет - ресурс "Русские инструменты" - http://folkinst.narod.ru/

  • Сайт "Классическая музыка online" - http://classic-online.ru/

  • Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства GoogleArtProject - http://www.googleartproject.com/ru/collections/

  • Сайт "Детям о музыке" - http://www.muz-urok.ru/index.htm

  • Сайт "Классическая музыка" - http://classic.chubrik.ru/

Планируемые результаты изучения учебного курса

Выпускник научится:

В сфере личностных результатов:

-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить -общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке.

В сфере предметных результатов:

-разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.

-разбираться в основных достижениях различных областях культуры.

-проводить наблюдение под руководством учителя;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

-понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

-определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

В сфере метапредметных результатов:

-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;

-ставить цели и задачи на каждом уроке;

-планировать учебную деятельность на уроке и дома;

-осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

Выпускник получит возможность научиться для повышенного уровня результатов:

использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическоеинтонирование, импровизация, игра на инструментах);

- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах

шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

- решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;

-проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно -творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.


Календарно – тематическое планирование

Типы уроков: ОНЗ - открытия новых знаний; ОУР – обработка умений и рефлексии; РК – развивающего контроля; ОМН – общеметодологической направленности.



п/п


Тема урока


Тип урока


Вид

контроля

Дата проведения

по плану

по факту


Взаимосвязь музыки с разными видами искусства (17ч)

1

Классика и современность


ОНЗ

Текущий устный опрос


05.09


2

В музыкальном театре. Опера. «Иван Сусанин» М.И.Глинки

ОНЗ

Текущий устный опрос


12.09


3

Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

ОУР

Текущий устный опрос


19.09


4

А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь»


ОМН

Текущий устный опрос


26.09


5

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» «Плач Ярославны»


ОНЗ

Текущий устный опрос


03.10


6

В музыкальном театре. Балет

ОНЗ

Текущий устный опрос


10.10


7

Балет Б.И. Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва

ОУР

Текущий устный опрос


17.10


8

Героическая тема в русской музыке

ОНЗ

Текущий устный опрос


24.10


9

В музыкальном театре

ОНЗ

Текущий устный опрос


31.10


10

В музыкальном театре. Опера « Порги и Бесс». Дж. Гершвина

ОМН

Текущий устный опрос


14.11


11

Опера «Кармен» Ж. Бизе

ОУР

Текущий устный опрос


21.11


12


Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо


ОМН

Текущий устный опрос


28.11


13

Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина

ОМН

Текущий устный опрос


05.12


14

Сюжеты и образы духовной музыки.


ОНЗ

Текущий устный опрос


12.12


15

Рок - опера  Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда

ОНЗ

Текущий устный опрос


19.12


16

Иисус Христос – суперзвезда. Вечные темы. Главные образы

ОНЗ

Текущий устный опрос


26.12


17

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта

ОНЗ

Текущий устный опрос


16.01




Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)

18

Музыкальная драматургия- развитие музыки

ОНЗ

Текущий устный опрос


23.01



19

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка


ОНЗ


Текущий устный опрос


30.01


20

Камерная инструментальная музыка


ОНЗ

Текущий устный опрос


06.02


21

Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция»

Циклические формы инструментальной музыки

ОНЗ

Текущий устный опрос


13.02


22

Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция

Циклические формы инструментальной музыки

ОМН

Текущий устный опрос


20.02


23



Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке


ОНЗ

Текущий устный опрос



27.02



24



Соната.  Л. В. Бетховен  « Соната №8»,  В. А. Моцарт «Соната №11», С. С. Прокофьев «Соната №2»


ОУР


Текущий устный опрос


05.03



25


Симфоническая музыка



ОМН


Текущий устный опрос


12.03


26

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А.Моцарта


ОУР


Текущий устный опрос


19.03


27

Симфоническая музыка. Симфония № 103

Й. Гайдна № 40 В. Моцарта


ОНЗ

Текущий устный опрос


02.04


28

Симфоническая музыка. Симфония № 1

С. Прокофьева, №5 Л. Бетховена, Симфония №8

Ф. Шуберта

ОНЗ

Текущий устный опрос


09.04


29


Симфоническая музыка.

Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея


ОНЗ

Текущий устный опрос



16.04


30


Симфоническая музыка.

Симфония № 5 П. Чайковского,

Симфония №7 Д. Шостаковича


ОНЗ

Текущий устный опрос


23.04


31



Симфоническая картина «Празднества»

К. Дебюсси


ОНЗ

Текущий устный опрос


30.04


32


Инструментальный концерт


ОНЗ

Текущий устный опрос


07.05


33

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина

ОМН

Текущий устный опрос


14.05


34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Пусть музыка звучит!

ОМН

Текущий устный опрос


21.05


35

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Пусть музыка звучит!

РК

Годовая проверочная работа

28.05



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!