Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО школы Руководитель __________/Н.Г. Ишкова/ (Протокол №__ от ____________ 2019 года) | Принята на заседании педагогического совета (Протокол №____ от __________2019 года) | УТВЕРЖДЕНА Директор школы _______/А.В. Матяшова/ (Приказ №____ от _____________2019 года) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Ишкова Н.Г.
учитель изобразительного искусства 1 категории
п. Новокасторное, 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федерального закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федерального перечня учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
Учебного плана школы на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа «Музыка» 7 класс составлена на основании:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. М.: «Просвещение», 2014 в соответствии с ФГОС 2 поколения.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Просвещение, 2013.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса – М.: Просвещение, 2013.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7кл.: Пособие для учителя /Сост. Е. Д. Критская, Г. П .Сергеева, .- М.: Просвещение;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс.
Цель предмета: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры подрастающего поколения.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по музыке для 7 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МКОУ «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа». В учебном плане общеобразовательного учреждения на изучение музыки в 7 классе отводится один час в неделю, что составляет 35 часов в год (1 час резервный).
УМК, на основе которого ведется преподавание в данном классе:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2005г
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- уважение к культурным и историческим памятникам;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
- планировать пути достижения целей;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам реализации проектной деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определение понятиям;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;
- потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа.
Содержание учебного предмета
Разделы программы | Количество часов |
Особенности драматургии сценической музыки | 17 |
Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 |
ИТОГО: | 35 |
Особенности драматургии сценической музыки (17ч)
Урок 1. Классика и современность. (1ч)
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. .(2 ч)Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И. С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э. Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». Проверочная работа. (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. Соната. Л.В.Бетховен « Соната №8», В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. Ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 25 - 26 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В. А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 27 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича» (4ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей
симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34-35 «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». Годовая проверочная работа. (1ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Практическая часть программы | Вид учебной деятельности обучающихся | Универсальные учебные действия |
Взаимосвязь музыки с разными видами искусства (17) |
1 | Классика и современность | 1 | | выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина; Выявление взаимосвязи музыки с изобразительным искусством, литературой, театром; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства. П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка. Р:совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности. К: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения. |
2-3 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля | 2 | | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; эстетически воспринимать произведения искусства; Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить | Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства. Р: способность к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке. |
4-5 | «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны» | 2 | | Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; формировать собственное мнение; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях. Ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира; | Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. П: стремление к познанию приемов развития муз. образов, особенностей их музыкального языка. Р: развитие критического отношение к собственным действиям. |
6-7 | В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва | 2 | | Проявляют интерес к предмету. Вступать в коллективное учебное сотрудничество; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса. | Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. П: идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различныхвидов искусства; Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил. |
8 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов | 1 | | Вступать в коллективное учебное сотрудничество; объединение произведений по видовым и жанровым признакам; Выдвижение гипотез и их обоснование | Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов Р: развитие критического отношение к собственным действиям |
9-10 | В музыкальном театре | 2 | | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Выдвижение гипотез и их обоснование | Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства. Р: развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников. К: сотрудничество с одноклассниками |
11-12 | «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо » | 2 | | Размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; Выдвижение гипотез и их обоснование; Адекватно использовать речь | Л: осознание особенностей музыкальной культурыРоссии, своего региона Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением. К: сотрудничество с одноклассниками, учителем в процессе муз.деятельности. |
13 | «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора » | 1 | | Предвосхищать результат; Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что ещё неизвестно Формировать собственное мнение. | Л: осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира Р: способность к мобилизации сил в процессе работы. К: формирование способности высказывать свою точку зрения |
14 | « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени» | 1 | | Уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Эмоционально- ценностно относятся к искусству; | Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки. П:стремление к познанию особенностей муз. языка К: сотрудничество с одноклассниками, учителем. |
15-16 | «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 2 | | Эстетически воспринимают произведение искусства. Использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве; Интересно рассказывать о своих впечатлениях. | Л: присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания муз.образов. П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах Р: мобилизации сил в процессе работы над исполнением муз. сочинений на уроке К: высказывать свою точку зрения |
17 | «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…» | 1 | Проверочная работа | Обладают способностью к творческому развитию; Использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве; Рассуждать о содержании | Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства. П: применение полученных знаний о музыке и музыкантах Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности. |
Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч) |
18-19 | «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка | 2 | | Формировать собственное мнение | Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей муз.искусства. П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох. К: формирование способности высказывать свою точку зрения. |
20-21 | «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция» | 2 | | Активно слушать учителя ; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; уметь строить понятное монологическое высказывание | Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей Р: совершенствование оценки действий партнера. |
22-23 | «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке» | 2 | | Активно слушать учителя ; Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя. | Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох. |
24 | Соната. Л.В.Бетховен « Соната №8», В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2» | 1 | | уметь строить понятное монологическое высказывание эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства | Л: осознание особенностей музыкальной культуры народов мира. П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей Р: саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке. |
25-26 | «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта» | 2 | | эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; уметь строить понятное монологическое высказывание, Формировать собственное мнение | Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки. П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности. |
27-28-29-30 | Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1 ( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича» | 4 | | Выдвижение гипотез и их обоснование; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях | Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей муз.искусства. П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов. Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох. |
31 | «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси» | 1 | | Активно слушать учителя ; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; Анализ и сравнение произведений искусства; Осуществление анализа образа | Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. П: стремление к познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка Р: совершенствование оценки действий партнера в коллективной и деятельности |
32 | «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна» | 1 | | Выдвижение гипотез и их обоснование; выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз.инструментами; эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства | Л: понимание социальных функций музыки в жизни людей. П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: выбор целей и способов решения уч. задач в процессе восприятия музыки различных эпох К: сотрудничество с одноклассниками, учителем. |
33 | «Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина» | 1 | | Выдвижение гипотез и их обоснование; выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз.инструментами; эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства | Л: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов. П: стремление к познанию приемов развития муз. образов. Р: совершенствование оценки действий партнера. К: сотрудничество с одноклассниками. |
34-35 | «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!» | 2 | Годовая проверочная работа | умение структурировать знания Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой ; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия | Л: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства. П: формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей Р: выбор целей и способов решения уч.задач в процессе восприятия музыки различных эпох |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект «Музыка» 7 класс:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г
Технические средства обучения
Экран
Компьютер
Музыкальная колонка
Проектор
Интернет-ресурсы:
Интернет - ресурс "Русские инструменты" - http://folkinst.narod.ru/
Сайт "Классическая музыка online" - http://classic-online.ru/
Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства GoogleArtProject - http://www.googleartproject.com/ru/collections/
Сайт "Детям о музыке" - http://www.muz-urok.ru/index.htm.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
EOMI (коллекция музыкальных инструментов) - http://eomi.ws/
Виртуальный музей музыкальных инструментов - http://www.music-instrument.ru/
Интернет - ресурс "Русские инструменты" - http://folkinst.narod.ru/
Сайт "Классическая музыка online" - http://classic-online.ru/
Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства GoogleArtProject - http://www.googleartproject.com/ru/collections/
Сайт "Детям о музыке" - http://www.muz-urok.ru/index.htm
Сайт "Классическая музыка" - http://classic.chubrik.ru/
Планируемые результаты изучения учебного курса
Выпускник научится:
В сфере личностных результатов:
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить -общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке.
В сфере предметных результатов:
-разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.
-разбираться в основных достижениях различных областях культуры.
-проводить наблюдение под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
-понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
-определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
В сфере метапредметных результатов:
-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;
-ставить цели и задачи на каждом уроке;
-планировать учебную деятельность на уроке и дома;
-осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
Выпускник получит возможность научиться для повышенного уровня результатов:
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическоеинтонирование, импровизация, игра на инструментах);
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах
шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
- решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
-проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно -творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Календарно – тематическое планирование
Типы уроков: ОНЗ - открытия новых знаний; ОУР – обработка умений и рефлексии; РК – развивающего контроля; ОМН – общеметодологической направленности.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения |
по плану | по факту |
Взаимосвязь музыки с разными видами искусства (17ч) |
1 | Классика и современность | ОНЗ | Текущий устный опрос | 05.09 | |
2 | В музыкальном театре. Опера. «Иван Сусанин» М.И.Глинки | ОНЗ | Текущий устный опрос | 12.09 | |
3 | Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля | ОУР | Текущий устный опрос | 19.09 | |
4 | А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь» | ОМН | Текущий устный опрос | 26.09 | |
5 | А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» «Плач Ярославны» | ОНЗ | Текущий устный опрос | 03.10 | |
6 | В музыкальном театре. Балет | ОНЗ | Текущий устный опрос | 10.10 | |
7 | Балет Б.И. Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва | ОУР | Текущий устный опрос | 17.10 | |
8 | Героическая тема в русской музыке | ОНЗ | Текущий устный опрос | 24.10 | |
9 | В музыкальном театре | ОНЗ | Текущий устный опрос | 31.10 | |
10 | В музыкальном театре. Опера « Порги и Бесс». Дж. Гершвина | ОМН | Текущий устный опрос | 14.11 | |
11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе | ОУР | Текущий устный опрос | 21.11 | |
12 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо | ОМН | Текущий устный опрос | 28.11 | |
13 | Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина | ОМН | Текущий устный опрос | 05.12 | |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. | ОНЗ | Текущий устный опрос | 12.12 | |
15 | Рок - опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда | ОНЗ | Текущий устный опрос | 19.12 | |
16 | Иисус Христос – суперзвезда. Вечные темы. Главные образы | ОНЗ | Текущий устный опрос | 26.12 | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта | ОНЗ | Текущий устный опрос | 16.01 | |
Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч) |
18 | Музыкальная драматургия- развитие музыки | ОНЗ | Текущий устный опрос | 23.01 | |
19 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка | ОНЗ | Текущий устный опрос | 30.01 | |
20 | Камерная инструментальная музыка | ОНЗ | Текущий устный опрос | 06.02 | |
21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция» Циклические формы инструментальной музыки | ОНЗ | Текущий устный опрос | 13.02 | |
22 | Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция Циклические формы инструментальной музыки | ОМН | Текущий устный опрос | 20.02 | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке | ОНЗ | Текущий устный опрос | 27.02 | |
24 | Соната. Л. В. Бетховен « Соната №8», В. А. Моцарт «Соната №11», С. С. Прокофьев «Соната №2» | ОУР | Текущий устный опрос | 05.03 | |
25 | Симфоническая музыка | ОМН | Текущий устный опрос | 12.03 | |
26 | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А.Моцарта | ОУР | Текущий устный опрос | 19.03 | |
27 | Симфоническая музыка. Симфония № 103 Й. Гайдна № 40 В. Моцарта | ОНЗ | Текущий устный опрос | 02.04 | |
28 | Симфоническая музыка. Симфония № 1 С. Прокофьева, №5 Л. Бетховена, Симфония №8 Ф. Шуберта | ОНЗ | Текущий устный опрос | 09.04 | |
29 | Симфоническая музыка. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея | ОНЗ | Текущий устный опрос | 16.04 | |
30 | Симфоническая музыка. Симфония № 5 П. Чайковского, Симфония №7 Д. Шостаковича | ОНЗ | Текущий устный опрос | 23.04 | |
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | ОНЗ | Текущий устный опрос | 30.04 | |
32 | Инструментальный концерт | ОНЗ | Текущий устный опрос | 07.05 | |
33 | Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина | ОМН | Текущий устный опрос | 14.05 | |
34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит! | ОМН | Текущий устный опрос | 21.05 | |
35 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит! | РК | Годовая проверочная работа | 28.05 | |
19