СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Ми- нистерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особен- ностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и со- ставляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная про- грамма определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррек- ция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений, необхо- димых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе определяет следующие задачи:
формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1 000;
формирование умений устных и письменных вычислительных навы- ков в пределах 1 000;
совершенствование умений выделять неизвестный компонент ариф- метического действия и находить его значение;
формирование умений читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю;
формирование умений сравнивать обыкновенные дроби;
формирование умений выполнять умножение и деление двузначных чисел на однозначное число, приёмами устных и письменных вычислений;
формирование умений выполнять округление чисел до десятков, со- тен;
совершенствовать умения выполнять простые задачи на сравнение чи- сел с вопросами: «На сколько больше (меньше…?)»; «Во сколько раз больше (меньше…?)»;
формирование умений составлять решать задачи по краткой записи;
формирование умения решать составные арифметические задачи в 2- 3 действия;
формирование умений выполнять построение треугольника по трём заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
формирование умений выполнять построение окружности, круга; ли- ний в круге (радиус, окружность, хорда);
формирование умений вычислять периметр многоугольника (прямо- угольник, квадрат);
воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Математика» в 5 классе
Личностные результаты:
овладение социально – бытовыми навыками, используемых в повсе- дневной жизни;
овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление со- циально значимых мотивов учебной деятельности;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль- ного взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 5 класса:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—1 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);
уметь вести счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
уметь определять разряды в записи трёхзначного числа, называть их (сотни, десятки, единицы);
уметь сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000 (с помощью учителя);
знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотноше- ний (с помощью учителя);
знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, за- мены нескольких купюр одной;
знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа (с опо- рой на образец);
уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с одно- значным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов устных и письменных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с двузнач- ным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов письменных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приёмами письменных вычислений;
уметь выполнять умножение чисел на 10, 100; деление на 10, 100 без остатка;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на од- нозначное число приёмами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной ос- нове;
знать обыкновенные дроби, уметь их прочитать и записывать;
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» (с помощью учителя);
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)» (с помощью учителя);
уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагае- мого, уменьшаемого, вычитаемого (с помощью учителя);
уметь решать составные задачи в 2 действия (с помощью учителя);
уметь различать виды треугольников в зависимости от величины уг- лов;
уметь выполнять построение треугольника по трём заданным сторо- нам с помощью линейки;
знать радиус и диаметр окружности круга. Достаточный уровень:
знать числовой ряд в пределах 1 – 1 000 в прямом и обратном порядке;
знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;
уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использование калькулятора);
знать класс единиц, разряды в классе единиц в пределах 1 000;
уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пре- делах 1 000;
уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чи- сел;
уметь сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;
уметь выполнять округление чисел до десятков, сотен;
знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа;
знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотноше- ний;
знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, за- мены нескольких купюр одной;
уметь выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);
уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с одно- значным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов устных и письменных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приёмами устных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приёмами письменных вычислений с последующей проверкой; без остатка и с остатком;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на од- нозначное число приёмами письменных вычислений;
знать обыкновенные дроби, их виды (правильные и неправильные дроби);
уметь получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?»;
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)»;
уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагае- мого, уменьшаемого, вычитаемого;
уметь решать составные арифметические задачи в 2 – 3 действия;
уметь различать виды треугольников в зависимости от величины уг- лов и длин сторон;
уметь выполнять построение треугольника по трём заданным сторо- нам с помощью циркуля и линейки;
знать радиус и диаметр окружности, круга; их буквенные обозначе- ния;
уметь вычислять периметр многоугольника.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Математика» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) ком- петенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индиви- дуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятель- ных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, про- межуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных ре- зультатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особен- ности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими дей- ствиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно опериро- вать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в простран- стве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последова- тельность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более 2 недочёта.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет гео- метрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в про- странстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точно- стью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и не- сколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обу- чающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных по- пытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или одноклассников дает пра- вильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного мате- риала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руко- водством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или одноклассников, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 5 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучаю- щихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Рас- пределение учебного материала осуществляется концентрически, что поз- воляет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязатель- ным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жиз- ненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся развивается элемен- тарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обоб- щению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внима- ние и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам);
наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображе- ний);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практиче- ские работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо- оценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при ко- тором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск пра- вильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование ком- бинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет бо- лее полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Нумерация. Сотня. Арифметические действия чисел в пределах 100 | 28 | 1 |
2 | Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1 000 | 29 | 2 |
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд | 19 | 1 |
4 | Умножение и деление чисел в пределах 1 000 | 31 | 2 |
5 | Умножение и деление на 10,100 | 6 | |
6 | Числа, полученные при измерении величин | 9 | 1 |
7 | Обыкновенные дроби | 11 | 1 |
8 | Итоговое повторение | 3 | |
| Итого: | 136 | 8 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 5 класс под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Т.В. Алышева Математика 5 класс. М.: «Просвещение», 2023г.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
В.В.ЭК Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2005 год.
М.Н. Перова «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». – М., «Просвещение», 2013 г.
М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе».
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио)
- слайды, соответствующие содержанию обучения
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
цифровые образовательные ресурсы:
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала;
таблицы на печатной основе;
измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки,наборы угольников, мерки);
настольные развивающие игры,
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрических фигур;
2