СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для детей с легкой умственной отсталостью

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для детей с легкой умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для детей с легкой умственной отсталостью»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 13



    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Ми- нистерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особен- ностей и возможностей.

Учебный предмет «Математика» относится к предметной области

«Математика» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и со- ставляет 136 часов в год (4 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная про- грамма определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».

Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррек- ция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения.

Задачи обучения:

  • формирование и развитие математических знаний и умений, необхо- димых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;

  • воспитание положительных качеств и свойств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе определяет следующие задачи:

  • формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1 000;

  • формирование умений устных и письменных вычислительных навы- ков в пределах 1 000;

  • совершенствование умений выделять неизвестный компонент ариф- метического действия и находить его значение;

  • формирование умений читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю;

  • формирование умений сравнивать обыкновенные дроби;

  • формирование умений выполнять умножение и деление двузначных чисел на однозначное число, приёмами устных и письменных вычислений;

  • формирование умений выполнять округление чисел до десятков, со- тен;

  • совершенствовать умения выполнять простые задачи на сравнение чи- сел с вопросами: «На сколько больше (меньше…?)»; «Во сколько раз больше (меньше…?)»;

  • формирование умений составлять решать задачи по краткой записи;

  • формирование умения решать составные арифметические задачи в 2- 3 действия;

  • формирование умений выполнять построение треугольника по трём заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;

  • формирование умений выполнять построение окружности, круга; ли- ний в круге (радиус, окружность, хорда);

  • формирование умений вычислять периметр многоугольника (прямо- угольник, квадрат);

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Математика» в 5 классе


Личностные результаты:

  • овладение социально – бытовыми навыками, используемых в повсе- дневной жизни;

  • овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление со- циально значимых мотивов учебной деятельности;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль- ного взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации.

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 5 класса:

Минимальный уровень:

  • знать числовой ряд 1—1 000 в прямом порядке (с помощью учителя);

  • уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);

  • уметь вести счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;

  • уметь определять разряды в записи трёхзначного числа, называть их (сотни, десятки, единицы);

  • уметь сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000 (с помощью учителя);

  • знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотноше- ний (с помощью учителя);

  • знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, за- мены нескольких купюр одной;

  • знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа (с опо- рой на образец);

  • уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с одно- значным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов устных и письменных вычислений;

  • уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с двузнач- ным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов письменных вычислений;

  • уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приёмами письменных вычислений;

  • уметь выполнять умножение чисел на 10, 100; деление на 10, 100 без остатка;

  • уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на од- нозначное число приёмами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной ос- нове;

  • знать обыкновенные дроби, уметь их прочитать и записывать;

  • уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» (с помощью учителя);

  • уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)» (с помощью учителя);

  • уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагае- мого, уменьшаемого, вычитаемого (с помощью учителя);

  • уметь решать составные задачи в 2 действия (с помощью учителя);

  • уметь различать виды треугольников в зависимости от величины уг- лов;

  • уметь выполнять построение треугольника по трём заданным сторо- нам с помощью линейки;

  • знать радиус и диаметр окружности круга. Достаточный уровень:

  • знать числовой ряд в пределах 1 – 1 000 в прямом и обратном порядке;

  • знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;

  • уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использование калькулятора);

  • знать класс единиц, разряды в классе единиц в пределах 1 000;

  • уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пре- делах 1 000;

  • уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чи- сел;

  • уметь сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;

  • уметь выполнять округление чисел до десятков, сотен;

  • знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа;

  • знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотноше- ний;

  • знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, за- мены нескольких купюр одной;

  • уметь выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);

  • уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с одно- значным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов устных и письменных вычислений;

  • уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приёмами устных вычислений;

  • уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приёмами письменных вычислений с последующей проверкой; без остатка и с остатком;

  • уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на од- нозначное число приёмами письменных вычислений;

  • знать обыкновенные дроби, их виды (правильные и неправильные дроби);

  • уметь получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

  • уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?»;

  • уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)»;

  • уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагае- мого, уменьшаемого, вычитаемого;

  • уметь решать составные арифметические задачи в 2 – 3 действия;

  • уметь различать виды треугольников в зависимости от величины уг- лов и длин сторон;

  • уметь выполнять построение треугольника по трём заданным сторо- нам с помощью циркуля и линейки;

  • знать радиус и диаметр окружности, круга; их буквенные обозначе- ния;

  • уметь вычислять периметр многоугольника.

Система оценки

достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы

по учебному предмету «Математика» в 5 классе


Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) ком- петенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.


Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индиви- дуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятель- ных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, про- межуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных ре- зультатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особен- ности его развития.

Критерии оценки предметных результатов:

Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими дей- ствиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно опериро- вать изученными математическими представлениями;

  • умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

  • умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

  • правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в простран- стве;

  • правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последова- тельность работы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более 2 недочёта.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

  • при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

  • при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

  • с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет гео- метрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в про- странстве по отношению друг к другу;

  • выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точно- стью.

Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и не- сколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обу- чающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных по- пытках улучшивший результат.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:

  • при незначительной помощи учителя или одноклассников дает пра- вильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

  • производит вычисления с опорой на различные виды счетного мате- риала, но с соблюдением алгоритмов действий;

  • понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руко- водством учителя;

  • узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или одноклассников, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

  • правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.

Оценка «2» - не ставится.

    1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Обучение математике в 5 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучаю- щихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Рас- пределение учебного материала осуществляется концентрически, что поз- воляет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязатель- ным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жиз- ненных компетенций.

В процессе изучения математики у обучающихся развивается элемен- тарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обоб- щению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внима- ние и других психических функций.

Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов:

  • словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам);

  • наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображе- ний);

  • предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);

  • частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практиче- ские работы);

  • исследовательские (проблемное изложение);

  • система специальных коррекционно – развивающих методов;

  • методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

  • методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

  • методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо- оценка).

Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при ко- тором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск пра- вильного ответа.

В учебном процессе чаще всего предполагается использование ком- бинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет бо- лее полно решать задачи каждого урока.

Содержание разделов



№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1

Нумерация. Сотня. Арифметические действия чисел в пределах 100

28

1

2

Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1 000

29

2

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд

19

1

4

Умножение и деление чисел в пределах

1 000

31

2

5

Умножение и деление на 10,100

6


6

Числа, полученные при измерении величин

9

1

7

Обыкновенные дроби

11

1

8

Итоговое повторение

3



Итого:

136

8




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список учебно-методической литературы:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 5 класс под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.

  2. Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

  3. Т.В. Алышева Математика 5 класс. М.: «Просвещение», 2023г.


Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

  1. В.В.ЭК Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2005 год.

  2. М.Н. Перова «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». – М., «Просвещение», 2013 г.

  3. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе».


Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

- аудиомагнитофон,

- мультимедиапроектор; экран,

- видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио)

- слайды, соответствующие содержанию обучения

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

  2. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала;

  • таблицы на печатной основе;

  • измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки,наборы угольников, мерки);

  • настольные развивающие игры,

  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрических фигур;





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!