СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Сенсорное развитие разработан для 1 (дополнительного), 1-4 классов. 3 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Межевская средняя общеобразовательная школа имени Д.П.Крутикова Межевского муниципального округа Костромской области






Согласовано Заместитель директора ______________________ Шатикова Н.И. 26 августа 2021г Директор МБОУ Межевская СОШ __________________ Смирнова А.В. 26 августа 2021 Приказ № 68-О





Рабочая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" (1-й дополнительный, 1-4 классы).


























с.Георгиевское


I. Пояснительная записка


В основу рабочей программы положены следующие нормативно – правовые документы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно - эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Межевская СОШ имени Д.П.Крутикова.

  • Учебный план МБОУ Межевская СОШ имени Д.П.Крутикова.

Цель программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основные задачи программы «Сенсорное развитие» являются:

1) развивать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие,

2) развивать восприятие запаха и вкуса как пропедевтики формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности;

3) учить целенаправленно обследовать предметы по заданным характеристикам (цвет, форма и т.д.);

4) формировать познавательный интерес;

5) учить правильному взаимодействию с предметами, адекватному применению;

6) учить аккуратности, порядку и технике безопасности;

7) учить адекватной реакции на сенсорные ощущения.

II. Общая характеристика учебного предмета

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» представлена следующими разделами: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Восприятие вкуса и запаха», «Кинестетическое и тактильное восприятие», «Пространственное восприятие».

К сенсорному восприятию относят зрительное, слуховое, вкусовое,, тактильное, кинетическое, кинестетическое, пространственное восприятие, восприятие запаха.

Смыслом коррекции сенсорного восприятия является получение достоверного и максимально разнообразного сенсорного и общего жизненного опыта в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по исследованию предметов и явлений окружающей действительности, организация целенаправленного включенного наблюдения, проведение опытов. Полученный сенсорный опыт нуждается в систематизации и обобщении, что невозможно без организованного систематического обучения, без помощи взрослого. Программа построена на исследовании свойств в сравнении с противоположными, контрастными свойствами, что обеспечивает наглядность, доступность.

Для обучающихся предлагается единый план, по которому обследуются все предметы в течение года. Изучение каждого пункта происходит планомерно, к концу учебного года обучающиеся знакомы со всеми возможными направлениями обследования объектов, концентрически возвращаются к изученным темам при знакомстве с каждым новым предметом.


III. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в образовательную область: «коррекционно-развивающая».

Сроки реализации программы: 5 лет (1 дополнительный , 1-4 классы).

В соответствии с учебным планом на коррекционный курс «Сенсорное развитие» отводится:

1 (доп.) класс - 99 часов в год (3 часа в неделю, 33 учебные недели);

1 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели);

2 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели);

3 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели);

4 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения оценивается с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Проявлять познавательный интерес.

  2. Проявлять аккуратность, стремление к порядку.

  3. Наблюдать за окружающими предметами и явлениями.

  1. Соблюдать осторожность в обращении с предметами в быту с учетом их свойств.

  2. Проявлять адекватную эмоциональную реакцию на свойства предметов.

Возможные предметные результаты.

1) Исследует предметы по заданному параметру:

  • Знает органы чувств, воспринимающие ощущения;

  • Использует способы исследования свойств предмета (посмотреть, потрясти, постучать, подуть и т.п.);

  • Соблюдает правила обращения с предметами с учетом их свойств;

  • Исследует предметы по всем пунктам плана исследования;

2) Имеет сенсорные эталоны:

  • Формы;

  • Цвета;

  • Материалов;

  • Характеристик звучания;

  • Величины;

  • Вкусов и запахов;

  • Направления;

3) Знает названия основных эмоциональных состояний.


Зрительное восприятие.

Пропедевтический уровень

  • фиксирует взгляд на лице человека;

  • фиксирует взгляд на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).

  • фиксирует взгляд на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз, напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

  • следит взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

  • узнает знакомые предметы, значимых людей (семья, педагоги). Минимальный уровень

  • узнает и зрительно соотносит основные цвета, правильно называет или показать хотя бы один цвет;

  • узнает и зрительно соотносит форму изображения с его силуэтом;

  • узнает и зрительно соотносит основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник);

  • узнает знакомые предметы на картинках;

  • узнает одноклассников. Достаточный уровень

  • узнает и соотносит несколько дополнительных цветов и градиент,

  • знает объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак;

  • узнает, соотносит и называет геометрические фигуры (4 и более);

  • выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции;

  • различает предметы по высоте, длине, ширине;

  • узнаёт сверстников и педагогов из других классов.


Слуховое восприятие

Пропедевтический уровень

  • фиксирует внимание на неподвижном источнике звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии);

  • следит за близко расположенным перемещающимся источником звука;

  • реагирует на своё имя. Минимальный уровень

  • соотносит звук с его источником;

  • дифференцирует знакомые звуки окружающего мира (транспорт, животные и т.д.);

  • различает звук по громкости (тихо/громко);

  • понимает простую словесную инструкцию. Достаточный уровень

  • находит одинаковые по звучанию объекты;

  • дифференцирует звуки природы, голоса знакомых людей, узнает знакомые звуки в шуме; понимает словесную инструкцию из нескольких слов.

Кинестетическое восприятие

Пропедевтический уровень

  • реагирует на прикосновения человека;

  • реагирует на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);

  • реагирует на вибрацию, исходящую от объектов;

  • реагирует на давление на поверхность тела;

  • реагирует на горизонтальное (вертикальное) положение тела;

  • реагирует на положение частей тела и тела в пространстве;реагирует на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;

  • умеет ходить по разным поверхностям (горизонтальным, наклонным, мягким, с разной фактурой);

  • удерживает равновесие при перешагивании препятствий, ходьбе по ступеням.

Минимальный уровень

  • различает материалы (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой);

  • понимает и определяет положения своего тела в пространстве;

  • ориентируется в собственном теле;

  • знает направлений вперед/назад, вверх/вниз;

  • свободно ориентируется в знакомом пространстве;

  • соотносит одинаковые поверхности;

  • умеет выполнять раскачивающие движения на качелях (вперед/назад, вправо/влево).

Достаточный уровень

  • различает материалы по вязкости (жидкий, густой);

  • градиент по температуре (холоднее, теплее, горячее);

  • понимает и определяет положение своего тела и конечностей (я сижу, руки вверху);

  • знает направления вправо/влево.


Восприятие запаха

Пропедевтический уровень

  • реагирует на запахи. Минимальный уровень

  • выражает своё отношение к запахам;

  • соотносит одинаковые запахи. Достаточный уровень

  • различает объекты по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.

Восприятие вкуса

Пропедевтический уровень

  • демонстрирует реакцию на вкус;

  • реагирует на продукты (кислое, сладкое, соленое) и их консистенцию.

Минимальный уровень

  • выражает своё отношение к вкусу;

  • знает съедобные и несъедобные объекты;

  • узнает (различает) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Достаточный уровень

  • узнает (различает) основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


V. Содержание учебного предмета «Сенсорное развитие»

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» предполагает следующие виды занятий: ознакомительные и практические. На ознакомительных занятиях обучающиеся знакомятся со свойствами предметов, на практических занятиях рассматривают связь этих свойств с повседневной жизнью.

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Программно-методический материал включает 5 разделов:

  1. Зрительное восприятие

  2. Слуховое восприятие

  3. Кинестетическое восприятие

  4. Восприятие запаха

  5. Предметно-практические действия Программно-методический материал включает 2 раздела:

    1. «Действия с материалами», «Действия с предметами».

    2. «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном, напротив ребенка, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом, прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом, основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, ахроматические цвета: белый, черный, серый, промежуточные цвета: розовый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый.


Слуховое восприятие.

Звуковые понятия: громко-тихо, бытовые шумы и звуки природы, музыкальные звуки, высокие и низкие звуки, звуковые понятия: далеко-близко, соотнесение звука с его источником, дидактические игры на слуховое восприятие, дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки), характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки), различение мелодии по характеру (веселая, грустная), подражание звукам окружающей среды, различение по голосу знакомых людей.


Кинестетическое восприятие.

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений, движения и позы верхних и нижних конечностей, выразительность движений, горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных ощущений, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры на копирование поз и движений ведущего, различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода), различение материалов по температуре (холодный, горячий), времена года (лето, зима), (жаркое, холодная), различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый), различение материалов по влажности (мокрый, сухой), различение материалов по вязкости (жидкий, густой).


Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).


5 Восприятие вкуса.

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёное), обозначение словом вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее).


VI Тематическое планирование 1 дополнительный класс
Наименование раздела Количество часов
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. 3
Развитие моторных навыков 16
Зрительное восприятие 7
Кинестетическое развитие 13
Слуховое восприятие 17
Восприятие формы, величины и цвета 33
Восприятие вкуса и запаха 8
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов 2
1 класс
Наименование раздела Количество часов
1 Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов.
2 Зрительное восприятие 27
3 Слуховое восприятие 21
4 Кинестетическое восприятие 28
5 Восприятие запаха 8
6 Восприятие вкуса 11
7 Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов 2

2 класс

№ п/п

Раздел программы

Количество

занятий


Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

2

1

Зрительное восприятие

24

2

Слуховое восприятие

25

3

Кинестетическое восприятие

30

4

Восприятие запаха

11

5

Восприятие вкуса

10


 3 класс


Наименование раздела Количество часов

1

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

2

2

Зрительное восприятие

28

3

Слуховое восприятие

24

4

Кинестетическое восприятие

23

5

Восприятие запаха

14

6

Восприятие вкуса

8


4 класс

п/п

Название раздела, темы

Всего

часов


Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

2

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

23

Тактильно-двигательное восприятие.

6

Кинестетическое и кинетическое развитие.

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

20

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

11

Восприятие особых свойств предметов.

6

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

7

Восприятие пространства.

11

Восприятие времени.

11





Календарно-тематическое планирование 1 (дополнительный класс) класс


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Диагностика

1,2,3

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов.

3

Развитие моторных навыков

4,5

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой)

2


6

Формирование чувства равновесия («Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге)

1


7-8

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.)

2


9-10

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика («Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль»)

2


11

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки»)

1


12

Играем с мелкими предметами (колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозаика).

1


13-14

Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу»).

2


15-17

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин).

3


18

Одевание и раздевание кукол.

1


19

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде.

1

Кинестетическое развитие

20

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1


21

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости.

1


22

Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик»

1


23

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

1


24

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

1


25

Адекватная реакция на положение тела (вертикальное, горизонтальное).

1


26

Адекватная реакция на положение частей тела.

1


27

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

1


28

Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.)

1


29

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

1


30

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

1


31

Движения и позы головы по показу.

1


32

Выразительность движений. Имитация повадок зверей.

1

Зрительное восприятие

33-34

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

2


35

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.

1


36

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад).

1


37

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1


38-39

Узнавание и различение цвета объекта.

2

Слуховое восприятие

40

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.

1


41

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1


42

Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.

1


43

Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк».

1


44

Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

1


45-46

Развитие неречевого слуха «Тук-тук-тук», «На чём играл зайка».

2


47

Развитие умения воспринимать на слух, упражнение «Слушай», «Прислушайся»;

1


48

Развитие умения воспринимать громко, тихо. Игра «Тихо, громко»;

1


49

Развитие умения слышать и выполнять простые инструкции педагога «Садись», «Бери тетрадь», «Бери ручку», «Открой тетрадь».

1


50-51

Развитие способности на слух воспринимать название различных предметов, упражнение «Найди и покажи». Развитие способности на слух воспринимать различные цвета карандашей, упражнение «Где какой цвет».

2


52-53

Развитие речевого слуха, упражнение «Кто как кричит?» развитие речевого слуха с использованием презентации «Чей голос».

2


54

Развитие речевого слуха «Кто за дверью», «Кто как кричит»

1


55

Развитие речевого слуха «Кто в домике живёт»

1


56

Развитие неречевого слуха « Что гудит», « Кто там»

1

Восприятие формы, величины и цвета

57-58

Зрительное восприятие формы «Найди свою пару», «Найди ключ для мишки».

2


59

Запоминание, связанное с представлениями о форме «Узнай и запомни», «Запомни и найди»

1


60-61

Практическое выделение величины « Спрячь матрёшку», «Построй башню».

2


62-64

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ("Поймай игрушку", "Спрячь игрушку", "Найди окошко", "Что катится, а что нет").

3


65-66

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом («Посмотри вокруг»).

2


67-68

Группировка предметов и их изображений по форме.

2


69-70

Дидактическая игра «Подбери похожие…»

2


71-72

Работа с геометрическим конструктором («Собери дом»)

2


73

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало».

1


74

Различение предметов по величине («Спрячь шарик», пирамидка, матрешки)

1


75-76

Сравнение двух предметов по высоте и длине («Отличия», «Противоположности»)

2


77-78

Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

2


79-80

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

2


81-82

Знакомство с основными цветами («Радуга»)

2


83

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1


84-85

Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры», «Нарисуй сам»)

2


86-87

Рисуем пальчиковыми красками.

2


88-89

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале («Составь картинку»)

2

Восприятие запаха и вкуса

90

Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.

1


91-92

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

2


93

Узнавание продукта по вкусу.

1


94-97

Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

4


98- 99

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

2


Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Стартовое обследование планируемых результатов по программе

1-2

Стартовое обследование планируемых результатов по программе

2

Зрительное восприятие

3

Дидактическая игра «Давайте знакомиться»

1


4

Дидактическая игра «Знакомство с масками»»

1


5

Дидактичекая игра «Солнечные зайчики»

1


6

Дидактическая игра «Моя игрушка»

1


7

Дидактическая игра «Найди свою игрушку»

1


8

Дидактическая игра «Хоровод с куклой»

1


9-10

Дидактическая игра «Будь внимательный!»

2


11

Дидактическая игра «Мишка спрятался»

1


12

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1


13

Дидактичекая игра «Собери гирлянду»

1


14

Дидактическая игра «Слушай, смотри и показывай»

1


15

Дидактическая игра «Волшебный цветок»

1


16

Дидактическая игра «Рассади божьих коровок»

1


17

Дидактическая игра «Покажи такой же»

1


18

Дидактическая игра «Сложи радугу»

1


19

Дидактическая игра «Помаши своим платочком»

1


20

Дидактическая игра «Собери свои лепестки»

1


21

Дидактичекая игра «Посади матрешку в свой вагончик».

1


22

Дидактическая игра «Помоги зайке найти цвет»

1


23

Дидактическая игра «Почтовый ящик»

1


24

Дидактическая игра «Рыбалка»

1


25

Дидактическая игра «Разложи по полочкам»

1


26

Дидактическая игра «Наложенные изображения»

1


27

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

1

Слуховое восприятие

28

Дидактическая игра «Что ты слышишь?»

1


29

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

1


30

Дидактическая игра «Постучи, как я»

1


31

Дидактическая игра «Похлопай, как я»

1


32

Дидактическая игра «Какой у инструмента голос»

1


33

Дидактическая игра «Сила звука»

1


34

Дидактическая игра «Ритм по кругу»

1


35

Дидактическая игра «Ближе, дальше»

1


36

Дидактическая игра «Что гудит?»

1


37

Дидактическая игра «Кто там?»

1


38

Дидактическая игра «На чем играл зайка?»

1


39

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

1


40

Дидактическая игра «Кто в гости пришел?»

1


41

Дидактическая игра «В мире звуков»

1


42

Дидактическая игра «Какой у инструмента голос»

1


43

Дидактическая игра «Сила звука»

1


44

Дидактическая игра «Ритм по кругу»

1


45

Дидактическая игра «В мире голоса»

1


46

Дидактическая игра «Звуки природы»

1


47-48

Дидактическая игра «В мире звуков»

2

Кинестетическое восприятие

49-50

Игра «Хоровод»

2


51

Дидактическая игра «Угадай, какой это предмет?»

1


52

Дидактическая игра «Что неправильно в рисунке»

1


53

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1


54

Дидактическая игра «Ласковые лапки»

1


55

Дидактическая игра «Ласковый котенок»

1


56

Игра «Наши пальчики»

1


57

Дидактическая игра «Волшебный ручеек»

1


58

Дидактическая игра «На пляже»

1


59

Дидактическая игра «Угадай, какой это предмет?»

1


60

Дидактическая игра «Что неправильно в рисунке»

1


61

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1


62

Дидактическая игра «Ласковые лапки»

1


63

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1


64

Дидактическая игра «Так можно – так нельзя»

1


65

Игра «Паровозик»

1


66

Игра «Повтори движение»

1


67

Игра «Кот и мыши»

1


68

Игра «Море волнуется раз…»

1


69

Игра «Стоп-игра»

1


70

Игра «Делай как я»

1


71

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1


72

Дидактически игра «Угадай, что это?»

1


73

Дидактическая игра «Готовим обед»

1


74

Дидактическая игра «Отгадай, что это?»

1


75

Дидактическая игра «Покажи такой же»

1


76

Дидактическая игра «Сухой – мокрый»

1


77

Дидактическая игра «Жидкий – густой»

1

Восприятие запаха

78-79

Игровое упражнение «Узнай меня по запаху»

2


80-81

Дидактическая игра «На полянке»

1


82-83

Дидактическая игр «Угадай, что это?»

1


84-85

Дидактическая игра «В мире запахов»

1


86

Игра «В гостях у волшебного платочка»

1


87

Дидактическая игра «Вспомни, как они пахнут»

1


88-89

Дидактическая игра «Коробочки с запахами»

1

Восприятие вкуса

90-91

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

1


92

Дидактическая игра «Готовим обед»

1


93

Дидактическая игра «Лимон – банан»

1


94

Дидактическая игра «Яблоко – груша»

1


95

Дидактическая игра «Апельсин – лимон»

1


96-97

Дидактическая игра «Найди пару»

1


98

Дидактическая игра «Сахар – соль»

1


99

Дидактическая игра «Горький – сладкий»

1


100

Дидактическая игра «Кислый – соленый»

1


101

Дидактическая игра «Определи на вкус»

2


102

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

2


Календарно-тематическое планирование 2 класс


уро ка


Тема

Кол- во часов

Диагностика

1

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

1

I. Зрительное восприятие

2

Фиксация взгляда на лице человека.

1


3-4

Фиксация взгляда на неподвижном (светящемся) предмете, расположенном напротив ребенка:

  • на уровне глаз;

  • выше уровня глаз;

  • ниже уровня глаз.

2


5-6

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа, слева от ребенка:

  • на уровне глаз;

  • выше уровня глаз;

  • ниже уровня глаз.

2


7-8

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

  • по горизонтали (вправо/влево);

  • по вертикали (вправо/влево);

  • по кругу (против часовой стрелки);

  • вперед/назад.

2


9-10

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

2


11-12

Узнавание цвета

объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

2


13-14

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

2


15-16

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

2


17-18

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

2


19-20

Нахождение отличительных и общих признаков предметов.

2


21-22

Нахождение отличительных и общих признаков предметов.

2


23-25

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

3

II. Слуховое восприятие

26-28

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

3


29-32

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

-справа;

-слева.

4


33-36

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:

-справа;

-слева.

4


37-40

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

4


41-44

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

4


45-47

Соотнесение звука с его источником.

3


48-50

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

3

III. Кинестетическое восприятие

51-52

Адекватная эмоционально- двигательная реакция на прикосновения человека.

2


53-54

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

2


55-56

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:

-густой;

-жидкий;

-сыпучий.

2


57-58

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:

-мокрый;

-сухой.

2


59-60

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

-гладкий;

-шероховатый.

2


61-62

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

2


63-64

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

2


65-66

Адекватная реакция на горизонтальное положение тела.

2


67-68

Адекватная реакция на вертикальное положение тела.

2


69-70

Адекватная реакция на изменение положения тела.

2


71-72

Адекватная реакция на положение частей тела.

2


73-74

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

2


75-76

Различение свойств материалов:

-холодный,

-горячий.

2


77-78

Различение свойств материалов:

-гладкий,

-шероховатый.

2


79

Различение свойств материалов:

-мокрый,

-сухой.

1


80

Различение свойств материалов:

- жидкий,

-густой.

1

IV. Восприятие запаха.

81-83

Адекватная реакция на запахи.

3


84-87

Узнавание объектов по запаху.

4


88-91

Различение объектов по запаху.

4

V. Восприятие вкуса.

92-93

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

-горький, сладкий;

- кислый, соленый.

2


94-95

Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции:

-жидкий, твердый;

-вязкий, сыпучий.

2


96-97

Узнавание продуктов по вкусу.

2


98-99

Различение продуктов по вкусу.

2


101

Узнавание основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

1


102

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

1


Календарно-тематическое планирование 3 класс


п/п

Тема урока

Кол-во час

Диагностика

1

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

1

Кинестетическое восприятие

2

Исследование предметов пальцевым, кистевым и ладонным способом.

2


3-4

Распознавание температуры жидкости и других предметов.

2


5-7

Узнавание предметов на ощупь.

3


8-9

Различение предметов разной тяжести.

2


10-12

Выполнение согласованных действий.

3


13-15

Упражнения на ритмическую организацию движений.

3


16-18

Упражнения на развитие статической координации движений.

3


19-21

Упражнения на изменение направления движения.

3


22-25

Выполнение движений в разном темпе.

4

Слуховое восприятие

26-28

Звуки различной высоты.

3


29-31

Звуки различной громкости.

3


32-34

Речевые и неречевые звуки.

3


35-37

Звуки, производимые различными предметами.

3


38-40

Звуки музыкальных инструментов.

3


41-43

Звуки города.

3


44-45

Звуки деревни.

2


46-47

Шепотная речь.

2

Зрительное восприятие

48-50

Различение предметов по форме.

3


51-53

Различение предметов по цвету.

3


54-56

Различение предметов по величине.

3


57-59

Группировка предметов по различным признакам.

3


60-62

Узнавание предмета по его части.

3


63-65

Нахождение различий двух картинок.

3


66-67

Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор.

2


68-69

Узнаваниепредметов в условиях наложения, зашумления.

2


70-71

Узнавание изображений предметов, предъявленных в необычном ракурсе, положении.

2


72-74

Ориентирование в пространстве.

3


75-77

Ориентирование на плоскости.

3

Восприятие запаха

78-80

Узнавание и различение предметов по запаху.

3


81-83

Нахождение одинаковых запахов.

3


84-86

Запахи свежих и испорченных продуктов

3


87-89

Запахи окружающего пространства.

3


90-91

Запахи предметов различных помещений.

2

Восприятие вкуса

92-94

Определение продукта по вкусу.

3


95-97

Узнавание и различение продуктов по вкусу.

3


98-100

Различение вкуса продуктов в зависимости от температуры.

3

Диагностика

101-102

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

2


Календарно-тематическое планирование 4 класс


п/п

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Диагностика

1

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

2

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

3-4

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

2


5

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

1


6

Формирование чувства равновесия (дорожка следов).

1


7

Развитие согласованности движений и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, и т.д.).

1


8-9

Координация движений (игры с мячом, обручем). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

2



10

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)

2


11


12

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

2


13


14

Совершенствование точности мелких движений рук (соединение колец в цепочку)

2


15


16

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур, штриховка в разных направлениях

2


17


18

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

2


19


20

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

2


21


22

Графический диктант (по образцу)

2


23


24

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

1


25

Дорисовывание симметричной половины изображения

1

Тактильно-двигательное восприятие

26

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). «Волшебный мешочек».

1


27

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

1


28

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1


29

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние)

1


30

Игры со средней мозаикой

2


31

Кинестетическое и кинетическое развитие

32

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Дидактическая игра «Море волнуется».

1


33

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1


34

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

1


35

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1


36

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

37-38

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

2


39

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

2


40


41

Составление сериационных рядов по выделенным признакам из 4—5 предметов

1


42

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1


43

Выделение геометрических фигур в конструкции предметов. Узнавание предмета по одному элементу

1


44

Конструирование предметов из геометрических фигур (4—6 деталей)

2


45


46

Составление орнаментов из геометрических фигур по образцу.

2


47


48

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»

2


49


50

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

2


51


52

Составление целого из частей (4—6 детали) на разрезном наглядном материале

2


53


54

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)

1


55

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

2


56

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти

57

Развитие зрительной концентрации.

1


58

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 5—6 деталей (по инструкции педагога)

2


59


60

Развитие зрительной памяти и концентрации.

1


61

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

2


62


63

Развитие зрительного внимания. Нахождение нелепиц на картинках

1


64

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (5—6 предметов)

2


65


66

Различение наложенных изображений предметов (4—5 изображения)

1


67

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Восприятие особых свойств предметов

68

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1


69

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

1


70

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение. Дидактическая игра «Узнай на вкус»

1


71

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

1


72

Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение барических ощущений. Упражнения в измерении веса предметов на весах

1


73

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

1

Развитие слухового восприятия

74

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1


75

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)

2


76


77

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений

1


78

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

2


79


80

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

1

Восприятие пространства

81

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1


82

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1


83

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Дидактическая игра «Расположи верно».

1


84

Развитие навыков ориентировки по плану; соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.

1


85

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

2


86


87

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа разного размера (тетрадь, альбом), словесное обозначение пространственных отношений между предметами

2


88


89

Пространственная ориентировка на поверхности парты. Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1


90

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

2


91

Восприятие времени

92

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Последовательность частей суток.

2


93


94

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Дидактическая игра «Весёлая неделя».

2


95


96

Порядок месяцев в году. Соотнесение месяцев с временем года.

2


97


98

Времена года. Работа с календарем и моделью календарного года

1


99

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

1


100

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1


101-102

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Итоговая диагностическая игра «Чему мы научились?»

2


VII. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов образования обучающегося проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалистами образовательного учреждения оценивается уровень сформированности базовых учебных действий и жизненных компетенций (возможных предметных и личностных результатов) обучающегося, внесенных в СИПР.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме итоговой характеристики за учебный год, на основе которых составляется СИПР на следующий учебный год.





Условные обозначения.

Уровни самостоятельности при выполнении заданий



оценочная шкала

1.

действие не выполняет

0

2.

действие выполняет совместно с педагогом с частичной  физической помощью («рука в руке»)

1

3.

действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 

2

4.

 действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу

3

5.

 действие выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной  или невербальной)

4

6.

действие выполняет самостоятельно.

5


Сформированность представлений



оценочная шкала

1.

не выявить наличие представлений

0

2.

представления не сформированы

1

3.

представления на уровне прямой подсказки

2

4.

представление на уровне использования косвенной подсказки (изображения)

3

5.

представления на уровне использования с помощью взрослого

4

6.

представления сформированы, самостоятельное использование.

5


Выводы о динамике развития жизненной компетенции обучающегося



оценочная шкала

1.

отсутствие динамики или регресс

0

2.

динамика в освоении минимум одной операции, действия

1

3.

минимальная динамика

2

4.

средняя динамика

3

5.

выраженная динамика

4

6.

полное освоение действия

5


VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.


Аппаратные средства

  1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  3. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  4. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

  5. Оборудование сенсорной комнаты.

Неаппаратные средства

(игры, специализированные приспособления)

  1. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  2. Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)

  3. Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  4. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  5. Тетради для творческих работ учащихся

  6. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Список литературы

  1. Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок"

1998 г.

  1. Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

  2. Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995 г.

  3. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976 г.

  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007г.

  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997г.

  6. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.

  7. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.

  8. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

  9. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  10. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

  11. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.

  12. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

  13. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.

  14. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

  15. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

  16. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

  17. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

  18. Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

  19. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .schoolpress, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php

  2. Газета "Школьный психолог"

  3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru

  4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru

  5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!