ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат № 25"
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения начальных классов Протокол от 30 августа 2022 года №1 Руководитель МО Падалка Т.Н. ____________ | "УТВЕРЖДЕНО" Директор ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25" ______________ Жваков А.Ю. Приказ № 247 от "31" августа 2021 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Решение математических задач»
2 "в" класс
на 2022 - 2023 учебный год
учитель Жидкова Ирина Анатольевна
высшая квалификационная категория
с. Красногвардейское
2022 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Личностные результаты
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к математической науке.
1.2. Предметные результаты:
Обучающиеся получат возможность:
- познакомиться с многообразием простых арифметических задач,
- научиться составлять задачи по картинкам, по краткой записи,
- составлять сложную задачу из двух простых,
-тренироваться в решении простых и составных арифметических задач,
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка);
- с помощью учителя решать задачи на уменьшение и увеличение чисел на несколько единиц;
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг);
- показывать стороны, вершины, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
- измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
- строить луч, произвольные лучи, прямой угол с помощью чертёжного угольника;
- с помощью учителя строить треугольники, прямоугольники, квадраты по точкам (вершинам
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Арифметические задачи |
- понимание краткой записи арифме-тической задачи; умение записать задачу кратко (с помощью учителя); умение записать решение и ответ задачи; - выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на ...», «меньше на ...») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; - составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, краткой записи (с помощью учителя); | - понимание краткой записи арифметической задачи; умение записать задачу кратко; умение записать решение и ответ задачи; - выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на...», «меньше на ...») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; - составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи; - выполнение решения составной арифметической задачи в два действия на основе моделирования содержания задачи. |
Геометрический материал |
- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении одной мерой; умение построить отрезок заданной длины; - умение сравнивать отрезки по длине; - умение построить отрезок, равный по длине данному отрезку (такой же длины) (с помощью учителя); - умение различать линии: прямую, отрезок, луч; - умение построить луч с помощью линейки; - знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить прямой угол с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя); -знание элементов четырёхугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника; -умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учителя) | - умение выполнить измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами (1 дм 2 см); - умение сравнивать длину отрезка с 1 дм, сравнивать отрезки по длине; - умение построить отрезок, равный по длине данному отрезку (такой же длины); - знание различий между линиями (прямой, отрезком, лучом); - умение построить луч с помощью линейки; - знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить прямой угол с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге; -знание элементов четырёхугольников(прямо-угольника, квадрата), треугольника; -знание свойств углов, сторон квадрата, прямо-угольника; -умение построить треугольник, квадрат, прямо-угольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку. |
1.3. Контрольно-измерительные материалы
Поскольку состав детей младшего школьного возраста оказывается неоднородным: присутствует различная степень нарушения умственной, двигательной, зрительной и речевой функций, особенностей формирования психических процессов, одновременное усвоение программного материала этими учащимися затруднено. К детям применяется дифференцированный подход, учитывая характер и структуру нарушения каждого ребёнка.
1.3.1 Виды контроля.
Текущий. | Итоговый |
устный опрос | Итоговая проверочная работа в виде тестирования |
самостоятельная работа в тетради, у доски |
домашняя работа |
1.3.2. Содержание контрольно-измерительных материалов.
Итоговая проверочная работ представлена в виде тестирования в 2-х вариантах, различающихся уровнем сложности и количеством заданий: 1 вариант – достаточный уровень, 2 вариант – минимальный уровень.
1 вариант (Достаточный уровень)
Прочитай задачу. Дополни краткую запись недостающими цифрами, запиши решение и ответ. Задача В аэропорту было 13 самолётов. Утром улетели 4 самолёта, а потом прилетели ещё 6 самолётов. Сколько самолётов стало в аэропорту? Было - _________________ Улетели - ______________ Прилетели - ____________ ____________________________ Стало -_________________ Решение. 1)_______________________________________________________ 2)_______________________________________________________ Ответ: _____________________________________ |
Прочитай задачу. Дополни краткую запись недостающими словами, запиши решение и ответ. Задача. У Светы было 14 р., а у Веры на 5 р. меньше. Сколько рублей было у обеих девочек вместе? _________________ - 14 р.. _________________- ? на 5 р. ________________ ?р. ________________________________________ _________________ -? Решение. 1)_________________________________________________ 2)_________________________________________________ Ответ:_______________________________________ |
Прочитай задачу. Запиши задачу кратко. Реши задачу. Запиши ответ. Задача. У мамы было 12 кг яблок. Она собрала в саду ещё 5 кг. Сколько килограмм яблок стало? ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
2 вариант (Минимальный уровень)
Прочитай задачу. Дополни краткую запись, выполни решение. Запиши ответ. Задача В аэропорту было 13 самолётов. Утром улетели 2 самолёта, Сколько самолётов стало в аэропорту? Было - _____ сам. Улетели - _____ сам. ____________________________ Стало -___________сам. Решение. __________________________________ Ответ:_____ самолётов. |
Прочитай задачу. Дополни краткую запись недостающими словами, запиши решение и ответ. Задача. У Светы было 14 р., а у Веры на 5 р. меньше. Сколько рублей было у Веры? _________________ - 14 р.. _________________- ? на 5 р. меньше ________________________________________ _________________ -? Решение. _________________________________________________ Ответ:_______________________________________ |
1.4. Основной инструментарий для оценивания
Критерии оценивания письменных работ учащихся по математике.
При оценке комбинированных работ:
оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий;
оценка «2»не ставится, дается возможность переписать работу.
Оценка не снижается:
- за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
- несоблюдение каллиграфии у детей с НОДА.
Грубые ошибки:
- неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
- неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур (в соответствии с физическими возможностями ребёнка).
Негрубые ошибки. Оценка снижается на 1 балл, но не ниже «3»:
за неряшливо оформленную работу,
за несоблюдение правил каллиграфии(в зависимости от физических возможностей учащихся)
неаккуратное исправление – недочёт (2 недочёта = 1 ошибка).
ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение,
замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей;
2. Содержание учебного предмета.
2.1. Необходимое количество часов для изучения элективного курса
34 учебных недели, 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п | Наименование раздела и темы учебного занятия | Количество часов |
1 | Арифметические задачи | 27 |
2 | Геометрический материал | 7 |
2.2. Краткое содержание учебных тем
Арифметические задачи
Краткая запись арифметической задачи.
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на ...», «меньше на ...»).
Составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи.
Составные арифметические задачи в два действия.
Геометрический материал
Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение длины отрезка с 1 дм. Измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами (1 дм 2 см). Луч. Построение луча.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.
Четырёхугольники: прямоугольник, квадрат. Элементы прямоугольника, квадрата: углы, вершины, стороны. Свойства углов, сторон. Элементы треугольника: углы, вершины, стороны. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку.
2.3. Формы организации учебного процесса.
Основные формы обучения математике: очная и дистанционная. При очной форме обучения основной формой организации процесса является урок. Ведущими формами работы учителя с учащимися на уроке являются: фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода; устный счёт; самостоятельная работа (под контролем учителя); работа в парах и группах.
2.4. Виды деятельности учеников, направленные на достижение результата
- чтение, запись и решение простых и составных арифметических задач (в 2 действия) в пределах 20,
- увеличение и уменьшение чисел в пределах 20 на несколько единиц с переходом через десяток,
дифференцирование понятий о единицах (меры) длины – сантиметр и дециметр; обозначение 1 дм, 1 см; соотношение 1дм =10см,
- дифференциация, называние, построение и сравнение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, угол, прямая и кривая линии, отрезок, луч).
3. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по элективному курсу «Решение математических задач»2 класс
Часов | Название темы/урока |
План | Дата |
8 | 1 четверть |
06.09 | | Составление и решение задач по иллюстрациям в пределах 10. |
13.09 | | Построение отрезков заданной длины |
20.09 | | Решение и сравнение пар текстовых задач в пределах 10. |
27.09 | | Дополнение задачи недостающими данными. |
04.10 | | Измерение и построение отрезков по условию |
11.10 | | Задача, содержащая отношение «больше на». |
18.10 | | Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. |
25.10 | | Построение геометрических фигур по заданным точкам |
8 | 2 четверть |
08.11 | | Задача, содержащая отношение «меньше на». |
15.11 | | Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на». |
22.11 | | Составление и решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. |
29.11 | | Решение пар задач на нахождение суммы и остатка. |
06.12 | | Построение геометрических фигур(прямоугольник) по заданным точкам |
13.12 | | Решение задач с числами, полученными при измерении длины. |
20.12 | | Решение задач с числами, полученными при измерении массы. |
27.12 | | Решение задач с числами, полученными при измерении времени. |
10 | 3 четверть |
10.01 | | Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы. |
17.01 | | Составление и решение простых арифметических задач на нахождение остатка. |
24.01 | | Объединение двух простых задач в одну составную. |
31.01 | | Решение составных арифметических задач. |
31.01 | | Сравнение и решение простых и составных арифметических задач. |
07.02 | | Решение задач по построению и сравнению геометрических фигур. |
21.02 | | Решение задач с числами, полученными при измерении длины. |
28.02 | | Дополнение задач недостающими данными. |
07.03 | | Решение составных арифметических задач. |
14.03 | | Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. |
8 | 4 четверть |
21.03 | | Построение четырёхугольников по точкам. |
04.04 | | Составление и решение задач по краткой записи. |
11.04 | | Решение задач с числами, полученными при измерении времени. |
18.04 | | Решение задач с числами, полученными при измерении длины. |
02.05 | | Решение задач с числами, полученными при измерении массы. |
16.05 | | Измерение и построение отрезков по условию |
23.05 | | Решение составных арифметических задач. |
30.05 | | Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. |