СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению задач повышенной сложности" 10 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению задач повышенной сложности" 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению задач повышенной сложности" 10 класс»


Пояснительная записка


Основная задача обучения математики – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, требующие математической подготовки.

Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям.

Данная программа предназначена для занятий в 10 классе.

Программа поможет учащимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, которые не изучаются в школьном курсе.

Каждое занятие направлено на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, а главное, порешать интересные задачи повышенного уровня. Расширяя математический кругозор, программа значительно совершенствует технику решения сложных, конкурсных и олимпиадных заданий.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Элективный курс «Практикум решения задач повышенной сложности» рассчитан на 34 часа и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение.

Основные цели курса:

  • оказание индивидуальной, систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении теории курса алгебры, геометрию;

  • создание условий для развития творческого потенциала при решении задач повышенной сложности.

Основные задачи курса:

Обучающие:

  • Сформировать умения решать задания повышенной сложности;

  • Расширить сферу математических знаний учащихся;

Развивающие:

  • развитие умения уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;

  • развитие умения составлять алгоритмы решения текстовых и геометрических задач;

  • развитие умения решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;

  • развитие умения применять различные методы исследования элементарных функций и построения их графиков;

Воспитательные:

  • рассмотреть практическую значимость использования математических знаний в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;

  • создать положительную мотивацию обучения;

  • воспитание аккуратности, последовательности в действиях, умение чётко выражать свои мысли.

Курсу отводится по 1 часу в неделю, всего 34 учебных часа.

Требования к учащимся: учащийся должен знать/уметь:

  • уметь решать задания повышенной сложности;

  • уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;

  • уметь составлять алгоритмы решения типичных задач;

  • уметь решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;

  • знать методы исследования элементарных функций

  • знать, как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • знать, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • уметь использовать математические знания в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности.



Содержание курса


Алгебраические уравнения и неравенства

Метод интервалов для рациональных функций. Иррациональные уравнения и уравнения, содержащие модуль или квадратный корень. Условия равносильности.

  • Понятие равносильности уравнений и неравенств.

  • Система уравнений и неравенств. Совокупность уравнений и неравенств.

  • Квадратные уравнения и сводящиеся к ним.

  • Рациональные неравенства. Метод интервалов.

  • Уравнения вида l f( x) l = g (x).

  • Уравнения вида += const.

  • Уравнения вида = g(x). Уравнения вида =.

  • Возвратные уравнения.


Графики и множества на плоскости.

Во многих задачах бывает необходимо каким-то способом математически описать зависимость одной из изучаемых величин от другой величины.

Зависимость разных величин друг от друга описывают по-разному. Это можно делать с помощью формул, уравнений, неравенств или систем.

Но часто полезно наглядно показать рассматриваемую зависимость так, чтобы были видны её свойства при тех или иных значениях рассматриваемых величин.

Тогда и возникает необходимость решать задачи на построение графиков функций и уравнений. Иногда это сделать нетрудно, а иногда возникают тонкости, которыми связано множество задач повышенной сложности.

Некоторые классы таких задач предлагаются на ЕГЭ, математических олимпиадах и вступительных экзаменах в ведущие высшие учебные заведения.

  • Построение графиков функций, заданных на промежутках.

  • Построение графиков целой и дробной части числа.

  • Преобразования графиков функций и уравнений.

  • Построение графиков дробно-линейных функций.

  • Построение графиков с модулями методом интервалов.

  • Метод областей на координатной плоскости.

  • Графики функций и уравнений в задачах с параметрами


Планиметрия.

В данном разделе рассматривается на применении теорем синусов и косинусов различные формулы площади, повторяются свойства трапеции, основное внимание уделяется приёмам решения задач. Цель раздела продемонстрировать различные методы и подходы к решению задач. доказать новые утверждения и получить полезные формулы.

  • Теоремы косинусов и синусов.

  • Площадь треугольника. Метод площадей.

  • Лемма о биссектрисе.

  • Свойства трапеции

Тригонометрические функции и уравнения.

Тема, которая дается учащимся особенно сложно. Задача раздела обобщить способы решения задач, расширить поле применения данной темы в задачах повышенной сложности.

  • Чётность и периодичность

  • Тригонометрические преобразования.

  • Тригонометрические уравнения.

  • Однородные уравнения.

  • Использование формулы дополнительного угла.

  • Рациональные тригонометрические уравнения.





Тематическое планирование курса в 10 классе

Название темы

Кол-во часов

1

Алгебраические уравнения и неравенства.

11

2

Графики и множества на плоскости.

6

3

Планиметрия.

5

4

Тригонометрические функции и уравнения

12

Всего

34



Календарно – тематическое планирование

Содержание материала

Количество часов

Алгебраические уравнения и неравенства (11 часов)

1

Понятие равносильности уравнений и неравенств.

1

2

Системы уравнений и неравенств.

1

3

Квадратные уравнения и сводящиеся к ним.

1

4

Рациональные неравенства. Метод интервалов.

1

5

Уравнения вида ׀f(x)׀=g(x)

1

6

Уравнения вида ׀f(x)׀= ׀g(x)׀

1

7

Уравнения вида += const

1

8

Уравнения вида = g(x)

1

9

Уравнения вида =

1

10

Уравнение вида = cx+d

1

11

Возвратные уравнения.

1

Графики и множества на плоскости (6 часов)

1

Построение графиков функций, заданных на промежутках.

1

2

Построение графиков целой и дробной части числа.

1

3

Преобразования графиков функций и уравнений.

1

4

Построение графиков дробно-линейных функций.

1

5

Построение графиков с модулями методом интервалов.

1

6

Графики функций и уравнений в задачах с параметрами

1

Планиметрия (5 часов)

1

Теоремы косинусов и синусов.

1

2

Площадь треугольника. Метод площадей.

2

3

Лемма о биссектрисе.

1

4

Свойства трапеции

1

Тригонометрические функции и уравнения (12 часов)

1

Чётность и периодичность

1

2

Тригонометрические преобразования

2

3

Тригонометрические уравнения

3

4

Однородные уравнения.

2

5

Использование формулы дополнительного угла

1

6

Рациональные тригонометрические уравнения

1



Изучение каждой темы заканчивается самостоятельной работой, которая позволяет проверить знания и умения.

Организация работы на занятиях должна несколько отличаться от работы на уроке: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, и, тем самым, самостоятельно добиваться результата.

Предлагаемый элективный курс соответствует:

  • современным целям общего образования;

  • основным положениям концепции профильной школы; перспективным целям математического образования в школе.

Учебно-методические обеспечение курса.


Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.

Литература:

  1. УМК « Математика.ЕГЭ-2017», « Математика. Математические тесты, геометрия,», 10-11 классы, под редакцией Ф.Ф. Лысенко, « Легион-М, Ростов-на-Дону,2017.

  2. М. Шамшин «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике», ФЕНИКС 2017г.

  3. «Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе» МОСКВА

  4. П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков «Тригонометрические уравнения и неравенства и методика их решения» СТАВРОПОЛЬ 2004г.

  5. С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И. Пасиченко «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения», ДРОФА 2003 г.

  6. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2015 г.,-328 с.

  7. А.Л, Ершова « Самостоятельные, и контрольные
    работы по алгебре и началам анализа в 10-11 классах», ИЛЕКСА Москва 2008

  8. С.А Шестаков и др. Сборник задач для подготовки к проведению
    итоговой аттестации за курс средней школы»,




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!