![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_1.png)
Пояснительная записка
Основная задача обучения математики – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, требующие математической подготовки.
Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям.
Данная программа предназначена для занятий в 10 классе.
Программа поможет учащимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, которые не изучаются в школьном курсе.
Каждое занятие направлено на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, а главное, порешать интересные задачи повышенного уровня. Расширяя математический кругозор, программа значительно совершенствует технику решения сложных, конкурсных и олимпиадных заданий.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Элективный курс «Практикум решения задач повышенной сложности» рассчитан на 34 часа и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение.
Основные цели курса:
оказание индивидуальной, систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении теории курса алгебры, геометрию;
создание условий для развития творческого потенциала при решении задач повышенной сложности.
Основные задачи курса:
Обучающие:
Развивающие:
развитие умения уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;
развитие умения составлять алгоритмы решения текстовых и геометрических задач;
развитие умения решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
развитие умения применять различные методы исследования элементарных функций и построения их графиков;
Воспитательные:
рассмотреть практическую значимость использования математических знаний в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
создать положительную мотивацию обучения;
воспитание аккуратности, последовательности в действиях, умение чётко выражать свои мысли.
Курсу отводится по 1 часу в неделю, всего 34 учебных часа.
Требования к учащимся: учащийся должен знать/уметь:
уметь решать задания повышенной сложности;
уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;
уметь составлять алгоритмы решения типичных задач;
уметь решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
знать методы исследования элементарных функций
знать, как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;
знать, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь использовать математические знания в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности.
Содержание курса
Алгебраические уравнения и неравенства
Метод интервалов для рациональных функций. Иррациональные уравнения и уравнения, содержащие модуль или квадратный корень. Условия равносильности.
Понятие равносильности уравнений и неравенств.
Система уравнений и неравенств. Совокупность уравнений и неравенств.
Квадратные уравнения и сводящиеся к ним.
Рациональные неравенства. Метод интервалов.
Уравнения вида l f( x) l = g (x).
Уравнения вида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_2.png)
+![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_4.png)
= const.
Уравнения вида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_6.png)
= g(x). Уравнения вида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_6.png)
=![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_10.png)
.
Возвратные уравнения.
Графики и множества на плоскости.
Во многих задачах бывает необходимо каким-то способом математически описать зависимость одной из изучаемых величин от другой величины.
Зависимость разных величин друг от друга описывают по-разному. Это можно делать с помощью формул, уравнений, неравенств или систем.
Но часто полезно наглядно показать рассматриваемую зависимость так, чтобы были видны её свойства при тех или иных значениях рассматриваемых величин.
Тогда и возникает необходимость решать задачи на построение графиков функций и уравнений. Иногда это сделать нетрудно, а иногда возникают тонкости, которыми связано множество задач повышенной сложности.
Некоторые классы таких задач предлагаются на ЕГЭ, математических олимпиадах и вступительных экзаменах в ведущие высшие учебные заведения.
Построение графиков функций, заданных на промежутках.
Построение графиков целой и дробной части числа.
Преобразования графиков функций и уравнений.
Построение графиков дробно-линейных функций.
Построение графиков с модулями методом интервалов.
Метод областей на координатной плоскости.
Графики функций и уравнений в задачах с параметрами
Планиметрия.
В данном разделе рассматривается на применении теорем синусов и косинусов различные формулы площади, повторяются свойства трапеции, основное внимание уделяется приёмам решения задач. Цель раздела продемонстрировать различные методы и подходы к решению задач. доказать новые утверждения и получить полезные формулы.
Тригонометрические функции и уравнения.
Тема, которая дается учащимся особенно сложно. Задача раздела обобщить способы решения задач, расширить поле применения данной темы в задачах повышенной сложности.
Чётность и периодичность
Тригонометрические преобразования.
Тригонометрические уравнения.
Однородные уравнения.
Использование формулы дополнительного угла.
Рациональные тригонометрические уравнения.
Тематическое планирование курса в 10 классе
| Название темы | Кол-во часов |
1 | Алгебраические уравнения и неравенства. | 11 |
2 | Графики и множества на плоскости. | 6 |
3 | Планиметрия. | 5 |
4 | Тригонометрические функции и уравнения | 12 |
Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Содержание материала | Количество часов |
Алгебраические уравнения и неравенства (11 часов) |
1 | Понятие равносильности уравнений и неравенств. | 1 |
2 | Системы уравнений и неравенств. | 1 |
3 | Квадратные уравнения и сводящиеся к ним. | 1 |
4 | Рациональные неравенства. Метод интервалов. | 1 |
5 | Уравнения вида ׀f(x)׀=g(x) | 1 |
6 | Уравнения вида ׀f(x)׀= ׀g(x)׀ | 1 |
7 | Уравнения вида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_2.png) +![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_4.png) = const | 1 |
8 | Уравнения вида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_6.png) = g(x) | 1 |
9 | Уравнения вида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_6.png) =![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_10.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_10.png) | 1 |
10 | Уравнение вида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/17/s_5c8ea9cd2393c/1115789_22.png) = cx+d | 1 |
11 | Возвратные уравнения. | 1 |
Графики и множества на плоскости (6 часов) |
1 | Построение графиков функций, заданных на промежутках. | 1 |
2 | Построение графиков целой и дробной части числа. | 1 |
3 | Преобразования графиков функций и уравнений. | 1 |
4 | Построение графиков дробно-линейных функций. | 1 |
5 | Построение графиков с модулями методом интервалов. | 1 |
6 | Графики функций и уравнений в задачах с параметрами | 1 |
Планиметрия (5 часов) |
1 | Теоремы косинусов и синусов. | 1 |
2 | Площадь треугольника. Метод площадей. | 2 |
3 | Лемма о биссектрисе. | 1 |
4 | Свойства трапеции | 1 |
Тригонометрические функции и уравнения (12 часов) |
1 | Чётность и периодичность | 1 |
2 | Тригонометрические преобразования | 2 |
3 | Тригонометрические уравнения | 3 |
4 | Однородные уравнения. | 2 |
5 | Использование формулы дополнительного угла | 1 |
6 | Рациональные тригонометрические уравнения | 1 |
Изучение каждой темы заканчивается самостоятельной работой, которая позволяет проверить знания и умения.
Организация работы на занятиях должна несколько отличаться от работы на уроке: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, и, тем самым, самостоятельно добиваться результата.
Предлагаемый элективный курс соответствует:
Учебно-методические обеспечение курса.
Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.
Литература:
УМК « Математика.ЕГЭ-2017», « Математика. Математические тесты, геометрия,», 10-11 классы, под редакцией Ф.Ф. Лысенко, « Легион-М, Ростов-на-Дону,2017.
М. Шамшин «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике», ФЕНИКС 2017г.
«Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе» МОСКВА
П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков «Тригонометрические уравнения и неравенства и методика их решения» СТАВРОПОЛЬ 2004г.
С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И. Пасиченко «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения», ДРОФА 2003 г.
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2015 г.,-328 с.
А.Л, Ершова « Самостоятельные, и контрольные
работы по алгебре и началам анализа в 10-11 классах», ИЛЕКСА Москва 2008
С.А Шестаков и др. Сборник задач для подготовки к проведению
итоговой аттестации за курс средней школы»,