Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ от ________ | Согласовано заместителем директора «____» _________ 20___ г. | Утверждено приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 18 от ____________ № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
__элективного курса по математике
«Функциональная грамотность в математике»
Классы_9 а,б,в,г,д__________
Учитель:
Афанасьева Надежда Николаевна
Составитель: Афанасьева Н.Н.(высшая квалификационная категория)
2022 – 2023 уч. год
Пояснительная записка.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 9 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Планируемые личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Планируемые метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умение иллюстрировать изученные свойства и понятия фигур, опровергать неверные утверждения;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решения в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
ТЕМАТИКА КУРСА «Функциональная грамотность в математике»
Про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения.
Про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур.
Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт.
Задачи про теплицу.
Про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической.
Задачи про автомобильные шины.
Задачи про формат листов А4
Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат.
Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей.
Про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения
Формы организации учебных занятий.
При организации занятий будут применяться традиционные формы: лекции, с использованием мультимедийной поддержки, семинары, самостоятельные и исследовательские работы, работа в группах, домашние самостоятельные работы. Но на первое место выйдут такие организационные формы, как дискуссия, выступления с докладами: с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания, а так же с докладами, дополняющими выступления учителя или ученика. Проектная работа .
Основные виды учебной деятельности.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Вывод и доказательство формул.
Анализ формул.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Защита проектов.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Анализ графиков, таблиц, схем.
Анализ проблемных ситуаций.
Изготовление плоских чертежей объемных фигур
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом.
Измерение величин.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Моделирование и конструирование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урок | Тема | Количество часов | Сроки | Прим. | |
1 | Что такое практико-ориентированные задачи, их особенности. Виды практико-ориентированных заданий. | 1ч | 1н | | |
2 | Задачи про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения. | 2ч | 2-3 н | | |
3 | Задачи про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур. | 2ч | 4-5 н | | |
4 | Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт. | 2ч | 6-7 н | | |
5 | Задачи про теплицу. | 1ч | 8 н | | |
6 | Задача про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической. | 1ч | 9 н | | |
7 | Задачи про автомобильные шины. | 1ч | 10 н | | |
8 | Задачи про формат листов А4 | 1ч | 11 н | | |
9 | Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат. | 2ч | 12-13 н | | |
10 | Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей. | 1ч | 14 н | | |
11 | Задача про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт. | 1ч | 15 н | | |
12 | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | 3ч | 16-18 н | | |
13 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | 3ч | 18-21 н | | |
14 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы | 2ч | 22-23 н | | |
15 | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 3ч | 24-26 н | | |
16 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 2ч | 27-28 н | | |
17 | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения | 3ч | 28-31 н | | |
18 | Практикум по решению задач всех типов курса | 3ч | 32-34 н | | |
| |
Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы
1. Компьютер, ноутбуки.
2 Тесты и тренинги на uztest.ru;
3. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html
4. Генератор вариантов 2022 http://alexlarin.net/
5. Видеоуроки по математике Кирилла и Мифодия.
6. Задания сайта Pisa