СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива"Функциональная грамотность в математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс по математике для учащихся 9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива"Функциональная грамотность в математике"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 18



Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ____ от ________


Согласовано заместителем директора

«____» _________ 20___ г.

Утверждено приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

от ____________ № ______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



__элективного курса по математике

«Функциональная грамотность в математике»

Классы_9 а,б,в,г,д__________









Учитель:

Афанасьева Надежда Николаевна

Составитель: Афанасьева Н.Н.(высшая квалификационная категория)














2022 – 2023 уч. год











Пояснительная записка.


Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 9 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;

понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;

демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;

проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты

Планируемые личностные результаты

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;

  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Планируемые метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  4. умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  5. умение иллюстрировать изученные свойства и понятия фигур, опровергать неверные утверждения;

  6. компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  7. первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  8. умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  9. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решения в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

  10. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  11. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

  12. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


ТЕМАТИКА КУРСА «Функциональная грамотность в математике»


  1. Про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения.

  2. Про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур.

  3. Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт.

  4. Задачи про теплицу.

  5. Про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической.

  6. Задачи про автомобильные шины.

  7. Задачи про формат листов А4

  8. Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат.

  9. Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей.

  10. Про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт.

  11. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.

  12. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

  13. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы

  14. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.

  15. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

  16. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения


Формы организации учебных занятий.

При организации занятий будут применяться традиционные формы: лекции, с использованием мультимедийной поддержки, семинары, самостоятельные и исследовательские работы, работа в группах, домашние самостоятельные работы. Но на первое место выйдут такие организационные формы, как дискуссия, выступления с докладами: с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания, а так же с докладами, дополняющими выступления учителя или ученика. Проектная работа .

Основные виды учебной деятельности.

    • Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

    • Слушание объяснений учителя.

    • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

    • Работа с научно-популярной литературой;

    • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

    • Написание рефератов и докладов.

    • Вывод и доказательство формул.

    • Анализ формул.

    • Решение текстовых количественных и качественных задач.

    • Выполнение заданий по разграничению понятий.

    • Систематизация учебного материала.

    • Защита проектов.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

      • Анализ графиков, таблиц, схем.

      • Анализ проблемных ситуаций.

      • Изготовление плоских чертежей объемных фигур

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

      • Работа с раздаточным материалом.

      • Измерение величин.

      • Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

      • Моделирование и конструирование.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урок


Тема

Количество часов

Сроки

Прим.



1

Что такое практико-ориентированные задачи, их особенности. Виды практико-ориентированных заданий.




2

Задачи про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения.


2-3 н




3

Задачи про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур.


4-5 н




4

Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт.

6-7 н



5


Задачи про теплицу.


8 н





6

Задача про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической.


9 н




7

Задачи про автомобильные шины.

10 н




8

Задачи про формат листов А4


11 н



9

Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат.

12-13 н




10

Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей.


14 н




11

Задача про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт.


15 н




12

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.


16-18 н




13

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.


18-21 н




14

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы


22-23 н




15

Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.


24-26 н



16

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.


27-28 н



17

Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения


28-31 н



18

Практикум по решению задач всех типов курса

32-34 н





Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы


1. Компьютер, ноутбуки.

2 Тесты и тренинги на uztest.ru;

3. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html

4. Генератор вариантов 2022 http://alexlarin.net/

5. Видеоуроки по математике Кирилла и Мифодия.

6. Задания сайта Pisa





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!