СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива «Легкое перышко» 5 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Программа кружка «Легкое перышко»  в пятом классе является продолжением  пограмм  курсов «Легкое перышко» и «Учимся чятиать»  для начальной школы,  но, продолжая  параллельно воздействовать на речевые нарушения, выходит на новый  этап, связанный с восприятием текста  такими детьми. Предыдущий курс,  помогая ребенку освоить письменную речь, собственно является подготовкой  детей к этому важному этапу.  Программа  составлена на основе  научной работы  доктора педагогических          наук, профессора кафедры методики преподавания русского языка и литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена  Свириной Н. М. «Посредством слова творю я мир». Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Санкт- Петербург, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива «Легкое перышко» 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск.



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО «Филология» Приказом директора школы

Протокол от «_____» ___________ №_____ от «____»__________ №___ Руководитель М.Л.Энтина /____________/





Рабочая программа

факультатива

«Легкое перышко»

5 класс


Составлена на основе программы Свириной Н.М. «Посредством слова творю я мир». Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Санкт-Петербург, 2015.





Составитель М.Л. Энтина,

учитель логопед












Синегорск

2023




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная школьная программа курсов русского языка и литературы отводит много времени работе с художественным текстом. Современные методики А.Ю. Ладыженской, Т.А. Львовой, С. И. Пахновой , Н.М. Шанского предлагают оптимальные пути многоаспектной работы с текстом. Но ограниченные временными рамками и рамками образовательного стандарта, школьные словесники не всегда имеют возможность помочь ребенку почувствовать «второе дыхание» слова, его эстетическую ценность, пробудить желание к словесному творчеству. Как за унылой чередой правил, бесконечных диктантов сохранить у школьника «вкус» к языку, понимание того, что язык, по словам Хайдеггера, «дом бытия», «Храм бытия», «дом творчества»? Как помочь ребенку осознать, что истина языка – художественная истина, осмысленная красота, и пробудить желание создавать собственные тексты? Школьная программа по развитию речи на уроках русского языка и литературы перегружена, требует большого количества письменных работ без должной подготовки к ним, без формирования предпосылок к творческому развитию детей и любви к русскому слову. Не секрет, что учитель получает пятиклассников с нарушениями речевого развития, причем стойкими. Без специальной работы для этих детей будет закрыто восприятие красоты и силы художественного тексты и его безграничных возможностей в формировании человеческих чувств и человеческой души в целом.

Может быть, необходимо выйти за рамки школьной программы и организовать внеурочную кружковую работу, чтобы в творческой и игровой деятельности детская душа погрузилась в удивительный мир чувств, впитала особое мироощущение и наполнилась теми особыми переживаниями, которые заставляют чувствовать слово, его образность, эстетическую ценность, неистощимый потенциал? Думая над словом, восхищаясь им, ребенок, возможно, почувствует тягу к словотворчеству, к созданию собственных художественных текстов.

Программа кружка «Легкое перышко» в пятом классе является продолжением пограмм курсов «Легкое перышко» и «Учимся чятиать» для начальной школы, но, продолжая параллельно воздействовать на речевые нарушения, выходит на новый этап, связанный с восприятием текста такими детьми. Предыдущий курс, помогая ребенку освоить письменную речь, собственно является подготовкой детей к этому важному этапу. Программа составлена на основе научной работы доктора педагогических наук, профессора кафедры методики преподавания русского языка и литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Свириной Н. М. «Посредством слова творю я мир». Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Санкт- Петербург, 2015.

Программа курса рассчитана на 17 часов (1 раз в неделю) и предполагает работу, связанную с комплексным анализом художественных описаний, реализованным в занимательно- познавательной форме, и упражнения учащихся в изящной словесности, собственное творчество детей. Таким образом, программа работы кружка в соответствии с видом деятельности включает в себя занятия двух видов: познавательно-исследовательские и творческо-практические.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

ЦЕЛЬ кружка «Легкое перышко» - научить воспринимать текст как художественный и создавать собственные связные тексты художественных описаний, развивать желание и способность самовыражения словом, т. е. желание « творить свой мир посредством слова».

В связи с этим курс решает следующие ЗАДАЧИ:

  • Создание условий для восприятия художественного текста, развитие воображения

  • Создание условий для постижения ребенком жизни слова в художественном произведении

  • Формирование у учащихся умения видеть эстетическую сторону текста и воспринимать его как художественный;

  • Ознакомление ребенка с принципом организации художественного описания на лексическом уровне

  • Знакомство с изобразительно – выразительными средствами языка разных уровней

  • Развитие эмоционально – эстетической сферы детей

  • Развитие связной речи

  • Развитие семантического подхода к осмыслению художественного текста

  • Формирование умения осмысливать текстовые ассоциации

  • Постижение учащимися языковых особенностей эпохи и индивидуально-авторского стиля

  • Грамматическое развитие учащихся

  • Ознакомление учащихся с поэтическим текстом как высшей формой организации языка



Работа кружка «Легкое перышко» носит личностно-ценностный, ( личностно-ориентированный характер), способствуя формированию картины мира ребенка, при этом главным является формирование умения вступать в диалог с текстовыми ассоциациями. Поэтому ведущим подходом к анализу художественного текста является семантический, когда ребенок постигает, как посредством интерпретаций фоновых значений языковых единиц «подойти» к пониманию смысла произведения. Это важно, т.к. умение читать художественное произведение непосредственно связано с умением строить собственный текст.

Производимый на занятиях лингвистический анализ не является самоцелью, а становится способом познания выразительных возможностей языка. Главное – это путь к восприятию художественного организма, в котором все взаимосвязано и взаимозависимо. Ребенок учится воспринимать текст не как сумму слов, а как некую знаковую целостность с бесчисленными связями – семантическими, символическими, прагматическими, культурными. Поэтому актуален интегрированный подход к организации деятельности кружка.

Интеграция должна быть ориентирована на воссоздание связей предметов гуманитарного цикла, в основе которых лежит единство видов и способов деятельности. Такой подход позволяет включить в структуру занятий следующие методы: выразительное чтение, устное словесное рисование, ассоциативный и стилистический эксперимент, метод семантического поля, филологический комментарий, ориентированное наблюдение, иллюстрирование, способ определения ключевых слов, создание синонимических и антонимических цепочек, тематических сеток и многое другое. При этом исследование изобразительно-выразительных возможностей языковых средств можно организовать, наблюдая разные уровни языка (фонетики, лексики и т.д.). Таким образом, диалог с художественным текстом, его многоаспектный анализ должны помочь ребенку научиться понимать жизнь слова, его образность, эстетическую ценность, думать над словом, искать в нем его истинный, глубинный, первородный смысл, бережно к нему относиться, подвигнет ребенка к неистовому поиску новых смыслов и самовыражению через словесное творчество.

Следует помнить, что методика, лежащая в основе деятельность кружка «Легкое перышко», должна быть ориентирована главным образом на развитие эмоциональной и эстетической сферы детей, их творческого воображения и речевой культуры.

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Анализ функционально-смысловых типов текста

  • Исследование материала, мотивирующего название текста

  • Прием использования сравнений

  • Прием обогащения образа эмоционально значимыми деталями

  • Прием создания метафорических эпитетов и метафор

  • Прием соединения звукового и зрительного образа

  • Прием развития и постепенного раскрытия пейзажа

  • Прием использования глаголов для передачи характера описываемого

  • Прием описательного выражения звучания

  • Прием создания лирического тона

  • Прием сопоставления

  • Анализ семантической структуры текста

  • Написание творческих работ, их презентация и обсуждение успехов.

РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

Личностные.

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи.

  • Устойчивый познавательный интерес к выразительным возможностям русского языка.

  • Стремление к ведению диалога с автором текста.

  • Потребность в создании собственных текстов

  • Осознание ответственности за написанное слово.

Метапредметные.

  • Выработка критериев оценки и определение успешности своей работы

  • Умение понимать основную и дополнительную информацию текста

  • Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

  • Осуществление анализа и синтеза

  • Установление причинно-следственных связей

  • Умение строить описание

  • Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

  • Умение оценивать и редактировать письменное высказывание.

Предметные.

  • Понимание связи художественного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей.

  • Умение анализировать художественное произведение, определять его жанровые и стилистические особенности.

  • Определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в содержании произведения.

  • Понимание образной природы литературы как явления словесного творчества.

  • Понимание эстетической функции русского слова.

  • Создание предпосылок к овладению способами создания художественных образов в описательном тексте.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

1.

Познавательно-исследовательская деятельность

10

2.

Практическая и творческая деятельность

7





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Какие бывают описания? Описания пейзажные, портретные, предметные, динамические. Общий, средний и крупный план в описании. Их соотношение в тексте описания.

Как создать художественный образ на основе описания? Центр внимания автора. Художественные средства создания образа. Анализ функционально смысловых типов текста в художественных произведениях.

Как озаглавить текст? Анализ части описания, мотивирующей название рассказа (заглавие). Обучение приему ключевых (опорных ) слов для выражения образа ,стоящего в центре внимания героя повествователя. Их характеристика.

Как нарисовать художественную картину? Обучение приемам создания эпитетов, метафорических эпитетов, метафор, приемам соединения звукового и зрительного образа. Приемам раскрытия и постепенного развития пейзажа, приемам использования глаголов для передачи характера описываемого.

Как создать и усилить впечатление? Обучение приемам использования сравнений, включающих в пейзаж мир человека и культуры. Обучение приему постепенного обогащения образа эмоционально значимыми деталями.

Какова роль сравнений в тексте? Роль сравнения в усилении эмоционального впечатления. Осмысление художественной оправданности сравнения.

Живая душа описания. Осмысление жизни человеческой души как одного из проявлений природы. Обучение приемам изображения природы как средства выражения внутренней жизни человека. Способы открытия себя самого и мира через восприятие мира природы.

Как озвучить описание? Приемы описательного выражения звучания. Обучение приему выражения звучания через сопоставления одного явления с другим без союза «как».

Как пробудить « внутреннее зрение» читателя? Роль повторов, конкретных деталей, олицетворения.

Как передать собственные чувства в описании? Осмысление оценочного характера эпитетов в описании. Обучение приемам создания лирического тона.



ПРАКТИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Конкурс-диспут на лучшее название рассказа, стихотворения (с обоснованием и защитой собственного предложения).

Конкурс творческих работ «Что рассказал мне пейзаж за окном».

Конкурс творческих работ «Живая душа природы».

Конкурс творческих работ «Голос земли родной»

Конкурс творческих работ «Надень волшебные очки»

Конкурс творческих работ «Вокруг меня мир»

Творческая прогулка «Литературный пленэр»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование раздела, темы занятия

Дата по плану

Корректировка

1

Какие бывают описания?



2

Как создать художественный образ на основе описания?



3

Как озаглавить текст?



4

Конкурс-диспут на лучшее название рассказа, стихотворения.



5

Как нарисовать художественную картину?



6

Как создать и усилить впечатление?



7

Конкурс творческих работ «Что рассказал мне пейзаж за окном»



8

Какова роль сравнений в тексте?



9

Живая душа описания.



10

Конкурс творческих работ «Живая душа природы»



11

Как озвучить описание?



12

Конкурс творческих работ «Голос земли родной»



13

Как пробудить « внутреннее зрение» читателя?



14

Конкурс творческих работ «Надень волшебные очки»



15

Как передать собственные чувства в описании?



16

Конкурс творческих работ «Вокруг меня мир»



17

Творческая прогулка «На литературном пленэре»







НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  2. Барт Р. От произведения к тексту//Избр. Раб.: Семиотика. Поэтика. – М., 1999.

  3. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М., 1987.

  4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. – Л., 1979.

  5. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1974.

  6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

  7. Марков В.А. Очерки по семиотике (Археология знаковых систем). – Рига, 1992.

  8. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.

  9. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.

  10. Солганик Г. Я. От слова к тексту. – М., 1993.

  11. Смницын В.Г. Путь к слову. Из записок учителя: Пособие по русской речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. – М., 1996.

  12. Шмелев А.Н. Слово и образ. – М., 1964.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!