СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по «Конфликтологии» 8 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по «Конфликтологии» 8 класс»

Отдел образования Камешкирского района Пензенской области



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Русский Камешкир




Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании РМО на педагогическом совете Директор школы:

Протокол № ___ Протокол № ___ ________________

от “____” ______ 2019 г. от “____” ______ 2019 г А.А.Мясников


Руководитель РМО:________ Приказ № __ от _______












Рабочая программа

факультатива по «Конфликтологии»

8 класс












Составитель программы:

Алешкова М.Н.,педагог-психолог

первой квалификационной категории




с. Русский Камешкир,2019 год

Пояснительная записка


Рабочая программа психологического факультатива составлена на основе программ

«Перекресток» (авторы Г.А. Басуева, И.Г. Сухогузова, И.А. Устюгова), «Точка опоры»

(для подростков с трудностями социальной адаптации).

Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.

Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста. С этой целью во многих школах России уже организуются службы примирения (или медиации). С 1 января 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (№ 193-ФЗ).

Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне – за собственной обидой не забыть о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора. Однако если в судебной практике медиация – достаточно зарекомендовавшая себя система, то в сфере образования - это пока еще молодое направление. Значение такой службы в школе педагогами и руководителями оценивается очень высоко, проблема возникает с тем, как подготовить медиаторов среди учеников. Медиатор – это не активист, который готов участвовать во всем, не отличник, который привык добросовестно относиться к заданию учителя, и вовсе не принципиальный правдоискатель. Медиатор – это ученик, который пользуется авторитетом у ровесников, обладает необходимыми для ведения переговоров качествами: умеет выслушать, сохранять нейтралитет, корректно подобрать слова в разговоре. И, конечно же, это человек, который выражает желание заниматься столь непростой с психологической позиции деятельностью, как примирение сторон-участников конфликта.

Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Программа призвана способствовать гармонизации отношений учащихся с окружающей средой, их социализации.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и, в то же время, умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности; - умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно- воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни.

Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.

Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру. Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.

Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.

Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.

Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.

Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

Участники программы: учащиеся 8-х классов.

Срок реализации: в течение 2019 – 2020 учебного года.



Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в среднем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Планируемые результаты работы.

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Календарно-тематическое планирование


Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Правила поведения в школе

1

Знакомство. Принятие

правил работы в группе.

1

По плану

По факту

2

Понятие «медиация».

Знакомство со Школьной

службой примирения.

2



3

Причины агрессивного

поведения

1



4

Профилактика

агрессивного поведения

2



5

Знакомство с понятиями

«конфликт», «спор»,

«дискуссия»

2



6

Виды школьных

конфликтов

2



7

Изучение правил ведения

спора, причин, видов и

стадий протекания

конфликта.

2



8

Стратегии поведения в

конфликтной ситуации

2



9

Способы урегулирования

и профилактика

конфликтов.

2



Мир моих

чувств и

эмоций

10

«Мое имя»

1



11

«Мое настроение»

1



12

«Мои чувства и эмоции»

1



13

«Как выразить

негативные эмоции:

злость, обида»

1



14

«Как выразить

негативные эмоции:

страх, вина, стыд»

1



15

«Мимика и жесты»

1



«Познаю себя»

16

«Я-неповторимый

человек»

1



17

«Как стать прилежным и

старательным»

1



18

«Мои достоинства»

1



19

«7 моих Я»

1



20

«Что знают обо мне

окружающие?»

1



21

«Посеешь характер-

пожнешь судьбу»

1



22

«Мои недостатки»

1



23

«Как превратить

недостатки в

достоинства»

1



24

«Я глазами других

людей»

1



25

«Мы все разные»

1



26

«Мой класс-мои друзья»

1



27

«Я и семья»

1



28

Что мы узнали и чему

научились

1





Информационно-методическое обеспечение

  1. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. – Волгоград : Учитель, 2014.

  2. Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №5.

  3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] – М., : Генезис, 1998.

  5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.

  6. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.

  7. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

  8. Интернет-ресурсы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!