Отдел образования Камешкирского района Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Русский Камешкир
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании РМО на педагогическом совете Директор школы:
Протокол № ___ Протокол № ___ ________________
от “____” ______ 2019 г. от “____” ______ 2019 г А.А.Мясников
Руководитель РМО:________ Приказ № __ от _______
Рабочая программа
факультатива по «Конфликтологии»
8 класс
Составитель программы:
Алешкова М.Н.,педагог-психолог
первой квалификационной категории
с. Русский Камешкир,2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа психологического факультатива составлена на основе программ
«Перекресток» (авторы Г.А. Басуева, И.Г. Сухогузова, И.А. Устюгова), «Точка опоры»
(для подростков с трудностями социальной адаптации).
Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.
Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.
Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста. С этой целью во многих школах России уже организуются службы примирения (или медиации). С 1 января 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (№ 193-ФЗ).
Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне – за собственной обидой не забыть о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора. Однако если в судебной практике медиация – достаточно зарекомендовавшая себя система, то в сфере образования - это пока еще молодое направление. Значение такой службы в школе педагогами и руководителями оценивается очень высоко, проблема возникает с тем, как подготовить медиаторов среди учеников. Медиатор – это не активист, который готов участвовать во всем, не отличник, который привык добросовестно относиться к заданию учителя, и вовсе не принципиальный правдоискатель. Медиатор – это ученик, который пользуется авторитетом у ровесников, обладает необходимыми для ведения переговоров качествами: умеет выслушать, сохранять нейтралитет, корректно подобрать слова в разговоре. И, конечно же, это человек, который выражает желание заниматься столь непростой с психологической позиции деятельностью, как примирение сторон-участников конфликта.
Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Программа призвана способствовать гармонизации отношений учащихся с окружающей средой, их социализации.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и, в то же время, умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности; - умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно- воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни.
Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.
Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру. Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.
Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.
Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.
Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Участники программы: учащиеся 8-х классов.
Срок реализации: в течение 2019 – 2020 учебного года.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в среднем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Календарно-тематическое планирование
Раздел | № | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Правила поведения в школе | 1 | Знакомство. Принятие правил работы в группе. | 1 | По плану | По факту |
2 | Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения. | 2 | | |
3 | Причины агрессивного поведения | 1 | | |
4 | Профилактика агрессивного поведения | 2 | | |
5 | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | 2 | | |
6 | Виды школьных конфликтов | 2 | | |
7 | Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта. | 2 | | |
8 | Стратегии поведения в конфликтной ситуации | 2 | | |
9 | Способы урегулирования и профилактика конфликтов. | 2 | | |
Мир моих чувств и эмоций | 10 | «Мое имя» | 1 | | |
11 | «Мое настроение» | 1 | | |
12 | «Мои чувства и эмоции» | 1 | | |
13 | «Как выразить негативные эмоции: злость, обида» | 1 | | |
14 | «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд» | 1 | | |
15 | «Мимика и жесты» | 1 | | |
«Познаю себя» | 16 | «Я-неповторимый человек» | 1 | | |
17 | «Как стать прилежным и старательным» | 1 | | |
18 | «Мои достоинства» | 1 | | |
19 | «7 моих Я» | 1 | | |
20 | «Что знают обо мне окружающие?» | 1 | | |
21 | «Посеешь характер- пожнешь судьбу» | 1 | | |
22 | «Мои недостатки» | 1 | | |
23 | «Как превратить недостатки в достоинства» | 1 | | |
24 | «Я глазами других людей» | 1 | | |
25 | «Мы все разные» | 1 | | |
26 | «Мой класс-мои друзья» | 1 | | |
27 | «Я и семья» | 1 | | |
28 | Что мы узнали и чему научились | 1 | | |
Информационно-методическое обеспечение
Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. – Волгоград : Учитель, 2014.
Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №5.
Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] – М., : Генезис, 1998.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Интернет-ресурсы