СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ » Для учащихся 8 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного факультатива является  привитие интереса учащимся к математике, актуализация и обобщение знаний учащихся по предмету, научить решать практико-ориентированные  задачи.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ » Для учащихся 8 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 5»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ »

Для учащихся 8 класса














Разработчик рабочей программы факультативного курса «Решение практико-ориентированных задач»:

Гончарова Светлана Викторовна, учитель математики первой квалификационной категории













г. Муравленко





Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Решение практико-ориеннтированных задач»

составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2018г. (к учебникам «Алгебра 8Алгебра 9, Ю. Н. Макарычев и др.») ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

  • Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказа Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа МО и науки РФ № 164 от 3.06.2008 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом министерства образовании Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089.

  • СанПин 2.4.2821 – 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

  • Положение о рабочей программе, утвержденное приказом № 590 от 30.08.2018г.

  • Примерная программа основного общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей образовательных учреждений/ составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2017 с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.


Место математики в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Алгебра. Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышле­ния, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

Целью данного факультатива является привитие интереса учащимся к математике, актуализация и обобщение знаний учащихся по предмету, научить решать практико-ориентированные задачи.

Задачи факультативных занятий:

  • восполнить пробелы в знаниях учащихся, предусмотренных государственным стандартом;

  • показать значимость практико-ориентированных задач в реальной жизни;

  • формирование качеств личности, необходимых для социальной адаптации;

  • формирование навыков оценки реальности предложенных ответов;

  • провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем.


Новизна иотличие данной рабочей программы от примерной программы на базовом уровне

Данная программа содержит темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом для активизации познавательной деятельности учащихся, поддержания интереса к математике, подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в новой форме по модулю «Реальная математика», вводится данный практико-ориентированный курс, способствующий развитию математического мышления и способности применять математические знания для решения практических задач из реальной жизни, а также, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

Учебно-тематический план

тема

Количество часов

Организационное занятие.

Инструкция ГИА 2017

2

Задачи на движение


2

Задачи на совместную работу

2

Задачи на проценты


2

Практико-ориентированные задачи


2

Математические модели реальных ситуаций


2

Теория вероятности


2

Комбинаторика и статистика


2

Стохастические задачи


2

Задачи с физическим содержанием


2

Задачи на осевую и центральную симметрию


2

Графические задачи и круговые диаграммы


2

Прямая пропорциональность


2

Обратная пропорциональность


2

Подобные треугольники


2

Обобщающее занятие, инструкция ГИА


2

Резервные уроки


3



Межпредметные связи

Изучение курса «Решение практико-ориеннтированных задач» предусматривает использований, умений и навыков, приобретенных при освоении других учебных предметов. Поэтому на уроках осуществляются межпредметные связи с такими предметами, как география, физика, геометрия, химия, информатика.

Особенности организации учебного процесса курса «Решение практико-ориеннтированных задач». Формы контроля

В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением ИКТ.

Формы контроля: зачетная система.



Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение факультативного курса в 8 б классе отводится 1 час в неделю, всего 35 уроков.

Используемый учебно– методический комплект

Преподавание ведется по учебникам, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год утвержденным приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253.

Основные учебники для учителя и учащихся:

  1. Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др; под ред. С.А. Теляковского. – 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2014.Миндюк Н.Г. Алгебра, 7 кл.: рабочая тетрадь, в 2 ч. /Н. Г. Миндюк, И. С. Шлыкова. – М.: Просвещение, 2014;

  2. Ю.Н. Макарычев. Изучение алгебры в7-9 кл.: пособие для учителей / Ю.Н. Макарычев и др. - М.: Просвещение, 2011;

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2015/ ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2015 – 128 с.

  4. Атанасян Л.С. Геометрия , 7-9: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.- М.: Просвещение. 2013, 2014.

  5. Материалы ГИА 2016-2017 г.г.

  6. Интернет - ресурсы сайта www.fipi.ru. и www.edu.ru

  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);




Требования к математической подготовке учащихся

В результате изучения элективного курса по математике «Реальная математика» ученик должен:

  • уметь решать основные задачи на движение;

  • уметь решать основные задачи на совместную работу;

  • уметь решать основные задачи на проценты;

  • уметь решать основные практико-ориентированные задачи;

  • уметь составлять математические модели реальных ситуаций;

  • уметь решать основные задачи по теории вероятности;

  • уметь решать основные задачи по комбинаторике и статистике;

  • уметь решать основные стохастические задачи;

  • уметь решать основные задачи с физическим содержанием;

  • уметь решать основные задачи на осевую и центральную симметрию;

  • уметь решать основные графические задачи, читать круговые диаграммы;

  • уметь решать основные задачи на прямую пропорциональность;

  • уметь решать основные задачи на обратную пропорциональность;

  • уметь решать подобные треугольники;

  • приобрести навыки рационального решения задач;

  • научиться анализировать, сопоставлять данные;

  • научиться составлять таблицы, схемы для решения задач;

  • развить навыки самостоятельной работы с дополнительной математической литературой;

  • развить навыки выполнения тестовых заданий;

  • расширить сведения о математике и необходимости ее изучения.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания факультативного курса в 8 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии

Формирование ключевых компетентностей учащихся

Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.

Типы проблемных ситуаций, используемых на занятиях:

  • ситуация неожиданности;

  • ситуация конфликта;

  • ситуация несоответствия;

  • ситуация неопределенности;

  • ситуация предположения;

  • ситуация выбора.

.

Формируемые компетенции:

  • информационная;

  • коммуникативная;

  • исследовательская;

  • готовность к самообразованию.

Для формирования информационной компетентности можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Например: Каждой группе предлагается решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.

Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу , формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:

  • использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;

  • работать со справочниками;

  • использовать Интернет-ресурсы;

  • подготавливать презентации.

При решении компетентностно - ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Для применения на уроке компетентностно- ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:

– прикладной характер содержания темы;

– содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;
– местный материал;
– содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
– содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков;

Содержание тем учебного курса

- Решение текстовых задач (10 часов).

- Задачи на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на проценты. Практико-ориентированные задачи. Математические модели реальных ситуаций.

- Теория вероятности, комбинаторика и статистика (8 часов).

Теория вероятности. Комбинаторика и статистика. Стохастические задачи. Задачи с физическим содержанием.

- Геометрические задачи (10 часа).

- Задачи на осевую и центральную симметрию. Графические задачи и круговые диаграммы. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность. Подобные треугольники.

- Резерв (3 часа).

Контроль уровня знаний

Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники тестовых заданий:

  1. Алгебра. 7- 9кл.: Тематические тесты / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз.-М.: Просвещение, 2012.

  2. Алгебра 7-9кл. Дидактические материалы / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2013.

  3. Материалы ОГЭ 2016-2017 г.



Перечень литературы и средств обучения

Основные учебники для учителя и учащихся:

1.Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др; под ред. С.А. Теляковского. – 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2014.Миндюк Н.Г. Алгебра, 7 кл.: рабочая тетрадь, в 2 ч. /Н. Г. Миндюк, И. С. Шлыкова. – М.: Просвещение, 2014;

2.Ю.Н. Макарычев. Изучение алгебры в7-9 кл.: пособие для учителей / Ю.Н. Макарычев и др. - М.: Просвещение, 2011;

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2015/ ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2015 – 128 с.

4.Атанасян Л.С. Геометрия , 7-9: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.- М.: Просвещение. 2013, 2014.

5.Материалы ГИА 2016-2017 г.г.

6. Интернет - ресурсы сайта www.fipi.ru. и www.edu.ru

7.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

8.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



Оборудование: 1. ПК, 2. Сканер, 3. Принтер, 4. Экран, 5. Тематические слайды, 6. Таблицы.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!