СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного предмета - Методы решения физических задач повышенной сложности -

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного предмета - Методы решения физических задач повышенной сложности - для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного предмета - Методы решения физических задач повышенной сложности -»


Пояснительная записка.


Рабочая программа по факультативному предмету «Методы решения физических задач повышенной сложности» для 10 класса разработана в соответствии с:


приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» ( в редакции от 31.12.2015 № 1577);

Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».

Методическими рекомендациями Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ ”О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ” от 18.08.2017 г. № 09-1672

Курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе. Рассчитан на 106 часов (из них: 34 часа школьной программы по физике; 72 часа от Дома детского творчества).

Программа рассчитана на 2 года обучения.


Цели:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоритического обучения, внеурочных мероприятиях; обогащение содержание уроков физики.


Задачи:

  1. Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ЕГЭ путем использования современных образовательных технологий и исследовательской деятельности на уроке физики;

  2. Применение разнообразных технологий работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  4. воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

  5. овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;

  6. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;

  7. использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.


В соответствии с требованиям к результатам освоения образовательной программы общего среднего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучения на занятиях по физике направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


Ожидаемые результаты:


Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;


  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;


  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;


  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;


  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатами обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:


  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий:


  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;


  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его


  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;


  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в средней школе являются:

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить на­блюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, пред­ставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимо­сти между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспече­ния безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формули­ровать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теорети­ческих моделей физические законы;


Содержание курса

факультативного предмета «Методы решения физических задач повышенной сложности»

для 10 ых классов.


1. Правила и приёмы решения физических задач


Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнения плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Различные приёмы и способы решения: геометрические приёмы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод граф и т.д.







2. Операции над векторными величинами


Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.


3. Равномерное прямолинейное движение. Средняя скорость


Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Нахождение координаты при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения. Нахождение пути при прямолинейном равномерном движении. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.


4. Закон сложения скоростей


Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения. Формула сложения скоростей.


5. Равнопеременное прямолинейное движение.


Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Нахождение координаты при прямолинейном равнопеременном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.


6. Криволинейное движение.


Движение тела по окружности с постоянной скоростью. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъёма тела при движении под углом к горизонту. Время подъёма до максимальной высоты. Скорость в любой момент времени движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения. Движение тела брошенного горизонтально.

  1. Законы Ньютона.


Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Закон Всемирного тяготения. Сила трения. Сила упругости. Сила реакции опоры. Алгоритм решения задач по динамике.


8. Импульс. Закон сохранения импульса.


Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.


9. Работа и энергия в механике. Закон сохранения механической энергии.


Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.


10. Статика и гидростатика.

Условия равновесия твердых тел. Момент силы. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Простые механизмы.


11. Основы молекулярно – кинетической теории.


Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Графики процессов.


12. Основы термодинамики.

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередаче. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.



13. Электрическое поле.


Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроёмкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.





14. Законы постоянного тока.


Постоянный ток. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа. Переменный ток. Виды сопротивлений в цепи переменного тока. Векторные диаграммы.


15. Электрический ток в различных средах.


Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.


Тематическое планирование

факультативного предмета «Методы решения физических задач повышенной сложности»

для 10 ых классов.

Тема раздела

Количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Правила и приёмы решения физических задач

2

2


Операции над векторными величинами

4

2

2

Равномерное прямолинейное движение. Средняя скорость

6

2

4

Закон сложения скоростей

2

1

1

Равнопеременное прямолинейное движение

9

3

6

Криволинейное движение.

6

3

3

Законы Ньютона

9

3

6

Импульс. Закон сохранения импульса.

5

2

3

Работа и энергия в механике. Закон сохранения механической энергии.

11

4

7

Статика и гидростатика.

8

3

5

Основы молекулярно – кинетической теории.

10

4

6

Основы термодинамики.

10

4

6

Электрическое поле.

10

4

6

Законы постоянного тока.

10

4

6

Электрический ток в различных средах.

4

3

1

Итого

106 часов

44 часа

62 часа

Образовательные технологии, которые я использую в своей работе:


Проектное обучение - развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;


Информационно-коммуникационные технологии - активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения, внеурочных мероприятиях;


Здоровьесберегающие технологии – формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.


Результат использования технологий- стабильная 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!