Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
Зайцева Елизавета Алексеевна
2022-2023 учебный год
Содержание программы курса
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка.
3. Содержание программы.
4. Учебно-тематическое планирование.
5.Календарно-тематическое планирование.
6.Список литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа разработана на четыре года обучения.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах
управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих
принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках,
страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов,
навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки
на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного
инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в
будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представлении информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы организации учебных занятий:
Беседа, коллективная, групповая, индивидуальная, игра, практикум
Основные виды деятельности учащихся:
Познавательная, игровая, ценностно-ориентированная.
Ожидаемые результаты обучающихся:
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
Результат 1-го года обучения:
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы
Формы подведения итогов реализации программы
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Содержание программы
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в библиотеку
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Я и моя семья | 9 | 4 | 5 |
2. | Моё и чужое | 6 | 4 | 2 |
3. | Почему люди трудятся | 10 | 4 | 6 |
4. | Все работы хороши | 8 | 3 | 5 |
| Итого | 33 | 15 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Форма проведения | Планируемые результаты | Дата |
план | факт |
Я и моя семья (9 ч) |
1 | Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. | Беседа. | Сравнивают качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». Осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. | 03.09 | |
2 | Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. | Беседа. | 10.09 | |
3 | Важность уюта, целесообразность порядка в доме. | Беседа. Игра. | 17.09 | |
4 | Игра: «Генеральная уборка» | Игра. | 24.09 | |
5 | Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. | Беседа. | 01.10 | |
6 | Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. | Беседа. | 08.10 | |
7 | Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. | Беседа. | 15.10 | |
8 | Игра: «Я — хозяин большого дома | Игра. | 22.10 | |
9 | Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья» | Презентация | 29.10 | |
Моё и чужое (6 ч) |
10 | Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. | Беседа. | Умеют обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. | 12.11 | |
11 | Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). | Диспут. | 19.11 | |
12 | Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. | Диспут. | 26.11 | |
13 | Как нужно относиться к своей и чужой собственности. | Беседа. | 03.12 | |
14 | Игра: «Страна Обмения». | Игра. | 10.12 | |
15 | Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ | Презентация | 17.12 | |
Почему люди трудятся (10 ч) |
16 | Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. | Викторина. | Понимать важность и необходимость труда в жизни людей; объяснять смысл пословиц и поговорок о труде; проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. | 24.12 | |
17 | Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. | Игра-соревнование | 14.01 | |
18-19 | Ценность труда людей разных профессий. | Беседа. | 21.01 28.01 | |
20 | Экскурсия в библиотеку. | Экскурсия | Понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. | 04.02 | |
21- 22 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | Беседа. Игра. | 11.02 25.02 | |
23 | Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | Беседа. Игра. | 03.03 | |
24 | Темы проектов: «Профессии в моей семье» | Презентация | 10.03 | |
25 | Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся». Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». | Презентация | 17.03 | |
Все работы хороши (8 ч) |
26 | Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). | Игра. Конкурс. Рисунки. | Уважать труд людей разных профессий; классифицировать профессии по предмету труда; рассказывать о профессиях. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. | 24.03 | |
27 | Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). | Викторина. | 07.04 | |
28- 29 | Как люди выбирают профессию. | Беседа | 14.04 21.04 | |
30- 31 | Профессии членов семьи. | Беседа | 28.04 12.05 | |
32- 33 | Как люди получают профессию. Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» | Презентация | 19.05 26.05 | |
Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.
5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-
пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.